Водонагреватели

Геннадий Ботряков
На озере Тургояк, вход в бухту Золотого  Пляжа.

Не вспомню уж автора детского рассказа, въевшегося в память с моих, наверное, восьми-девяти лет. Речь в нём шла о мальчике, вышедшем утром на берег какого-то водоёма, моря или озера, вода в нём точно не текучая была. И довольно прохладная, хотя солнце уже вовсю припекало, да так, что галька на берегу прямо-таки обжигала ноги. И вот догадался этот мальчик гальку в воду кидать, чтобы её, значит, согреть. Через какое-то время, тоже не скажу какое, подошла мама и удивилась, какая нынче тёплая вода, - ну, мальчик и похвастался, что это он подогрел её и сказал как, заслужив похвалу. Вот и весь рассказ. Так и сидит у меня в голове этот кидающий в воду камешки мальчик уже почти шестьдесят лет.

А нынешним летом мне он опять вспомнился, и вот в связи с чем. Рядом с Миассом среди гор и лесов раскинулось озеро Тургояк. Его ещё младшим братом Байкала называют, за прозрачность воды: метров с пяти-шести, кабы не больше, дно хорошо просматривается, хотя, должен отметить, что в отличие его от морского, глядеть там особенно не на что, только камни да песок, редкая рыбка хвостиком вильнёт. Плаваю-то я всегда в очках для бассейна, благодаря чему однажды триста рублей ассигнациями нашёл, на песочке лежащих и поднятых мной на поверхность . Не без труда, правда, глубина там была для меня критическая, пришлось ласты у соседа по пляжу позаимствовать, - без них не доныривал, воздуху не хватало.

В солнечный день, захотелось мне как-то со дна, метров с трёх-четырёх, камешек поднять, с полкило весом, он в отличие от других соседних светлый был, интересно ведь, почему, я же как-никак петрограф по образованию, буквально «описыватель камней», с греческого. И вот тут я с удивлением ощутил, что он значительно теплее воды будет, на несколько градусов, хоть по Цельсию, хоть по Фаренгейту или даже по Кельвину. Продолжил эксперимент по измерению температуры руками, - а они у меня весьма чувствительные и на холод , и на тепло, - ощупывая на дне другие камни и даже песок, ставя на нём отпечатки своих ладоней: все они были существенно теплее окружающей их среды, воды то есть. Понятно теперь, почему она в Байкале всегда холодная: там настолько глубоко начиная от самого берега, что до дна солнечное тепло не дотягивается, рассеивается в многометровой толще.

Не зря-таки тот мальчик камушки в воду кидал, он знал дело …

09.10.17 г.

Послесловие. На другом сайте на этот рассказ пришёл такой отзыв от очень симпатичной читательницы, давно подписавшейся на мои произведения (на том сайте можно и свои фотографии помещать, и музыку и т.д.): "Интересное явление! Почему всё-таки камни теплее воды?", на который я дал такой развёрнутый ответ: "Всё просто, солнечные лучи, не задерживаясь в прозрачной воде (или отдавая только незначительную часть своего тепла), разогревают камни (точно так же, как они греют всё на воздухе,и камни, и песок, и наши с вами обнажённые тела в процессе загорания, дайте волю своей фантазии в этой связи :) ), а они в свою очередь, отдают тепло воде, оставаясь всегда теплее самой воды и это длится до тех пор, пока солнце светит на эти подводные камни. Если же вода непрозрачная, то она аккумулирует тепло непосредственно сама, вернее, нагреваются мельчайшие частички, взвешенные в этой воде. Это моя собственная теория, поэтому можете смело называть явление разогрева камней в прозрачной воде "Эффектом Ботрякова-Садовника" ("Садовник" - мой литературный псевдоним, перешедший от моего же радиопозывного в эпоху  радиохулиганства в 60-х годах прошлого столетия) :))