Земляки10

Татьяна Махортова--Лёвушкина
Электроцех

Как было сказано раньше, первая электростанция была построена в 1934г.

Располагалась она через дорогу от каменного молотильного сарая. Потом, когда в 1951г. за старым прудом построили новую электростанцию, на её месте была оборудована столярно-плотничная мастерская, а затем открылся магазин.

Машинистами электростанции в разный период времени были: С.С. Себестенюк, К.И. Макагонов, В.Т. Миронов, Ф.Т. Чернышов.

С подключением станции к постоянной линии электропередач, отпала необходимость в эксплуатации своей электростанции. К её помощи прибегали лишь в тех случаях, когда были перебои и неполадки в работе ЛЭП.

. Для обеспечения чёткой и бесперебойной работы всех сфер хозяйства, связанных с электричеством, а также ЖКХ был создан электроцех. Коллективом цеха была проделана огромная работа по электрификации центрального и Никольского отделений. Проводился монтаж электропроводки в строящихся жилых и хозяйственных объектах.

Главным электриком станции продолжительное время работал И.Ф. Чертаков. В 1980г. возглавил электроцех и продолжил дело отца его сын инженер электрик – Василий Иосифович Чертаков. Под их чётким руководством в разный период времени работали В.И. Чертаков, Н.И. Белянин, А.С. Петров, В.С. Гамаюнов, П.Д. Ханин, А.Н. Сорокин, В.И. Лёвушкин.

Мастерская

Механическая мастерская на опытном поле, как и везде в деревнях начиналась с кузницы. Располагалась она в постройке из бутового камня совместно с кладовой и инвентарным помещением. Со временем была построена новая мастерская вдоль старого пруда. В ней располагались кузница, столярный и механический цеха, электроцех.

Около конюшни находилось помещение, где размещался цех по ремонту и поделке телег, саней, производился ремонт и поделка сбруи.

Все четыре цеха работали совместно, так как большинство сельскохозяйственного инвентаря, молотилки, сани, телеги, и другие механизмы состояли из деревянных и железных частей.

В кузнице изготовлялись подковы для лошадей, бороны, сцепки, сохи, лемеха для плугов, пропашные орудия, мотыги, лопаты, различные приспособления для ручных сеялочных аппаратов и много других изделий. В разное время кузнецами и молотобойцами работали: Т.Н. Ханин, Н.И. Авдеев, В.И. Авдеев, Г.Ф. Краснобаев, Н.В. Махортов, П.И. Лёвушкин. Н.И. Цыганов, В.П. Чулков.

Плотниками, столярами, шорниками, пилорамщиками, колесниками работали: М.П. Шкурин, Ф.С. Ефремкин, Т.С Ефремкин, Н.Ф. Дранкин, С.Ф. Данилин, Г.С. Митрофанов, Ф.А. Байкин, И.Т. Кравец, Я.Г. Абрамов, С.Е. Емельянов, П.П. Миронов, М.П. Горбунов, А.П. Букин, А.Я. Кузнецов, В.Г. Яшунин, И.Е. Митин и др.

В мастерской работали отличные механики и инженеры, которые стремились усовершенствовать те или иные механизмы, так чтобы облегчить труд рабочих, повысить производительность труда.

В 1954г. простые механики станции - П.Е. Исаев (1948 – 1958гг.), С.Т. Бычков (1942 – 1987гг.) сконструировали специальное мотовило к самоходному комбайну С-4 для уборки гороха и вики и приспособили режущий аппарат этого комбайна для уборки низкорослых растений чечевицы. Это позволило значительно сократить затраты и снизить потери при уборке зернобобовых культур. Изобрели устройство для очистки семян селекционных делянок («Моделька») и др.

В 1963г. была возведена современная механическая мастерская из камня, включающая в себя большое механизированное помещение для ремонта техники, кузницу, и ряд цехов: токарный, слесарный, аккумуляторный, вулканизаторский, электросварочный, инструментальный, топливно-арматурный.

В разное время в мастерской продолжительный период работали механики: П.Н. Подзвездов (1930 - 1941гг), Н.Е. Рогожин (1933 - 1939гг.), В.М. Бочкарёв (1945 – 1953гг.) А.Г. Никифоров (1980 - 1995гг.).

Инженеры: О.А. Герн (1962 – 1974гг.), С.Г. Кирпичёв (1967 – 1973гг.), В.Т. Моисеев (1978 – 2004гг), В.П. Карпин (1985 – 2000гг.), И.В. Кувшинова (1984 – 2008гг.).

Заведующие гаражом: В.М. Горшенин, М.И. Доронин, Н.П. Захаров, А.И. Морозов, Р.Д. Шамсудинов, В.В. Алексеев.

А также слесари, токари, сварщики: И.Ф. Афонин, С.А. Окороков, П.Н. Самошин, В.А. Зайцев, Н.С. Русаков, Н.И. Плотарёв, В.С. Майоров, В.Н. Дондуков, Н.К. Круглов, В.М. Модин, А.Ф. Гудин, М.М. Мухин, Г.С. Майоров, В.Н. Трошин, В.Н. Жидов, А.В. Панин, А.М. Степанов, В.В. Шай и др.

Машинно-тракторный парк

Машинно-тракторный парк был представлен автопарком и двумя тракторно-полеводческими бригадами. Бригада №1 находилась на территории хозяйства, а бригада №2 - в Никольском отделении станции.

Частичная механизация полевого хозяйства станции и его транспорта пришлась на тридцатые годы. В 1932г. станция приобретает набор прицепного тракторного инвентаря, в1933г. – трактор СТЗ 15/30 и грузовую автомашину в 2,5 тонны.

В 1938г. в хозяйстве уже было пять тракторов, представленных всего лишь тремя моделями. Это три трактора СТЗ 15/30, один - СТЗ-НАТИ и один - Универсал 2. Имелся один комбайн «Коммунар».

Из автомашин станция имела одну грузовую машину АМО в 2,5 тонны, две полуторатонных – ГАЗ-АА и одну легковую – ГАЗ А.

Из года в год машинно-тракторный парк пополнялся разнообразным ассортиментом современной сельскохозяйственной техники, тракторов и автомашин.

В 1991г. тракторный парк хозяйства насчитывал двенадцать марок тракторов. Четыре - гусеничных (ДТ-75, ДТ-75М, Т-74, Т-100) и восемь - колёсных (К-700, К-700А, ЮМЗ-6А, Т-40М, Т-16М, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-52). Только одних «Кировцев» в хозяйстве было шесть единиц – три в первой бригаде и три во второй.

Имелось пять моделей зерноуборочых комбайнов (Сампо 500, Зейдмастер, СР-130, СК-5, СК-6).

Автопарк станции в 1979г. насчитывал сорок транспортных единиц, представленных восемнадцатью моделями различной модификации и назначения автомашин.

Это грузовой транспорт (самосвалы, бортовые машины, седельные тягачи) грузоподъёмностью от 2,5 до 7,5 тонн.

Специальный автотранспорт был представлен пожарной машиной, техпомощью, аммиачной машиной, пятью бензозаправщиками, двумя молоковозами. Также в автопарке имелись пять легковых автомашин, два автобуса, один автокран.

С каждым годом машинно-тракторный парк разрастался. Для хранения техники были построены две тёплые стоянки (в1987г. - тракторная, в 1989г. – автомобильная).

Но для хранения всей техники крытых помещений не хватало. Поэтому для размещения сельскохозяйственных орудий и машин была отведена специальная огороженная территория. По ней, параллельно друг другу, располагались бетонированные площадки, на которых стояла техника.

Машинно-тракторным парком ежегодно проделывалась колоссальная работа по выращиванию зерновых и кормовых с.-х. культур, транспортировке их к местам переработки и хранению. А также по перевозке различных грузов (ГСМ, минеральных удобрений, леса, стройматериалов, зерна государству и прочее).

Первыми трактористами, а затем шоферами были И.В. Курышов (1928 - 1941гг.) и С.И. Белянин (1932 - 1939гг.). Оба пропали без вести в Великую Отечественную войну. К первым механизаторам также относятся трактористы: А.И. Прокин (1934 - 1976гг.), И.Г. Белянин (1935 -1968гг.), Ф.М. Абалов (1938 - 1969гг.). Шофера: А.С. Бычков (1922 - 1971гг.), П.К. Митрофанов (1932 - 1969гг.), И.А. Россошанский(1939 - 1978гг.), В.Ф. Кузнецов (1939 - 1962гг.), И.Л. Давыдов (1934 - 1940гг.).

Из более молодого поколения трактористами работали: И.И. Яшунин, П.Г. Королёв, В.И. Аринушкин, Н.В. Зайцев, В.Ф. Серов, А.И. Румянцев, А.Е. Голованов, В.А. Серов, В.И. Филатов, К.С. Трунин, В.Г. Коробков, Е.П. Кузнецов, А.И. Лёвушкин, А.М. Горбунов, В.Ю. Савушкин, П.П. Быков, В.И. Кузьмин, В.Н. Аверин, Н.А. Котляков, А.В. Саратовцев, Н.Н. Вишняков, С.П. Буров, П.В. Нуштаев, Е.Н. Станчин, В.В. Стенюшкин, Н.Г. Чертаков, В.М. Дранов, В.Н. Вишняков, Г.В. Ивушкин, Н. . Захаров.

Бригадирами - В.Ф. Панин, А.Г. Чекалов, В.И. Миронов, В.Е. Трофимов и др.

Шоферами работали: А.И. Курышов, Н.А. Борисов, А.К. Гусев, В.С. Липатов, В.С. Панов, К.С. Нестеров, А.И. Рябухин, Н.А. Потапов, В.В. Кувшинов, А.Н. Монахов, В.Ф. Снадин, Н.В. Шкурин, Д.И. Лёвушкин, П.И. Козлов. Н.Н. Добрынин, А.В Серов, Л.В. Чапаев, Н. . Климов, А.Н. Жидов, А.П. Зайцев, В.В. Гамаюнов, В.Н. Майоров, С.М. Переходенко, С.В. Трусов, Ю.А. Соколов и др.

Кроме трактористов и шоферов в машинотракторном парке работали и разнорабочие. Это П.Г. Кучёнков, С.С. Елистратов, В.Н. Черных, А.И. Иголкин, П.И. Пятайкин, Ф.Ф. Перепёлкин, В.Е. Долгов, А.В. Устинов, В.В. Двоёнкин, В.И.Баринов, В.С. Гурьянов. Н.В. Трунин и др.