37. Монада

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

– В твои годы я таким не был.
– А я в твои годы таким не буду.

В. Леви. «Нестандартный ребенок»

    Если внимательно рассмотреть монаду Иньян, можно обнаружить крохотные вкрапления противоположного цвета: зернышко инь на фоне Ян, зернышко ян на фоне Инь. С такими вкраплениями в информационных схемах Первой и Второй сигнальных я хочу познакомить читателя.

    В процессе формирования «персонального мифа» в сослагательной зоне Первой сигнальной образуются информационные цепи, имеющие все признаки условного рефлекса, кроме одного – выхода в «окружающую среду» (посредством поступка). Этот выход и этот поступок происходят в процессе развития ребенка по мере выполнения условий рефлекса. Ребенок мысленно готовит себя к ситуациям, в которых он вскорости может оказаться, и когда такие ситуации возникают, он к ним уже готов. В этот момент и образуется «психодинамическая связь» между действием физическим и воображаемым. Объективно это наблюдается как «поведение, опосредованное представлением» (по Д.Б. Эльконину). Такова стандартная схема взаимодействия «матрицы поведения» и интеллекта на стадии конкретных операций. И, в частности, в этом состоит механизм «сублимации» аберративных рефлексов. Но отличия латентного Возраста не исчерпываются использованием «представлений» (т.е. теоретических моделей). Существенным обстоятельством является также разделение поведенческой и эмоциональной составляющих мышления. Объективно это наблюдается как «скрытность» школьника, до поры до времени не проявляющего своего отношения к нормам и требованиям, которым он подчиняется.
    Но не бывает рефлексов без установок. Напрашивается вопрос: как формируются установки рефлексов во Втором Возрасте, когда абстрактная, эмоциональная сторона мышления заблокирована – или, вернее, отделена от поведения? Да примерно так же, как формируются «сослагательные рефлексы» до их закрепления в поступках: посредством «семантического потока» в сознании, за счет его абстрактной составляющей. Субъективно это ощущается, например, как объяснение собственных поступков «книжными» словами. И от общества (в широком смысле) зависит, чтобы человек не находил вразумительных объяснений своему безобразному поведению. «Установки поведения» формируются и тогда, когда сублимируется виктимный опыт, и тогда, когда приобретается новый. Они формируются всегда, когда происходит поступок; потому, что всякий поступок требует объяснения: человеческий рефлекс нуждается в установке!

    Не бывает рефлексов без установок. Мы это видели на примере Первого условного. Более того, чем сложнее рефлекс, тем уже область его применения (тот же пример). Эта закономерность выполняется и в случае духовных, наиболее общих установок: они не являются законами прямого действия, они неприменимы сами по себе. Путь к поступку установки личности прокладывают, снижая уровень общности – через фантазии, мечты, жизненные планы. Эта закономерность проявляется и в характере «установок поведения», ассоциативная общность которых относительно высока. Поэтому каждая соответствующая рефлекторная единица применима в узком диапазоне ситуаций. Это мозаика отдельных рецептов на все случаи жизни. В этом состоит механизм ассоциативного мышления конформной персоны, которая руководствуется не принципами, а «аналогичными» частными случаями. Вообще говоря, аппарат «установок поведения» – это инструмент осмысления опыта.
     «Волевая рефлексия» снимает блокаду «защитных механизмов» и выводит проблемную информацию на сознательный уровень – но и только. Решения проблемы – духовного и конструктивного – попрежнему нет. Поэтому духовное решение ищется отдельно (в фантазиях Супер-Эго), а конструктивное – отдельно. Это разумный компромисс в тупиковой ситуации. В результате, блокада проблемной информации заменяется ее разделением. И роль разделяющего барьера выполняет именно аппарат «установок поведения». Это именно та «стена слов», которая отделяет наши поступки от духовных императивов. И здесь очевидно содержится ответ на давнишний вопрос «Почему человек поступает плохо?», которым мы пренебрегли в публикации «9. Супер-Эго ребенка».
    Среди других «защитных механизмов» Фройд не выделяет «рационализацию», и напрасно. Прежде всего, в отличие от остальных, она не может быть «базальной». Невозможно представить себе дошкольника, который предъявляет логические обоснования и разъясняет смысл своих поступков. Это требует работы интеллекта и достаточно развитого речевого аппарата психики, а они в Первом Возрасте только формируются. «Рационализация» по Фройду является метаморфозой развития всех других «защитных механизмов» во Втором Возрасте и генерализует их работу на сознательном уровне. В более широком понимании, рационализация – способ действия «установок поведения».

    По своему онтогенезу и нейрогенезу, «установки поведения» и «установки личности» совершенно различны и в определенном смысле противоположны. Это, как мне кажется, достаточно отражено в самой первой публикации проекта: «1.Атомарная модель Супер-Эго». Ядро «матрицы установок» образуют категоричные «установки личности», на которые опирается «личное мировоззрение» во Второй сигнальной. Это «ядро» окружено высокодисперсным «облаком» установок поведения, которые являются фрагментированной вершиной «персонального мифа». Строго говоря, это часть Эго, а не Супер-Эго; я же говорил, что структура разума уже во Втором Возрасте с трудом вписывается в плоские схемы. И, пожалуй, архетип монады Иньян – наиболее удачный способ это сделать.
    Поэтому перейдем к Инь. Примерно такую же «атомарную» структуру имеет и матрица поведения: ее ядро образуют закрепленные рефлексы – фундамент «персонального мифа». А дисперсным «облаком»... Что является вершиной «личного мировоззрения»? Правильно, «жизненные планы». С определенной точки зрения, это тоже инструмент осмысления опыта – но не прошлого, а будущего. Смысл жизни.

    С самого начала латентного Возраста выход информации в актуальную зону контролируется Первой сигнальной. Кризисное завершение Возраста обусловлено тем, что к этому контролю прорывается Вторая, сформировавшая свои – личные – планы поведения. Чем старше становится школьник, тем сильнее его способность и стремление оценивать поступки взрослых не только по форме, но и по существу. Он уже не ловит вас на слове, он уже анализирует вас – еще не осознанно, но уже сознательно. Поймите его, он не критикует, он строит планы (см. эпиграф). И первыми в область поступка, преодолевая «порог самоэффективности», прорываются именно слова. Еще дедушка Фройд ввел в научный обиход хорошо известный любому русскоязычному эффект «рационализации эмоций»: если вслух оценить сложившуюся ситуацию, это снижает эмоциональный дискомфорт, ею вызванный.
    В самом общем, философском смысле «рационализация» – это категория, которая генерализует процесс развития человеческого разума; восхождение от чувства к рассудку. В частности, это относится и к развитию интеллекта, а также обоих компонент миропонимания, которые в своих навершиях имеют ярко выраженный семантический, рациональный характер. Ratio – «смысл» (лат.), «рассудок» – от слова «рассуждать».
    В начале средней школы начинается метаморфоза развития интеллекта, которую Пиаже назвал «стадией формальных операций»; причем формально-логический характер интеллект приобретает в обеих своих ветвях, ориентированных на поведенческую и на духовную компоненты развития. Причем именно вторая является доминантой в этом митозе. Особенно ярко это наблюдается в кризисе идентичности, когда «личное мировоззрение» выходит из тени сослагательных операций и проявляет себя в поступках

    В конце Второго Возраста, с формированием «установок поведения» и «жизненных планов», разум вплотную подходит к выполнению своего предназначения: осмыслению и преобразованию действительности. Но это двуединая задача, она не решается по частям. Согласно принципу Энгельса – Бора, преобразование и познание неразрывны. Основное противоречие латентного Возраста состоит в том, что инструмент осознания (Супер-Эго) оторван от аппарата восприятия действительности (Ид), а инструмент деятельности (Эго) – от аппарата восприятия должного (Дао). Поэтому осознание действительности оторвано от действительности, а деятельность – от духовных императивов, и к кризису это противоречие обостряется запредельно.