ЖИЛИ - БЫЛИ ДЕД ДА БАБА...

Татьяна Терлецкая
В маленьком домике на высоком берегу быстрой речки жили-были поживали дед Андрей да баба Надя .Поживали – добра не наживали . С устатку попивали . Не по- черному , а так , для поднятия духа . А что еще делать? Дочь , единственная дочка – умница , красавица – выросла , выучилась и уехала далекО далЕко . Оставила стариков одних  и не приезжала.

ДалекО- далЕко за лесами , за полями , у моря синего раскинулся тот град великий куда дочь уехала . Северная Пальмира называется . Великан этот , сияющий  огнями , кипящий страстями , бурлящий событиями , манил к себе многих обещаниями лучшей доли и безграничными возможностями , а уж если кто попадался в его хитро расставленные сети , то обратной дороги  в размеренную крестьянскую жизнь не было  – не так-то просто было вырваться из цепких объятий удобной городской жизни  . В эти-то  сети и попалась наша умница да красавица .И  не  она одна .

В погоне за призрачной легкой жизнью  молодежь  из деревни уезжала массово . В селе закрылась начальная школа , в которой местная детвора училась до четвертого класса , прекратила работать почта , клуб развалился по бревнышку . Дома заколачивались , ветшали без хозяев и уходили венцами в землю . Снизу , от реки , все меньше и незаметнее были видны козырьки серых , покрытых мхом , крыш . На том краю деревни , где жили наши дед с бабой , в конце концов, остались только они , да еще одинокая баба Оля в соседнем доме .

В такой компании – на троих  – они и зимовали долгие Российские зимы .

Обычно ,переделав свои крестьянские дела , они сходились вечерком  на скамеечке под бузиной , наблюдали как солнце садится  и  разговоры разговаривали . Погоду на завтра определяли по закату  – если солнце садится в тучу , значит завтра будет дождь , а если солнце очень красное и небо чистое , значит дождя не будет , но будет  ветер . За бутылочкой вспоминали былое  , обсуждали последние новости , которые сорока на хвосте принесла или радио рассказало , бывало, спорили , выясняли отношения , делили неделимое , потому что делить –то им было нечего .

Их когда то большое и зажиточное село  стояло на высоком песчаном берегу реки Мсты , вытянувшись рядом крыш вдоль нее  и называлось незатейливо  : Новое село . Когда-то , эдак лет триста тому назад , оно было основано переселенцами из Новоселиц ( основаны в 1583 году) , которые по неизвестной ныне причине не смогли там обустроиться , спустились ниже по течению  и построились на новом месте , сохранив смысл прежнего названия .

Во времена о которых пойдет речь , ничего нового в этой деревне не осталось. Это был глухой безлюдный тупик . Сообщение с миром осуществлялось в основном  через реку  . Автодороги  не было .Грунтовка , проходившая через деревню , была пригодна только  для тракторов , которые работали на колхозных полях по берегу реки да вокруг деревни , а за полями начинался лесной массив .

Природа , окружавшая деревню была чиста , первозданна и необычайно красива . С высокого берега открывался великолепный вид на изгибы реки до горизонта . Поля вокруг благоухали травами ,были просторны , свежи и воздушны . За деревней темной зеленой массой вставал сосновый бор , добавляя в воздух аромат хвои и грибницы .
Берега речки были песчаными с небольшими заводями , в которых на мелководье резвились стайки пугливой мелкой рыбешки.
Завершала картину всепоглощающая  особенная тишина , когда  звуки есть а шума нет   . Только ты и что-то большое , тихое , бессловесное , но живое вокруг тебя .
Вот от этой то благодати и не хотели уезжать старики  , не могли изменить свой привычный уклад жизни , проходивший в гармонии с окружающей их природой.
 
Дед Андрей ,пока был в силе, подрабатывал в колхозе на сенокосе . Ему на время страды  выделялась лошадь и косилка . Он эту косилку ремонтировал , готовил к работе , запрягал в нее лошадь , и , чувствуя значимость своего труда , заготавливал сено для колхозных коров , а заодно  и для своей коровы Милки .

Домишко у деда Андрея с бабой Надей был небольшой – на три оконца . Перед домом , как полагается – палисад с цветочками за штакетником  .Напротив дома , чуть ниже по склону к реке в углублении стояла их банька , которая топилась по  по-черному .Воду в баньку носил дед от реки , а дрова для бани добывал  зимой в лесу , запрягая ту же лошадку что и летом . Еще в хозяйстве у них была корова , с десяток кур и огород  .
Свой нехитрый крестьянский быт , вели они кое-как , особых усилий не прикладывали . Что природа даст – то и слава богу .Милка давала молоко , курочки – яйца , огород – овощи , лес- ягоды и грибы , река- рыбу .
Соседи, приезжая по- выходным  из города на малую родину , привозили деду с бабой бутылочку , селедочку и прочие городские лакомства за то , что дед в их отсутствие присматривал за огородами .
Была , правда, у деда Андрея маленькая слабость : любил он  прихватить то , что плохо лежало ( а вдруг в хозяйстве сгодится!) , но если попадался – отдавал все безропотно .
Денег за свои услуги дед Андрей никогда не брал .  Баба Надя делилась с соседями  молоком и яйцами и тоже за это денег не брала .А по субботам , натопив баню , они приглашали желающих попариться . Делали  это просто , от души , без всякого стяжательства и какой-либо подоплеки . Бесхитростные , простые и вечно пьяненькие .
Бывало , дед гонял свою бабку от избытка чувств , но та деду не уступала , наскакивала на него в ответ  и попрекала какой он был ходок когда-то , да и сейчас не проч , вспоминала ему старые обиды  .
Выясняли они свои отношения часто и , казалось , испытывали удовольствие от того , что им все еще есть что выяснять .
Они , конечно , любили друг друга и жить друг без друга не могли .

Баба Надя ушла первой . Скоропостижно . Неожиданно быстро .Пьяненькая она полезла в погреб , упала и разбилась .

Дед Андрей в один миг остался один , без любимого компаньона и душевного собеседника в пустом холодном доме .

Наблюдая как любимая Надюшка уходила в землю на погосте , он не плакал , застыл , окаменел  - представлял как они встретятся  и пить почти бросил – без своей половинки даже горькая была ему не в радость .

Однажды в субботу , истопив баню , он пошел мыться и уже не вышел из нее на своих ногах , его вынесли соседи , обеспокоенные его долгим отсутствием .
В сознание дед  больше не пришел , его душа спешила к своей бабке .

Хорошие люди так и уходят : быстро , без мук , не создавая проблем  -  как жили .

Дочь  проводила его в последний путь и поспешно продала родительский дом по сходной цене  городскому дачнику.

 Прошли годы . В старое Новое село пришла совсем другая новая жизнь .Деревня вновь начала строиться , обновляться .
Только теперь удобные красивые современные дома- коттеджи строились не для работы и жизни на земле , а для отдыха и релаксации богатых нервных озабоченных проблемами дачников .
 Они оккупировали бывший ранее глухим девственный уголок природы .
Их дома своими высокими красными крышами и широкими плечами этажей закрыли вид на реку с высокого берега ,
их высокие заборы перегородили свободное пространство полей ,
их моторы  нарушили первозданную тишину ,
а  выхлопные газы их машин испортили пряный воздух  .

Дух стяжательства и потребительства поселился в этих местах .
«Чу;дище о;бло, озо;рно, огро;мно, стозе;вно и ла;яй» — эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»,
что означает: «Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее»

Грибы и ягоды  в лесу извелись  , речные песчаные берега начали мелеть и затягиваться илом .