Экофильная поляризация культуры

Татьяна Герасименко
В соавторстве с Б.Б.Родоманом


УДК 332 122

ЭКОФИЛЬНАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
в экстремальных природных условиях

 Родоман Б.Б*., Герасименко Т.И**.
 *Независимый исследователь. Москва, Российская Федерация
**Оренбургский государственный университет. Оренбург, Российская Федерация

Environmental polarization of cultures in the extreme natural conditions

 Rodoman B.B.*, Gerasimenko T.I.**
 *Independent researcher. Moscow, Russian Federation
 **Orenburg state University. Orenburg, Russian Federation

Аннотация:  Регионам с экстремальными природными условиями и уязвимым природным ландшафтом рекомендуется сотрудничество новейших продуктов научно-технического прогресса, главным образом, информационного,  с  традиционным местным природным и культурным наследием при устранении источников  грубого механического воздействия на окружающую среду.
Ключевые слова: Экофильная поляризация, окружающая среда, природное и культурное  наследие, ландшафт, традиции, образ жизни.

Abstract: Abstract: the paper explores the importance of cooperation of scientific-technical progress and traditional local natural and cultural heritage in the regions with extreme natural conditions and vulnerable nature landscape. It is necessary to eliminate sources of rough mechanical impact on the environment
 Keywords: Environmental polarization, environment, natural and cultural heritage, landscape, traditions, a way of life

         Экофильная поляризация культуры – способ примирения и сотрудничества природного и культурного наследия с новыми продуктами научно-технического прогресса. Такая поляризация в первую очередь необходима регионам с особенно уязвимым природным комплексом и экстремальными, т.е. чрезвычайно неблагоприятными для организма человека природными условиями. Имеются в виду горные, пустынные и полупустынные, арктические и субарктические, некоторые островные и лесные регионы, а также сейсмоопасные, селеопасные и другие территории, где существует вероятность природных и техногенных рисков либо угроз. В России это прежде всего зона Севера с многолетней мерзлотой, а также горные территории. Такие регионы не только сложны для жизни, они весьма капиталоёмки для освоения и обустройства, а их природа отличается хрупкостью и низкой экологической ёмкостью. Любое техногенное вмешательство чревато серьёзными последствиями, вплоть до экологической катастрофы.   
          Для сохранения биосферы и выживания человечества все средне- и высокогорные и субарктические регионы мира, прежде всего, острова, а также влажные экваториальные леса, должны стать особо охраняемыми природными территориями типа международных парков. Антарктида и арктические острова должны быть изъяты из юрисдикции отдельных государств и переданы под управление ООН или, по крайней мере, природопользование в подобных регионах должно строго регламентироваться. Главными функциями субполярных и горных природных парков должны быть сохранение и восстановление природного ландшафта, флоры и фауны, регенерация и экспорт чистой воды и воздуха, охрана климата и стабилизация водного баланса Земли, сохранение коренных малочисленных народов, их традиционной культуры и ландшафта, рекреация (отдых, туризм, альпинизм, спорт) для жителей больших городов и густонаселённых стран, научные исследования, экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения, творческое вдохновение и общение. Подобные примеры имеются. Авторы наблюдали такой образ жизни, к примеру, в Гренландии и в некоторых районах Исландии, в частности, на островах Вестманнаэйяр. Некоторые экстремальные районы пригодны для постоянного расселения интеллектуалов, включённых во всемирную информационную сеть и готовых вести экофильный образ жизни.
         Для гармоничного осуществления названных функций необходима экофильная (то есть сохранительная, направленная на гармоничное сосуществование человека и природы) поляризация инфраструктуры и образа жизни людей: расщепление культуры на два противоположных, но сотрудничающих компонента – архаичный доиндустриальный и новаторский постиндустриальный, с элиминацией промежуточного звена – элементов агрессивной и расточительной потребительской индустриальной культуры (по сути экофобной). Так, например, в сфере быта и рекреации это означает, с одной стороны, использование транспортных животных, гребных и парусных судов, перенос грузов людьми, ручной труд, неутилитарное, сакральное отношение к природе и ландшафту; с другой стороны, надёжную бескабельную информационную связь, компьютеры, Интернет, экологически автономные жилища, бестопливный и бесшумный воздушный транспорт, дальнюю эвакуацию  не утилизованных на месте бытовых отходов на переработку в технопарках среди основного массива расселения. Исключаются автомобили и автодороги, наземные вездеходы (кроме спасательных), топливные электростанции, открытые разработки полезных ископаемых, взрывы и земляные работы, свалки, источники загрязнений и шума. При сооружении механических экофильных коммуникаций (канатные дороги, монорельсы и т.п.) не должны применяться вышеупомянутые экофобные средства. Таким образом, в горах и лесах умеренного и тропического поясов станет возможным постоянное и рассредоточенное проживание семей, занятых надомным профессиональным умственным трудом одновременно с физическими домашними и сельскохозяйственными занятиями, имеющими рекреационное значение.
         Основные элементы поляризованной экофильной культуры имеются в существующем образе жизни тех, кто, занимаясь наукой, философией, искусством, сочетает умственный труд с занятиями активным походным туризмом и альпинизмом, предпочитает не процедурное оздоровление и лечение, а всесторонне здоровый естественный образ жизни, живёт по принципу «быть, а не иметь». Экофильная культура нужна всей Земле, но таким уязвимым ландшафтам, как полярные пустыни, тундры, горы, экваториальные леса, она необходима в первую очередь [5].
         Проиллюстрируем эту проблему подробнее на примере горных гималайских территорий с традиционным образом жизни, затронутым глобализацией. Авторы много писали об этом (например, [1-4]).  Соприкосновение разнородных культур вкупе с демографической проблемой порождает серьёзные культурные и экологические риски, вплоть до угрозы трансформации и даже исчезновения целых этносов и экологической катастрофы таких регионов. Это особенно важно для замкнутых обществ, которые исчерпали внутренние резервы для развития и даже выживания в условиях изоляции и вынуждены открыть свои границы.
         Изоляция и жесткая регламентация образа жизни вплоть до второй половины XX в. стали причиной кризиса в Бутане и Непале. Традиционное природопользование, не позволявшее обеспечить население продовольствием и предметами первой необходимости, могли привести к вымиранию населения и предопределили неизбежность открытия границ. Непал сделал этот шаг в 1953 г., Бутан в 1974 г. Территория с особым статусом — Верхний Мустанг (непальская часть Тибета) вступила на тот же путь в 1992 г. Бутан и Верхний Мустанг сохраняют особый режим для посещения иностранцами, используя систему продажи пермитов (специальных разрешений, регламентирующих въезд иностранных граждан).
         Входя в мировую цивилизацию, закрытые прежде страны сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям. Рост уровня жизни формирует общество потребления. Велик соблазн принять новые, экофобные формы существования. Открытие границ привело к экономическому подъему и к росту уровня жизни населения. В то же время длительная изолированность помогала сохранить природное и культурное своеобразие, породила некую загадочность, сделала эти страны экзотичными и привлекательными для туристов, что теперь приносит немалые дивиденды. Каждая из этих стран имеет программу развития и следует ей. Туризм — очевидный, хотя и не единственный, путь развития подобных территорий. Происходят существенные перемены во всех сферах природно-хозяйственных комплексов этих стран, приводящие к поляризации и изменению территориальной структуры общества прежде всего за счёт роста туризма, давшего толчок дорожному строительству и развитию в основной части Непала и в Бутане автомобильного и авиационного транспорта, электрификации, водопроводов, канализации и т.д. Точками роста и коридорами развития стали туристические районы и связывающие их автомобильные дороги. Как снежный ком, происходит развитие территорий.  Перераспределение населения в структуре занятости привело к росту импорта продовольствия и других потребительских товаров. Для общества характерно расслоение и поляризация на всех уровнях. В Верхнем Мустанге, где автомобильный транспорт пока мало развит, этот процесс в начальной стадии. Территориальная структура Бутана уже изменилась и через какое-то время трансформируется окончательно. В основной части Непала, который дольше идёт по этому пути и обладает большим населением и разнообразием природных и культурных ландшафтов, этот процесс очень бурный. Вдоль дорог сформировались фактически двойные поселения — так называемые «теплые дома», где постоянно проживают один-два члена семьи, а на период холодов с гор переселяются остальные родственники.
         В результате роста образования и занятости женщин начался переход к современному типу воспроизводства. Важным географическим последствием развития стала урбанизация, в том числе и ложная. Миграции происходят не только в сторону дорог, но и из села в город. Быстрее всего растет население крупных городов. Внутренние миграции усиливают поляризацию общества. Характерны и внешние миграции. В Бутане много индийцев, Непал привлекателен для жителей ряда регионов. Главным последствием глобализации для Верхнего Мустанга, находящегося в наиболее суровых природных и сложных экономических  условиях, стала эмиграция половины населения.
         Серьёзным вызовом становится ухудшение экологической ситуации. Число туристов здесь должно быть ограничено из-за низкой экологической ёмкости, иначе это приведет к окончательному разрушению ландшафтов. С экологическими проблемами уже столкнулся Непал, который задыхается от нашествия автомобилей, и, пока еще в меньшей степени, Бутан.
         Можно ли сохранить равновесие в условиях извечного противоречия культуры и цивилизации, традиционализма и развития? Рост уровня жизни приводит к необходимости платить свою цену. Пример гималайских территорий, ставших на этот путь развития в разное время, позволяет сделать вывод о том, что эти изменения закономерны. Неизбежная модернизация ведёт к интернационализации экономики и к трансформации традиционной культуры.
         Глобализация способствует сохранению культурного наследия и экофильной культуры там, где общество осознаёт, что экзотика может приносить немалый доход. То, что недавно было сокровенным, эзотеричным, выставляется напоказ и продаётся. Профанация, опошление, девальвация ценностей не неизбежны, если браться за дело с умом и тактом. Глобализация в подобных регионах загрязняет и разрушает природную среду и угрожает природному наследию постольку, поскольку народы этих стран стремятся жить по западным стандартам, отказываясь от традиционного приспособления к местным природным условиям.  Они как правило не могут самостоятельно решать задачи сохранения своего культурного и природного наследия. Неизбежно участие международных экспертов, например, ЮНЕСКО. Отказываться от международной помощи, относиться к ней с подозрением и полагаться только на собственные силы – тупиковый путь, обрекающий страну на положение изгоя.
         Охране природного и культурного наследия способствует сакральное отношение к элементам ландшафта, присущее экофильным религиям (буддизм, традиционные этнические культы и др.), если религиозные традиции в той или иной местности не прерывались.  В таком случае легче объяснять населению задачи выделения особо охраняемых природных и культурных территорий. Процветание религии в наши дни отчасти объясняется тем, что она служит компенсацией негативных компонентов глобализации и ускоряющегося научно-технического прогресса, рекреационным убежищем и отдыхом от них; противостоит индивидуализму и рационализму.

Список литературы
1. Герасименко Т.И. 2013. Гималаи без мистики. Бутан. – География, №12 (958), с. 41 – 50.
 2. Герасименко Т.И. 2014. Влияние глобализации на традиционный образ жизни. – В сб.: Разнообразие как фактор и условие территориального развития. Часть I. Главы 1 – 3. М., Эслан, с. 225 – 231.
 3. Родоман Б.Б. 2009. Местные особенности как ресурс развития стран и регионов. – В сб.: Гуманитарные ресурсы регионального развития (на примере естественно-природного и культурного наследия). — М.: «Эслан», с. 20 – 27.
 4. Родоман Б.Б. 2010. Непал: экзотика в объятиях глобализации. – В сб.:  Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 6. — М.: Ин-т наследия, с. 154 – 166.
 5. Родоман Б.Б. 2002. Поляризованная биосфера: Сборник статей.  – Смоленск: Ойкумена.  – С.  48 – 49.

         Опубликовано: // Развитие регионов в XXI веке: Мат-лы II Междунар. науч.-практич. конф., Владикавказ, 6 – 7 окт. 2017. – Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2017, с. 411 – 414; 100 экз.
         
         Подготовлено для «Проза.ру» 11 октября 2017 г.