Фотография в альбоме

Людмила Панова
Фотография в альбоме
                Нет в России семьи такой,
                Где б не памятен был свой герой,
                И глаза молодых солдат
                С фотографий увядших глядят.
                Этот взгляд, словно высший суд,
                Для ребят, что сейчас растут.
                И мальчишкам нельзя
                Ни солгать, ни обмануть,
                Ни с пути свернуть.

   Я очень не люблю рассматривать фотографии в чужих семейных альбомах. Ну просто очень. И почему людям так необходимо, что бы другие непременно увидели, как они выглядели сто лет назад? Где они отдыхали, как росли их дети? Мне вот, лично, совершенно не интересно всматриваться в мелкие лица и выискивать:
-где же это наш Сашенька? Или Машенька...или еще кто.
-а, вот он ты! Нет? Вот этот? Какой милый!
Но моя беда в том, что я не умею говорить "нет", поэтому сижу на диване и смотрю альбом...
Хозяин дома варит на кухне кофе и изредка забегает в комнату, что бы рассказать о том, кто на фотографии.
Когда он не видит, я перелистываю сразу по две-три страницы. Была мысль вообще сказать, что все мол, посмотрела, интересно! Но это было бы не слишком правдоподобно и я обреченно продолжала листать.
Захватив три странички я перевернула их разом и обомлела...
Старая черно-белая фотография. Старая, но не пожелтевшая ничуть. На ней молодой человек, мальчик , мне показалось,  ровесник  моего младшего сына. Меня просто поразило его лицо. Живой смышленый взгляд, несколько  даже озорной, с вызовом. Красивый, очень красивый и очень молодой. На голове летный шлем и летные очки. Выглядит как-то очень по современному, лицо не такое, как на других старых фото, красавец, совершенно еще мальчишка!
Юрий Николаевич подошел не слышно, поставил на столик чашечки с ароматным фирменным своим напитком и тихо сказал:
- отец...
Отец...Не верилось. Этот мальчик не был  похож  на отца. Он похож был на сына. Я воспринимала его как сына. Сын мой как раз в те дни был на летном поле, первые его самостоятельные полеты, редкие звонки, мои нервы на пределе.
-сколько ему здесь лет?
-двадцать...
-как моему младшему сыну. Что-то сжалось в груди и я  едва не заплакала.
Юрий Николаевич так и застыл, не понимая ничего.
-Что случилось? Что с тобой?- он стоял и смотрел на меня очень обеспокоено.
-расскажи мне про отца
-ну ладно, я расскажу, если захочешь, только давай договоримся, я расскажу позже.
Мы пили кофе, он что-то говорил о своих недавно посаженных каштанах, о  том, что еще собирается посадить на даче, о внучке, поступившей в какой-то замечательный лицей. Он говорил, я слушала, но перед глазами был мальчик с фотографии. Мальчик, еще ничей не отец, но чей-то сын. Сын своей мамы, проводившей его на войну.

С того дня прошло не мало времени, может быть даже пол года. Я забыла о своём желании узнать больше об отце Юрия Николаевича. И вот буквально вчера утром ЮН позвонил мне и предложил :
-ну что, девчонка, поедешь к детям? Я еду на дачу, могу тебя подвезти.
-конечно! –обрадовалась я. ЮН было по пути, а мне очень кстати. Не придется тащиться до остановки с большой сумкой.
-зайди ко мне, я очень быстро соберусь, а ты пока кофе попьешь
ЮН зашел и я удивилась. Вроде бы едет на дачу, а одет в костюм, в руке пакет и из пакета выглядывает папка . Пока я бегала по квартире собирая вещи для поездки, ЮН сидел за столом перед чашкой с кофе и молчал. Потом он позвал меня:
- Девчонка! Ты просила-я привез…
Честно говоря, я совсем забыла, о чем я просила и как это что-то поместилось в стандартную канцелярскую папку?



В синей пластиковой папке было целое богатство- копия послужного списка военнослужащего Волкова Николая Федоровича, отца Юрия Николаевича, мальчика с фотографии в семейном альбоме.
;Я открыла первую страницу .
Стандартные записи — родился, учился, русский, не имеет, не владеет.....В графе «образование» запись -  Новосибирская Военная Авиационная школа пилотов,  1940-1943 год, полный курс.

       Далее шли сведения о родителях. Обычная для того времени семья-отец рабочий, мама домохозяйка , семья многодетная, как впрочем многие семьи 30-40 годов.;На четвертой странице перечислялись правительственные награды . Я пересчитала их количество- 13 медалей и три Ордена Красной звезды!
За оборону Ленинграда, Освобождение Праги, За взятие Берлина, За победу над Японией, За освобождение Кореи! - подумать страшно, сколько пройдено, по нынешним меркам мальчишкой, двадцатилетним парнем Колькой! И это не путешествие, это- война!

«Волков Николай Федорович- в действующей Красной Армии с января 1940 года. На боевые задания летает на самолете Ли-2 в качестве второго летчика.
За период нахождения в действующей Красной армии выполнил семь ночных боевых вылетов...За успешное выполнение боевых заданий командования, за борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, проявленные при этом мужество и отвагу, достоин правительственной награды- Ордена Отечественной войны второй степени. 27 февраля 1944 года»

Следующая страница документа поразила меня еще больше, поразила и расстроила, шутка ли, судите сами-
«.....за нарушение воинской дисциплины направлен в штрафной батальон на три месяца! После отбытия вернулся в полк и ведет боевую работу.  21 января 1945 год.»
После отбытия! За что конкретно был наказан боец не известно. Известно только , что достал табельное оружие и угрожал им кому-то в ссоре…
Сухие строчки документа ,напечатанного на машинке, не объясняют, как младший лейтенант Волков отбывал эти три месяца. Не объясняют и не должны, поэтому я решила спросить у сына Николая, у моего друга Юрия Николаевича, не знает ли он хоть что нибудь об этом. Может быть отец рассказывал, может он делился историями своего боевого пути?
Оказалось рассказывал. Почти сразу по прибытии в штрафбат Николай был ранен в ногу, да так, что ногу военврач хотел отрезать.  Хирург в муромском госпитале пожалел мальчишку, постарался . «Ногу попробую спасти, парень, ходить будешь с палочкой, в лучшем случае, летать не будешь-забудь!»- сказал он.Через три месяца после этого разговора младший лейтенант Волков прибыл в часть для дальнейшего прохождения службы.
 Летчиком.
 Ошибся хирург, замечательный врач, человек, который спас парню ногу и вернул к жизни!

Между тем  война заканчивалась. Николай все чаще думал о девушке, с которой он познакомился в далеком городе Муроме когда лежал в госпитале с простреленной ногой. Девушка эта вместе с подругами, после работы на фабрике приходила в госпиталь для того, что бы ухаживать за ранеными.  Молодость берет свое! Война, кровь, страдания… А у них-искра , как говорится. Сразу приглянулись друг-другу. Но Николай не хотел ничего обещать, понимал, что с госпитальной койки он вернется на фронт, что война закончится не скоро, так зачем же девушке портить жизнь, мало ли как оно все обернется.
Люба, Любовь, Любаша….От этого имени сладко щемило в груди, мечталось о встрече с красавицей.



-Товарищи!
-Соотечественники и соотечественницы -из каждого репродуктора , из каждого радиоприемника обращался товарищ Сталин к каждому человеку лично!

-Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побежденной и объявила безоговорочную капитуляцию.

-Зная волчью повадку немецких заправил, считающих договора и соглашения пустой бумажкой, мы не имеем основания верить им на слово. Однако сегодня с утра немецкие войска во исполнение акта капитуляции стали в массовом порядке складывать оружие и сдаваться в плен нашим войскам.

-Теперь мы можем с полным основанием заявить, что наступил великий день окончательного разгрома Германии, день великой победы нашего народа над германским империализмом.)
-Конец войне!

Конец войне?
8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии.

историческая справка:
(В августе 1945 года 9-я воздушная армия, укреплённая 19-м бомбардировочным корпусом, вошла в 1-й Дальневосточный фронт. Армия участвовала в советско-японской войне 
За время своего существования армия произвела более 4400 боевых вылетов )

Приказом командования от 30.09.45 г. летчик Волков награждается «медалью за победу над Японией»
Но все в этой жизни имеет начало и имеет конец.
Закончилась и эта война. Николай уцелел, повезло! 
Мама писала--Коля, сыночек, помнишь ты присылал фотографию девушки своей?
Очень она нам с отцом понравилась. Сыночек, поезжай ты в Муром, забери эту девушку, пора уж тебе жениться ,сын! И моя душа спокойнее будет.
Да он и сам не мог забыть Любашу .Поехал , оказалось, что Люба тоже не забыла красавца-летчика .Забрал, женился.
Стали обустраиваться в дальневосточном краю.
Край суровый,  зима начиналась там в конце октября ,почти всегда сильные ветра.Август — единственный более или менее комфортный месяц.
 Но не зря говорят, что ко всему человек привыкает, привыкла и Любаша, которая впервые уехала из родительского дома, да сразу на другой конец страны. Обустроились,  муж служил, Любаша по хозяйству.
Родился один сын, через некоторое время второй. И все было хорошо и вроде бы даже стабильно. Николай летал в командировки. Он редко бывал дома-летная работа такая, то наряд, то дежурство, то командировка. Одна командировка была особенной- длилась она дольше обычного и вернулся из нее Николай возбужденный, на вопросы о том где был отвечал невнятно и всякий раз старался от ответа уйти. А потом принес медаль «За освобождение Кореи».

историческая справка:
(В конце октября 1950 г. на территорию Кореи были введены китайские войска. В ноябре 1950 г. в бой над северокорейской территорией впервые вступили истребители МиГ-15 советского 64-го истребительного авиакорпуса. В воздухе разгорелась война, в которой главную роль со стороны Юга играли ВВС и авиация ВМС США, а со стороны Севера советский 64-й истребительный авиакорпус.
64-й авиакорпус потерял за 2,5 года участия в боевых действиях 335 истребителей МиГ-15 и свыше 100 летчиков, сбив свыше тысячи самолетов противника.)
      

Люба писала домой длинные письма. Рассказывала про то, какие здесь богатые леса…
 -грибов -ягод видимо-невидимо!
Рыба сама в руки прыгает! Мальчишкам раздолье, бегают по улице-домой не дозовешься.
Коля летает, я все время прислушиваюсь, не слышно ли звука самолета? Всю жизнь у окошка, да с поднятой к небу головой…Хоть бы пожить спокойно, что бы ходил на работу утром, а вечером возвращался, мальчишки совсем не видят отца, да и его жалко, устал очень. Но я не жалуюсь, мама, все у нас хорошо. Вот квартиру обставляем, занавески новые повесила- светло стало, нарядно!
Да, забыла похвастаться-Коле дали повышение по службе!
;Правильно в народе говорят- мысль материальна…
Мечтала Люба, что бы муж не летал больше, а по земле ходил и вот…
Как гром среди ясного неба грянула  военная реформа Никиты Хрущева.
    Эта реформа многим запомнилась, прежде всего, огромными сокращениями личного состава в армии и на флоте, как вспоминают очевидцы того времени «резали как по живому».

Так, в 1955-1958 годах провели  первое сокращение Вооруженных сил на треть, а это почти на 2 млн. 140 тысяч солдат и офицеров. Далее в январе 1960 года были уволены  еще до 1 миллиона 300 тысяч.
    Конечно было понятно, что необходимо срочно что -то менять в армии, однако о служивых людях, которых тогда увольняли или, проще говоря, выбрасывали на улицу без пенсий, жилья и работы не особо оказывается, подумали.
Кто-то остался без пенсии,  кого-то оставили без жилья, но самое страшное в том, что многие пройдя всю войну, работу найти самостоятельно так и не смогли.

Вот одно из самых типичных писем офицера Забайкальского военного округа  :
"Уже который раз мы находимся под страхом этих мероприятий, но теперь не миновала нас и эта кампания. Наша дивизия расформируется. Из нашего полка (пока по слухам) останется всего 5 человек, то есть почти все будут уволены в запас... Мы, надо сказать, одеты и обуты, но ты бы посмотрела, как у нас демобилизуются офицеры, у которых по 2-3 детей, ни одежды, ни денег, ничего нет, и увольняют без пенсии, не хватает 1,5-2 лет. Настроение у всех ужасное. Сейчас просто повальная демобилизация. К чему бы это?»
Николаю повезло больше, чем его сослуживцам, ему предложили службу в ракетных войсках.

Всю свою сознательную жизнь Николай летал , не мог и представить себе, что изменит небу. И это не просто красивые слова, любой летчик поймет его.
Люба не уговаривала мужа остаться, понимала его состояние.
В январе 1961 года  в личном деле Николая Федоровича  Волкова появилась новая запись-«Уволен в запас на основании закона « О новом значительном сокращении вооруженных сил СССР….»    
Извечный вопрос -что делать? На семейном совете решили- ехать домой. Сборы были не долги, добра много не нажили . Собрали детей , вещи уместились в четыре чемодана - по одному на человека и поехали в славный город на Оке, город Муром, к родителям Любы.    
 
Родительский дом не отличался большими размерами, с приездом семьи в доме стало довольно тесно, но  баба была рада приезду внуков от которых  в доме стало весело и шумно .    Николай чувствовал себя неуютно, боевой летчик, глава семейства и жить не в своем доме-это очень беспокоило и напрягало. В военкомате обещали помочь с квартирой . Но  больше всего беспокоило даже не это, а то, что нет работы. И начались  каждодневные хождения  в военкомат.
Работа была и Николаю предлагали то должность механизатора, то по строительству, то еще что-то далекое-далекое от авиации…;И вот спустя почти год, когда он уже в душе решил согласиться на любую работу, предложили совершенно фантастический вариант!

Муромский край богат лесами , деревни и села разбросаны по таким местам, что не на машине не доехать, ни на лошади. И поля колхозные так же требуют ухода, а добраться до них не всегда по бездорожью удобно.
Кому-то пришла мысль- создать отряд малой авиации, вот бы было удобно! И удобрения с воздуха на поля разбрасывать, и пожары тушить, да и жителей из села в село перевозить, вместо автобуса.Тут -то и вспомнили про отставного офицера Волкова! Кому, как не ему отряд создавать? Военком вздохнул с облегчением - наконец-то устроим летчика, а то право-слово ,надоел уже.

У Николая начался новый этап в жизни. Сутками пропадал на работе! Но не жаловался, рад был тому что при деле, да еще при каком, и мечтать не мог, что снова будет связана его жизнь с авиацией!;Дома теперь почти не появлялся. То здание аэропорта строил, то летное поле, то отряд набирал. И создал-таки авиаотряд в славном старинном городе, полетели самолеты над лесами и полями .

А я все смотрела на фотографию. Совсем по сегодняшним меркам ребенок-20 лет всего. Взгляд озорной, черный кожаный шлем , летные очки….
Но нет, не ребенок.
Герой!
Герой войны, герой для своих сынов, старший из которых сам уже ветеран авиации, уважаемый человек, мой хороший друг.
Герой для всего нашего народа!
  Я не знала лично Николая Федоровича, но мой дед Алексей Алексеевич, тоже прошел всю войну радистом. Николай был призван из Новосибирска, а дедушка мой из Рузаевка ,Мордовской АССР, но 9 мая, в Бессмертном полку, они пойдут рядом по главной площади нашего города.;Они и сотни других героев, которые достойны вечной памяти.

В романе Федора Достоевского есть фраза, сказанная одним из бесов: «Кто проклянет свое прошлое, тот уже наш!».Мы никому не должны позволять проклинать наше прошлое и мы не позволим.