Ритуалы в творчестве современных групп

Альбина Сберегаева
Введение

На фото, группа из Индии поет и совершает ритуал во славу Дождя.

Пояснение к теме: существует такое мнение, что ещё при первобытном строе начали закладываться основы той формы общества, в котором мы живём.

Так, обрядовая часть въелась в подкорку сознания всего человечества.
Не потому, что мы боялись и боимся "иных сил" в виде дождя, солнца, мёртвых, а реализуем естественную коммуникативную функцию. Например, напугай врага своими песнями, плясками, видом, покажи своё могущество.

Другое дело религиозные акты, принявшие форму обрядов и церемоний в ходе эволюции обычаев. Они живут и по ныне в виде церковного причастия или пасхального кролика.

Да, любое действие обряда символично и сейчас воспринимается не всерьёз. Предлагаю в четверг посмотреть- послушать, какие ритуалы нашли своё отражение в творчестве современных групп. Приходят на ум только Темные ритуалы.

......................
1. ТЕМНЫЙ

Элементы : Алтарь, свечи, привлекательные голые женщины.
Место : Подземелье, заброшенный замок, особняк с дурной славой.
Последствия : денежный штраф за нарушение закона.

При помощи этого ритуала призываются из иного мира демонов для разных целей. Благодаря кинематографистам, это действо приобрело популярность в среде рокеров, а затем и у металлистов разных мастей.

Например, Оззи Осборн назвал свою группу Black Sabbath по афише фильма ужасов, который крутили в кинотеатре рядом с их репетиционной точкой.

В чём привлекательность тёмного ритуала?

По фильмам обычно в нём участвуют обнажённые женщины — либо в качестве жриц, либо в качестве жертв. Собирается публика в стильных плащах — компания единомышленников. Дальше всё зависит от того, насколько богат внутренний мир участников встречи:)

В качестве примера того, как тёмный ритуал может звучать в роке, послушаем популярный коммерческий проект из Швеции "Ghost".

Вокалист в образе адского Римского Папы с кадилом и перевёрнутым крестом, пятерка инструменталистов в черных масках и черных же робах - всё это выглядело очень эффектно. В этом есть какая-то загадочно-притягательная театральность.

Слушаешь «Ritual» и ощущаешь присутствия средневекового зла, которое притаилось и ждёт за толстыми стенами церквей, в тёмных замках и в глазах кардиналов.

"Эта часовня ритуальных жертвоприношений
Чувствуешь запахи мертвых человеческих тел из алтаря?"

Бр-р-р....

Атмосфера мрачных инквизиторских подземелий и окраин венгерских провинций, где правят кровожадные графы. Если вы играли в давние времена в серию игр Castlevania, то знайте, что этот диск есть наилучшее изображение той атмосферы в музыке.

Их стоит послушать. Альбом "Opus Eponymous" немного напоминает первые два альбомы Iron Maiden, первый релиз Оззи, творения Rainbow после 1979 года. (Из контакта его удалили, ищите другие источники)

Но больше всего происходящее напоминает другую скандинавскую группу - Mercyful Fate образца "Melissa". Даже манера пения вокалиста Papa Emeritus I отдалённо чем-то напоминает даймондовскую.

" Тут вам и винтажно лязгающий бас с перегрузом, и гитарный кранч без каких-либо признаков хай-гейна, и фирменные, слегка глухие барабаны, и насыщенный реверберацией очень чистый вокал."

Рекомендую слушать и представлять, что очень страшно.
....................
2. ПОХОРОНЫ РОКЕРА

Элементы : Бездыханное тело, гроб, участок земли , спички, для продвинутых урна, при наличии специфических культурных традиций подключите воображение.
Место : Кладбище, крематорий… ну, в общем, как повезёт.
Последствия : Если делать всё в соответствии с нормами законодательства страны проживания, то и последствий не будет.

В интернете есть неподтверждённая информация, "согласно опросу, проведенному музыкальным каналом Music Choice, каждый пятый европеец предпочел бы, чтоб на его похоронах звучала композиция группы Queen "The Show Must Go On". Второе место в общеевропейском хит-параде траурных маршей заняла группа Led Zeppelin с песней "Stairway to Heaven". На третьем месте - классики рока AC/DC с песней "Highway to Hell". Таковы результаты опроса более 45 тысяч европейцев."

Прямой ссылки нет, поэтому не можем взять предложенные песни как классические ритуальные. А музыка очень нужна.

Люди , увы или жаль, но не бессмертны. Приходит час, когда приходит за твоей душой бабка с косой. А кому-то ангел. А что дальше делать с телом? Приходится засорять землю. Где-то труп бесхитростно закапывали в землю; где-то закапывали в землю вместе со всем скарбом, включавшим в себя ладью и другие средства передвижения (ту же лошадку); где-то тело сжигали само по себе, где-то — заодно с супругой; особо не загруженные работой и яркие на выдумки египтяне вдумчиво бальзамировали особо важных персон, а то и укладывали прямо в пирамиду; в горном Тибете тела разрубали и бросали на скалах на откуп зверям.

В наши дни придумали экологически чистую процедуру - растворения трупа в растворе гидроксида калия. Скукота.

В некоторых местах похороны до сих пор обставляют с шиком: с плачем, с отпеванием, с песнями, с поминками, что немаловажно.

Или за вас это сделает итальянская хоррор-дум-группа Abysmal Grief.
Неторопливая, как марш похоронной процессии, и торжественная «When the Ceremony Ends» демонстрирует отрешённое и чуть насмешливое отношение музыкантов к такому явлению, как образ смерти.

Abysmal Grief ставят акцент на привлекательности сдержанной эстетики этого обряда, создавая атмосферу беспросветного мрака и мистической отрешённости.

Сейчас меломан послушает и скажет, так в "основе композиций итальянцев лежат риффы в стиле раннего Black Sabbath.
Это правда. Но какой восхитительный (!) замогильный вокал.

Вокалист поет довольно низким дрожащим голосом, иногда переходя почти на шепот, используя при этом эффекты «хорус» и «ревербератор». На выходе получается то, что можно назвать horror doom metal — все эти зловещие партии органа и клавесина, звуки открываемых ржавых ворот (не иначе, как в старый склеп) и колокола, создают соответствующую атмосферу.

Музыка итальянцев поста, как «2;2» и мрачна, как безлунная ночь на кладбище.

Реген Грэйвс, гитарист и автор песен группы, нудно вещает:

«Мы всегда хотели, чтобы наша музыка звучала ритуально, в духе барокко, и я думаю, что невозможно подобрать для этого инструменты лучше, чем церковный орган или клавесин. Нам также весьма нравится виолончель, но не так легко включить её в нашу музыку без того, чтобы избежать обвинений в трендах и готичности… Я не придерживаюсь негативного взгляда на смерть. Это только переход в другую форму духовной жизни, которую человеку не дано постичь. Негативный аспект кроется в том, что люди проводят свои жизни так, будто они неуязвимы или будто они особенные, и это причина того, почему современная культура старается так или иначе оградить сознания людей от образа смерти, как результат — никто не понимает своих пределов и своей роли в земной жизни, отказывая в уважении другим и природе. Наша „цивилизованная“ жизнь — просто неторопливая и гротескная похоронная процессия на пути к очищению».

Если после прочтения оного опуса вы ещё не заснули, то слушайте музыку!

Для сравнения  послушайте у Led Zeppelin песню "Stairway to Heaven" и AC/DC "Highway to Hell". После "Abysmal Grief" вообще не прёт и слушается как девчачьи сопли в носовик.
.....................

3.В древнерусских памятниках 11 века сообщается о поклонении язычников “рощениям” и “древесам”, о молениях под ними .

Это были особые участки леса. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня — дерево. Там не рубили деревьев, не собирали хворост.
K ним приходили люди, приносили дары и жертвы, молились, прикасались.

Берёза была центром мироздания, так как соединяло в себе три мира. Подземным, земным и верхним-небесным и соединяет их. Согласно поверьям, дерево — это тот путь, по которому осенью змеи уходят в мифическую страну вырей.

Берёза как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира. В скрипучем томится душа умершего, которая просит прохожих помолиться за нее. Понятно, что путник уезжал поскорее.

Ствол — туловище, корни — ноги, ветки — руки, соки — кровь . Берёза- женское дерево. Не стой под ним. Ветками окутает, обовьёт, к гибели приведёт.

Езжай путник дальше, не слушай шепота листьев,

Сергей Беспалов: ""Берёза" - тоже смесь шаманских напевов, переложенных на современный лад. "

Кого страх атаковал, напоминаем, что можно "с помощью сознания транспонировать ужасы и безысходность современности в сладкий упоительный нектар для слуха и зрения. ВерХовье" - коллектив высшей степени позитивного творчества. "

Обязательно послушайте "Верховье" - независимый экспериментирующий коллектив. Ссылка: https://vk.com/verhovie_indi
Музыканты:

Михаил Щигот - Ударные
Дмитрий Романенко - бас
Станислав Скибинский - Соло гитара
Сергей Беспалов - Гитара, вокал, стихи, музыка.
...............

4. ЯЗЫЧЕСКИЙ (друидский)

Элементы : котёл, лекарственные травы, грибы и хорошее настроение.
Место: Дремучий кельтский лес или луг с дольменами.
Последствия : Ещё больше хорошего настроения.

Описание:
Принято дохристианские и нехристианские веры относить к языческим. Не будем спорить на эту тему, а сразу пойдём по дороге друидов.

Они были закрытой кастой жрецов и сказителей у кельтских народов, хранили предания, справляли религиозные нужды, так или иначе правили и были идейными вдохновителями населения. Собирали священную омелу, предсказывали будущее и приносили жертвы.

Гай Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» писал, что друиды рассчитывали на помощь своих богов, строго только в случае принесения человеческой жертвы. Согласно его слов, для таких жертв употреблялись пленные враги, преступники, а при отсутствии оных и невинные люди. В Новое время на основе такого свидетельства, сформировалась легенда о том, что обречённых на приношение в жертву сжигали в клетке из ивовых прутьев. Археологических подтверждений этих рассказов не обнаружены.

Римляне приписывали друидам каннибализм. Археологи молчат, хотя находят в пещерах кости человек, «предположительно убитых в жертвенных целях».

Главное, что нам известно про них - это то, что на самом деле нам про них ничего наверняка не известно. Все, что мы про них знаем, мы знаем со слов их врагов - римских легионеров и христианских проповедников; понятно, что и тем, и другим было на руку описывать друидов в как можно более черном свете.

Плиний пишет, что друиды были учеными, врачами и волшебниками. Страбон добавляет: "Друиды, помимо науки природы, изучают еще и моральную философию. Их считают справедливейшими из людей, поэтому в древние времена они были судьями в вопросах войны".

Друиды пользовались таким уважением, что если они вставали между двумя армиями, то могли остановить сражение. Во время военных действий друиды или барды обоих сторон находились на возвышении, откуда могли обозревать бой, и остановить его, если происходило что-то недостойное. Но и это не все. В ранних ирландских книгах написано: "Ни один человек не может говорить пока не скажет король, но и сам король не может говорить пока не скажет друид".

"Старый мир кончился.

Можно, конечно, подпереть щеку рукой и с печалью думать об исчезнувшем мире волшебства и красоты, мире друидов, бардов, эльфов и всяких других. Можно - но стоит ли?

Конечно, вроде бы учение друидов исчезло - но если вдуматься, оно вошло в плоть и кровь современного мира. Ведь многие друиды продолжали жить и практиковать, когда, по всем расчетам, их уже давно не могло быть. Пути Господни неисповедимы. Человеческая мудрость не может исчезнуть; в худшем случае - скроется на время. И самым незаметным, но верным образом мудрость бардов и друидов остается в музыке: той самой, которая попадает в сердце, минуя сознание, и которая по сути не поменялась с тех пор, как друиды в священных рощах открывали секреты мироздания и поддерживали равновесие Вселенной. Так что слушайте - и вам откроется. "

Борис Гребенщиков
....................

5. Современный "солдат" в творчестве группы Ирбис.

Он безлик, ремесленник от войны.
Его лицо скрыто под маской, а врага видит лишь через прицел своего автомата. Он воюет, не глядя в глаза противнику, но лишь нажимая на спусковой крючок либо кнопку пульта управления каким-либо "средством массового поражения". Воинский Дух ему не знаком.


Воин Древней Руси - это не "солдат" в современном смысле слова. Воин - это состояние души:

"Тянется к небу, кроною вечной,
Дуб многолетний , на древней скале.
Дланью Перуна , был он отмечен.
Будет услышан , здесь мой обет."

Насильно идти в Дружину никого не заставляли. Ибо какой прок в бою от человека, которому не по Сердцу Воинская Стезя? К тому же принуждённому идти не своей дорогой - нет доверия. Новый дружинник должен были принести клятву.

В урочный день вся Дружина собиралась на капище, где волхв проводил над ним обряд Воинского Посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя и именной клинок:

"На клинке , доставшимся от предков
Перед ликом Бога громового ,
Я клянусь , и слово мое крепко,
Биться до последней капли крови! "

Имянаречение сопровождалось ритуальной "смертью" посвящаемого. После чего волхв "оживлял" его Силою Небесного Огня, когда сам Сварог - Коваль Небесный "перековывал" его Судьбу в Своей Небесной Кузне, дабы даровать посвящаемому Новую Жизнь взамен "отнятой" старой

"В каменном круге , пред Твоим древом,
Руки ,с каленую сталью ,воздев,
Взор устремляю в хмурое небо,
Грозный воитель , взываю к тебе ! "

Обряд Воинского Посвящения и принятия в Дружину назывался Обрядом Чёрного Перуна. "Чёрного" - потому, что проводился в тайне, и никто кроме священнодействующего волхва, князя и дружинников не могли на нём присутствовать. (Случайных любопытствующих могли наказать смертью.)

Здесь же происходило Кровное Братание молодого воина со старыми дружинниками, и такое Братство порой почиталось выше единоутробного.

Посвящаемый приносит Требу, и вместе с ней свою кровь так же он должен принести в огонь, то ли слегка надрезав себя, то ли любым другим способом. Коли взошла Треба и ее принял Перун, все!
Посвящение закончено! Тут уже и пир горой, и игрища, и бои...

"Если отступлю , и дрогнет мое сердце,
Устрашусь в бою , я полечь костями ,
Пусть разит меня , твой огонь небесный ,
Супротив меня , мой же меч восстанет. "

Как такая музыка оценивается слушателями? На концерте не была, но видела фото Такое чувство, что весь зал принимает участие в Посвящении и даёт клятву.

Продолжительные композиции с множеством изломов и интересными аранжировками, неплохая мелодика, отсутствие моментов, вызывающих настойчивую зевоту- всё это музыка от группы Ирбис в стиле pagan metal.

Познакомиться с коллективом, узнать о ближайших планах тут: ttps://vk.com/irbismetal
.........................

6. ВО СЛАВУ ДРЕВНЕЙШИХ БОГОВ

Элементы : монолиты с древними письменами, жертва, маленькая страшная фигурка из внеземного материала, твёрдый рассудок или полное её отсутствие.
Место : подвалы, капища
Последствия : При успешном отправлении ритуала «все люди станут как Великие Старейшины — дикими и свободными, окажутся по ту сторону добра и зла, отбросят в сторону законы и мораль, будут кричать, убивать и веселиться» ( все вопросы задавайте Говарду Филлипсу Лавкрафту ); при любом исходе действующим лицам гарантирован билет в психушку.

ОПИСАНИЕ : Если думаете, что древнейшие Боги греческие,римские или языческие, то знайте, что до них место на верхнем пантеоне не пустовало.

Есть Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. Имя ему - Ктулху.

Следующую фразу вслух не читать:
«Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн»

Дословный перевод: "В Жилище Своем в Р'лиех Мертвый Ктулху ожидает во сне, но Он восстанет, и царство Его вновь наступит на Земле."

Ньярлатотеп — воплощение хаоса, посланник богов из мира. Не имеет четкой формы, однако всегда представляется как нечто очень отвратительное, бурлящее, постоянно меняющееся («ползучий хаос Ньярлатотеп»)… Со слов самого Ньярлатотепа, он имеет тысячи обличий.

Старцы, Старшие -раса пришельцев.
"Длина каждого экземпляра — два с половиной метра. Само бочкообразное, пяти-складочное тело равняется немногим меньшим двух метров в длину и немногим больше одного — в ширину."

Азатот — верховное божество пантеона Мифов Ктулху. Среди его эпитетов присутствуют такие, как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос».

"...тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности — безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник — ползучий хаос Ньярлатотеп."

Ужасная, просто ужасная тварь... Только представив это божество, не уснёшь ночью. Будет бить в голову нечеловеческая, ухающая музыка, от которой не скрыться.

Умники скажут, да ведь это же выдуманные персонажи великого и гениального Лавкрафта. Да, но они прочно закрепились в современной культуре и стали её неотъемлемой частью. Кинематограф, компьютерные игры, книги, комиксы и, конечно, музыка — почти все проявления массовой культуры попали под влияние титанических древних богов.

Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют в самых разных уголках Земли: в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, бесятся, пляшут в экстазе и поют нечестивые песнопения в честь своего божества, надеясь на его пробуждение.

О тех, кто слышит Ктулху, я уже рассказывала:

1) Шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин упоминает Говарда Филлипса Лавкрафта в благодарностях за помощь в работе над альбомов аж на пяти своих пластинках: Ricing Force (1984), Odissey (1988), Trial by Fire (1989), Eclipse (1990) и Magnum Opus (1995): https://vk.com/spirit_rock_culture?w=wall-59778672_94..

2)Тиамат: https://vk.com/spirit_rock_culture?w=wall-59778672_94..

3) У Black Sabbath трек Behind The Wall of Sleep с первого альбома перекликается с названием одного из рассказов Г.Ф. Лавкрафта: Beyond The Wall of Sleep. Случайно? Думаем, что нет.

"Но из тьмы - потоком свет,
Стену сна зажёг рассвет.
Сна стена сломалась, сдулась,
Солнце светит - ты проснулась."

4) Кинг Даймонд https://vk.com/spirit_rock_culture?w=wall-59778672_94..

5) Симфоник-блэк-металлисты Cradle of Filth, которые сочинили полноценный боевик с бешеным ритмом и столь же бешеными воплями под названием Cthulhu Dawn: https://vk.com/spirit_rock_culture?w=wall-59778672_94..

6) Все свои страхи Клифф Бёртон выплеснул в инструментальную композицию The Call of Ktulu, навеянной рассказом «Зов Ктулху» и вещи под названием The Thing That Shouldn’t Be с альбома Master of Puppets (1986), в основу которой лёг сюжет произведения Лавкрафта «Тьма над Иннсмаутом»: https://vk.com/spirit_rock_culture?w=wall-59778672_94..

Вы слышите крики заклинаний ?
"Йог-Сагатот!
Йа-йа! Ктулху фхтагн!
.................

7. ДУХОВ ДЕНЬ

Наши предки верили, что и Земля обладает неким духом, который оказывает на судьбу каждого человека.

После вечерней молитвы люди еще до восхода Солнца выходили на улицу, прикладывали ухо к земле и прислушивались. Для человека со светлой душой обязательно откроются великие тайны.

Духов день женский праздник. Бабоньки собирались на околице. Там накрывалась скатерть, прямо на земле и устраивали трапезу. Женщины пели, веселились, водили хороводы. Этот обряд должен был выказывать уважение и почтение к земле.
Если веселились от души, то весь год будет хороший и богатый урожай.

Только осторожнее с русалками.
Могут защекотать до смерти или увлечь за собой в хороводе.
.....................................
Духов День" - экспериментальный фолк-рок проект из Красноярска.
Какие великолепные песни. Хочется им подпевать. Обратите внимание на гитарные сольники. Обратила внимание, что очень много у группы отзывов от слушателей. Очень хочется поделиться с вами:

"На Арт-фест Курага было много групп, но вы мне прям в душу впали....это было настолько классно что я готова была умереть счастливой....хотя нет я готова была слушать вашу музыку и день и ночь. И гитарист Рома у вас милый, ой я не о том короче ребята вы очень классные, обаятельные и шикарные.) Спасибо что посетили наш поселок, и надеюсь увидеть вас ещё, хотя наверное после этого я вообще за вами ездить буду.... Люблю вас."

"ДД" - это мое новое открытие!!! Вы молодцы! Репертуар, стиль, и то, как себя красиво презентуете - нас покорило! Если слушать фолк-рок, то именно так, как это умеете показать вы. Спасибо, что достойно выступили: красивые, трезвые (!), позитивные. Короче, высший пилотаж!"

"Сегодня в нашем городе выступали, могу только плюсы описать)
очень понравилось! видно что нравиться вам то что делаете, уровень игры и качество звучания. Супер! жаль что мало у нас такой музыки.."

"Музыка восхитительна)))Это то самое замечательно, что я вообще последнее время слышала. По-началу и смешки, и приколы из-за зал слышно было, но под конец уже все завороженно слушали. У девушек прекрасные голоса. В прочем такие же классные и остальные участники коллектива "

".....я старая хиппи, и мне было особенно приятно вас послушать)))молодцы, что среди всего этого новомодного митола вы играете потрясающую музыку!"

"Ребятки, вы замечательные!!!) У нас в Зеленогорске уже наверное фан-клуб вашей группы можно собрать=) Конечно же девочки особенно всем нравятся! Голоса просто шикарные! Молодцы!! Успехов вам творческих и личных!:)"

"...первый раз услышала вас в Эре!надеюсь увидеть вас еще не раз:)очень впечатляюще!:)и понравилась атмосфера:)спасибо огромное!!!:)"

"Гениальные люди, проживающие свои Произведения душой и телом..На концерте в Репортере тронули до глубины души, Респект Настоящим Музыкантам Олдскула!!"
...................................
Если увидите на афише, встретите в контакте группу Духов День, то обязательно слушайте. Душа раскрывается и наполняется светом от такой музыки. Ссылка: https://vk.com/dyhov_den
..................

8. ГАЯТИНСКИЙ ВУДУ

Элементы : охранные талисманы и амулеты, петух, зёрна, ром, табак,чёрные свечи, обрядовые танцы под барабаны.
Место : любое (предварительно освятить)
Последствия : придётся приносить в жертву петуха. Закон РФ не запрещает. При правильном соблюдении ритуальных норм возможен успех в работе, в бизнесе, в семейных делах и по жизни; в качестве побочных эффектов — одержимость духами лоа или превращение одного из участников ритуала в бестолкового зомби.

Очень сильно кинематограф подпортил этот образ вуду. Зомби и кукла-вуду — вот что мы в первую очередь представляем, когда речь заходит об этом африканском культе. На самом деле, они признают существование всеобъемлющего Бога, справедливо принимая его сущность с весьма прагматичной точки зрения: раз уж он управляет Вселенной, то он там у себя слишком занят, чтобы ещё и влезать в наши каждодневные неурядицы.

Вуду в музыке
Вспомнился самый загадочный и мрачный блюзовый певец Роберт Джонсон. Виртуозное умение играть на гитаре приписывалось сделке с дьяволом, заключенной «у перекрестка». Его «Crossroad Blues» на самом деле является одним из гимнов вуду. Начинается так:

«Я иду на перекресток, падаю на колени…»

Каждый из последующих куплетов содержит один из образов, используемых в церемониях вуду. От других песен Джонсона также веет демонической магией и проклятиями.
Даже Мадди Уотерс считал Джонсона пугающей и «темной» личностью. Увидев его выступление, Уотерс сказал, что «это действительно опасный человек… и он действительно использовал ту гитару… Я выполз оттуда и сдался, потому что это было слишком тяжело для меня…».

Оказав огромное влияние на Мадди Уотерса и многих других музыкантов, записав в период между 1936 и 1937 годами двадцать девять песен, он затем бесследно исчез в возрасте 28 лет.

Более "понятный" современному человеку синг "Voodoo People " легендарных британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы.

Краткий и бессмысленный пересказ клипа: Действие происходило на острове Сент-Люсия, по джунглям которого бежали Лиэм, Максим и Кит, спасаясь от Лироя, игравшего роль шамана-врачевателя вуду. Кита заперли в чемодане и оставили там. Вуду должен быть изгнать дьявола из героев клипа. Позднее Максим едет на машине и спасает Лиама и Кита, а тем временем Лирой продолжает погоню. В конце клипа Лиам и Кит спасаются, но Максим остаётся заколдованным магией Вуду.

Сцены преследования перебивалась вмонтированными фрагментами подлинных ритуалов вуду. Ритуалы включали в себя пытки людей и шаманские манипуляции, которые MTV впоследствии вырезало, чтобы исключить «стрессовые сцены». Тем не менее видеоклип получил хороший эфир на этом канале, а сингл поднялся до 11-го места британского хит-парада, окончательно утвердив The Рrodigy в своём новом статусе.

Текст простой:

"Люди магии, народ вуду
Вуду, кто делает то, что вы не осмеливаетесь сделать
Вуду!
Вуду, кто делает то, что вы не осмеливаетесь сделать
Вуду, кто делает то, что вы не осмеливаетесь сделать
Вуду
Вуду, кто делает то, что вы не осмеливаетесь сделать
Вуду, кто делает то, что вы не осмеливаетесь сделать
Люди магии, люди магии, народ вуду, люди магии
Люди магии, люди магии, народ вуду, люди магии
Люди магии, люди магии, народ вуду, люди магии
Люди магии, люди магии, народ вуду, вуду! "

История для любознательных :

Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за точку отсчета в становлении вуду как полноценной религии.

Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам: католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью.
Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды.
Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов.

Шло время. Католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию. Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов — культ вуду.

В 1804 году грянула Гаитянская революция. Любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.

Лишь 60 лет спустя гаитянцы позволили представителям Ватикана прибывать на остров. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок. Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма — лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.

Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

После всей этой мрачной истории, очень душевно звучит песня группы Король и Шут. Невольно подпеваешь:

"Крестик на моей груди,
На него ты погляди,
Что в тебе способен он
Резко изменить?

Много книжек я читал,
Много фокусов видал,
Свою тайну от меня
Не пытайся скрыть! "
...................

9.МАГИЯ ДЛЯ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ

Элементы : лунный календарь, вода, огонь, свечи, выразительный голос, хорошую память, богатое воображение, объект .
Место : любое тихое, лучше ночь, обращать внимание на возрастание и убывание луны.
Последствия : Если не будете внимательным, от накапаете себе на одежду воском. Если следовать всем инструкциям, то гарантировано от избавления от врага до желаемой свадьбы (с последним желанием осторожнее, можно потом мучатся всю жизнь).

Описание :
С древнейших времен между музыкой и магией ставился знак равенства – причем в самых разных, независящих друг до друга культурах. Обращения к богам, заклинания, пресловутые руны – их пели, причем, как правило, строго определенным образом. Иначе магия, в лучшем случае, не срабатывала. А в худшем била по незадачливому «чаропевцу».

Среди современных музыкантов, как выясняется, хватает практикующих магов, зачастую и очередной альбом готовых составить из каких-нибудь ритуальных песнопений или записей магических обрядов.

Продвинутым слушателям рекомендуем найти песни Фрейи Асвинн – настоящей рунической шаманки. Она записала несколько сольных альбомов и участвовала в записях других музыкантов.

В ее творчестве вообще сложно разобраться, где заканчивается магическая активность, а где начинается музыкальная: к примеру, довольно длинная композиция "Futhark", вошедшая в ее знаменитый сольный альбом "Shades of the Yggdrasil" - чистейшее ритуальное действо.

Фрейя поет все руны Футарка (одного из рунических алфавитов) по очереди, показывая, как они должны звучать – правильности их произнесения еще в «Старшей Эдде» придавалось огромное значение. На слух это негромкие эмбиентные ландшафты, над которыми царит голос певицы. Манера исполнения – нечто среднее между горловым пением и традицией скандинавского фольклорного пения.

Для кого сложно и хочется побыстрее, то заучить песню "I put a spell on you" Скриминга Джей Хокинса и напевать любимой (любимому) в ушко:

"На тебе мое заклятье,
Потому что ты – мой,
Лучше прекрати делать то, что делаешь,
Нет, я не лгу, нет, я не лгу, нет.

Мне не важно, хочешь ли ты меня,
Прямо сейчас я твоя,
Ты знаешь, малыш, я не выношу этого,
Ты не хочешь меня, но я твоя.

На тебе мое заклятье,
Потому что ты – мой"

Текст на русском слабо звучит, но на английском под шаманскую музыку Хоккинса, сразу парализует.

Оно работает. Вот список музыкантов, что попали под магию и спели эту песню:
Алан Прайс
Артур Браун (The Crazy World of Arthur Brown)
Audience
Batmobile
Бонни Тайлер
Брайан Ферри (18-я позиция в британских чартах 1993 года)
Бадди Гай и Карлос Сантана
Creedence Clearwater Revival
Диаманда Галас
Eels
Эстель
Fever Tree
Гару
Игги Поп
Tom Waits
Джарбо
Джефф Бэк
Джимми Барнс
Джо Кокер
Жульен Доре
Кэти Мелуа
Ким Нолли
Лесли Уэст
Манфред Манн
Мэрилин Мэнсон
Mojo Juju
Наташа Атлас
Ник Кейв и The Birthday Party
Phil Lesh & Friends
Pig Iron
Queen Latifah
Рэй Чарльз
Roxy Music
She & Him
Sonique (8-я позиция в британских чартах 2001 года).
Таб Бенуа
The Animals
The Kills
Samantha Fish
Them и Ван Моррисон
Тим Карри
Mutts
Вероника Харча (венг. Harcsa Veronika)

Кстати, нет в этом списке русских исполнителей. Слушайте, поддавайтесь магии и пойте. Да прибудет с вами дух Хокинса !)
................
10. ОККУЛЬТИЗМ

Элементы : свечи, вода, мел, богатое воображение.
Место : любое тихое.
Последствия : непредсказуемы.

Оккультизм — общее понятие, применяемое для определения широкого ряда традиций и учений вроде алхимии, каббалы, спиритуализма, теософии, астрологии и прочего.

Шаманизм и магия, хиромантия и лечение наложением рук, битва экстрасенсов и модные в XIX веке спиритические сеансы — всё это и многое другое попадает под это определение. Алан Чумак и его банка с заряженной водой, Павел Глоба и его инфернальные пророчества, тёмный лорд Кашпировский и лекарь-мочегон Геннадий Малахов именно на этой почве стали бичом российского телевидения. Людей же всегда интересует неведомое и таинственное.

А что же в музыке? На обложке «Sgt. Pepper's...» — легендарного альбома «Битлз» — среди других уважаемых людей есть один знаковый для оккультизма персонаж. Такой, с тяжелым взглядом и массивным лицом. «Высший неизвестный».
Им вдохновлялись «Роллинги» для альбома «Their Satanic Majesties.
Алистера Кроули считали своим духовным учителем Дэвид Боуи, Артур Браун и Стинг.

Чем так интересен Алистер Кроули ?
Его жизнь была насыщена событиями.
Например, в одном из своих эссе 1902 года описывал медитацию как «средство для достижения цели» и представлял церемониальную магию как способ тренировки воли и постоянного направления мыслей на желаемый объект путём ритуала.

Как-то он выполнил магический ритуал воззвания к египетскому богу Хору и достиг, по его словам, серьёзного успеха.

Призывал посредством «сексуальной» магии демона Хоронзона в африканской пустыне с одним впечатлительным поэтом.

Как-то раз, по словам Кроули, бог объявил ему о начале нового магического эона и о миссии Кроули как пророка этого эона. Скатилось всё, впрочем, к основанию на Сицилии «Аббатства Телемы», в которых старик Кроули со своими последователями практиковал беспорядочные половые связи, употребление наркотиков и занятия магией.

Сексуальную магию сейчас не будет трогать, а музыкальную используем.

Итальянская экспериментальная группа Obake посвятила одному из ритуалов Кроули песню «Dog Star Ritual».

Лоренцо Форнасари, вокалист группы, так описывает Obake: «Это бас, гитара, ударные и голос, смешанные в одно целое с намерением выработать специфическое уникальное звучание. Каждое произносимое мною абсурдное слово — это словно изразец, как и рифф, и грув, и сама мелодия».

Совершенно верно, Лоренцо поёт набор им придуманных слов, поэтому значение текстов тайно, а следовательно, оккультно.

Название песни, по словам гитариста Obake Эральдо Берноччи, связано с магической системой Алистера Кроули: «Пёсья звезда — это Сириус, звезда, которую наиболее отчётливо видно в собачьи дни; греки так называли это время, потому что было необычайно жарко, и только собаки слонялись по улицам. Этот ритуал — важная часть моей жизни, поэтому мы сочли эту песней подходящей для описания ритуала взывания к Сириусу».

На вопрос о подробностях ритуала Эральдо отвечает: «Ритуал — это личное дело, об этом не всегда можно прочесть в книгах. И я хочу сказать, что каждый волен создать свой ритуал Сириуса. Нет никакого особенного руководства, по крайней мере, я всё совершаю без него».
................

Это не конец. Коллекция пополняется примерами.

Опубликовано в Spirit Оf Rock/Рок-культура.