Елеонский некрополь. 14 мирян

Анатолий Гурьевич Холодюк
Кладбище возле монастырской колокольни. Вид сверху. Фото: Логвиненко А.А. (август 2017)

На территории Свято-Вознесенского  монастыря   похоронены не только известные церковные деятели,  игуменьи и  монахини РПЦЗ, но и обыкновенные миряне.  Все они   в разные годы приехали на Святую Землю и попали на Елеон. Они, возможно, никогда и не помышляли быть погребенными в столь божественном месте. Судьба многих паломников и трудников, чьи могилы находятся кладбище, почти неизвестна. Посещение  монастырского кладбища  заставляет  задуматься о неотвратимости смерти и о том, что жизнь на земле  не кончается  с твоим уходом в вечность.   На елеонском кладбище погружаешься в размышления и, стоя над чужими могильными холмиками, невольно начинаешь мысленно расплетать непростое кружево собственной жизни. Здесь  невольно чувствуешь горечь плодов от своих грехов и вспоминаешь о том, как прошла, проходит и как должна бы проходить твоя земная жизнь. «Хочешь – не хочешь, – говорят елеонские монахи, – а кладбище для кого-то ближайшее, для кого-то отдаленное, но для всех – неминуемое будущее».

Расскажем лишь о  некоторых  мирянах, чей прах находится на Елеоне.
1. В "Парфеньевском садике", расположенном слева  от Свято-Вознесенского храма,  находится не заметная для глаз каменная   плита на месте захоронения племянника  игумена Порфирия (Нарциссова). На плите начертано:

"Порфирий Алексеевич Белавин
Студент богословия и кавалер, состоявший при Иерусалимской Духовной Миссии 28 лет.
Певчий.
Родился 17 февраля 1840 г.
Скончался 20 апреля 1893 г."
Известно, что он приехал в гости к игумену Порфирию, заболел  и скончался на Елеоне. В свободное время любил читать и отдыхать в садике, названном в честь первого игумена Елеонской общины.

2. В правом углу у южной алтарной стены часовни Всечестной главы святого Иоанна Крестителя находится большое каменное надгробие. Оно  примыкает к часовенной стене, где  выпукло выделяется могильный крест. Надгробие имеет невысокую металлическую ограду.
На могильном камне  начертано:
"Ирина Григорьевна Силаева
Скончалась 8 сентября 1927 года.
76 л. от роду.
Упокой Господи душу
усопшия Рабы Твоея".
Смотри на сайте   "Ктитор Ирина  Григорьевна Силаева"


3. На "нижнем" кладбище находится массивный надгробный камень, где начертано:
"ALEXANDER S. PETROFF
Sept. 3. 1890 — Jan. 25.1965
АЛЕКСАНДР С. ПЕТРОВ
                *
Помяни мя Господи во
Царствии Твоем".

Смотри на сайте  "Паломник Александр Петров из Джорданвилля"
               
4. На "нижнем" кладбище находится надгробие, увенчанное металлическим крестом. На нем  проволокой прикреплена металлическая иконка на медной пластинке. Надгробие представляет собою скромную памятную плиту, где начертано:
"Паломница
Раба Божия Юлия Соколова
(рожд. кн. Урусова)
Помяни ее Господи
во Царствии Твоем.
Сконч. 16 апреля 1961 г."

Известно, что Юлия Соколова прибыла на Елеон и заболела. Ее поместили в монастырскую "больничку", где она и скончалась. О себе она рассказывала сестрам, что происходила из княжеского рода Урусовых.

5. Могила в виде  бетонной плиты .На железном кресте под  веночком прикреплена иконка Божией Матери.
На маленькой табличке начертано:
"Раб Божий Алексей Кузнецов
13 дек.1972 — 1/14 декабря 2006 г."
Монахини рассказывают, что  А. Кузнецов приехал в Иерусалим из Воронежа и работал в монастыре трудником. Имел пристрастие к  алкоголю.

6. Справа при входе на "нижнее" кладбище, в первом ряду   находится могила с деревянным крестом.  На нем в рамке овальной формы помещено фото и под ним начертано "Упокой, Господи, душу усопшей Рабы Твоея".
И далее : "Раба Божия
Татиана
(Гусева)
08.III. 1977 — 14.V.2001".
На табличке прикреплены искусственные цветы (ландыши).
По рассказам одной из елеонских монахинь, Т.Гусева была замужем за евреем, с кем переехала из Москвы на постоянное место жительства в Израиль. Будучи православной, часто приезжала в монастырь и была духовной дочерью архимандрита Нектария. У Т. Гусевой было онкологическое заболевание. Крест для   могилы дочери доставлен из Москвы родителями покойной.


7. Надгробие, увенчанное железным крестом и украшенное несколькими цветами. На табличке краткая надпись: "Ольга Шиманова. 1999, 23.10."

8. Надгробие с деревянным крестом белого цвета. На табличке надпись: "Раба Божия Елена (Юрпаева). Helen Yurpaeva. + 21.09. 1998".

9. Надгробие простой формы, покрашено в голубой цвет. На табличке значится: "Раб Божий Иоанн (Рекушевич).+ 5.02.1993".
Известно, что он был рабочим  в монастыре и  скончался в больнице.

10. Заброшенное надгробие с деревянным узким крестом. На табличке указано: "Раб Божий Михаил. +1967".

11. Надгробие с каменным крестом. На нем помещено фото и под ним  начертано: "Паломница Вера Дмитриевна Первухина. 17/30. 09.1919  — 1/14.04. 1987. Вечная память".

12. Надгробие с железным белым крестом. На нем можно прочитать: "Раба Божия Магдалина (Хутан).  + 4/17. 03. 1996."

13. На кладбище возле колокольни находится надгробие с крестом и надписью: "Здесь покоится прах Рабы Божией Марии  + Раба Божия Николая (+1914)".

14. Каменное надгробие с деревянным крестом на кладбище возле колокольни. На табличке написано "Раб Божий Василий Васильевич Гордека". На камне начертано "77 лет, 6. III. 1907".

...В монастыре и на территории его кладбища видишь  идиллический пейзаж с устремленными в ночное звездное небо кипарисами, цветущим по весне миндалем, а также маслинами. На Елеоне темнеет быстро, и крупные звезды, кажется, прижимаются к самой земле, откуда, разгоняя тьму, возносятся в небо молитвы. По ночам здесь стрекочут неугомонные сверчки, а по утрам отсюда  доносится пение птиц, которое слышно во время богослужений.
 Елеонские монахини считают себя  на земле  лишь «гостями, пришельцами и странницами». Они готовятся на земле  к исходу из этого мира – в небесное отечество. В сочинениях Ефрема Сирина читаем такие  поучительные строки: «Дни текут и улетают, часы бегут и не останавливаются, в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе, ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не останется неподвижной и жизнь рожденного от жены. Бог определил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей, и каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою, часы подламывают здание ее, и ты спешишь к концу своему, потому что ты – пар. Дни и часы, как тати и хищники, скрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, а вместе с днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя. Жизнь, которой живешь ты сегодня, уходит и улетает с концом этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из твоей жизни и с ней уходит, и в быстром полете времени часы уходят, исчезают и обращаются в ничто! Как спешно текут дни, так быстро пролетает и жизнь: нет ей возможности остановиться и стать на одном месте!..»