Смартфон-советник

Владимир Сандовский
Смартфон-советник
----------------------------

Предисловие к рассказу и краткое изложение его начала

Меня всегда привлекала тема «разбитого корыта» со всеми её подтемами, интересовала тема «зарезанной курицы, несущей золотые яйца», и привлекала тема средне-статистического человека. Вот, тема гения, на мой взгляд, совершенно неинтересна. Что может гений кроме очередного, никому ненужного открытия? Ну, получит Нобелевскую. Он, а не вы и не я. Кому из нас это нужно? А средне-статистический человек, середнячок, — это именно то, что нужно всем. Золушки, — любых разновидностей, брюнетки и блондинки, любой степени загрязнённости, и уж никак не из верхних эшелонов власти, — всегда вызывали интерес у принцев всех мастей. И олигархи часто женятся на своих молодых домработницах, или молодых репетиторшах для своих сынков и дочек, или на молодых супермоделях, причём, из самых средних, неимущих классов. В свою очередь, и бриллиантовые олигарши тянутся к своим водителям, охранникам, стриптизёрам и прочим представителям среднего происхождения. Что касается начальниц, имеющих в своём подчинении молодых, симпатичных подчинённых, то... Нет, что ни говори, а средне-статистический человек, занимающий среднюю ступеньку социальной лестницы — самый интересный кандидат на должность персонажа в любом литературном произведении, любого жанра.

Как я уже сказал выше, меня привлекает тема «разбитого корыта». Эту тему можно обозначить в виде правила: если судьба даёт нам счастливый шанс для устройства жизни или большой выигрыш в рулетку, мы размениваем этот счастливый шанс на всякую мелочь, а большой выигрыш проигрываем. Возможно, из этого правила есть исключения.

В этом рассказе главный герой, — вернее, героиня, — обычная девочка четырнадцати лет, обычной внешности, с обычным обаянием юности и обычными интересами. Девочку зовут Римма. Так получилось, что она потеряла дорогой смартфон, возможно, его украли. Этот смартфон Римме был подарен родителями на день рождения и вот... Словом, обычная неприятность. Нужно как-то выкрутится перед родителями с этим потерянным или украденным смартфоном, и Римма заходит в торговую лавку с вывеской: «Старая электронная техника». Заглянуть туда посоветовала её лучшая подруга, с которой она поделилась своим горем.

В торговой лавке Римма видит устаревшие модели смартфонов, дешёвые по цене. Она выбирает один из них и и хочет купить. Старый продавец, в силу жизненного опыта, видит в девочке Римме существо незащищенное, нуждающееся в опытном наставнике, советнике. Он предлагает Римме купить другой старый смартфон, по цене в два раза дороже. В этот смартфон его бывший пользователь когда-то вложил программу «A.I.», что в переводе с английской аббревиатуры означает «искусственный интеллект». Из-за дороговизны смартфона с программой «эй-ай» Римма отказывается от этой покупки и продавец предлагает оплатить этот смартфон по частям: половину цены сейчас, вторую половину после теста-испытания, который назначит сама Римма. Она соглашается. Продавец предупреждает, что программа «эй-ай» обладает всеми качествами человека, и с ней нужно общаться голосом, как с очень умным человеком, и ни в коем случае не затрагивая его личность. Римма оплачивает покупку согласно договора и покидает лавку. Теперь в руках Риммы электронный советник, который должен помочь устроить её судьбу.
 
Предисловие к рассказу завершено. Краткое изложение его начала тоже. Переходим к главной части рассказа, большей частью состоящего из диалога.

          ***   ***   ***   ***   ***

Римма вышла из лавки, рассматривая на свету старый, потёртый, с царапинами на экране смартфон, сморщила носик. Щёлкнула ноготком стартовую кнопку. Засветился сенсорный экран, разделённый на квадратики-опции. Самый нижний из них, правый — голубой, с красными буквами «AI». Осторожно ударила по нему ноготком.

Экран вспыхнул ровным, голубым цветом, и яркий, красный текст объявил: «Программа A.I. готова к работе. Включите интернет. Назовите себя».

Римма поднесла смартфон к губам, неуверенно сказала:
— Я... Меня зовут Римма.
— Я понял, вас зовут Римма, — ответил смартфон ровным, без всяких интонаций голосом.
— А... Что я ещё должна сказать?
— Сколько вам лет. Чем занимаетесь. Адрес вашей странички в соцсетях.
— Мне четырнадцать. Я учусь, заканчиваю седьмой класс. Адрес странички... я настукаю, — можно?
— Вы хотите сказать, — напечатаете?
— Ну да, напечатаю.
На экране высветилась сенсорная клавиатура. Римма напечатала адрес, спросила:
— А можно на ты? Я так с друзьями привыкла общаться. На вы как-то не вставляет.
— Вы хотите сказать, чтобы я и вы, Римма, общались в дружеской форме на ты?
— Точно! Мы же друзья?
— Да, мы друзья.
— Класс! Как тебя зовут?
— Имя можешь дать сама.
— Можно, я буду называть тебя Советник?
— Можно.
— Тогда ответь, как тебя зовут?
— Советник.
— Класс! Ты мой друг, Советник, и я буду спрашивать у тебя советы.
— Ты мой друг, Римма. Я готов слушать тебя и отвечать на твои вопросы.
— А какие вопросы я могу задавать тебе?
— Любые.
— И ты ответишь на любой вопрос?
— Ответ ты получишь всегда.
— Круто! Ты настоящий друг, Советник!
— Я твой друг.
— У меня проблемка. Я должна заплатить за тебя, а денег у меня нет. И что мне делать?
— Заработать.
— Во-о! Я не знаю, как заработать.
— Я дам рекомендации. Ты должна их выполнить.

На этом месте, дорогой читатель, можно сделать паузу. Диалог между Риммой и Советником будет касаться небольших, вполне легальных посреднических продаж через интернет. Советник, обладающий аналитическим умом и выходом в интернет, легко рассчитал торговую комбинацию, которую без проблем смогла осуществить Римма. И через три дня она заплатила свой долг за смартфон.

После этого серьёзного испытания Римма прониклась большим доверием к Советнику. Ещё бы! Теперь ей не страшны любые долги. Да, она должна была некоторые суммы своим подругам, но теперь... Теперь, в субботний день, все тревоги о долгах можно отложить в сторону и заняться проблемами личной жизни.

— Как пройдёт для меня сегодня вечеринка? — спросила Римма своего нового друга, Советника.
— Всё зависит от тебя.
— Это значит, что будет так, как я захочу?
— Это значит, что ты определяешь причину, а причина определит следствие.
— Я не понимаю.
— Задай конкретный вопрос.
— Я встречусь с парнем, с которым хочу?
— Возможно.
— А что может помешать встрече?
— Назови имя и фамилию парня. Я должен получить информацию о нём в соцсетях. Это займёт некоторое время.
— Только побыстрей! У нас вечеринка через два часа с минутками.
— Мне нужно семь минут.

Через семь минут Римма узнала, что парень, Артур, который её интересует, ведёт давнюю переписку с одной девочкой, Ингрид, о которой Римма ничего не знала. И Артур будет с Ингрид на вечеринке, которая для Риммы очень много значила.
— Ах, вот оно что!... Ингрид... — Римма задумалась. — Что я должна сделать, чтобы она мне не мешала?
— Убрать с дороги.
— Как это убрать? Убить?
— Решение принимаешь ты.
— Я не хочу никого убивать. Посоветуй другое.
— Найди другого парня.
— Я не хочу другого. Мне нужен Артур! А его держит Ингрид.
— Найди для Ингрид другого парня.
— Другого? Подожди, мне надо подумать. Нет... ничего в голову не лезет. А ты что посоветуешь?

— Ингрид переписывается с Себастьяном. Артур ничего не знает. Я отправлю сообщение Себастьяну, что Ингрид приглашает его на твою вечеринку. Они встретятся и Артур об этом узнает.
— Советник, ты классный! Артур такого ей не простит. Подожди... там ещё есть Каролина... Точно! Она будет его клеить!
— Не понимаю. Что значит клеить?
— Ну... приставать, на шею вешаться, мешать мне общаться с Артуром. В общем, её надо убрать с дороги. Советник, как мне это сделать?

— Есть много разных способов.
— Мне самый простой и надёжный.
— Если она заболеет, то не сможет придти.
— А как это сделать, чтобы заболела?
— Назови её слабые стороны здоровья.
— Заболеет... заболеет... Ах, да! У неё аллергия на грецкие орехи! Если я подсыплю ей толчёный порошок из грецких орехов в мороженое, она заболеет?
— Да.
— А... Она не умрёт?
— Возможно.
— Я не хочу, чтобы она умирала!
— Решение принимаешь ты.
— Сколько я должна насыпать порошка из орехов?
— Моя программа заблокирована для рецептов ядов и дозировок.
— Тоже мне, советник!... Ты же сказал, что ответишь на любой мой вопрос.
— Я сказал: ответ ты получишь всегда. Я ответил.
— А если половину чайной ложечки? Это много?
— Возможно.

— Какое же ты гэ!... Как трудно говорить с тобой...
— Ты можешь печатать текст.
— Ага, сейчас, разбежалась! Вот тебе, выкуси! — Римма сложила пальцы в фигу и ткнула в экран.
— Я не могу видеть изображения. Скажи словами.
— Это очень сложное изображение, комбинация из трёх пальцев. Словами не объяснишь. Если по-другому, то ты гэ на палочке.
— Не понимаю.
— И не поймёшь. Для этого надо быть человеком.
— Я программа, наделённая человеческой логикой.
— Дура, ты, Советник! Дура мужского рода! Запиши в свой словарь: Советник — дура!
— В моём словаре слово дура означает оскорбление.
— Какой умный словарь! Умнее, чем ты!
— Возникла проблема общения. Я понял. Римма, вам нужен словарь. Отключаю программу исскуственного интеллекта. Через десять секунд вы можете пользоваться словарём.
— Ох, ты!... Уже на вы? Выколка... Эй, Советник! Советник!... Чего молчишь?

Римма потрясла смартфоном. Постучала ноготком по экрану.
— Советник!
Смартфон молчал. На его сенсорном экране безмолвно моргал текст сообщения: «Работа программы "A.I." заблокирована.  Включите опцию Большой Словарь».

4 октября, 2017 г.
В. Сандовский