Ошибки друзей Иова

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта проповеди, ряд мыслей взят из книги Тимура Расулова "Поклонение во тьме")

Из последней главы книги Иова мы знаем, что Бог разгневался на друзей Иова за то, что они говорили о Нем «не так верно», как Иов (Иов.42:7). Так как речи друзей Иова занимает так много места и в этой книге, и вообще в Ветхом Завете, а также в связи с такой оценкой Бога для нас важно поразмышлять об этом. 

1. Источники знаний друзей Иова

Перед тем, как говорить об ошибках друзей Иова, давайте обратим внимание на то, откуда они знали то, что знали. На чем основывались их взгляды.

• Елифаз – мистик. Он придает особое значение личному духовному опыту и особым откровениям: «Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, - и я слышу голос» (Иов.4:16).
• Вилдад – традиционалист. Он уважает предания и опыт отцов: «спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их» (Иов.8:8).
• Софар – интеллектуал и рационалист. Для него важны самостоятельные размышления и выводы, к которым он пришел сам в результате рассуждений: «Размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их. …дух разумения моего ответит за меня» (Иов.20:2-3).

Нельзя сказать, что какой-то из этих способов познания ущербный. Записанного Слова Божьего тогда еще не было. И я думаю, что Иов использовал все три способа познания. У него было личное, непосредственное общение с Богом: «я не отвергся изречений Святаго» (Иов.6:10), «когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы» (Иов.29:3). Безусловно он уважал опыт прошлых поколений. И конечно же, он размышлял, почти вся эта книга описывает мучительный поиск им ответов.

В чем же отличие Иова от друзей в этом вопросе? Думаю, основное отличие в том, что взгляды Иова не были зацементированными. Когда он столкнулся с вопросом, который его прошлое богословие не позволяло объяснить, он не сделал умный вид, не пошел на искусственное соединение нескольких прошлых известных ему мыслей, он начал задавать вопросы. Ближним и Богу.

Его друзья Богу вопросов не задавали. Им было все понятно. Как оказалось в конце книги, понимания их были неверны. И теперь я предлагаю поразмышлять о том, что именно они понимали неправильно.

2. Неправильные представления друзей Иова

А. Неправильное представление о Боге

Прежде всего, у них было неправильное представление о самом Боге. Именно за то, как они говорили о Нем, Он и разгневался на них. Ложные представления о мире и человеке берут начало в ложных представлениях о Боге.

Друзья Иова представляли Бога неэмоциональным и равнодушным к Своему творению: «Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен?» (Иов.22:3).

Разве Богу все равно, как мы себя ведем, праведны мы или грешны? Вот ветхозаветные тексты (мы ведь говорим о людях, живших в очень древние времена), говорящие о том, что Богу прискорбно, когда человек отпадает от Него, и Ему приятно, когда человек ведет себя правильно:

• «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6:5-6)
• «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:20-21)

Бог, в Которого мы верим, страстно любит человека, до ревности.

Б. Неправильное представление о мире

Теперь посмотрим на то, как друзья Иова представляли себе мир и законы, которыми мир управляется. И мы увидим, что они представляли себе мир очень упрощенно и схематично. По их мнению, во всех событиях действуют жесткие причинно-следственные связи: все грешники еще при жизни получают заслуженное наказание, а все праведники при жизни наслаждаются заслуженными благословениями:

• «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (Иов.4:8)
• «Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет» (Иов.8:12-13)
• «Он пошлет на него ярость гнева Своего и одождит на него болезни в плоти его» (Иов.20:23)
• «Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!» (Иов.20:28-29)

Понятное дело, говоря о нечестивце и беззаконнике, который пожинает то, что посеял, они подразумевали Иова.

Создается впечатление, что эти люди пришли из какого-то другого мира, где злу нет места. Или где зло наказывается и искореняется мгновенно. Они описывают несуществующий порядок. Мы с вами знаем реальность, и она не такова. Наш мир устроен не так, как это представлялось трем друзьям:

• «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Ек. 8:11)
• «Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем» (Ек. 7:15)
• «Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников...» (Ек. 8:14)

Вот в таком несправедливом мире жил, например, Соломон. В таком мире живем и мы с вами, таким его видел и Иов. Поэтому он обличил их, когда послушал их советы. И рассказал им о другом мире — мире, в котором живет он сам. Причем, говоря об этом, Иов верно указал на то, что за таким положением вещей стоит Бог.

• «Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает» (9:24)
• «Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих. ... Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» (12:6-9)
• «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их. Дома их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них» (21:7-9).
• «Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастъи и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы, нам служить Ему? И что пользы прибегать к Нему?» (21:11-15).
• «Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями, что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону? Кто представит ему пред лицо путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал? ... Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь» (21:29-34).

Друзья Иова упростили и идеализировали мир и порядки в нем. Их богословие было лубочным и наивным. Наверняка каждый день рядом с ними происходили события, которые не вписывались в их шаблонную богословскую схему, но они закрывали на это глаза либо объясняли происходящее казуистически. Фактически они жили в придуманном мире (Иов.6:25-27, об этом еще дальше).

В этом причина провала их душепопечения, поэтому они не могли дать Иову нужного ему утешения или советов. Ограниченное или искаженное богословие ограничивает возможности душепопечения.

В. Неправильное представление об Иове

Третья ошибка друзей Иова вытекает из первых двух. Если в мире действует непреложный закон сеяния и жатвы, и проблемы всегда являются следствием грехов, то вот мы видим, что у Иова огромные проблемы, а это значит, что он сделал тяжелые грехи. И его дети тоже. Бог назвал Иова праведником, а вот как называли его друзья-утешители:

• «Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых» (15:5)
• «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас» (22:4-10)
• «Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их» (8:4)
• «Тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (Иов.11:5-6)

3. Одна из причин ошибок друзей Иова – страх

Что подтолкнуло друзей Иова размышлять таким образом? Как ни странно, страх. Об этом говорит Иов: «Увидели страшное и испугались» (6:21). Что страшное они увидели? Иова – праведника, с которым случилось невообразимое. А чего они испугались? Того, что они праведники и такое может случиться и с ними.

Им стало страшно жить в мире, в котором с праведником может случиться страшное. Они испугались встречи с непредсказуемым и неуправляемым Богом. И они возвратились в придуманный их отцами мир, в котором им было хорошо и уютно.

В трагедии Иова они увидели угрозу своей вере. Если признать, что Иов ничего достойного наказания не сделал, то им придется пересматривать свои взгляды и признавать, что мир устроен совсем не так, как они ожидали, и что Бог не таков, как они Его себе представляли.

На это они не были готовы и не были согласны.

4. У друзей Иова было одностороннее, неуравновешенное, ограниченное богословие

Здесь важно отметить, что далеко не все взгляды друзей Иова были неверными. Наоборот, они сказали много верного и точного.

• То что Бог свят и справедлив – это истина. Но это не вся истина, Бог еще милостив.
• То, что в мире действует закон сеяния и жатвы – это истина, но это тоже не вся истина, и мы не всегда жнем то, что сеяли. Все ли благословения, полученные нами – это строго пропорциональные результаты сделанных нами же посевов? Конечно нет.

Из истории друзей Иова мы можем взять для себя урок о том, как опасно понимать истину ограниченно, перекошенно, делая акцент на одном учении и пренебрегая или закрывая глаза на другие библейские учения.

Поэтому Иов отвечал своим оппонентам: «Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему» (Иов.6:25-27).

Как опасно «придумывать» объяснения, не основанные на Писании и на истине! Бог на них за это разгневался. Когда мы чего-то не знаем, то лучше будет сказать «я не знаю», а не придумывать что-то, пусть и внешне логичное. Вот несколько текстов о том, как учил апостол Павел:

• «не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину» (2Кор.4:2)
• «мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2Кор.2:17)
• «я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Дн.20:27)

Мне нравится такой образ: подушка состоит из многих перьев. И она подушка тогда, когда перьев в ней много. Если положить себе под щеку одно или два или даже пять перьев и лечь спать, то эти отдельные перья будут нас колоть, а мягко нам на них не будет.

Отдельные заповеди Божьи очень важны, но Бог дал нам Свое Слово, Свою истину в совокупности, в сочетании множества важных истин. И нам надо изучать и применять эти истины именно в совокупности, размышляя о каждой из них и соотнося их друг с другом.

Проповедовал 08.10.2017