Врачей надо слушаться!

Любовь Матвеева-Поротикова
               
                "Здоровому и горе - не горе, и беда - не в зарок",
                «Здоровью цены нет» (русск. пог.)

            Ласковым и приветливым мальчиком рос Данияр – единственный сын у своей матери Розы, хирургической сестры Областной детской больницы города Петропавловска. Он не проносился галопом мимо старушек на лавочке – наших состарившихся матерей. Любил с ними посидеть, послушать их нравоучительные речи, даже пообниматься и поцеловаться, за что мы, дети этих пожилых женщин,  были ему благодарны - старушки так нуждались во внимании!
           Шло неумолимое время. Наши матери постепенно "уходили", мы старели, а Данька, как ласково называла его Роза, вырос в красивого целеустремлённого юношу, поступил в Карагандинский Медицинский Институт. Теперь мы видели его редко.
           - Данияр, где находится у человека печень? – по своему обычаю задирать молодёжь спросила его как-то.
           - А мы ещё не проходили! – был ответ. Ничего себе - "не проходили"!.. А учится уже на втором курсе!
           Роза много-много лет отправляла сыну деньги и посылки. Работала она на двух, на трёх работах – где-то дежурила, ухаживала за больными на дому, работала горничной, кому-то делала уколы и инъекции приватно, продолжая трудиться в хирургическом отделении главной медсестрой. И хоть была молодой женщиной, никогда, ни разу мы не видели рядом с ней ни одного мужчины. Всегда озабоченная, всегда утомлённая, всегда спешащая, на лице - ни тени косметики. Только сын Данька был светом в её окошке!
            Во времена студенчества сына - долгие годы - частенько к подъезду подъезжала нанятая машина, в которую с пятого этажа из их однокомнатной квартирки сносилось множество заранее приготовленных Розой пакетов и мешков -  родители нескольких студентов скидывались на такси, чтобы отправить "гуманитарную помощь" в Караганду. Да мы, соседи,  передавали нашему студенту по баночке какого-нибудь домашнего варенья, печенья, а чаще свои приветы. Теперь уже пришёл наш черёд сидеть на лавочке у подъезда, но у Розы, по-прежнему, никогда не было минуты присесть с нами. Только на ходу она приветливо и откровенно делилась ходом учёбы Данияра - обожаемого сына. 
             И вот парень вернулся дипломированным специалистом в родной город Петропавловск. Работает терапевтом в детском отделении новой, третьей поликлиники. Это красивое, современное здание, расположенное на опушке берёзового леса. И мы туда же ходим по своим делам. Заходила посмотреть на нашего молодого врача в его новеньком кабинете.
            - Я больше люблю работать с больными в стационаре – в Третьей Областной больнице, - пооткровенничал он со мной. Данияр доволен тем, как его приняли коллективы обеих больниц, да можно было и не сомневаться – при его-то характере! Душевный и неконфликтный, он поладит хоть с кем! Работает наш молодой сосед, как и мама, в нескольких местах, и зарплатой доволен – особенно после стипендии-то... Он уже приобрёл себе скромную машину, чтобы было удобно поспевать везде. И первым делом обозначил свою готовность помогать людям на дороге - на переднем стекле можно увидеть знак "Красного креста" - мол, в машине врач!
            Представляю, как гордится Роза своим сыном! Но теперь мы её  совсем не видим – она по-прежнему много работает, уже хирургической сестрой в "Тубдиспансере", и живёт в другом месте. А в свою прежнюю квартиру Данияр привёл молодую жену, Асель. Она тоже медик. Теперь мне есть кому задавать каверзные вопросы на медицинские темы.
             - Данияр, - спрашиваю его как-то на ходу, - почему трупным ядом можно заразиться, работая в патологоанатомии, но не слышно, чтобы продавцы мяса им заразились? Они ведь тоже имеют дело с трупами, бывает, тоже ранят себя на рабочем месте?..
            Немедленно получаю грамотный ответ,и всё-таки думаю: ну какой он врач? Сколько надо ещё ему жить и учиться – и на своих ошибках тоже – чтобы стать по-настоящему грамотным врачом! Они и себя-то, врачи, не всегда могут вылечить…
            А вчера долго режу ледяной кочан капусты, принесённой с балкона, в холодной комнате – тоскуем без отопления, ещё не дали. И вдруг чувствую: большой палец на правой руке онемел! Взглянула – а последний сустав чёрный! Как я напугалась! Стала массировать, опускать в горячую воду! Насилу-насилу оттёрла! Стала звонить в поликлинику – да разве туда дозвонишься… Хорошо, что на сегодня я и так записана к своему терапевту – а это будет только в три часа дня!
           Пытаюсь сообразить, к какому врачу мне следует попасть на приём… Наверное, к кардиологу – ведь это кровь не поступает в сосуды… А ещё недавно кардиограмму снимала, и всё было в порядке! Ничего себе! Что делать? Этак утром проснёшься – а у тебя уже гангрена началась! Я в панике… Понимаю - ещё вчера я была счастливым человеком, у меня ничего не болело, и вдруг такая беда... Вон у соседки тёти Маши так же почернела нога в гипсе, туго наложили эскулапы после перелома, и она умерла от гангрены! Я уже чувствую близкое дыхание смерти! А мне...всего-то семьдесят на днях исполнилось! Я жить привыкла!
           Тут вижу в окно – учёный сосед! Выскакиваю в подъезд:
           - Данияр! Смотри, что делать? Отчего это может быть?
           Парень осматривает, ощупывает мои руки, они ледяные. Он озабоченно качает головой:
           - Возможно, это в шейном отделе позвоночника нарушилось кровоснабжение, вам надо записаться к неврологу!
           Ни минуты не поверила! «К какому неврологу,» - думаю я, - «и при чём здесь невролог? Мне надо к кардиологу!». Мчусь сначала к своему терапевту, потом записываюсь к кардиологу. Сижу, жду приёма.
           Передо мной два человека. У мужчины уже был инфаркт, женщина пережила инсульт. Мне не хочется слушать их упаднические разговоры, и я подхожу к плакатам. Признаки инсульта... "Онемение мышц"... Кажется, у меня признаки приближающегося инсульта... Читаю про инфаркт. "Потеря чувствительности"... Кажется, я левую пятку как-то нечётко ощущаю... Наверное, грядёт инфаркт... А что про сахарный диабет написано? И здесь - невладение мышцами, онемение... Уж не сахарный ли у меня диабет?..Да ну вас! Я здорова!
          Но вот я и у врача. Опытная медичка Соколова Елена Владимировна выслушивает меня, осматривает, и говорит:
          - Вероятно, это нарушение кровоснабжения в шейном отделе позвоночника. Надо записаться к неврологу!
          - У меня холестерин высокий. Что делать? Лекарства очень дорогие.
          - Поменьше жирного, соблюдайте диету, и про витамин "С" не забывайте - смородину, малину, фрукты, овощи!..
          Я успокаиваюсь. Да, диету я не соблюдаю - всё жареное ем, а между тем в холодильнике полно замороженных ягод с дачи... Ну, показалась врачу, и уже не страшно. Наверное, ножом передавила вену, да и холод собачий дома... «Уже всё прошло!» - думаю я, и строю планы на следующий день, без невролога.
         
          Вечером встречаемся с Данияром  у подъезда:
          - Тётя Люба, вы ходили в больницу? Что сказал врач?
          - То же, что и ты – нарушение кровотока в шейном отделе, сходить к неврологу, и побольше витамина "С"! А-а, уже всё прошло!
          - Надо сходить! И срочно! – авторитетно ответил Данияр, наш молодой сосед и дипломированный врач.

          А врачей надо слушаться, даже если они только что получили свой диплом…
         
          "На врача учиться сложно,
           Анатомию на пять,
           Помню, было невозможно,
           Трудно выучить и сдать.

           Там, где трупы в учрежденье,
           Человека мы строенье
           Изучали все отважно,
           Хоть в анатомичке страшно.

           Холодны апартаменты,
           В белом бледные студенты,
           Резкий запах формалина,
           Слёзы льются не картинно.
          
           Ямки, выпуклости, кости,
           Мы на ощупь вновь и вновь,
           Чтоб тянулись знанья в росте,
           Постигаем суть основ.

           Скрежет, скрип, скелет подходит -
           Я кричу от жутких снов,
           Руку он мою находит,
           И сжимает: "Будь здоров!"

           Крылья тянутся по следу,
           Мышцы, связки я учу...
           Сдан экзамен по билету...
           Всё смогу я. - Я лечу-у-у!..- написал молодой врач.

          На фото Данияр Бейсембаев, г. Петропавловск, Казахстан.