Та ли профессия?

Валентина Хрипунова
Иногда в жизни встречаешь человека, смотришь, как он работает и сознаёшь, что нет души и творческой искры в его деятельности, а ведь многие профессии без этого существовать не могут. Особенно если дело касается детей. Сухой и жесткий педагог, как бы хорошо не владел предметом, не привьёт школьнику любовь к науке. Учитель у доски - кладезь знаний и старший друг, и строгий наставник, и ученик - иначе ребёнок ему не поверит и не проникнется желанием учиться и развиваться, а это главное для формирования будущей личности. Иногда преподаватель вызывает в школьнике настолько противоречивые чувства, что подросток теряет ориентир и в его сознании расплывается понятия о корректности поведения наставника. Как после этого выражать уважение?

Мы переехали в другой город. Новая школа, новые одноклассники, новые учителя. Страшно все время! Как на тебя посмотрят? Как примут? Прошли первые два урока. Приближалась география. Ученики как-то подозрительно ёжились и шушукались. Мне нравились устные предметы - сидишь слушаешь интересный материал и факты, которые аккуратно укладываются в голове, и дома уже не надо сильно напрягаться и зубрить.

Начался урок. Учитель - красивая статная женщина с аккуратно заколотыми пышными волосами, в строгой юбке и цветастым платком на плечах, начала излагать тему и произвела очень приятное впечатление - вот он идеальный образ педагога. Предмет она знала блестяще. Потом Раида Павловна начала вызывать к доске и задавать вопросы по прошлогоднему материалу. Вызвала она и меня. Я вышла. Вопрос не вызывал затруднений и я спокойно начала говорить, оглядываясь на карту, но тут раздался такой неожиданный крик: "Разве так я Вас учила отвечать? Как надо работать с картой?" Лицо её мгновенно покраснело и скривилось. Из степенной женщины она превратилась в Медузу Горгону. В критических ситуациях я чаще всего впадаю в ступор, но тут от неожиданности просто окаменела и ничего уже не понимала - я же знаю тему, у меня пять по географии - почему на меня кричат?

Кто-то из детей сказал, что я новенькая, из другой школы. Тут я поразилась второй раз: географичка с крика резко перешла на тихий сюсюкающий голос, словно я умственно отсталая девочка трёх-четырёх лет. Мне уже было все равно, что и как объясняют, хотелось домой, а ещё лучше в нашу старую родную квартиру и школу, где все знакомо и понятно. Учительница разрешила сесть за парту и дожить до конца урока. Её побаивались все ученики. Резкие выпады и смена настроения держали в напряжении детей. Любимчиков не было. Могла жестоко высмеять неготового к уроку подростка и только потом поставить два.

Прошло время. С Раидой Павловной общий язык нашла. Оценки стали хорошие, но предмет перестал увлекать.

К некоторым особенностям новой школы я не смогла привыкнуть до конца учебы, но была там очень хорошая традиция - каждый год проводился фестиваль. Ученики ставили сценки, танцы, выдвигали чтецов и певцов, а в конце по совокупности оценок в разных номинациях определялся класс-победитель. Дети с восторгом ждали очередного творческого праздника.

В один год класс под руководством Раиды Павловны ставил сказку про Федота стрельца и роль Бабы-Яги учительница взяла на себя. Её всегда уложенные волосы торчали паклей, платок перекочевал под искусственный горб. Женщина хромала по сцене и её трудно было узнать. Стихотворный текст выдавался хриплым голосом с паузами и акцентами, как у профессиональных актеров. Это был её звездный час! После окончания постановки дети хлопали и скандировали: "Браво, Раида Павловна!"  В тот момент ей простили все часы напряжения, тревоги и страха, накопившиеся за годы учебы. Никто не ожидал от неё такого талантливого исполнения. Комплименты сыпались на учительницу! Коллеги поздравляли и вспоминали её успех спустя недели после выступления. Женщина ожила словно!

Через эту постановку и совместную работу с детьми она смогла найти подход к своему классу - они её стали уважать. Потом часть уроков педагог стала проводить в виде викторин, задавала детям готовить проекты по краеведению.  Стало гораздо интересней, но любителей географии в нашей школе я не встречала.

Запомнилась мне Раида Павловна своим противоречивыми гранями характера и образа в целом. Иногда думаю, может она просто не ту профессию выбрала?


P.S. Решила добавить свой ответ на отзыв Позднякова Евгения 18.11.2017г. Благодарна ему за то, что натолкнул на эти размышления!!!
"Спасибо, Евгений, за отзыв!
Уже опубликовав миниатюру, подумала, что учительница была на своём месте и природная артистичность ей помогала захватить внимание учеников!
Просто в тот период 91-95гг находилась в состоянии стресса!
многие люди теряли ориентир. Они резко лишились стабильности советского уклада и были совершенно не готовы к тому, что профессия их не может кормить. Очень много талантливых педагогов ушло из школы. Всеми ранее уважаемые учителя, врачи, библиотекари, научные сотрудники лишились своего статуса в обществе, потеряли авторитет! Критерием оценки успешности человека стали деньги! проффесонализм, ученые степени, душевные качества резко обесценились. Общество одичало! Многие женщины (по своей маме помню) испытывали постоянную тревогу от мысли, что не могут нормально накормить и одеть своих детей!
Жаль только, что в случае учителей, их психологическое состояние отражалось на детях!
С уважением!"