Ферма. Тошка

Галина Гурьева
После смерти Альки в доме стало пусто и уныло. Долгими осенними вечерами мама молча сидела перед телевизором, кот свернувшись спал у неё на коленях, а я уходила в мир какой-либо книги. 
Зимой я собиралась в Москву на Всесоюзный съезд друзей кино.
- Галка, привези из Москвы собачку, - вдруг сказала мама.
- Хорошо, мама, попробую,- ответила я, а сама задумалась. Такая идея мне самой и в голову не приходила. Как оттуда везти щенка? Да и будет ли у меня время съездить на Птичий рынок? С другой стороны, я уже пыталась найти в Уральске подходящую собачку, но это было в те годы абсолютно нереально. Овчарок продавали сколько угодно, а вот декоративных собак в городе почти не было. Так что мамина идея была весьма кстати.
Накануне отъезда я укладывала чемодан, а по телевизору шла добрая передача «Ребятам о зверятах». Телевизор никто не смотрел, он работал больше для шума, и вдруг я услышала, что в Москве есть группа людей, которые подбирают потерявшихся собак и ищут им хозяев. И тут же дали номер телефона. Я быстро записала номер и положила в сумку.
В Москве сразу стало ясно, что на Птичий рынок я не попадаю. Он работал только по воскресеньям, а  в воскресенье был последний день съезда, где должны принять основные решения. И я просто обязана быть в Доме кино, иначе моя командировка теряла смысл. Я вспомнила про записанный номер телефона.
И вот вечером, сидя в номере гостиницы «Россия» с видом на Собор Василия Блаженного и Спасскую башню, я позвонила неизвестно кому. Приветливая женщина расспросила, какую я хочу собаку, посетовала, что у неё на передержке только большие и дала другой номер телефона. Так я обзвонила пять или шесть номеров, пока мне не ответили, что есть маленький терьерчик, чёрный, тридцать сантиметров в холке, хвостик обрубленный, ушки стоят, шерсть волнистая. Ехать смотреть собаку было некогда. Я попросила  женщину, звали её Людмила Юльевна, сделать собаке прививки и купить ошейник и поводок.
В понедельник я перебралась из гостиницы во ВГИКовское общежитие, мне надо было дня три позаниматься в институтской читалке, и вечером поехала забирать пёсика.
Первая встреча с  будущим питомцем сильно разочаровала. После моего вальяжного красавца – Альки, этот шустрый тощий пёсик показался просто уродом.  Он ко мне тоже никаких симпатий не проявил. Когда я его взяла на руки,  стал вырываться. Причина была ясна, тут же бегали две собачки Людмилы Юльевны, обе девочки, и чёрный кобелёк был весьма взволнован их присутствием и процессом ухаживания.
Но, взялся за гуж, не говори, что не дюж. Раз обещала, что возьму собаку, значит надо брать. Я рассчиталась с Людмилой Юльевной за прививки, поводок и ошейник, чисто символически заплатила пять копеек за собаку. Говорят, чтоб котёнок или щенок жили в новом доме долго, надо хоть что-то заплатить. Оставила Людмиле Юльевне свои и московские и уральские координаты поехала в общагу.
В этот раз я не оформлялась в общежитие, просто остановилась в комнате своих приятельниц – Маши и Марины. Девушки новому квартиранту обрадовались. Маша, большая любительница собак, сразу стала придумывать имя. Пёс был похож на московского той-терьера, и Маша предложила звать его просто Той, с английского игрушка. Я не возражала.
Оказавшись в незнакомой обстановке, Той стал внимательно изучать всех нас. Будто решал, кого выбрать себе в хозяйки. Больше других ему явно нравилась Маша. Она с ним играла, разговаривала, и он ходил за ней хвостом. А тут к Маше зашёл её приятель по курсу. Что тут началось! Пёс сразу стал лаять на пришельца. Угомонить его не было никакой возможности, Той лаял без остановки всё время, что гость был в комнате, даже поговорить не давал, и молодой человек быстро ушёл. Приревновал!? Или просто мужчин не любит? Мне ещё предстояло познакомиться с характером своего приобретения.
Собаку надо было выгуливать. Я решила сочетать приятное с полезным, взяла Тоя на поводок и отправилась в соседний магазин за продуктами. В магазине он вёл себя вполне прилично, я быстро купила необходимое и мы вышли на улицу. И тут Той вывернулся из ошейника, который был ему сильно великоват. Я испугалась, что он сейчас убежит, и я его даже позвать не смогу, новую кличку он ещё не знает. Но пёс припал к земле и испуганно-умоляющими глазами смотрел на меня. И в этих глазах стояли слёзы. Я первый раз видела, что собака плачет. Взяла его на руки, стала утешать, и расплакалась сама. Сколько же пришлось пережить этому маленькому существу, если он так испугался, решив, что его снова бросили, и он один в этом огромном страшном мире.
Людмила Юльевна рассказывала мне, что он явно потерялся, прибился к их двору. Голодный, пытался найти пропитание у мусорки, но там его покусали большие собаки, пришёл в её подъезд, и когда кто-то из жильцов пинками выгонял искусанную голодную собаку на декабрьский мороз, она забрала его к себе. Отнесла к ветеринару. Укусы залечили, определили примерный возраст в два года, сказали, что белая прядь на хвостике это седина от боли, кто-то купировал ему хвост уже взрослому  без наркоза. Не удивительно, что пёс заплакал. Кстати, этот страх, остаться без ошейника, а значит без хозяев, сохранялся очень долго. Уже здесь, в Уральске, он много лет боялся таких ситуаций, но только уже не плакал. И уже только в конце своей жизни, не припадал в страхе к земле, а бежал в подъезд к лифту или прямо к квартире.
Накануне моего отъезда домой неожиданно пришла Людмила Юльевна. Увидев Тоя, очень обрадовалась.
- Я видела, что Вам он не понравился, и очень боялась, что Вы его выбросите. – напрямую сказала она.
- Ну, что Вы. Я же взяла на себя ответственность, значит, не имею права отказаться.
Людмила Юльевна принесла мяса, кормить пса в дороге. Я пообещала ей писать. Забегая вперёд скажу, что сдержала своё обещание, мы долго переписывались, я ей высылала Тошкины фотографии, книги про собак. Она мне писала о своих питомцах и о своём житье-бытье.
Людмила Юльевна Плакше - ветеран войны, одинокая женщина, которой собаки заменили семью. Тошка не единственный, кого она спасла, были и другие. Одна за другой ушли её обе любимицы, она очень тяжело переживала смерть собак, а в результате слегла сама. Больше от неё писем не было. Удивительная женщина! Пройдя через войну,  она сохранила в себе любовь ко всему живому, неравнодушие к чужой беде, пусть даже это беда животного, чистый взгляд на мир. Светлая ей память!
Маша одолжила мне сумку, обязательное условие для транспортировки мелких собак. В сумку я положила свои тапочки, халат, посадила Тошку. Из сумки торчала только его голова, и он вертел ею во все стороны с любопытством рассматривая окружающее. Выскочить не пытался, видимо, понимал, что так надо.
В аэропорту предъявила справку о прививках, купила на Тошку билет. Это оказалось очень просто. Сумку со всем содержимым взвесили. Оказалось четыре килограмма. Вот за четыре килограмма я и заплатила. Это и был билет на Тошу.
Уже по дороге в аэропорт я переименовала его. Это в Москве Той – игрушка, а у нас той – это свадебный пир. Совсем не подходящее имя для собаки. Тоша лучше.
В самолёте Тоша вёл себя спокойно. Из сумки я его вытащила, посадила на колени, но он не захотел сидеть на руках, улёгся в проходе между креслами.  Идущие в туалет перешагивали через собаку. Если это была женщина, то пёсик молчал, но если шёл мужчина разражался заливистым лаем. Люди оглядывались, улыбались. Подошла стюардесса.
- Почему собака без намордника?
- Для таких маленьких намордников нет, да он и не кусается,- ответила я, а сама подумала, что не знаю даже кусачий он или нет.
В Уральске в аэропорту нас встретила мама, первым делом вытащила из сумки Тошку.
- Ой, какой страшненький!!!
Тоша почувствовал недовольную интонацию, и сразу обнял маму лапами за шею и облизал ей лицо. Мол, возьмите меня, я хороший! Мама рассмеялась:
- Подлиза! Не бойся, не обижу.
В квартире у дверей нас встретил Ваня. Мне и в голову не приходило, что тут может быть конфликт, но Тоша всё испортил, он с лаем бросился к коту. Ну, Ваня ему и показал, кто в доме хозяин. Тошка ретировался, пришлось взять его на руки, но кот не успокаивался, пытался допрыгнуть и вцепиться когтями в шерсть новоявленного нахала. Пришлось закрыть кота в одной из комнат, и только после этого пустить Тошку знакомиться с новым жилищем.
Вот так и стали мы жить-поживать. Закрывали кота, выпускали Тошу, закрывали Тошу – выпускали кота. Вечером мама сидела перед телевизором и крепко держала коту лапы, а Тоша бегал по дому. Ему явно было стыдно за свой лай в первый день, и он всячески старался подружиться с Ваней, но кот был неумолим. Стоило Тоше приблизится к ним с мамой, как Ваня выдавал протяжное «Мяу-у-у-у», и у него от злости дрожала нижняя челюсть. А мама с трудом удерживала его лапы.
Раз я подстригла коту когти и пустила их вместе. Кот сразу кинулся к Тоше драться. Но Тошка принял всё за игру, не пытался зарычать или дать сдачи. Уворачивался, убегал и улыбался во всю пасть. В конце концов они подружились, и снова в квартире стало весело от  игр.
Тошка был полной противоположностью Альке.  И не только по окрасу, но прежде всего по характеру. Алька – степенный, важный, с большим чувством собственного достоинства, Тошка – шустрый, подвижный, эдакий «свой в доску парень», очень любопытный. Стоило открыть дверцу шкафа или тумбочки, как там сразу оказывался Тошкин нос: «А что это тут такое?». Если я что-то делала на полу: раскраивала ткань или что-нибудь прибивала, Тошкин нос был тут как тут: «А чего это ты делаешь?». Сколько раз я боялась, что нечаянно задену его ножницами или молотком.
Гостей Тошка очень любил. Встречал всех восторженным лаем, прыгал вокруг, всем видом показывая, как он счастлив, что этот человек пришёл. Как то одна моя знакомая умилилась и расчувствовалась:
- Ты так радостно меня встречаешь, вот тебе конфетка.
Тоша вежливо из рук взял угощение. На другой день пришла другая приятельница. Как всегда, попрыгав вокруг, Тоша сел перед ней и, не пуская дальше в квартиру, стал выжидательно смотреть на неё.
- Ну и чего ты от меня хочешь? - спросила знакомая.
Тоша помахал своим куцым хвостиком и тявкнул.
- Вчера Татьяна приходила. Прямо у дверей его конфетой угостила. Может, он и от тебя конфетку ждёт, - сказала я.
- Сейчас, сейчас, - ответила приятельница и полезла в сумку. У неё тоже нашлось угощение.
Скоро все мои знакомые знали, что надо с собой приносить конфету для Тоши.  Если кто-то забывал, то я давала гостю конфету, чтоб он угостил собаку.
Сидели мы с одной знакомой, пили чай. На столе пироги, вазочка с конфетами. Тошка крутится вокруг, умильно смотрит на нас, тянет носом в сторону стола. Надя рассмеялась, взяла всю вазочку и поставила на пол.
- На, Тошка, ещь.
Надо было видеть озадаченную Тошину морду. Соблазн был велик. Он то подбегал к вазочке, то отскакивал, понимая, что нельзя, и всем своим видом показывал такую растерянность, такое отчаяние, что я не выдержала. Забрала вазу с пола, а собаке в награду дала конфету. Вот теперь Тоша её с удовольствием схрумкал.
Когда я собирала гостей, то только освобождался чей-то стул, на него сразу вспрыгивал Тоша, сидел за столом перед тарелкой полной вкусностей, но никогда не залезал носом в тарелку, не пытался утащить с неё косточку или лакомый кусочек. Всегда ждал, когда чего-нибудь дадут.
Наступал год синей собаки. Недолго думая, я связала Тоше синий ошейник, и в новогоднюю ночь усадили его за стол рядом с нами, а на тарелку ему положили кусочек традиционной утки с яблоками. Как мы с мамой не уговаривали его отведать угощение, не ел, только носом тянул. Пришлось символ года кормить на полу, переложить утку в его миску. Вот тогда он был счастлив.
Детей Тошка просто обожал. Пришла приятельница с девятимесячной Алёнкой. Алёнка ползала по паласу к большому удовольствию Тоши. Он носился вокруг ребёнка, подскакивал и лизал девочку то в щёчку, то в носик. Алёнке это очень нравилось, он смеялась и сама ползла к Тошке, высунув язычок, и стараясь лизнуть его. Тоша растерялся,  отскочил от девочки. Смутился. Не привык он, чтоб люди лизались.
Вот кого Тошка очень сильно не любил, так это больших собак. Помнил, видимо, укусы, полученные в Москве. Особую неприязнь испытывал к овчаркам и догам. И вот наши соседи завели дога.
Гуляем мы вечером, вдруг нам навстречу идёт чёрный дог, улыбается во всю пасть, показывая свои самые дружелюбные намерения. Я как всегда при появлении большой собаки беру Тошку на руки. Бой (кличка дога) подходит познакомиться, и что тут началось. Тоша всегда лаял на больших собак, но тут он превзошёл самого себя. Не знаю, есть ли в собачьем языке мат, но если есть, то Тоша высказывался явно ненормативной лексикой. Бедный Бой растерялся, отошёл в сторону, вид у него был растерянный и обиженный, как у человека, которого ни за что, ни про что послали.
Гуляем во дворе возле гаражей. Вдруг Тошка стал лаять на один гараж и чуть не кидаться на дверь. Я подошла, вижу, к дверной щели прижат собачий нос. Разглядеть, какая там собака невозможно. Мне стало жалко пса. Стояла жара, гараж железный, накалённый, представляю какая температура внутри. А там собака заперта. Отвела Тошку домой, налила воды в бутылку, и пошла к узнику. Так я его и стала звать – Узник. Через щель напоила пса, какую-то еду просунула, стала искать хозяина. Нашла. Поругала, что в таких условиях держит собаку. Он оправдывался, что держать больше негде, а скоро он поедет в аул и отвезёт пса туда, чтоб овец охранял. Примерно неделю я носила Узнику воду и еду, разговаривала с ним. И вот как-то опять гуляем мы с Тошкой, и вдруг на нас несётся огромная овчарка. Я испугалась, взяла Тошку на руки, стою. Тошка лаем заходится. Овчарка села в нескольких шагах, и смотрит на нас. И тут я догадалась, что это Узник. Обрадовалась, поговорила с ним, сказала, что сейчас Тошу домой отведу и выйду к нему. Велела ждать. Отвела Тошу, прихватила вкусненьких кусочков и пошла общаться к Узнику. Только вышла, тот налетает на меня и лапы на плечи. Тоже рад общению. Как здорово было с ним играть! С маленькой собакой интересно, но с большой… Трудно описать ощущение радости от игры, когда пёс налетает на меня, я в свою очередь делаю вид, что нападаю на него, он уносится, бегает кругами, а потом снова прыгает ко мне. Взаимный восторг.
Как-то раз наблюдала забавную сценку: на холодильнике лежали конфеты, Ваня сидит наверху и подгоняет лапой конфету к краю холодильника,  Тоша сидит внизу и с вожделением ждёт, когда же лакомство упадёт на пол. Эдакая  забота о лучшем друге. Сам не съем, зато приятеля угощу.
Тоша прожил у нас двенадцать лет. Состарился, поседел, что было хорошо заметно на чёрной шерсти. Но почти до самого конца оставался весёлым, игривым и подвижным. Последний приют он обрёл в Баскачкинском овраге, где несколькими годами ранее я похоронила и Ваню. И вот сейчас я с благодарностью вспоминаю всех наших четвероногих. Мы заботились о них, а они отдавали нам свою любовь и  привязанность, создавали настроение, а в итоге помогали выжить и не потерять присутствие духа в любой, даже самой сложной,  ситуации.