После Чёрного квадрата Малевича Об искусстве

Николай Михайлович Хохлов
Прогуливаясь по Королевскому бастиону в Лопатинском саду в Смоленске, наши герои подошли к летнему театру. Мысли невольно завертелись вокруг темы искусства и Иванович заявил:
- После "Чёрного квадрата" Малевича в искусстве не осталось белых пятен.
- Может пятен и не осталось, - вздохнул Владимирович, - зато захлестнул монометаллизм. Недаром же архивисты раскопали Указ Петра Первого, в котором говорится: «Запрещаю грузинам быть скульпторами - что-то чует моё сердце...».
- Как глубоко ты копаешь, - заметил Константинович, - как тонко намекаешь. Гляжу я на тебя и думаю, что если в кране нет воды – значит, жива еще российская интеллигенция!
- Про интеллигенцию ты верно подметил, - подмигнул Иванович, - представляете, я на собственном опыте убедился, что кашель перед телевизором никогда не принесет столько удовольствия, как в опере! Как на меня оборачивались и шикали…
- Нет, ну вы подумайте, - возмутился Владимирович, - откашляться человеку нельзя. Да в той же опере только и делают, что дерут горло, стараясь перепеть друг друга. А этот балаган, называемый хором? Послушайте внимательно и поймёте, что хор – это единственная форма выступления, когда многие высказываются одновременно, не перебивая при этом друг друга.
- Да, пожалуй, ты прав, - согласился Константинович, -Вот ходишь по музеям современного искусства, и душа радуется – оказывается, я в детстве не так уж плохо рисовал!
- Этак можно и к лику великих себя причислить, - иронично посмотрел Иванович, - а что, займись. Не прогадаешь. Допустим, начни выдумывать гениальные мысли. Ведь изречь афоризм очень просто: выкрикни что-то о наболевшем, отсеки нецензурное и смени интонацию...
- Ладно, успокойтесь, - одернул друзей Владимирович, - Надеюсь мания величия нам не грозит. А вот запас знаний в храмах искусства пополняется практически всегда. Так, на пример, скульптура Венеры Милосской – это неопровержимое доказательство того, что китайские петарды были известны еще с древних времен.
- Пожалуй ты прав, - согласился Константинович, - мы недавно были в музее и обнаружили, что если очень быстро бежать мимо картин Айвазовского, то получится мультик про море.
- Во всём должен быть творческий подход, - философски рассудил Иванович, - мне рассказывали, что бомж, укравший в супермаркете тележку, трое суток безнаказанно ночевал в музее современного искусства под табличкой "Бомж и тележка".
- Ничего удивительного, - развёл руками Владимирович, - твой бомж вовремя сообразил, что нужно тихо лежать и сопеть в две дырочки. Просто он знал, что наиважнейшее из искусств - это искусство красноречивого молчания...
- Ты дружище прав, - поддержал Константинович, - в современном искусстве, по мимо всего прочего, важно и материальное обеспечение. Согласитесь, что, имея один маркер, можно изрисовать всё, кроме этого маркера. Имея два маркера, можно изрисовать вообще всё!
- О-о-о!!!- восхитился Иванович, - в современном искусстве возможно всё. Здесь глаз да глаз нужен. Представляете, из-за преступной халатности работников Эрмитажа картина Казимира Малевича "Черный квадрат" два месяца провисела вверх ногами.
- Браво!!! – зааплодировал Владимирович, и осекся, заметив недоумевающие взгляды спутников, - ну что выставились, - буркнул он, - как будто не знаете, что аплодисменты – это не всегда хорошо. Молчание зрителя даёт исполнителю надежду на то, что его выступление заставило людей задуматься. В современном искусстве такое частенько встречается…
- Ага, всё с тобой понятно, - отмахнулся Константинович, - один такой как ты бросал хлеб лебедям. Спросишь, что в этом такого? Так он таким образом сорвал спектакль в Большом...
- Лебеди лебедями, - улыбнулся Иванович, - а вы у меня забияки забияками. Остыньте и всё-таки согласитесь: после "Чёрного квадрата" Малевича в искусстве не осталось белых пятен. Предлагаю закрыть тему и посмотреть монумент «Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года». Ведь такой же восстановлен совсем недавно в Полоцке.
- Памятник-часовня «Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года» выполнен в византийском стиле и органично сочетает в себе черты православного храма и обелиска, - продолжил Владимирович, - он выполнен из чугуна. Представляет собой высокую 8-гранную пирамиду с цилиндрическим цоколем, увенчанную луковичной главкой с золоченым крестом. Памятник установлен на круглом трехступенчатом основании. Общая высота – 26 метров, вес – 30 тонн.
- Восемь пар коринфских колонн, установленных на цоколе, венчают золоченые двуглавые орлы, - добавил Константинович, - между колоннами помещены золоченые изображения медалей 1812 года. С восточной стороны памятника между колоннами помещен смоленский образ Божьей Матери Одигитрии.
Закончив разговор, друзья продолжили прогулку.
Сентябрь 2017г.