Мысли... ч176

Новиков Борис Владимирович
Богема – исторически преходящая общность людей с патологически завышенной самооценкой, столь же заоблачными потребностями и презрением к окружающим, способом существования которой есть перманентный досуг.
***
«Все», «по ту сторону», «за пределами», «внутри» etc., etc. – это характеристики (предикаты), применимые исключительно к определенному (общему, либо единичному). Стихия всеобщности (субстанция и ее адекватный духовный аналог – научная философия) подобными характеристиками оперировать не может и не должна: они неуместны, есть заблуждение. В случае же упорствования субъектов/а подобных характеристик – ложь.
***
Эмбрионом философского мышления есть связка («да» – «нет», «есть – «не-есть», «бытие» – «небытие») в суждении. Суждение как предществующее ему, – генетически, – понятие, как и следующее за ним генетически умозаключение, – эти исходные формы возникающего и становящегося сознания (мышления, интеллекта), обретают в формальной логике Аристотеля статус субъекта и предиката (суждение). Соединяемых связкой («есть», «не-есть»). Генетически исходное понятие (а затем – суждение) всегда – единичное. Затем – общее. А эмбрион всеобщего, а посему и – философии – связка (связки). См. начало.
К слову, именно на эту (эти) неприметную связку пристальное внимание обратил Г.В.Ф. Гегель и … выбился в классики.
***
Элита, винеры, мажоры, хайлайфисты (от «high life» – высший свет), бомонд, гламурные, деловые.
…Субъекты «статусного потребления»…
Они как-то запамятовали (возможно, и не знали отродясь), что не бывает аплодисментов одной рукой, не бывает потребления ни-ка-ко-го, не говоря уж о придуманном ими «статусном», если нет – производства.
Вот тут – отгадка. Здесь и статусное потребление – рутина. Если рутина – статусное производство. А что есть статусное производство? Творчество.
***
Нет картинки на голубом экране (нынче он, – экран, – не голубой, а многоцветный, полихромный, а вот среди тех кто «делает картинку» – и голубых, и розовых – валом) – нет её и в жизни. Ну, такая устойчивая иллюзия, – объективированная видимость, – сформирована, культивируется и поддерживается. Холодильник безоговорочно капитулировал перед телевизором.
… И можно понять искренность какого-то блоггера, ошалевшего от посетившего его (ник: ybr) озарения. Цитирую. «Что же это получается, вот эти хмыри из теле-ящика (ну, нынче, гаджеты порядком компактнее «ящика» будут. – Б.Н.) решают, куда двигать войска и кому умирать?!»
… Прозрел, мля.
***
Шедевральность («вечность») в таких жанрах искусства, как монументальное, архитектура (там, где она перешагивает через порог простой утилитарности, и, по сути, становится подвидом монументального искусства) достигается двумя путями: гениальностью авторов (скульпторов, архитекторов, строителей etc.), эстетической безупречностью (застывшими в соответствующем материале диалектикой, вдохновением, вкусом, истиной, красотой, добром, пользой etc.) и … дороговизной разборки, дороговизной демонтажа. Бывает, что экономика «спасает» эстетическое безобразие (недообразие). Тогда потребители искусства превращаются в терпил. Обитателей зон. Зон эстетического бедствия. На которые их осуждает «есть мнение, что это искусство». Обычного (музей, театр, библиотека etc.) – можешь не ходить, никто тебя за уши в этот сюр вкупе  с постмодерном, роком, кубизмом и пр. завихризмами не тянет) и строгого (архитектура, монументалистика) режима. Следует заметить, что нередко это наказание – «вышка». Ну, то есть, пожизненное. Мрамор, гранит, бетон, бронза – долговечны…
***
Відлік ідеї всесвітності [історії] варто (можна, потрібно) вести з утвердження християнства як монотеїстичної релігії.
Щоправда, це ще, скорше, не ідея всесвітності, але ідея космополітизу. І – практика реальної історії. Практика передісторії. Всесвітньою історія стає тоді, коли вона стає історією дійсною.
Стосовно ідей (і практик) глобалізму, глокалізму etc. – це ідеологічні та політичні фікції. Одноразового вживання для.
***
«Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного» (Бл. Августин, О музыке).
Любовь к преходящему не должна исключать (конкурировать с ними) любовь к непреходящему, к нетленке, к классике. Нельзя любить человечество, не любя человека и людей. Временное: свое - иное - себя вечного. Диалектика. 
***
По словам Диогена Лаэртия, Аристотель дал такое определение дружбы: «Одна душа, живущая в двух телах». Полагаю, вернее было бы сказать: «минимум в двух телах»…  (Вот касательно любви, – мужчины и женщины, – это истина).
Следовательно, предательство в дружбе (как и в любви) – форма душегубства…
***
«...Капитал ... избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это еще не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживленным, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому» /Томас Джозеф Даннинг (1799-1873)/. Это его цитирует в «Капитале» К. Маркс…
***
Речь идет именно об исторически определенной, – буржуазной, – форме существования капитала. Капитала как самовозрастающей стоимости.
О той, которая исчерпывающе исследована в «Капитале».
***
Есть несбывшаяся мечта иди…: посвятить жизнь, – в исследовательском режиме, – выявлению эвристических возможностей языка (языков) мира, живых и мертвых, через призму выявления и актуализации их этимологического потенциала. (Наверное, в лингвистике есть точное определение этому примитивному и неуклюжему варианту редакции нашей формулировки несбывшихся мечт). Ну, к примеру, случайна ли смысловая коннотация die Werken (производство, творчество) и die Wirklichkeit (действительность)?
***
Торговля (и политика) обувает, юмор заголяет… Так и живем. Голые, но в «тапочках».
***
Слово – знак (звук) в резонансе с референтом есть истинная мысль; слово – знак (звук) в диссонансе с референтом есть мысль неистинная: заблуждение, либо ложь.
***
Прозелит – неофит-коньюктурщик. Прозелитизм – религиозная форма ренегатства.
***
Закон: мера попрания суверенитета страны равна мере расползания ОМП (СГУЗЦ). Примечание: СГУЗЦ – средства гарантированного уничтожения земной цивилизации. В ХХІ-м веке всякое, – не говоря уж о грубом и бесцеремонном, насильственном и брутальном etc. – попрание суверенитета (или реальная перспектива, реальная угроза такового) любой (из двухсот) страны на нашей планете – гарантированная причина «расползания» ядерного (либо равного ему по возможностям массового уничтожения всего живого на Земле и в первую очередь homo (sapiensoв, ludensoв, fabersoв etc., etc.) – оружия. Впрочем, это и не оружие уже вовсе, а (см. выше) СГУЗЦ (как и самоликвидация земной цивилизации – уже отнюдь не война: где тут (там, пока, к счастью) фронт, где тыл; где победители, где побежденные?!! В Караганде… Впрочем, и последнюю будет не сыскать: во-первых, ее не будет (тьху, тьху, тьху), во-вторых, искать некому будет (тьху, тьху, тьху).
А дурачки все об «элитном ядерном клубе» толкуют… Токуют… Могут дотоковаться.
***
Товар – лицем, лице – товаром…
Те зветься не суспільством, а базаром.
***
«Ничто не ново под луной! Это одна из тех счастливых псевдо¬истин, которым была уготована самая блестящая карьера, которые, передаваясь из уст в уста, совершили своё победное шествие по всему земному шару и, спустя столетия, всё ещё повторяются так часто, словно только что явились на свет. Настоящим истинам редко выпадала такая удача; им прихо¬дилось бороться и терпеть, их истязали и заживо хоронили, каждый лепил их по своему вкусу. Ничто не ново под луной! Нет, нового достаточно, но его подавляют, когда оно не при¬надлежит к тем эластичным псевдоистинам, которые имеют всегда в запасе лойяльную оговорку вроде «собственно говоря и т. д.» и, подобно вспыхивающему северному сиянию, вскоре опять уступают место ночи. Но если на горизонте восходит, как утренняя заря, новая, настоящая истина, тогда дети ночи хорошо знают, что их царству грозит гибель, и хватаются за оружие». /Ф. Энгельс, Ретроградные знамения времени/.
***
Спекуляция как разумное мышление, творческое мышление, капитальное мышление, самовозрастающее мышление, ибо, являясь мышлением диалектическим, обладает безграничным потенциалом антиципации, опережающего отражения. Соль науки.
И спекуляция, как жалкое ростовщичество, как фарца, как «навар» на перепродаже etc. Как торговля краденым. Тоже ведь как бы самовозрастание. Ну, т.е. «самовозрастание».
Но, ведь, даже чтобы украсть, чтобы воровать, надо, чтобы какие-то «лохи» это произвели. Продолжали производить. В сфере ли материальной, сфере чувств, сфере духа. А тут ведь надо знать, мочь, уметь… Желать. Словом, куда ни глянь – со всех щелей – ложь, зло, уродство, вред, видимость, свитие, рабство и господство буром прут…
***
А, ведь колыбелька-то позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер,
Дж.-Ст. Милль) –, вернее сказать, не колыбелька, а шинель, а еще вернее – профессорский сюртучок, из которого позитивизм, как одна из первых ласточек, выпорхнувших из гнезда «парадигмальности», гнезда «философского» концептуального плюрализма, – система трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга.
Ну, а поскольку у глупоты, – в т.ч. и «философской» – пределов нету, то последовали, – гуськом, – махизм, неопозитивизм, постпозитивизм…
Ну, а затем и вовсе: прорвало… Ибо: на всю мощь заработали фабрики неспонтанного мифотворчества.
Однако же Ф. Шеллинг здесь – «не при делах». Поскольку – представитель великой плеяды мыслителей, составивших поразительный в своей грандиозности феномен немецкой классической философии: кануна и, в определяющей степени, – причины и условия трансформации 2,5-тысячелетней донаучной философии, – в философию научную. В философию как науку. Бери, пользуйся, развивай, твори.
Ан, нет. Ну, и началось… Шествие антинауки под именем «философия». И позитивизм в этом неславном ряду – первый.
…Донаучная – не может. Это и не вина, и не беда её. Антинаучная – не желает. Понимаете разницу?
***
«Ті, що народжуються раз на століття,
умерти можуть кожен день.
Кулі примхливі, як дівчата,—
вибирають найкращих.
Підлість послідовна, як геометрія,—
вибирає найчесніших.
В’язниці гостинні, як могили,—
вибирають неприборканих.
Криваві жоржини ростуть над шляхом у вічність.
Тріпочуть під вітром короткі обривки життя.
І тільки подвиг людського духу доточить їх до безсмертя»
/Ліна Костенко/.
***
Творцы творят, твари тварят.
***
Свитие как тварение, тварение как свитие. Субъекты свития – твари.
***
У колективі всі – це кожний, а кожний – це всі.
***
Аномия – плата юридического (написанного, принятого, проголосованного) закона за его нелегитимность.
***
Предыстория – это когда все общество, все земное человечество – за чертой бедности. В расхожем ее, – бедности, – понимании.
По разные ее, – черты, – стороны. Т.е., сплошная чертовщина…
***
Цицерон – вершина позднеантичной риторики, образец красноречия. В последнем – в органичном (и гармоничном) сочетании – все составляющие возвышенного, – совершенного, – слога, составляющие его канон: «мощь», «сила», «возвышенность», «блеск», «живость».
…И – нынешнее косноязычие, выспренность, вычурность. В очень лучшем случае.
Чаще – стеб, арго, офеня, обсцентная (ненормативная) лексика etc.
А ведь: «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Мутные мысли, мутные чувства, мутные практики. Мутная речь. Мутная жизнь. Жизнь?      
***
«Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести торжествуют над философией» /Ларошфуко/. Я бы добавил: «в настоящем».
***
Знаки препинания в грамматике – это застывшие на бумаге человеческие эмоции. 
***
Эзотерика, эзоповщина, герметика, энигметика, конспирология etc. – модусы жизни подпольной мысли. 
***
Проказник – пациент лепрозория.
***
Подонок – водолаз.
***
Садист – человек, желающий сесть на занятое место.
***
Домочадец – курящий член семьи.
***
Бракодел – работники ЗАГСа.
***
Душегуб – сантехник-бракодел.
***
Канальи – сотрудники ТВ.
***
Спекулянт – субъект разумного мышления.
***
Страдание надобно ненавидеть. И сострадание – максимально минимизировать, не допуская (устраняя), либо же сводя до минимума наличие и действие источника страдания. Адвокат – сострадатель по профессии. Его не интересует вопрос об устранении самого страдания, либо его источника: для него – это источник собственного, – материального, – благополучия…   
***
Закавыченная философия, закавыченная культура, закавыченная жизнь… Такая вот, «панимаешь», тотальная закавыка… 
***
Учебник – это «справочник по давно известному» (А.В. Босенко).
***
Неоплатонизм – мост, по которому [становящаяся] Европа перешла от духовной культуры античности к духовной культуре Средневековья и, ближайшим образом – к христианству.
***
Прежде чем появились «отцы и дядья» христианства, – патристика, – у него появились дедовья, деды: отцы отцов. А у тех ведь были свои отцы…
***
Всемогущий, всеблагий, всеведающий, всесильный, всемудрый, всевышний, вседержитель, творец, всевластный, всемилостивый…
P.S. И, что характерно: Творец – хоть и без «все», но в этом ряду…
***
Материя, субстанция, абсолют, объективное всеобщее – суть одно и то же. 
***
Понятно: «предвремя». Но: «предвечность»?! (Это – из лексикона Ф. Шеллинга, о местных классиках и речь не идет: их – валом). «Пред», это ведь «до того, как». А, какие же «до того» (а, равно, и «после того»), ежели: вечность? Веч-ность.
***
Аргументы типа «это нельзя логически доказать» вполне впечатляющи. Для ленивого, пугливого, кроткого и самодовольного обывателя. У человека думающего сразу же возникает (к субъекту вышеприведенной «аргументации») ряд вопросов. И первый в этом ряду: «а где логическое доказательство того, что это «нельзя логически доказать»? Первый. Но отнюдь не последний. Вообще, с ними, с этими думающими, замучаешься пыль глотать… 
***
«Первично»? Не-а. Даже не «извечно». Просто: вечно.
***
Отличительная черта офисного планктона (равно и факультативщиков образца «блоггер домашний обыкновенный») – мозоли на глазах от экрана (дисплея) компа (гаджета). И на пальцах – от «клавы».   
***
Категориальность (всеобщность) мышления (духа, сознания) есть простое и надежное, ибо истинное, – подтверждение и свидетельство (вытекающее из признания и понимания мышления, – духа, сознания, – как высшей формы отражения) его атрибутивности по отношению к материи как субстанции. Всеобщность идеальная – категориальность, есть производная от всеобщности субстанциальной – материи. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»…
Рефлексия (самосознание), образное мышление etc. – это уже производные от производного…
Нет необходимости объяснять, что первичность и вторичность здесь исключительно гносеологической (эпистемологической) сущности. Но отнюдь не онтологической. Ибо: умному достаточно. Неумного же образовывать надобно. Иного пути – нету.