Диалоги об А. П. Гайдаре с Майей Пискаревой

Наталья Гвелесиани Годарова
       

               
                Наталья ГВЕЛЕСИАНИ

                ДИАЛОГИ ОБ А. П. ГАЙДАРЕ с МАЙЕЙ ПИСКАРЕВОЙ


Пискарева Майя Леонидовна (в крещении – Мария)(1963-2017) - исследователь темы гибели туристической группы Игоря Дятлова.

                О Майе Пискаревой

  Я все время в эти осенние дни вспоминаю Майю Пискареву – с тех пор, как узнала в сентябре о ее уходе.

Эти воспоминания о человеке, которого я знала только виртуально, стали неотступны. Даже ночью это не оставляет меня.
   Сразу же после известия пошла утром в храм, поставила свечу за упокой. Ведь Майя была очень верующим человеком. Смерть после продолжительной болезни  она приняла мужественно, как настоящая православная христианка. Стараясь не только не обеспокоить своих друзей и многочисленных знакомых, но и ободряя и утешая их, чтобы те не отчаивались.
 Как светло и вежливо сумела она попрощаться со всеми!.. Я никогда не видела ничего подобного.

Эта удивительная женщина, которой было всего 54 года, написала 2 августа 2017г :
".Прощайте все, помяните молитвой.
С уважением,
Р. Б. Мария".
И на следующий день - ее не стало.

Поэтому печаль моя светлая. Наверное, Майя так и хотела. Потому что от нее всегда исходил свет. Она была как добрый ангел. Всегда умела понять, ободрить, вовремя сказать что-то теплое, и всегда - с добрым, теплым юмором. Легкий человек - с прозрачной, кристально чистой, лучащейся душой. Истинный романтик.

Солнечный человек.

Мы познакомились с ней несколько лет назад в группе, посвященной творчеству М. Цветаевой, которую она любила. Переписывались не часто, лишь изредка – о Цветаевой, о детском писателе Аркадии Гайдаре. О религии… И о жизни вообще.

Когда я представляла себе своих виртуальных друзей, то это обычно, несмотря на то, что в друзьях у меня значатся человек 200 – было человек пять-шесть. И Майя входила в это число – по моим глубинным ощущениям.

Так получилось, что она стала первой читательницей моего неопубликованного романа о жизни и творчестве А. П. Гайдара.
По прочтении она навела меня на мысль, что в текст нужно добавить «Сказку о Принце Гайдаре» забытого писателя 19в Н. Вагнера, где в свернутом виде содержится сюжет всей будущей жизни Гайдара. Это просто мистика, и это заметила Майя.
(Гайдара я вспомнила не случайно.
Дело в том, что Майя очень любила его книги. Вот как об этом написала в переписке она сама:
«Мой любимый писатель детства. И сейчас иногда перечитываю трилогию про Тимура))»
Надо сказать, что круг ее литературных интересов был очень широк. И ко всему на свете она подходила с распахнутой душой).

Вскоре после того она наверное и заболела - как раз в тот период, как я теперь поняла, и обнаружилась болезнь. И потом мы уже и не переписывались, только иногда перебрасывались отдельными сообщениями.

О том, что она заболела - я не знала. И - не ожидала, совсем не ожидала увидеть ее последнего в жизни сообщения на ее странице в контакте. Поэтому и вышло, что я его, наверное, все-таки увидела, но - совершенно не поняла.

Я, скорее всего, тогда подумала, что она отправляется в поход на перевал Дятлова. Ведь не подумаешь же, что полный жизни человек (а она казалось мне только такой ) сообщает о своей грядущей смерти.
И я тогда так и не заглянула на ее страницу.

Но в сентябре мне приснился странный сон.
Будто я иду по Тбилиси (а я живу в Грузии) и вижу в одном месте, там где у нас памятник Пушкину - какой-то обелиск и на нем - имена. Очень много имен. Но эти имена как бы тонут в тумане. И только одно имя я увидела ясно - Майя Пискарева.
А под обелиском - выкопана яма. Но она пустая.
Я проснулась и стала думать, что не случится ли чего плохого с кем-то из моих виртуальных знакомых. Поскольку имена на обелиске стали ассоциироваться со списком виртуальных друзей на моей странице в контакте.
Но и тогда я не догадалась зайти на страницу Майи – ведь она была такой молодой, живой, искренней, полной жизни. Я и подумать не могла о том, что надо торопиться!... (Хотя тогда уже - было поздно).

Пересмотрев переписку с Майей, я нашла один момент, про который тоже совершенно забыла - в нем тоже упоминание Грузии и памятники. Майя писала:


«Когда-то в 1986-87 году мне вдруг до боли захотелось переехать в Грузию. Даже сама не понимаю. почему. Названия памятников сводили с ума. Но удержалась и не поехала)) А потом началось... Но это свое желание до сих пор помню. Что меня тогда позвало в Грузию, до сих пор не понимаю. Совершенно чужой мне менталитет)».

Светлая Память!
Я думаю, та яма возле Памятника бессмертному Поэту (в моем сне) была пуста потому, что душа Майи ушла в бессмертие!
Сентябрь 2017г


                Ниже я выкладывают отрывки из наших сумбурных диалогов о любимом писателе детства. Пусть они остаются такими, как и были - живыми , не причесанными.          


Мария
• А почему Гайдар? Где Вы собирали документы на Гайдара. Это ж надо хорошо знать его биографию.
Наталья
• Читала много чего в интернете. Меня эта его жизнь очень зацепила за живое.

     Мария
• Мой любимый писатель детства. И сейчас иногда перечитываю трилогию про Тимура))

Наталья
• я полгода читала инфо о его жизни и его книги.
• Ну вот... И я его любила)))

Мария
• Вам надо бы родственникам его написать. Сказать, что роман пишете. Они могут помочь.

Наталья

         О, нет... Там такая история, что, как пишет его биограф Б. Камов, его родственники инертно отнеслись к защите его имени... Да они, собственно, и не знают ничего, так как документов и воспоминаний нет
• Гайдар много-много раз лежал в психбольницах - он был травмирован войной.
• как сейчас афганцы или те, кто вернулись из Вьетнама
• но в советское время об этом не писали
• он все время еще был под угрозой репрессий

Мария
Ну еще бы, 16 лет парню было, попробуй, повоюй с бандами в белых перчатках.

Наталья


он писал зашифрованные дневники, жил как разведчик, чтобы не попасть под сталинскую машину

Мария
• А может, психбольницы были защитой от репрессий?

Наталья
Есть такая версия у меня - что иногда он туда сбегал от репрессий. Но в целом нет, так как он сам описал свои приступы в своей ранней повести "Всадники неприступных гор."
• взрослой повести

Мария
• Как интересно! Прям надо почитать про него. Когда напишете роман, скажете?

Наталья
• обязательно!
Я очень увлечена и все складывается в единую картину
• у меня вот эта статья – «Гайдар против Хайдара: история двух капитанов» написана про все это - там выше ссылка
• там то, чего не говорили раньше

Мария
• Один раз конечно же он лечился. И не один. А потом, как начались репрессии, он мог сам спокойно проситься лечь в стационар. Врачи наверняка знакомые были. А психически больных вроде бы не арестовывали.
• А как он погиб?

Наталья
• Это вы интересно так говорите... У меня была такая версия.
• но все-таки вряд ли
хотя и это может быть
• у него был знакомый врач - абрам моисеевич
• моисей абрамович, точнее))

Но на самом деле я пишу полуфантастический роман, там будут и отходы от биографии
Он сам так писал - отходил от документальной канвы в изображении исторических лиц
• он в партизанском отряде погиб

Мария
• Просто, читая много про репрессии, обнаруживала там странности. Можно было избежать их. Если человек заболевал психически, его уже не беспокоили. Как ни странно, но следователи должны были соблюдать закон. Показания психбольного могли разрушить следовательскую работу, они же там цепочками создавали контрреволюционные ячейки. А самого следака разрушение одного звена могло подвести под арест.
• Показания психически больного суд бы не принял. Было и такое. А это уже брак в работе следователя. Они там все страшно боялись. Надо было выбивать показания и стараться, чтобы добровольно признавались. Пытки не все применяли. За пытки могли потом самого арестовать как врага народа, если была бы разнарядка на следователей.

Наталья

Интересная версия конечно
Он сам описал свою болезнь еще до начала репресий - в 26 году. Сейчас скопирую:

• "Тук- тук-тук.

"Травма,- мелькнула у ме ня мыс ль. -Опять Мо исей Аб ра мо вич".

Я дол го смот рел на хо зя ина, по том ска зал ему:

- Это прой дет. Поз во ни те по те ле фо ну 1-43-62 и пе ре дай те, что я опять бо лен.

Дальше об рыв ки.

Помню: про хо дил день, нас ту па ла ночь, по том как буд то на обо рот.

Помню, у из го ловья по дол гу си дел ста рик, ус по ка ивал ме ня и рас ска зы вал. Рас ска зы вал он что-то стран ное: о ка кой -то гор ной , ди кой стра не, зам к ну той и неп рис туп ной.

- Откуда это?

- Это? Это из стра ны ры ца рей.

- Разве и сей час есть ры ца ри?

- Да, и сей час.

- А где?

- Там,-он мот нул го ло вой по нап рав ле нию к ущелью. -На до ид ти мно го-мно го дней в го ры. Но с этой сто ро ны ту да ник то не хо дит. Ник то да же нас то ящих троп от сю да не зна ет. Кро ме то го, эти лю ди не лю бят, ког да к ним при хо дят чу жие.

- Кто они?

- Они... хев су ры.

Доставали ка кие-то бу ма ги у ме ня из кар ма нов. Пи са ли ку да-то пись ма.

Однажды под ве чер я прос нул ся. То есть я и не спал вов се, но впе чат ле ние бы ло та кое, буд то прос нул ся.

"Рита! - вспомнил я с ужа сом. -Ри та! Что ты де ла ешь?"

В до ме бы ло пус то. По ры вис то встал, схва тил ка кой -то ме шок, су нул в не го нес коль ко чу ре ков. Снял со сте ны свой охот ни чий нож.

"Надо то ро пить ся! -по ду мал я. - На до ско рей спе шить, ско рей объ яс нить все!"

Я выс ко чил из до ма и не за мет но вы шел из се ле ния. В су мер ках быс т ро за ша гал по до ро ге. Про шел с вер с ту и вдруг опом нил ся.

"А ку да я, соб с т вен но, иду? К Ри те? Объ яс нять? А за чем? Сто ит ли? Да и поз д но уже, по жа луй , объ яс нять. Не сто ит. Но ку да же тог да? Ес ли ид ти впе ред не ку да, то об рат но нель зя. Но не сто ять же пос ре ди до ро ги!"

Я ог ля нул ся.

В су ме реч ной тор жес т вен ной ти ши не под за об лач ной вы ши ной тор чал хищ ный ко готь снеж ной пти цы - вер ши на да ле кой мрач ной го ры. Вни зу -чер ное ущелье, вни зу ле са.

"Там - та гор ная стра на, -по ду мал я. -Впро чем, все рав но!"

Не раз ду мы вая, не рас суж дая, я свер нул с до ро ги и быс т ро за ша гал в от к ры тую пасть за га доч но го ущелья.

Мне труд но сей час ска зать, сколь ко дней - че ты ре или шесть - я шел впе ред.»

• ЭТО ЕГО ТЕКСТ ИЗ ПОВЕСТИ,
НА САМОМ ДЕЛЕ ОН НИКУДА НЕ ШЕЛ, А ЭТО ЕМУ КАЗАЛОСЬ

• " Проснулся я от уко ла в спи ну. По вер нул ся, от к рыл гла за:

- Что это? На яву или опять гал лю ци на ция?

Прямо на до мною, воз ле двух ко ней , сто яли два спе шив ших ся всад ни ка -два сред не ве ко вых ры ца ря. Один из них, с тон ким яс т ре би ным ли цом, пе ре се чен ным шра ма ми, тро гал ме ня кон чи ком ос т ро го копья.

Лица обо их нез на ком цев вы ра жа ли изум ле ние и лю бо пыт с т во.

Я хо тел под нять ся, но ос т рие копья не поз во ли ло мне. Че ло век ска зал что-то сво ему то ва ри щу, по том под нял на до мной это уз кое ме тал ли чес кое ос т рие.

Меня по ра зи ло вы ра же ние ли ца это го че ло ве ка. С та ким вы ра же ни ем маль чиш ка сто ит в ле су над при кор нув шей яще ри цей и ду ма ет: раз бить ей го ло ву кам нем или не сто ит? Соб с т вен но, не к че му раз би вать, а мож но все-та ки и раз бить!...

Но дру гой от ве тил ему что-то и по ка чал го ло вой.

- Камарджоба! Ам ха на ко! - по-гру зин с ки ска зал я из-под копья"."

• ОН ТОГДА В ГРУЗИИ БЫЛ

Мария

Наталья, чтобы в 1937 году избежать ареста, надо к этому времени иметь стойкое алиби - настоящие документы о психическом заболевании. Историю болезни. А все это у Гайдара было. Даже если он и излечился частично, он мог в случае опасности лечь в любой момент в больницу на вполне законном основании. А обострилось заболевание. А пошли симптомы новые. Кто там выяснять будет, если врач со спокойной совестью напишет докладную в Нквд, что Гайдар болен и бесполезно у него что - либо узнавать.

Вы бы выяснили все случаи обращения Гайдара в больницу. По годам. По этим данным можно и версию разработать.

Наталья

Да, Майя, все может быть))

Мария
Наталья, я Вам советовала прочитать книгу Н. Громовой "Ключ. Последняя Москва"? Прочитайте. Интересная. Там и про Марину Цветаеву есть.

Наталья
 Майя, спасибо! Почитаю!

6 ноября 2014



ПОТОМ В ПЕРЕПИСКЕ НА ДАННУЮ ТЕМУ БЫЛ ПЕРЕРЫВ – ЗА ЭТО ВРЕМЯ РОМАН БЫЛ НАПИСАН.

26 февраля 2015

Мария
• Наталья, доброго Вам времени!
Могли бы Вы ответить на мои вопросы?
Они таковы:
1. Когда Голиков стал Аркадием Гайдаром, т. е. принял эту фамилию? Вы занимались биографией, наверно, знаете точно, в каком году.
2. Как Вы сами думаете, Тимур Гайдар - сын Аркадия, или же приемный сын?
3. Откуда появилась Альциона? Кто первый начал о ней говорить? Когда в 1993 г. я занималась астрологией, о ней никто не говорил.
• Спасибо!

Наталья
• Майя, спасибо Вам за чудесный отзыв о статье, который вы добавили на мою страницу в Самиздате!... Я не знаю, почему не добавлялся у вас комментарий к статье - я его добавила туда сама тогда...

Вы все точно заметили и подметили.
Также вы правы относительно версии, что двойника мог создать и Соловьев.
Такая версия правомерна тоже.
Но все-таки мне кажется, что - это скорее были "свои". Так как - насчет этого много писал биограф Гайдара Б. Камов - с первых же дней пребывания Гайдара в Хакассии на него стали приходить доносы. Таких доносов набралась целая папка. Доносы из окружения Гайдара... И интересно, что им дали ход не сразу. Сначала долго собирали...В ход они пошли только в самом конце, когда уже пришла пора снимать его с должности.

И потом - если бы такую операцию провернул Соловьев, то Гайдар бы, я думаю, не получил такого психического срыва. Он бывал и не в таких переплетах и уже привык и к крови, и к ужасам. Он сам был разведчиком и понимал, что значит военная хитрость. От того, что Соловьев его обыграл - он бы не впал в шок.

Логичнее предположить - в психологическом смысле логичнее - что он столкнулся с чем-то неожиданным. Этой неожиданностью было такая крупномасштабная подстава от своих. И хотя он тоже привык к тому, что бывают диверсанты и среди "своих" - тут он впервые разглядел то, как вообще много мелкого и подлого в людям, которые примкнули к Советской власти. Он усомнился в правоте своего дела - в глубине души, хоть, может, и не признался в этом себе самому. И, - что важней - усомнился в человеке вообще.

Отвечу теперь на вопросы.

Он взял имя Гайдар в 1926 году, когда после демобилизации сначала года два лечился, потом побывал в Ленинграде и напечатал там первую свою, еще слабую повесть "В дни поражений и побед". Но еще под именем Голиков. Далее он переехал в Пермь работать корреспондентом в газете "Звезда". Как пишут в Википедии -"В 1925 году переехал в Пермь, где активно публиковался в газете «Звезда». Здесь свет увидело первое произведение («Угловой дом», 1925), подписанное псевдонимом Гайдар."
• Но после того как в Хакасии он после суда отправился в Красноярск - точнее, его перевели в Красноярск, где он ждал возможности вернуться в Москву - вернуться в Академию Генштаба, чтобы доучиться - в своих бумагах он оставил такие стихи -

Все прошло. Но дымят пожарища,
Слышны рокоты бурь вдали.
Все ушли от Гайдара товарищи.
Дальше, дальше вперед ушли".

• Вот как писал об этом его сын Тимур, ставший журналистом:

"Получается, что стихи написаны в 1923 году. И уже тогда прозвучало Гайдар. Может, если полистать подшивки газет, выходивших в Красноярске в 1923 году, вдруг и обнаружится это имя на их страницах.
Но почему в таком случае и над повестью "В дни поражений и побед" и над первой публикацией "Р.В.С." он поставил - Арк. Голиков?
И откуда возникло слово Гайдар, звонкое и раскатистое?
Аркадий Гайдар на такой вопрос не отвечал. Если приставали, отделывался шуткой."

• Я думаю, что Тимур - настоящий сын Гайдара. Внук-то похож внешне на Гайдара.

Но этот мотив "сын-не сын" я использовала в романе... Там получилось у меня, что они с женой договорились, что если их арестуют, то они будут говорить, что Тимур - не его родной сын. Чтобы тот не оказался врагом народа по обеим линиям - материнской и отцовской))

(Сам Гайдар очень волно обращался с биографией исторических персонажей, считая, что главное - суть, а не факты - например, когда писал повесть "Жизнь ни во что" - на что ему пеняли участники тех исторических событий. Так что эту его манеру я у него спокойно переняла, можно сказать)))
• Про Альцион в первый раз от вас услышала.

Нашла такую информацию -

Звезда Альцион является очень грандиозным солнцем. Много других солнц вращаются вокруг этого солнца. Солнце, которое нам сияет, является седьмым солнцем, которое вращается вокруг этой звезды Альцион.
Плеяды были упомянуты в священных писаниях, в Библии и во многих эзотерических учениях. Альцион является именно основным солнцем Плеяд, и вокруг него вращаются семь солнц (наше солнце является седьмым, вращающимся вокруг Альциона) .
Каждое солнце является центром солнечной системы, а Альцион - центром семи солнечных систем.
На Альционе происходит распад (разрушение) электронов. Это явление освобождает вид неизвестной энергии, энергии, отличающейся от катодных лучей, рентгена или N-лучей. Это было в 1974 году, когда три астронавта (которые вращались вокруг земли) сообщили о виде радиации или виде неизвестной энергии, не подозреваемой официальной наукой. Очевидно, с 1962 года, а именно с 4-ого февраля вышеуказанного года, наша планета Земля (и вся солнечная система в целом) находится в моменте от входа в удивительные кольца Альциона. Эти кольца распространяются на многие световые года, они очень огромны.

ОТЗЫВ МАРИИ ПИСКАРЕВОЙ в САМИЗДАТЕ МОШКОВА -


 Maria 2015/02/24 11:06 [ответить]
  Спасибо за новую интересную книгу! И
  о любимом писателе детства - Аркадии Гайдаре!
Ваша мысль о двойнике вполне аргументирована. Единственно, что хотелось добавить - а почему свои  создали двойника? Нет. Двойника Гайдару мог создать тот же
  главарь банды Соловьев. Ведь он придумал эту игру с двойниками, у него было четыре двойника. И совсем не стоило создать ему двойника своему злейшему врагу Гайдару, присланному для уничтожения его банды. Заметьте, только один двойник у Гайдара, не два, не три и не четыре. Потому что множество двойников, если например свои решили сплагиатить идею, говорило бы о том, что дело неладно, не мог Гайдар разбиться на три-четыре личности и в одно и то же время рубить хакассов в разных местах. Это наводило на мысль о методах Соловьева и также могло принести эффект непобедимости и "божественности" красного командира у невежественных неграмотных хакассов.
  Нет, именно один двойник - на небольшой мобильный отряд для одного двойника у Соловьева хватило бы людей.
  Заметьте, при скольких свидетелях из местных и своих красных рассказывается о "зверствах" Гайдара. Только фольклор. Документально отображены только единичные случаи
  когда Гайдар, властью ему данною властью (!), расправлялся с противником. Реквизирова швейную машинку, шаль - у меня сразу мысль: для кого, доя себя, что ли? Нет, отдал местным коммунистам. Не себе взял! Не оправдывая убийства пяти человек, хочу все же заметить, а как уничтожаются банды? В белых перчатках и без единой капли крови? Вспомним Жеглова и Шарапова, их спор о методах уничтожения преступников.
  Хотя я на стороне Шарапова, но и против Жеглова камень не могу бросить. На войне, как на войне. Стреляют, убивают, предают.
  Эти пять и может быть больше убитых являлись Гайдару по ночам. И это говорит как раз об обнаженной совести Аркадия Голикова. Если бы он был таким убийцей, каким его пытаются представить, который баржами топил противника и убивал женщин и детей, то вряд ли ему являлись мальчики кровавые в глазах. Такие убийцы потом и правили и дальше убивали и пытали, пока их самих не убили.
  Я полностью разделяю мысль автора: не мог такой маньяк-убийца потом писать светлые книги про детей и для детей и юношества.
  Прокололся бы обязательно.
  И о клевете в жизни Гайдара прорывается горечь в его произведениях. Мне больше всего из детства запомнился эпизод из "Школы", когда Чубук плюет в сторону героя, считая его предателем. А герой не предавал!
  И Тимура обвиняет Ольга в том, что совершал тот, с кем Тимур как раз и боролся. Такая несправедливость меня в детстве заставляла плакать от сострадания к героям.
  Психическая болезнь как раз служит оправданием, что не убивал он так, как пытаются на него повесить. Наоборот, убийцы обладали железной волей и жестоким характером. Им колебания совести не были знакомы. А человек, столкнувшийся с черной клеветой, да еще и в глубине души переживший все случаи убийств, им совершенные ради счастья народного, как он его понимал, могли вызвать дисбаланс в психике, сильный невроз. И ни Тухачевский спас, а Божественное провидение, в чем согласна с мыслью автора.
  Ведь на фоне этого невроза тем не менее пишутся радостные и светлые повести, романтика гражданской войны, как ее видел, хотел видеть сам Гайдар. Только верующий человек не сошел бы с ума в те годы. Или самый прожженый циник, подлец , убийца. Мне кажется, что отдаленно идет перекличка с романом "Мнимые величины". Когда в человеке просыпается совесть.
  Гайдар не был злодеем, не был раскаявшимся разбойником, он не убивал женщин и детей, не зверствовал. Он был честным бойцом Красной Армии, который воевал за народное счастье, за будущую светлую мирную справедливую жизнь и ради этого он вынужден был убивать врага. Такова борьба за светлые идеалы, увы. Не каждый может признаться, что ему лучше стать самому жертвой, чем убить.
 
  Интересно, какое такое положение планет в его космограмме давало влияние на его жизнь клеветы прижизненно и посмертно.
 
  Есть еще пример исторической клеветы - Несторий. Ему даже ересь приписали. Но он смиренно признал: я так не думал, но если Самому Богу так угодно сделать, чтобы меня обвинили, то я принимаю Божью волю.
  А в наше время пытались оболгать Астрид Лингред, обвиняя ее в связях с фашистами, поддерживающей их идеологию.
 
  Если Гайдар на самом деле был таким извергом, что прославился у хакассов как убийца Хайдар, то он попытался бы затеряться, сменил бы псевдоним на другой. Чтоб никто не смог сопоставить Голикова-Гайдара с тем самым Голиковым-Хайдаром. Но он был Гайдаром до самой гибели в 1941 году.

 Надо разбираться, где документально отображенный фактический материал ( т. е. Уголовное дело Голикова) и где фольклор и передергивание фактов, и на какой основе написана книга "Соленое озеро".

Мария

Наталья, большое спасибо!
Но теперь мне непонятно, какое отношение Хайдар имел к Голикову, если во время ликвидации банды Аркадий Петрович не был еще Гайдаром?
Доносы шли на имя Голиков?

По поводу двойника и нервного потрясения А. П.
Гайдар вполне мог "сорваться" из-за двойного удара: двойник со стороны Соловьева и того, что "свои" поверили в такую ложь, что за его спиной писались доносы от своих. Совместное нападение на парня от врага и от своих. Такое трудно выдержать, "если,- как Вы сказали в романе, - у человека есть сердце ". Да еще и убитые им люди, пять-несколько человек так просто не проходят, не забудутся для человека, у которого есть сердце. Тем более для мальчишки, ведь воевать начал в 15 лет.
Эх, мама, мама! Эсеры всегда были такими - коверкали жизнь детям. Вспомнился Сергей Эфрон и его мама. А тут сама "благословила" на войну, пацана, по сути на убийства. Не разглядела сердце у сына.

Мария
• Относительно Альционы ( именно так я прочитала название, где говорилось о ней).
Это на одном из форумов о дятловцах вдруг обнаружились астрологи и начали протаскивать Альциону, как влияющую на судьбы людей планету, подстраивающую им трагические ситуации. Поэтому удивилась - откуда она вдруг появилась, если раньше ситуации подстраивали Нептун, Уран, Плутон, Марс и Луна.

Я задавала Вам вопрос: какое такое положение планет на момент рождения А. П. Гайдара ему так вредило при жизни и после смерти?
• Тут разговаривала с одним человеком, спросила его мнение про Гайдара. Говорит, что прочитав Солоухина, ни на минуту не усомнился в написанном.
Пришлось проводить ликбез.
Нет, Гайдара им не отдадим!
Солоухин, непонятно, за что так возненавидел Гайдара, что ослеп?

Мария
• Наталья, прочитала Ваш роман о Радуге. На одном дыхании. Не умею писать связные и длинные тексты, тем более не имею такие образы в голове и сердце, какие живут в Вас, поэтому скажу просто: мне очень понравился Ваш роман. Читала и находилась под напряжением, накалом чужих ( Ваших) чувств.
Про Котеночкина просто не удержалась, не сказать, чтобы смеялась, я ржала.
"Уберите от меня этих собак!" И потом отзыв в ЖЖ о поездке. Смешно.
• По поводу Тимура, да, я прочитала в романе две Ваших ремарки: А. П. сначала посчитал, что сын не его. И что договорились с женой говорить, что сын не его, чтобы уберечь от репрессий. Но разве это остановило бы палачей? История знает, что в лагеря и детдома шли и бывшие жены, и пасынки, и падчерицы, если хотели арестовать и посадить человека.
Здесь "болезнь" Гайдара его спасла от репрессий, и его семьи.

Наталья
• Майя, спасибо за реакцию и за теплые слова! И за неожиданные повороты в мыслях, которые не приходили мне в голову. Вы правы - могло быть и двойное влияние - может быть действительно был удар от своих не прямой, а ударом было то, что они поверили... Поэтому он может и написал, что "все ушли от Гайдара товарищи, дальше, дальше его самого".

У вас возник вопрос - если Гайдар тогда Гайдаром еще не был, то откуда во время ликвидации банды взялось имя Хайдар.

Это для меня тоже момент смутный.
Я так его для себя и других попыталась прояснить - вначале мне думалось, что был какой-то другой человек по имени Хайдар - точнее, по прозвищу.
Потом же я узнала, что кто-то из его товарищей по Хакассии вспомнил, будто к нему однажды подошла женщина-хакаска и назвала его "Хайдар". (Можно говорить и Гайдар, в другой немного транскрипции).

Но напрямую нет тапких данных, чтоб однополчане в то время называли Голикова Гайдаром или Хайдаром.

Однако когда Солоухин писал сворю книгу, то выяснил (если только он эти факты не подтасовал, некоторые сомневаются, считают, что он заведомо все это придумал и раздул), в общем, он выяснил, что якобы старожилы в Хакассии помнят и рассказывают своим потомкам про жестокого красного командира Голикова - Хайдара. Они его называли так (кто как): "Хайдар-Голик, Голиков, Хайдар". Все это они произносили как ругательство. Гайдар в их устах звучало как "Шайтан".

Вначале я думала, что в то время Голиков никак не связан был с "Хайдаром" и что хакасы, узнав уже значительно позже, что тот самый Голиков стал писателем Гайдаром - и стали называть его "Хайдар-Голик".

Но позже я узнала про тот случай с женщиной и про стихи. Подучается, что это имя - Гайдар - уже тогда фигурировало как-то. (Но прямых свидетельств нет про то, когда впервые появилось имя Гайдар).

Возможно, что у Голикова уже тогда было прозвище такое.

• НО ПРЯМЫХ ФАКТОВ НЕТ.
• Здесь "болезнь" Гайдара его спасла от репрессий, и его семьи." - этот поворот в ваших мыслях очень интересен, так как я не делала на него упор. Но читатель может, конечно, сделать из изложенного свои выводы.

• "Эх, мама, мама! Эсеры всегда были такими - коверкали жизнь детям. Вспомнился Сергей Эфрон и его мама. А тут сама "благословила" на войну, пацана, по сути на убийства. Не разглядела сердце у сына."

Тоже интересный поворот! Сама я такие аналогии не проводила, но вы верно все почувствовали! И еще – привели верную  аналогию с С. Эфроном, выросших в семье революционеров-эсеров. Кстати, биографы Гайдара не нашли фактов о том, где находился, с кем жил маленький Тимур, пока его мать Лия Соломянская сидела два года кажется или три в лагере. Он жил не у Гайдара.
А вот уже когда началась война, Тимур оказался среди эвакуированных детей писателей под Елабугой - там он и познакомился с Муром – сыном М. Цветаевой. И Мур даже в дневниках написал, что познакомился с Тимуром и хорошо там о нем отозвался... Но я этим не занималась, надо что-то почитать про жизнь Тимура.
• Так что дети Марины Цветаевой и Гайдара пересеклись.
• ... Про астрологическую карту Гайдара я ничего не могу сказать. Ведь час его рождения не известен... На тему астрологии в моем романе идут  скорее  фантазии-умозаключения. Не более того.

.... Но давайте я вам расскажу как я пришла к этой теме.
Астрологией я никогда не интересовалась до прошлой зимы.
И вдруг прошлой зимой мне написала женщина - примерно моего возраста. Она сказала, что прочитала какие-то мои статьи и это ей близко... Мы разговорились и выяснилось, что она активно занимается йогой и знакома с астрологией. Она стала говорить мне об астрологии, советовать какую-то простейшую литературу... Но как вы думаете, откуда она была родом?.. Она проживала в Сибири – в г. Новосибирске. А вот ее родная бабушка жила в Хакассии - в том самом районе, где воевал с Соловьевым Гайдар...

Как только я про это услышала - тут же мне вспомнилось, как я прочитала до того где-то за год про эти все нехорошие истории про Гайдара. И прямо как молнией меня пронзило - Гайдар был не виноват!
И сразу прямо рекой вылились мысли про то, как все было.
Этот можно сказать инсайт я и изложила.
Поэтому доверяя этому инсайту , я и думаю, что все-таки Гайдара подставили "свои".
Мне вначале так подумалось.

И вот что еще интересно - я начала собирать материалы, долго собирала. Наконец в конце июля начала писать. А закончила - 22 января - в день рождения Гайдара. Я прямо с трудом поверила в такое случайное совпадение - хоть я и помнила, что он родился в январе, но как-то и не думала про это. Трудно подгадать под дату - ведь пишется неравномерно. Бывают дни, когда работа не идет. Бываеь, что болеешь и не пишешь. А бывает - за раз пишется очень много. НЕРАВНОМЕРНО. Не подгадать нарочно)
• Я это так расцениваю - я вошла в некое информационное поле и бессознательно считала информацию. Она правдива не в деталях, которые я  располагаю произвольно и могу в сем-то заблуждаться, а - ПО СУТИ.

Наталья

• Про альциону - вот прочитала в словаре астролога такое истолкование -

Альциона

Альциона — главная звезда туманности, называемой Плеядами, или Плачущими Сестрами. Плач здесь выражает основную идеею: сожаление или раскаяние вследствие неблагополучного завершения дел.

Как и все туманности, Плеяды поражают зрение, поэтому планета на Альционе может быть признаком того, что тот, кого она сигнифицирует, не может отчётливо видеть или же находится в заблуждении.
• В другом месте эту звезду увязывают с невезением.

Но это если рассматривать на обывательском уровне. На более глубинном вот тут интересная информация – (ccылка)

• О, вот тут интересней всего !
Альцион и отрицательные эмоции – (ссылка)

Мария

Да, наверняка, у Вас с Гайдаром произошел контакт, он Вас выбрал для того, чтобы Вы о нем написали!
М. Белкина, автор книги о М. Цветаевой, рассказывала, что не особо любила Цветаеву, но та сама ее выбрала, устраивала ей встречи с нужными людьми, подсказывала, где найти какой документ, подбрасывала мысли. Чтобы Белкина написала о Марине книгу. Можно, конечно, усомниться в этом, но я поверила, что именно так и было. Информация пошла потоком к человеку, которого выбрал тот, о котором надо было суметь написать.

Очень интересный поворот с детьми Муром и Тимуром! У них даже имена созвучны.
Я не знала, что они встречались.
Есть ли воспоминания об этом у Т. Гайдара?
Я лет до 22 думала, что это вымышленный персонаж, пока однажды в середине 80-х не наткнулась в Комс. правде на огромную статью, подписанную именем Тимур Гайдар.
• Про Альциону меня терзают смутные сомнения. Новые школы астрологии вытаскивают на свет новые планеты. И начинают бурно их пиарить. Как-то так.

Мария

Та женщина, что Вам писала, она не упоминала, что занимается темой гибели дятловцев? На всякий случай спрашиваю.

Час рождения Гайдара наверняка скрыт в его книгах. Надо просто внимательно все перечитать.
Мой четырехтомник Гайдара находится в Питере, мама его выписала, когда я уже закончила школу. Видимо, он ей тоже нравился.

Самое интимное, что связывает меня с А. П. - это то, что он так писал о детстве, о мальчишках и девчонках, как я и переживала это в глубине души. Мгновенное узнавание повествования, я такие же образы и ситуации строила в себе. И также книги Гайдара (и др. детских писателей - Ж. Верна, А. Волкова) заменяли мне народные сказки. Их книги были интереснее сказок. Хотя в памяти навсегда осталась книжка узбекских сказок "День падающих с неба блинов", ее я до дыр зачитала, там такие сказки были, что рыдала. И сейчас иногда вспомнится и слезы появляются, так жалко Тахира и Зухру. Явно недетские сказки были.
Вернусь к астрологии. Час рождения неизвестен. Но по дню рождения можно узнать положение планет. Луна, конечно, более подвижна, но и она не гончая, далеко не убежала. Можно прикинуть ее аспекты с планетами.
• Та женщина из Хакассии. Может быть, она что слышала про "зверства" Гайдара. Наверняка в Хакассии есть два течения - За и Против писателя.

Мария
Что-то при мыслях о бедствиях Гайдара и в то же время благополучных выходов из трагических ситуаций приходит на память Хирон.
Но сильно пораженный. И если какая-то невидимая планета так может влиять на ситуации.
Скорее всего именно Бог хранит Своих людей, проводя их через горнила очищений и вразумлений, пока они не станут готовы к уходу из земной жизни.

Наталья
Не только час рождения не известен, но и точный месяц и дата. Гайдар называл 22 января. Но его сестра потом вспоминала, что на самом деле будто бы видела запись о другой дате - где-то в декабре. Но видите - я закончила писать 22 января)). Стало быть - наверное, прав Гайдар)). Ему видней!

Т. Гайдар написал об отце небольшую книжку воспоминаний "Голиков Аркадий из Арзамаса". Писал ли про Мура?.. Там этого нет. Я узнаю, писал ли он воспоминания еще о ком-то. По-моему, он не очень был охоч до этого. Отец его тоже был таков - он о личном, о себе почти не писал и не говорил прямо.
• Карту посмотрю просто по дню астрологическую.
• И спрошу у женщины из Хакассии про дятловцев)

Мария

 Наталья, я пока не нашла и не скачала из сети эти две книжки - Б. КАМОВА и В. Солоухина. Хочу прочитать и подумать.
Пока Вам вопросы задаю по биографии Гайдара.

Скажите, вот это воспоминание о Хайдар-Голик - это откуда? Кто именно говорил -писал-вспоминал?

Также, кто сказал, что дело Гайдара (номер не помню- 274?) засекречено? Оно сейчас может быть рассекречено и выдаваться людям в архиве прокуратуры, только вот какого города? Абакана?
Может, туда написать запрос, спросить, можно ли почитать дело Голикова за номером таким-то? Или сделают копию за деньги и вышлют. Сколько это будет стоит, спросить.

Жив ли Камов?

Наталья
Книгу Камова вы можете скачать с этой странице - сюда я добавляю много интересного. В списке найдите там Камова, нажмите и оно скачается -
http://vk.com/docs?oid=-52442214

.
 «Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров»
• Книга Солоухина – (ссылка)

• Камов жив, хоть ему и под 80.
Написав свою статью, я посылала ему ее.
Но он раскритиковал ее. Он написал мне письмо. Я сейчас покажу вам))

Мария
• О, как интересно! Что Камову не понравилось?)))
• Спасибо за ссылку на документы! Очень много интересных книг. Скачаю!!!)

Наталья
• Вот его письмо - но это реакция на начальный вариант статьи, где были неточности. Потом я их устранила.


• Это Солоухин написал, что хакасы в разговорах с ним называли его Голиком-Хайдаром... И есть еще докуменальные фильмы. Там есть и Камов.

44:00

Аркадий Гайдар - Возвращение героя (2005)
1 просмотр


Мария

Ага. Значит, Солоухин. А он жив? Надо ему письмо написать, спросить про этих догадливых хакассов. Что-то здесь не так.
Такое ощущение, что некоторые вещи притянуты за уши и являются выдумкой.
• В общем, мои манси пошли побоку. Займусь чтением про Гайдара))
• Женщина, которая обняла его коня, - это Гайдар сам вспоминал, я так поняла?

Сколько было еще отрядов чоновцев, помимо гайдаровского, в Хакассии. Надо историю посмотреть.

И по датам все сравнивать.

Наталья
• Нет, это Камову вроде кто-то из его бывших сослуживцев рассказывал.

Мария
• Смешно, пишу список, что поискать в инете и написала Солоухину)))

Наталья
• про женщину и коня

Мария
• Ага. Опять фольклор.

Наталья
• А я подумала - наверное там, на небесах, Марина Цветаева сказала Гайдару: "Пойди и постучись вот к ней: Она про меня написала, авось, напишет и про тебя".
(Шутка)
• Самому Гайдару участники пермского восстания попеняли на то, что он исказил историю Лбова и Любовщины - но его это ничуть не смутило. Его интересовал тоже фольклор.

Мария
• А ведь это факт идет как бы в подтверждение того, что Гайдар-Хайдар одно лицо. И в тоже время опровергает зверства Гайдара. Если он так зверствовал, то его имя передавалось бы как имя страшное, от которого все разбегались бы. Но ни в коем случае ни один хакасс не подходил никто к нему и его коню и не обнимал его)))

Наталья
• Так что я его МЕТОД подхода к историческим персонажам взяла на вооружение))
• Это да - про коня и женщину. Точно!

Камов считает, что этих старожилов хакасских просто нечестные люди подкупили, чтобы они придумали эту гадость про Гайдара...

Он считает что этого всего вообще не было.

Мария
• Ну вот, закон бумеранга)) используешь фольклор как доказательства, от фольклора и получишь))

• Наверно!))) Это я про Марину и Гайдара)))

Наталья
• Ага... Вы правы))

Мария
• Может, кто мстит памяти о писателе за внука, что разорил страну реформами?
• Солоухин потерял все свои сбережения?))))

Наталья
• По моему предположению, это дело, которое было в архивах - даже если оно рассекречено - из него еще тогда были удалены некоторые документы. Хотя Камов так не считает.

А вот Солоухин прямо говорит, как и многие другие - что и искать не стоит, так как чоновцы уничтожали следы своих преступлений.

Так что доказательств не хватает ни Камову, ни Соловьеву. Приходится довольствоваться фольклором и интуицией.

• "Может, кто мстит памяти о писателе за внука, что разорил страну реформами?"

Это и есть главная версия Камова - что это просто месть была, и что хакасов подкупили.

Мария
• Главное - увидеть Дело.

Наталья
• Майя, та женщина из Сибири на мой вопрос про дятловцев написала:

"конечно я читала об этой истории, но так чтобы прям ею заниматься.
мне в детстве попалась книга Мезенцева - Есть ли чудеса в природе http://www.life-nature.ru/?name=Book&bid=18028045
там похожие факты описываются и то, что за ними стоит на самом деле - всему есть вполне логическое объяснение"

Мария 1
• Понятно. Не дятловедка. ))
• Читаю скачанный материал про Гайдара. И начинает вырисовываться картина. В топку Хайдар - Голикова. Не было такого. Фольклор и придумка. И подтасовка.
И мне больше понравилась иная версия псевдонима. Никаких хайдаров, ни пастухов и пр. Гайдар не стал бы брать псевдонимы такие неинтересные.

Наталья
• На самом деле даже среди профессиональных литературоведов не все разделяют то, что излагает Камов. А хакасы вообще считают именно его подтасовщиком. Мою тему вообще удалили с форума хакассии. Все стали возмущенно говорить, что я хочу покрыть вслед за Камовым преступника.
Есть историк Шекелев, который документально описал то, как действовали в Хакассии отряды ЧОН. Про Гайдара он пишет, что в колоссальных преступлениях он не был замешан, но все равно ничем не отличался от других.
• Вы учтите, что если Солоухин демонизирует Гайдара, то Камов его - идеализирует, изображает чуть ли не ангелом.

Мария
• Шекелева не читала. А вот другого историка Шеш... дальше не помню, его читала. Он четко разложил все по полочкам. Основываясь на документах.

Жаль, что тему Вашу удалили. Можно было бы побороться.
• Камова еще не приступила читать. Ни Солоухина. Я историю гражданской войны в Хакассии читаю.
• Письмо Камова Вам посмотрела начало и фыркнула, оставила на потом))

Наталья
• Наверное, это и был тот историк. Не Шекелев, а другая фамилия - наподобие.

Мария
• Наверно. Он работал с УД Гайдара.
• В общем, когда мысли утрясутся, попробую написать свой резюме и послать Камову и Солоухину и Ш. ))

Наталья
• Но многие считают, что главные факты в это дело не попали. Что чоновцы старались скрывать явные факты злоупотреблений. Ходит даже расхожая фраза, что "чонговцы не оставляли следов".
Да-да, напишите резюме)). Взгляните свежим взглядом на проблему))
• Солоухину уже не послать - он помер.

Мария
• Да ладно. Главное - разобраться в том, в каких именно случаях обвинили Голикова и в каких он признал свою вину.
• Надо же, не знала, что Солоухин умер. Царствие Небесное ему! Наверно, там уже понял, в чем ошибался.
• Наталья, сейчас наткнулась - Немцова убили???

Наталья
• Да, немцова убили!

Мария
• Когда убили??

Наталья
• Убили вечером вчера
• или ночью

Мария
• Да
• Господи, помилуй!
• Надо выйти в сеть новости посмотреть.


Мария
• Наталья, можно ли спросить вашу виртуальную знакомую из Хакассии посмотреть в хакасском языке, что означает слово "голик" и вариации, созвучные этому слову?

Наталья
• Тут я нашла такое инфо -
• "Близкий друг Гайдара, известный журналист Б.Г. Закс, в своих воспоминаниях, опубликованных в 1946 году, дает другое происхождение псевдонима.

«В период, когда он командовал отдельным полком где-то в степях Минусинска, жители называли его «Гайдар Голиков», что означает «начальник Голиков»[1].

Степи у Минусинска—это Хакасия. В 1966 году Б.Н Камов, биограф Гайдара, побывал в тех краях и опросил местных жителей.

— Могло ли в хакасском языке существовать выражение «Гайдар Голиков»?"

— Могло, — ответили мне, — только по-нашему не «Гайдар», а «хайдар». <…> «Хайдар» по-хакасски «куда, в какую сторону»[2].
• Про Голика спрошу
• Но эта женщина хакасского языка не знает. Она сейчас в Красноярске живет и она русская в помеси с какой-то местной национальностью. Это ее бабушка жила в Минуссинске.
• Про все версии происхождения псевдонима есть тут -
http://www.5rik.ru/best/best-66183.html
• Есть еще одна версия. Про нее мне написал редактор отдела какого-то журнала "Вестник Европы", где работал Е. Гайдар и который он и основал. Этот человек сказал, будто Тимур рассказывал, будто отец говорил, что Гайдар - это просто Лев.
Но - сам он почему-то об этом нигде не написал. У него официально была другая версия.


• ЖЕНЩИНА ответила так -

"хакасский язык к тюркской группе относится - я мало слов знаю - в моем детстве в Кызыле больше по-русски говорили
Гайдар - хайдар - орда - наверное однокоренные"

Мария
• Надо искать, что означает голик.
О, уже и орда появилась!))

Нет, я нашла такое замечательное объяснение псевдонима Гайдар, мне кажется, что то самое.
А всех хайдаров в топку.
• Вообще, псевдоним гайдар не связан ни с хакассией, ни с украиной. Все за уши притянуто.
• Насчет псевдонима напишу чуть позже. Надо точно фамилию автора узнать.

Мария
• Русский писатель Николай Вагнер "Сказка о принце Гайдаре", 1904 г.
Переиздание сказок Вагнера случилось в 1923 г. И потом он забылся как писатель.
Сама сказка словно создана про Гайдара и его последующую жизнь писателя советского революционного романтика.
• Думаю, что именно оттуда взял Гайдар свой псевдоним и никому никогда не сознавался в этом.
Гипотеза В. Широкова.

Наталья
• Да, я читала эту версию))... Но не читала сказки. Почитаю!

Зато я нашла русско-хакасский словарь онлайн
Слова "голик" там нет.
Зато я набрала слово "Куда". И вот что выбросила система -

хайдар I

редактировать
куда, в каком на-правлении, в какую сторону
хайдар парчазар? — куда [вы] едете (идёте)?
хайдар ч;рдi;? — куда [ты] ездил?
с част. -да куда-то
хайдар-да ч;рерге — ходить куда-то
с част даа куда угодно, куда бы ни было (при утверждении); никуда (при отрицании)
хайдар даа парар;а — идти куда угодно
хайдар даа харир;а — смотреть хоть куда
хайдар даа парбаспын — [я] никуда не пойду
• Гайдар и родился в 1904г - в год написания сказки Вагнера.

Наталья
• Сейчас еще я нашла одну статью, которую прежде не видела. Один человек вспоминает Гайдара:

"Но были и дни такого неуемного и буйного загула, который ведом только русскому человеку, доведенному до отчаяния, до трагической безысходности для молодецкой силы и удали. И тогда, вслед за появлением у нас дома Аркадия Гайдара вместе с друзьями ( как правило, с великой и безудержно темпераментной Лялей Черной, с которой мне позднее приходилось вместе в театре " Ромэн " вместе вспоминать эти дни, и с не менее знаменитым кумиром той эпохи футболистом Андреем Старостиным, а иногда с обыкновенными уличными собутыльниками ), он оставался на темной кухне один. И бормотал что-то странное и страшное, а точнее, то, что все мы в ту пору старались не слышать. Он проклинал всех уцелевших придворных военных и, совершенно затихая, что-то проговаривал про себя о Фрунзе, Петлюре, о друзьях в застенках, о своем неизбежном аресте:
Говорю это не для того, чтобы примкнуть к клану гайдароведов, вчера еще сюсюкавшим об его героизме, а ныне рисующих совсем юного участника Гражданской войны чуть ли не злонамеренным убийцей. Как говорится, Бог им судья. Важнее другое, а именно то, чему сознательным очевидцем ( ныне из всех живым - одним ) был я в ту пору. Это невысказанное в творчестве Гайдара и высказанное, но не оцененное в полной мере и поныне.
О невысказанном. Однажды, в момент разработки писателем и режиссером логики сюжетных линий известного фильма ( " Тимуром и командой " он стал лишь в результате грозного звонка из Комитета по делам кинематографии, предложившего, после заключения пакта Молотова - Риббентропа, убрать " Дункана " из титров как намек на нечто английское.. И фильм был назван в честь Тимура - сына Фрунзе, по настоянию самого Гайдара )
В одну из ночных бесед в моем присутствии, вспыхнул нешуточный конфликт. Аркадий Петрович долго и категорически отказывался принять предложенный ему режиссером вариант встречи Жени и полковника, ее отца, оставшийся в фильме. Гайдар, никогда не разрешавший менять текст написанного, вспылил, швырнул в сторону сценарий и исчез. Но уже через пару часов он появился вместе со своими неизменными друзьями в том же тревожном состоянии. Фильм делался, как говорится, с колес: от написанного Гайдаром текста - сразу в павильон, на съемочную площадку. Режиссер вызвал на помощь редактора, писателя Владимира Крепса ( позднее прославившегося как один из авторов " Клуба знаменитых капитанов " ). Все было безрезультатно: Гайдар настаивал на том, что дети в своей игре помогают семьям всех исчезнувших военных, ушедших по разным причинам из дома. Режиссер же Александр Разумный, уже испытавший на себе и исключение из партии, и многолетнюю безработицу, и непосредственную угрозу ареста, преднамеренно старался избежать таких смелых ассоциаций. Словом, полная аналогия с редактированием " Судьбы барабанщика :"
• Таким образом, по первоначальному варианту - Тимур и его друзья помогали семьях тех военных, которые таинственно исчезли, то есть были репрессированы.

Наталья
• http://www.razumny.ru/gaidar
• Там в конце и версия про Вагнера. Но там говорится, что впервые сказка была опубликована в 1908г, а не в 1904

Мария
• Да, я это читала. Скачала. Там письмо Е. Гайдар
• Тоже отметила, что первоначальная версия - помогать всем семьям, откуда исчезли военные.
• Конечно, в период репрессий такое никто бы не согласился публиковать. Но намерение смелое.

Мария
• Можно ли спросить у женщины из Хакассии, как у них там с погодой? Когда ледоход начинается?

Наталья
• Ну, Майя!... Вас, наверное, ко мне прислал Самолет по имени Сережка - не иначе!.

Поняла вчера вечером, что надо "Сказку о принце Гайдаре" целиком включить в заключительную часть романа. Написала перед ней так - это Годару говорит Самолет по имени Сережка:

"А вот тебе – первая подсказка. Просто затем, чтобы ты понял, как все переплетено и взаимосвязано, даже, казалось бы, случайное. Эту сказку написал некогда популярный, а ныне почти забытый «русский Андерсен» - ученый-зоолог и писатель Николай Петрович Вагнер. В 1972 году он выпустил под псевдонимом Кот-Мурлыка книгу сказок, выдержавших до октябрьской революции девять переизданий. В последний раз она была издана при жизни Гайдара в 1923 году. Так вот, в книгу, которую Вагнер при переизданиях пополнял новыми произведениям, входила и написанная в 1907 году сказка «Великое» (Сказка о принце Гайдаре). Но не думай, что теперь тайна псевдонима Голикова раскрыта, несмотря на то, что Вагнер родился в Пермской губернии, а по окончании Казанского университета даже одно время преподавал историю и сельское хозяйство в Нижегородском Александровском дворянском институте. Совпадения бывают и случайные… А лучше сказать – как бы случайные. Поэтому не так уж и важно, читал ли Голиков сказки Вагнера. Важно, что в каждом нашем буднем дне – а именно будни люди умудрились превратить в завесы, выкрасив их серой краской – присутствуют Великие Чудеса.

ВЕЛИКОЕ (Сказка о принце Гайдаре)"
• ( Поэтому не так уж и важно, читал ли Голиков сказки Вагнера и отпечатались ли они в его горячем сердце).

Наталья
• А для вас я в тему случайных совпадений расскажу еще такую историю. Именем "Годар" я назвала главнго героя своего раннего фантастического романа, который я написала в 30 лет где-то... Годар там витязь, сражающийся с драконом.
И я совершенно не знала, ПОЧЕМУ я так назвала героя. Более того - я даже не знала, что такое имя действительно есть в природе. Я думала, что я его просто придумала, как придумывают необычные имена фантасты.
Поэтому я только посмеивалась, когда потом все начали спрашивать меня, почему мне так дороги фильмы Жака Люка Годара - французского режиссера с туркменскими корнями (имя Годар встречается еще у туркменов и башкиров, как оказалось). Я тогда еще и вовсе не слышала о таком режиссере...

А года три назад мне еще сказали, что в переводе с французского имя Годар означает "Сильный Богом".
Ну, конечно же, литературоведы дружно бы решили, что я нарочно дала герою, идущему на битву с драконом - имя с таким контекстом. И уж точно будут уверены, что я хорошо знакома с французским кинематографом.

• И конечно же, все теперь будут уверены, что я по сказке о принце Гайдаре - назвала часть своего романа "Сказкой о Гайдаре"... А ведь тогда я даже не читала про эту версию псевдонима - я вскользь прочитала эту версию уже когда большая часть романа была написана. А саму сказку только вчера вечером прочитала – когда роман был уже практически готов... )). Так уж вышло)))

Мария
• Замечательно!
Вы теперь поняли, что всех Хайдаров и всадников, скачущих впереди, не стоит принимать серьезно за псевдоним Гайдара?)
Наверно, поэтому Гайдар загадочно улыбался и не говорил, откуда он взял свое новое имя. Его бы не поняли. И могли осмеять.

Мария
• Прочитала письмо Камова Вам. Суровый дядька. Может, он обиделся, что Вы о нем ни слова не сказали в работе?)) Или он просто не настроен на Ваши волны.

ПИСЬМО биографа Гайдара Б. КАМОВА

Госпожа Наталья!
Я обрадовался, получив Вашу рукопись «История двух капитанов».
Я погрустнел, когда внимательно ее прочитал. Капитанов я в ней не нашел.
Я не сомневаюсь, что Вы в детстве любили книги Гайдара. Я не понял только, что нового Вы хотели сказать о НЕМ.
Мне показалось, что сильнее всего Вы хотели заявить о себе. О своей необыкновенной интуиции.
Во всяком случае, Ваш подход к гайдаровской теме оказался не имеющим никакого отношения к исследованию чего-либо в реальной судьбе этого гениального человека со сверхтрагической судьбой.
Вы имеете самое поверхностное и весьма деформированное представление о реальной его биографии. О той обстановке, в которой он много раз погибал и по воле Неба 37 лет оставался жив. Отсюда в вашем тексте масса нелепостей.
На стр. 1 Вы сообщаете чушь, будто другие командиры, когда приехал в Хакасию Голиков, убивали жителей, чтобы свалить вину на Голикова.
Вы глубокомысленно рассуждаете, почему Голиков остался жив после разбирательства в четырех инстанциях, хотя все мною объяснено. Он не был ни в чем виноват
Вы не менее глубокомысленно размышляете, не помог ли Голикову в его спасении от расстрела Тухачевский, хотя мною в последней книге показано, что Тухачевский не мог вмешаться в судьбу Аркадия Петровича по многим причинам. Одна состояла в том, что после Тамбовского мятежа будущий маршал и будущий писатель никогда больше нигде не встречались. И ничего не знали друг о друге. Ведь тогда не было телевидения, когда все
сплетни сообщаются через тридцать минут после их возникновения.
В каком-то месте Вашей статьи вы перечисляете множество преступлений, якобы совершенных Голиковым. Вы приводите огромную раскавыченную цитату, взятую у Солоухина. В том числе знаменитую. Про стрельбу в затылки.
Цитата с обличениями никак не прокомментирована. Простой читатель не поймет. И я не понял: Вы хотели осудить Солоухина за клевету или желали снова обвинить в массовых убийствах будущего Гайдара?
Я 19 лет потратил на то, чтобы соскрести с Гайдара зловонный мусор. Вы этот компост вытащили из помоек и с добавлением отсебятины заложили в свой компьютер.
Хочу верить, что Ваши фантазии на гайдаровские темы никто не станет печатать.


Скачала у Вас Крапивина, чтоб прочитать, кто такой Сережа и самолет. Я не читала Крапивина, надо наверстывать, и Вы так пишете о нем все время захватывающе. Стихотворение про самолет по имени Сережа мне понравилось. Так прям детством повеяло.
• Прочитала Солоухина. Конечно, очень много подтасовок. И откровенных наветов. Лично обнаружила два явно не про Гайдара.
Скажите, а кинжал Гайдар носил на поясе?
• Сейчас Камова читаю. Интересно.

Наталья
• Не знаю про кинжал - вряд ли... А может они там и носили когда - среди хакасов. Но это же мифологизированные представления. Они передавали быть может то, что запомнили от своих сташих знакомых-хакасов. Конечно же, на все это накручиваются домыслы.
• "Вы теперь поняли, что всех Хайдаров и всадников, скачущих впереди, не стоит принимать серьезно за псевдоним Гайдара?)
Наверно, поэтому Гайдар загадочно улыбался и не говорил, откуда он взял свое новое имя. Его бы не поняли. И могли осмеять."

Не совсем так. Ведь он на самом деле мог и не читать Вагнера, не знать про эту сказку. Он что-то читал, а что-то пропускал. Широко образован он не был.
Я же говорю - бывают такие случайные как бы - мистические совпадения.
Например, я случайно назвала вторую часть романа  - "Сказкой о Гайдаре". А вначале хотела весь роман так назвать. О Вагнере же я еще не знала, его собственной «Сказки о принце Гайдаре» не читала... Но я бессознательно почувствовала сходство наверно - сходство жизненных путей Принца Гайдара и Голикова. Из некого информационного поля.
Или вот я назвала Годаром еще 15 лет назад своего героя одного. Я не знала, что это "сильный Богом" в пер. с французского. Но, получается, ПОЧУВСТВОВАЛА это.
Так и Гайдар мог не зная о Вагнере почувствовать это имя как бы носящимся в воздухе.

• Со мной случаются иногда такие вещи - люди уверены что я точно знала какие-то факты, так как изложила их. А я не знала!.. Я просто выговаривала, что что приходило в голову и на душу...
• ЧИТАТЕЛИ НЕ ПОВЕРЯТ, если я им начну рассказывать, что прочитала вагнеровскую Сказку о принце Гайдаре только вчера, когда роман уже был давно готов.
• Останется только помалкивать. А то еще припишут ненормальность какую...))
• Ведь роман весь - это и есть развернутая сказка о принце Гайдаре.

Мария
Камов молодец. И те, кто боролись за честное имя Гайдара во время войны.
Интересно, а кто такие Миша и Володя и третий Дима?)) (Примеч.: свидетели последних дней жизни Гайдара,  которых упоминает Б. Камов. - Н.Г.)

Наталья
• Это покрыто мраком))
• Вообще, многое в биографии Гайдара покрыто мраком.

5 марта 2015