Пушкин в Голодной степи. Ч. 1

Елена Ахмедова
     Я не приветствую высказывания некоторых людей о том, что нынешняя молодежь хуже вчерашней,  что раньше «вода была мокрее, сахар слаще и закаты красивее». Это, в первую очередь признак наступившей старости, а с этим, как вы понимаете, я согласиться не могу.

   Однажды где-то прочла высказывания, что нынешняя молодежь дерзка, не уважает старших, ни к чему не пригодна и т.д. А ниже стояли ссылки: разные высказывания такого рода принадлежали, каждое в свое время,  древним философам, писателям.

   Молодежь – это молодежь, прекрасное время, когда все впереди, нет страха перед будущим и, строго говоря, хотим мы этого или нет, ей и принадлежит будущее и прогресс  зависит также от молодых людей. Напротив: сегодняшняя молодежь более прагматична, а уж, что касается информациооных технологий, то дети сегодня рождаются с гаджетами в зубах.

   Мне как-то повезло, что у меня муж – специалист в области информатики, вот он мне как-то сказал:

  - Компьютер не кусается, не дерется и чтобы ты там не натворила, я смогу все восстановить.

  А многие пожилые люди просто испытывают страх , боясь нажать не ту кнопку.

    Я получила образование, в том числе и высшее, в советское время. Учебники были приблизительно одинаковыми по всему Советскому Союзу и, хотя, в послевоенные годы отчаянно не хватало квалифицированных педагогов, учили нас на совесть. В средней школе проходили не только обществоведение ( советского разлива, понятно), но и историю Древнего мира, и русскую классику, даже и в национальной школе.

   Правда, не обходилось и без курьезов. Помню, одна моя родственница занималась адаптацией текстов русских классиков для узбекской школы. Запомнилось мне, как выглядел после ее адаптации «Ванька Жуков» А.П. Чехова.

   Как бы это объяснить узбекским школьникам, «что хозяйка меня намедни заставила селедку чистить, а я начал  с хвоста. Так она меня начала ейной мордой в харю тыкать. Милый дедушка Константин Макарыч, Христом-Богом молю, забери меня отседа» ( за точность цитаты не поручусь, более 50 лет назад читала). В адаптационном переводе это выглядело так: «Вчера хозяйка сказала, чтобы я селедку почистил, а я не с того конца начал, так она меня лицом селедки в лицо ударила». Что же здесь от Чехова осталось? Хвост от селедки? И тогда зачем оно нужно?

   Сколько себя помню, всегда попадала в какой-то педагогический эксперимент. После 10-го класса нас не выпустили. Пришло указание Министерства образования об 11-летнем обучении. А программа-то была уже пройдена, и новой пока не представили. Весь одиннадцатый класс мы дурака валяли. Было здорово! Мы читали вслух,  ставили в школьном драмкружке пьесы русских классиков, повторяли пройденное.

  А на следующий год решили вернуться к 10-летнему школьному образованию. В результате в год нашего  окончания школы два полноценных выпуска поступали в ВУЗы. Понятно, что конкурс был колоссальным и поступить, например, в медицинский смогли только те, кто имел не более одной четверки в аттестате зрелости ( и  средний балл  учитывали) , и высшие баллы на вступительных экзаменах.

   Впоследствии именно наш выпуск дал самое большЕе количество докторов наук и отличных специалистов. Правда, для выпускников сельских школ был свой проходной балл, более низкий, как и для тех, кто был направлен от производства ( колхоза, завода).

   А больным-то  все равно, кто их в медицинский ВУЗ направил. Вот у кого лечиться – это не все равно.

  Продолжение после перекура.