Поэзия Лилит Козловой. 1. Основные мотивы

Елена Нюкало
В первых стихах Л.Козловой – хронологически – больше печального, трагического, болевого  звучания.

Примириться можно со всем:

С тем, что ты - на другой планете,
С тем, что ты - не такой совсем,
И с тобой мы не будем вместе...
С тем, что в солнечный день - темно,
Что мои заблудились мысли,
С тем, что рядом ты все равно
Против воли и здравого смысла...
                [28. с 8]

 Однажды  она  написала: 

«В Настоящем нет обиды. Здесь живёт Беда…».

В  стихах – это беда на двоих, у каждого по-своему, но одинаково болезненная и убивающая.

     *   *   *
Скрутили шею, зажали горло -
А дальше каждый, как мог, дышал...
Лишь в этот выход ты верил твёрдо,
Иного выхода ты не знал...
И час за часом - как год за годом...
А надо чем-то заполнить их...
И горько знать, что не петься одам,
Что смолкла песня в губах сухих...
               
[28. с.9]


Безысходность.  Отчаяние. Тупик. Если одному не нужно – второй бессилен что-то изменить.

Ты был прав - можно жить и врозь.
Ничего, если вкривь и вкось,
И потерян совсем интерес,
И что жизненный тонус исчез...

Ты был прав - можно жить и так.
И не надо сжиматься в кулак -
Надо просто руки сложить
И бездумно, бессмысленно жить.

Я не знала, что это легко -
Жить вот так, от тебя далеко...
Только часто трудно дышать,
Только хочется спать и спать,
                Только изредка призрак-ты
Снова блёклые даришь цветы,
И стоишь, отвергая меня
Или вновь восхищённо маня...

И тогда - безысходно мне,
И опять мы вдвоём - в западне...
И внезапно скупая слеза
Заставляет пухнуть глаза...

А назавтра - потухший взгляд
И ответы - совсем невпопад...
И маячит превыше всего:
"Расплени!  Не хочу ничего!"
                [28. с.9]

Как мы видим, здесь преобладает мотив печали, тоски, безысходности, нежелания жить. Не маячит пока никакого выхода. 

Немного позже такой выход появляется – побеждает общий  изначальный  жизнеутверждающий  настрой автора. 

Щека в ладонь - и ближе не надо!
Рука в руке -  и сердце полно!..
Душой к душе - хоть в письмах - отрада!..
Когда же, Господи, будет дано?..      

[28. с.10]

В дальнейшем  грустные, минорные  мотивы Козловой тут же на протяжении стиха  преобразует в жизнеутверждение  разного звучания.

В более поздних  стихах она сразу как бы отталкивается от нежелательной, печальной или болевой реальности и выводит читателя в надежду или радость. 

Зачем ты смотришь вниз?
Смотри на небо!
Там нежный цвет Любви
Закат зажёг.

Там столько
Неизведанных дорог!
Там за руки взялись,
Кто вместе не был!..

И мы с тобой сейчас
Как будто рядом -
Душа в душе,
И тонем в Тишине...

И лунным,
Несказанным водопадом
Надежда проливается
Ко мне... 

[28. с.27]

Герой удручённо  смотрит вниз, в  земную безысходную реальность, а все ответы только в жизни  душевной, в любви.
 
                Из раны сочится кровь,
                Звеня, прорастает слезами,
                Улыбкой цветет и стихами
                И славит Царицу Любовь.

                Нарциссом поникла боль,
                И ландыш лепечет чудесней,
                И ввысь вырывается песня:
                "Жил-был сероглазый король"...

                И видит судьбу авгур,
                И светится тихое пламя,
                И полнится, полнится снами
                Музей восковых фигур... 

[29, с.10]
               
Еще основное звучание – светлая печаль, но она полна умиротворения и жизни. Как и в следующих стихах того же дня:

                Пусть те двое идут и идут,
                Просто рядом идут облаками,
                Яркой радугой, лунными снами,
                Мотыльками на майском лугу.

                Отпускаю их петь и лететь
                И нести Неизбывное Пламя,
                Осыпая хмельными цветами
                Нас, что будут ходить по земле.

                Ненарушенный древний уют
                И асфальтовый рай под ногами,
                И собаку по шерсти руками...

                А те двое идут и идут... 
[29, с.9]
               
Удивительно, что третьи стихи, написанные в тот же день, - уже явный прорыв в жизнь, призыв к радости и самообновлению.

                Пока не окончен день,
                Пока не окончен час
                Пусть жарко цветет сирень
                И скачет над крышей Пегас.

                Пускай ворожит соловей,
                А детям - их первый крик,               
                В бокалы влаги налей,
                Приветствуй суждённый миг!

                Всю боль свою прокричи,
                Всю душу до дна излей,
                Открой потайные ключи, -
                Успей же,
                успей,
                успей!
               
[29, с.11]

И в четвёртом стихотворении того же дня – явное ликование открывшегося счастья:

- Это же счастье!
- А что же еще?
Это зажегся
Во тьме светлячок,
Это ручей
Побежал по траве,
Иволгой вдруг
Пересмешник-скворец.
Это души
Нескончаемый пир,
Это стихов
Бесконечная ширь!
Это улыбка
Опять и опять!
Будем надеяться,
Будем дышать!               
                [28, с. 22]   
               
И вот совершенно спокойно описанный выход: принять то, что сложилось на земле,  как оно есть.   Все ответы – только в душе:

     Пиши мне добрые слова,
     Лелей прозрачные надежды
     И верь, что неба синева
     Для душ - извечные одежды.
     Что оттого и нет конца
     Душе, так искони горящей,
     Что повелением Творца
     Высь создана непреходящей...
               
[29, с. 38]

Основным лейтмотивом  стихов Козловой  последних 14 лет становится радость жизни, оптимизм, ликование.   
                *   *   *

           Будем смеяться
         Счастливым смехом,
         Будем, как шарик,
         Лететь облаками,
         Перекликаясь
         Солнечным эхом,
         Блёстками памяти,
         Звёздными снами...
                [29, с. 38]

Параллельно у Лилит рождались стихи-размышления  в положительной тональности.

Листопад, златопад, огнепад...
Завершенье надежды весенней,
Дерзновенности летних свершений,
Королевских осенних наград.

Улетаю листом золотым
В тех краях, где извечно Надежда,
Стихотворным  вином молодым
Окропляю причуды одежды.

В Тишине без предела и края,
В зыбком свете Нездешних наград
Ничего драгоценней не знаю,
Чем летящей души звездопад!
                [27, с. 153]

Как мы видим, всё кончается радостным  душевным свечением. Им пронизано много стихов Лилит Козловой.
 
Это самый высший и типичный для неё мотив многих лет её жизни.