Лишняя пенсия

Федор Быханов
Больше полутора миллионов рублей незаконно получила старушка, воспользовавшись двумя паспортам и таким же количеством заведенных на нее пенсионных дел.

…В начале прошлого лета у сотрудников учреждения, занимающегося пенсионным обеспечением жителей наукограда, появились основания проявить особый интерес к одной из многочисленных получательниц средств от государства, гарантировавшего пожизненную финансовую поддержку лицам, утратившим трудоспособность, в том числе и по старости. Когда изучали данные, имеющиеся здесь на Юлию Ленкину,  то выходило, что отправилась она на заслуженный отдых почти четверть века назад в Республике Алтай.
Появилась старушка  в Бийске гораздо позже этого события – в конце мая 2001 года. Об этом можно было судить по заявлению пожилой приезжей, просившей сделать запрос ее пенсионного дела из города Ноябрьска Тюменской области и назначить ей пенсию здесь, на Алтае по новому месту постоянного проживания.
В обосновании своей просьбы Юлия Сергеевна предъявила соответствующую выписку из отдела социального обеспечения. В ней приводились данные ее давнишнего паспорта еще гражданки Советского Союза. А также указания на  имеющуюся в нем  запись о регистрации по конкретному адресу. Еще одним своим заявлением Ленкина просила перечислять причитающуюся ей пенсию на личный лицевой счет в одном из банковских учреждений города.
Не прошло и месяца, как старушка появилась снова. Теперь уже за тем, чтобы объяснить факт отсутствия вкладыша в ее трудовой книжке. При этом она сослалась на его неожиданную утерю. Но тут же обязалась, что в случае обнаружения переплаты ей по назначенной пенсии обязательно вернуть лишнее из полученных ею денег до последней копейки.
Перед уходом посетительница приобщила к своему заявлению справку с последнего места работы. И тем окончательно развеяла все остававшиеся на тот момент сомнения.
Так что с решением ее проблемы никаких затруднений не оказалось. По итогам рассмотрения документов, представленных Юлией Ленкиной, было принято решение о выплате ей пенсии по старости в связи с переездом на новое место постоянного жительства. И с даты, несколько предшествующей визиту просительницы в учреждение, начиная с 1 мая того же года, ежемесячно на ее лицевой счет началось перечисление денежных средств, назначенных в размере 9047 рублей 39 копеек.
Так что, на момент теперешнего возвращения специалистов к изучению данных ее пенсионного дела, Юлия Сергеевна успела получить в Бийске от государства довольно значительное количество денег – 1 миллион 596 тысяч 580 рублей 61 копейку. И, как теперь стало выясняться, вся эта сумма досталась старушке незаконно.
Постольку поскольку женщина с высшим образованием с самого первого своего появления в Бийском ведомстве, не по незнанию, а злонамеренно нарушила существующее в России законодательство, по которому, если цитировать дословно: «Пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ей пенсию о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты».
Ведь, на самом деле проживала она на постоянной основе вовсе не в Бийске, а в Горно-Алтайске, где тоже получала от государства компенсацию за утраченную ею способность зарабатывать себе на жизнь физическим трудом.
Это обстоятельство вскрыли сотрудники правоохранительных органов. В отношении Юлии Ленкиной уголовное дело возбудили по факту мошенничества при получении выплаты. То есть, налицо оказалось хищение в особо крупном размере денежных средств,  совершенное при получении пособий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Как удалось установить доподлинно, осуществила обвиняемая эту аферу путем предоставления заведомо ложных и недобросовестных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
Началось проведение следственных действий с изучения всех тех официальных документов, которые некогда послужили обретению подозреваемой вожделенного статуса пенсионерки.
Случилось это одновременно с пятидесятилетним юбилеем Юлии Сергеевны, немало проработавшей в условиях Крайнего Севера. Этот стаж был учтен соответствующей комиссией при исполкоме Республики Алтай, тогда своим решением назначившей Ленкиной пожизненную пенсию.
При этом ее, как и всех других пожилых людей при подобной процедуре, предупредили о том, что гражданин, имеющий право на различные виды пенсии, может получать лишь одну по своему выбору. К тому же его непременной обязанностью является своевременное сообщение в отдел социального обеспечения о факте поступления на работу или увольнения с нее, как и перемене места жительства. И тому подобного, вплоть до изменений, произошедших  в составе семьи.
Не забыла об этом предупреждении Юлия Сергеевн, когда, спустя несколько лет, весной 1995 года надумала вернуться в Тюменскую область. Уже оказавшись в нефтедобывающем регионе, она обратилась в Ноябрьский городской отдел социального обеспечения, где попросила запросить ее пенсионное дело из Горно-Алтайска.
Заявлению посетительницы тут же, без всякого промедления дали законный ход. В установленный срок в Ноябрьске взяли под полагающееся обслуживание, вновь поступившую к ним в город, пенсионерку. Не ведая о том, что в Республике Алтай Юлию Ленскую не сняли с учета в столичном горсобесе. На ее банковский счет, как и прежде, регулярно и без задержек продолжали перечислять полагающуюся пенсию.
В чем самак пожилая женщина убедилась лично, когда вновь дорога позвала ее из непростого тюменского климата в Горно-Алтайск, с его привлекательностью местных красот и заманчивостью условий соблюдаемой экологии не только для туристов, но и тех, кто желает тут обосноваться навсегда.
Поиздержавшись при переезде, Юлия Сергеевна зашла в местное отделение коммерческого банка, чтобы снять деньги со своего личного счета и вполне естественным обстоятельством посчитала продолжавшееся здесь без всякого перерыва свое пенсионное обеспечение.
Предположив, что местные чиновники предвидели скоротечность тюменского вояжа бывшей работницы Крайнего Севера, она долго считала, что не возымело должного действия ее заявление в Ноябрьске о запросе туда из Горно-Алтайска пенсионного дела. Но это, на самом деле, было не так. В чем и убедилась старушка при своей новой поездке в вотчину нефтяников и газовиков.
Однако, к той поре ее характер, как и нравственный облик, прежде вполне законопослушной россиянки, претерпели значительные изменения. И совсем не в лучшую сторону. Что и проявилось в канун наступления нового тысячелетия.
Перед встречей нового 2000 года Юлия Ленская заявила в милиции об утере своего паспорта, еще советского образца. Обошлось при этом со стороны законников без лишней волокиты с выдачей дубликата основного гражданского документа, которая и так должная была произойти в связи с проходившей по всей стране процедурой обмена старых паспортов на новые документы.
Хотя сама пенсионерка, вместо признательности сотрудникам правоохранительных органов за содействие,  ответила им, что называется, черной неблагодарностью. Забыв о былом обязательном следовании букве закона, она снова не пошла с заявлением в Паспортный стол, когда отыскала прежний паспорт, напрасно считавшийся безвозвратно утерянным.
Наоборот, вместо того, чтобы сдать находку на утилизацию, продолжала, при случае, пользоваться основным гражданским документом, выданным ей в далеком теперь уже 1990 году в Нефтеюганске.
Окончательно же шагнула на более опасный преступный путь обладательница двух паспортов весной 2001 года, когда убедилась в том, что и пенсионных дел на нее заведено тоже два.
Гостя как-то в Ноябрьске, она поинтересовалась содержимым своего банковского счета. И была очень поражена. Поскольку Юлия Сергеевна поняла, что без малого шесть предыдущих лет, прошедших после ее предыдущего посещения Тюменской области, здесь ей регулярно выплачивалась вторая, что называется «лишняя» пенсия.  А само дело находится здесь – в Ноябрьском горсобесе, где дублирует точно такое же, оставшееся не аннулированным в Горно-Алтайске.
Тогда еще у старушки имелась реальная возможность исправить чужую ошибку без вреда для собственной репутации. Однако она поступила иначе. Не стала возвращать государству, ошибочно переведенную ей сумму. А немного позднее задумала уже злонамеренно осуществить подобный трюк с двумя пенсиями для дальнейшего незаконного личного обогащения. Тем более что предполагаемому мошенничеству способствовал, имевшийся под рукой второй паспорт.
Побывав в Бийске, злоумышленница сначала нашла возможность фиктивно оформить в городе свою регистрацию по ложному адресу, где на самом деле не собиралась обосновываться на постоянное жительство. Затем, имея соответствующую отметку в серпасто-молоткастом документе, отправилась с заявлением о том, чтобы сюда  запросили из Ноябрьска ее пенсионное дело.
Ей пошли навстречу. В том числе выполнили просьбу и о перечислении пенсии на банковский расчетный счет. И, таким образом, дольше пятнадцати лет продолжалось это мошенничество, обогатившее Юлию Сергеевну на 1596580 рублей 61 копейку, пока афера не вскрылась.
В надежде на смягчение своей участи, Ленская во всем призналась, раскаялась и даже частично компенсировала причиненный ею ущерб. Все это, как и преклонный возраст, состояние здоровья и положительные характеристики с места жительства, были учтены при вынесении приговора. В итоге назначили осужденной наказание в виде трех лет лишения свободы условно с двухгодичным испытательным сроком.