Ленин и деньги. Часть 2

Аркадий Куратёв
Ленинский аскетизм Горький несколько преувеличивает – Владимир Ильич любил комфорт. Как и сам «буревестник революции», шлифовавший образы Ниловны и Павла Власова  на Капри - из окон виллы открывался роскошный вид Тирренского моря.  Гостил у Горького и Ленин, отдыхая и играл в шахматы с Богдановым.
Мне довелось там побывать и увидеть эти красоты. От крепких выражений я, естественно, не удержался, за что и получил от жены выволочку: «Ругаться не хорошо». Это верно – время этих борцов за народное дело давно прошло.
Движемся дальше – если Ленин вел достаточно скромный образ жизни, зачем же были  значительные средства? Каково их назначение?
Деньги – предмет капризный - больше всего они любят банковскую тишину. Авантюризма практически не приемлют и жестоко мстят за него. На невнимательное отношение обижаются и незаметно исчезают. Но они весьма терпимы к тем, у кого есть серьезная цель и кто к ней стремиться всей своей сутью. Такая цель у Ленина как раз и была. И вот как её сформулировал Михаил Сергеевич Восленский, советский историк, философ и социолог в известном труде «Номенклатура» (1970):
«Ленин любил говорить, что в политике всегда важно найти основное звено, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь. Таким звеном в его плане было создание «организации профессиональных революционеров». Это был для Ленина рычаг Архимеда: «… дайте нам организацию революционеров – мы перевернем Россию!».
Подборка, обучение и воспитание кадров профессиональных революционеров - проф –революционеров – это требовало и огромной организаторской работы и больших денег. Важно отметить, что Ленин здесь не рассчитывал на рабочих – не только потому, что эту категорию  не жаловал вообще, но из чисто практических соображений: «Сколько-нибудь талантливый и «подающий надежды» агитатор из рабочих не должен работать на фабрике по 11 часов. Мы должны позаботиться о том, чтобы он жил на средства партии».  Поэтому не рабочие, а именно «партийные иждивенцы» принимали  решении о восстании, полностью изменившем жизнь страны. На «тайною вечерю» 10 октября 1917 г. на питерской квартире Николая Суханова собрались Ленин, Зиновьев, Каменев, Троцкий, Сталин, Урицкий, Дзержинский, Коллонтай, Бубнов, Сокольников, Ломов, Свердлов. По иному счету: четверо дворян, семеро выходцев из состоятельных или зажиточных семей и только один представитель низшего сословия – сын сапожника. Как мы видим – ни одного рабочего в числе тех, кто планировал использование «гегемона» в качестве главного двигателя революции. И всё для того «чтобы победила пролетарская революция. Что же принесет революция? Главное в революции … это вопрос о власти. После пролетарской революции власть перейдет в руки пролетариата в лице ее авангарда. А кто этот авангард? Авангард … это партия, ядро которой составляет организация профессиональных революционеров» (М.С.Восленский, «Номенклатура»).  Заметили? Не рабочие, не крестьяне - отнюдь.
А партия, как же она?  РСДРП ( Российская социал – демократическая рабочая партия) и организация профессионалов революции совсем не одно и то же. «Партия и Ленин – близнецы-братья» - поэтическое преувеличение; на самом деле была организация и подчиненная ей партия.  Ленин видел в партии исключительно боевой отряд исполнителей, проводящих линию высшего руководства без обсуждений и размышлений - этих членов объединял символ (б) - большевики. А вот людей пришедших в партию по убеждениям отмечали символом (м) - меньшевики. Идеологических расхождений, по существу, между ними не было, но организационно они размежевались полностью. 
Посмотрим партийные списки за 1917 года: в феврале – 24 тыс. большевиков. Скорректировав их на треть получим цифру   реальных «проф - революционных штыков» - 18 тыс. Это очень много! Для сравнения отметим, что в современной 144-миллионной России явных проф-революционера всего три – Э.Лимонов, А.Навальный, С.Удальцов - а сколько усилий прилагает власть для их нейтрализации? 
Конечно, каждый проф-революционер нуждался в достойном содержании:  трехкратном питании, добротной одежде, приемлимом жилье, комфортном перемещении в ходе деловых поездок, что соответственно и обеспечивалось.
Мы приходим к выводу, что финансы, истраченные на подготовку кадров проф-революционеров, полностью оправдали себя. Ленин зарекомендовал себя эффективным менеджером – так нынче говорят. Уже в июле численность большевиков достигла  240 тыс. человек, а там и победа восстания была не горами. Вопрос о власти был решен.
Время, однако, безжалостный насмешник. К моменту перестройки КПСС, казалось раз и навсегда отделавшаяся и от (б), и от (м), партия на самом деле состояла из большого количества меньшевиков - то есть кандидатов, пришедших в партию по убеждению. И справиться с ними уже не смогла – предпочла перестраиваться.  Но эта иная тема. А в следующей части мы поговорим о деньгах конкретнее. С персоналиями.