Календарь. Метон Стоунхендж Калланиш Эхнатон ч. 1

Кучин Владимир
 
Все мы пользуемся календарем. Тысячи книг написаны про различные календари. Тысячи астрономов работали над этим вопросом.

Что же можно НОВОГО рассказать о календаре? Автор попробует это сделать за 5 статей. Всех прочитавших ожидают некоторые сюрпризы, найденные автором публикации – не позаимствованные, а именно НАЙДЕННЫЕ.

В чем же проблема календаря на Земле? Проблема состоит в том, что на астрономическое положение светил на звездном небе влияют три процесса:

1. Земля вращается вокруг своей оси – образуются сутки;
2. Земля вращается вокруг Солнца и за один полный оборот за чуть больше чем 365 суток – образуется солнечный год;
3. Луна вращается вокруг Земли (в упрощенной модели) и повторяет свое положение приблизительно за 28 земных суток - образуется лунный месяц.

В результате солнечный календарь не совпадает с лунным, т.к. 365 суток не делятся нацело на 28 – происходит смещение астрономического расположения светил.

Пришлось напомнить читателю банальные истины.

Общепринято, что первым обнаружил астрономическое повторение лунного (синодического) и солнечного календарей через 19 солнечных (еще говорят – тропических) лет греческий астроном Метон, который жил в 5-м веке до р.Х.

Астрономы называют 19-летний календарный цикл – Метонов цикл. Сведения об астрономе и его 19-летнем Метоновом цикле можно найти в тысячах источников. Воспользуемся Большой Советской Энциклопедией.

«МЕТОН (Meton) (p. ок. 460 до н.э.- г. смерти неизв.), древнегреческий астроном и математик. В 433 до н. э. предложил т. н. метонов цикл, положенный в основу др.-греч. календаря. М. построил на гор. площади в Афинах гномоны для наблюдений солнцестояний и высеченные из камня оригинальные переставные календари (паранегмы).»

«МЕТОНОВ ЦИКЛ, промежуток времени в 6940 суток, служащий для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре. Предложен в 433 до н. э. афинским учёным Метоном и лёг в основу др.-греч. календаря. М. ц. связан с приближённым (с точностью до неск. часов) равенством: 19 тропич. лет = 235 синодическим месяцам. Содержал 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев (со вставным месяцем). 125 месяцев были «полными» — по 30 суток, а остальные 110 «пустыми» — по 29 суток. М. ц. использовался также в еврейском и др.-христ. календарях.»

В действительности греки, жившие вне Афин, не придерживались идей Метона, и каждый город имел свой 12-месячный календарь. Наводит на некоторые размышления и возраст Метона – а 433 году ему было всего 27 лет, следовательно, он никак не мог действовать на основе своих наблюдений. А соавторы афинянина Метона нам неизвестны. Следы этих соавторов, а вернее древних авторов, нам и предстоит искать.

Цикл Метона, в виде «малого» в 19 лет используется в еврейском календаре, начало использования – около 100 г. до р.Х. – следовательно,  после открытия Метона.

Цикл Метона используется для расчета православной Пасхи. Расчет дня Пасхи за полтора тысячелетия превратился в таинство и к 18 веку стал самостоятельной наукой – Пасхалией. В действительности все опиралось на все те же 19 лет солнечно-лунного цикла.

В 1787 году в России была обнародована старообрядческая ручная Пасхалия Симона, где показывался способ расчета дня Пасхи по руке.

Картинка такой ручной Пасхалии, которую легко найти в инете, приведена на иллюстрации. Видно, что Симон подписал на пальцах буквами и цифрами  от 1 до 19 – 19 лет цикла Метона. А со времени предложения астронома Метона прошло 2220 лет!

Итак – основой лунно-солнечного календаря  служит 19-летний цикл Метона. Этот цикл весьма точно отображает астрономический цикл движения Земли.

Наша цель – узнать - кто до Метона знал о 19-летнем цикле?

В своих поисках мы воспользуемся простым способом Симона – будем нумеровать найденные артефакты. Путь нашего движения указан в названии цикла статей.

И первый артефакт – общеизвестный Стоунхендж. О нем в ч. 2.