Одной из распространенных тем в жизни бывших советских людей является – регулярные битвы по поводу советской истории и постсоветских реалий. Популярность темы для бывших советских людей, конечно, следует признать естественной. Ведь советское время не является далеким прошлым, в советском обществе родились и выросли большинство тех, кто населяет просторы Евразии. Росту внимания к данной теме способствует и столетний юбилей Октябрьской революции 1917 года. Да и множество других исторических дат влияют на актуализацию разговоров и публикаций о советском прошлом и его сравнения с процессами в настоящее время. Так совсем недавно Путин побил рекорд пребывания у власти, принадлежавший Леониду Ильичу Брежневу. Данный факт также способствовал определенному оживлению дискуссий о преимуществах и недостатках советской и нынешней российской системы.
Особенно эмоционально протекают дебаты, связанные с советским периодом в России. Для большинства россиян их советское прошлое является не просто фактами истории и личной жизни, а явлением, которое они или превозносят, или ненавидят. Для одних бывшее СССР – это самое светлое, что было в истории их страны, для их оппонентов советский период, наоборот – это самый негативный период национальной истории. Среди бывших советских людей, конечно, есть и те, кто пытается объективно рассматривать свою историю, в том числе и советскую. Но их очень мало, а основная часть россиян, как впрочем, и украинцев, грузин, киргизов, эстонцев и молдаван, рассматривают советскую историю как поле боя, где они сходятся в битве со своими противниками. В битвы, призванные утвердить свою версию советской истории, вступают крайне убежденные люди, свято верующие в свою правоту. Переубедить верующих невозможно, факты лишь материал для укрепления собственной веры и изобличения оппонентов.
В одном случае советская история – это хроника великих достижений в экономике, образовании и науке. Для апологетов СССР – это время, когда были построены великие заводы, которые были, а некоторые и до сих пор являются известными в мире брендами. Это время, когда совершен рывок в научно-техническом развитии и СССР стал одним из стран современного мира, которая занимала ведущие позиции в сфере физики, математики, химии и ряда других наук. Это время бурного развития технической мысли и воплощения ее достижений в массовую продукцию. Это время небывалой динамики и одновременно социальной защищенности, которую не всегда могли позволить себе и более богатые страны. Кроме восьмичасового рабочего дня, гарантированных отпусков и пенсии, советские люди были обеспечены санаторным отдыхом и массой других льгот. За советский период были построены огромное количество культурных и спортивных центров, где дети и взрослые могли заниматься в многочисленных кружках и секциях. Была выстроена система научно-технического творчества, в рамках которой советские люди находили множество возможностей для самовыражения и развития. Была огромная сеть библиотек, охватывающая самые отдаленные села страны. Даже была предусмотрены передвижные библиотеки и киноцентры.
Но, самое главное, с точки зрения апологетов советской системы, время ее существования – это период, когда Россия, будучи центром СССР, достигла пика своего могущества и сыграла одну из ключевых ролей в истории ХХ века. Советский Союз уважали, его боялись, что также наполняло гордостью сердца советских людей, а ныне у постсоветских, то положение, который занимал в мире СССР вызывает ностальгию . Противники советской системы, в отличие от ее апологетов, видят в советском прошлом, если не только негативное, то, по крайней мере, преимущественно отрицательное. Для них СССР – это страна репрессий, страна, где были уничтожены не только миллионы безвинных жертв, но и потеряны дореволюционные традиций и институты, определявшие духовно-ментальные особенности народов, впоследствии унифицированных тоталитарным режимом.
Для русских, критикующих советскую систему с позиции национальных ценностей СССР возник через уничтожение духовных основ святой Руси, через уничтожение ее лучшей части. При этом акцент делается, что политика уничтожения русского народа была задумана и реализовывалась инородцами, ядром которых были евреи. Для представителей других народов бывшего СССР, также настроенных против советской системы, источник их бед – советская власть, которая в основе своей была русской и неизбежно хотя бы немного еврейской. Получается, что русские националисты обвиняют инородцев, и прежде всего евреев, а националисты других народов, входивших в состав СССР, обвиняют в своих бедах, прежде всего, русских.
Для тех, кто критикует советский период истории с позиции либерализма, она является искривлением, которая привела не только к жертвам, но и отдалению народов СССР от «цивилизованного мира».
К сожалению, ни один из рассмотренных подходов не способствует взвешенному и объективному рассмотрению советской истории. Апологеты советской системы не могут учесть ее недостатки, которые привели ее к краху за очень короткое время. А противники не только не могут оценить исторические достижения СССР, но и осмыслить простой факт своего человеческого становления, которое происходило в стране, презираемой и отрицаемой ими. Может в юбилейный год удастся прийти, если не к консенсусу (что, конечно, невозможно), то, по крайней мере, охлаждению страстей и утверждению более взвешенных подходов к своей истории?