Экономика информационного общества

Гульмира Жамантикова
В эпоху индустриального развития экономика расширяется, её задача – экспансия, освоение ресурсов с целью создания максимального количества материальных ценностей и научно-технического развития.

Люди в этот период руководствуются принципом «заработать как можно больше денег, приобрести как можно больше материальных благ». Конечно, всегда есть люди, у которых иные цели, но в целом в обществе преобладает именно такая тенденция.

Индустриальное развитие приводит рано или поздно к такому уровню научно-технического развития, что происходит перенасыщение материальными благами. С одной стороны, это связано с новыми научно-техническими возможностями, которые позволяют реализовать производство любых материальных ценностей в достаточном количестве, с другой стороны, доступность материальных благ приводит к их обесцениванию, а также к обесцениванию самих денег. Предложение начинает превышать спрос, а создание новых материальных благ уже не имеет смысла – людей уже «ничем не удивишь».

К концу индустриального периода развития мы имеем также развитую информационную и транспортную сеть, средства связи и единое информационное пространство.
Всё это в совокупности создаёт предпосылки для перехода к информационному обществу. Но прежде всего, мы должны понять – какой должна быть экономика информационного общества? Совершенно очевидно, что она не может продолжать экспансию и быть нацеленной на создание материальных благ.

Интересы и цели людей информационного общества закономерным образом смещаются из материальной сферы в духовную. Главными ценностями в нем становятся не вещи и социальный статус, а нечто другое. Давайте подумаем – что?

В информационном обществе на первый план выходят личные качества человека – что он из себя представляет, чего хочет от жизни, что мечтает реализовать? Становится не столь важно, во что одет человек, гораздо важнее насколько он здоров и гармоничен. Не важно, какой диплом у человека, а важно насколько он способен к пониманию, диалогу, развитию, восприятию нового, выражению собственных чувств, мыслей, взглядов и убеждений.

В обществе, в котором всё материальное и внешнее легко можно скопировать, остается единственная абсолютная ценность – это твой внутренний мир, твое  состояние, твоя внутренняя гармония. Это не только знания и опыт, которыми можно поделиться с другими, но и мировоззрение в целом, отношение к жизни, уровень самосознания, т.е. то, что невозможно передать другим, а составляет твою уникальную сущность.

Безусловно, в информационном обществе личная цель человека непосредственно связана с общественной, глобальной целью эволюционного развития. Это создание гармоничного пространства не только в социально-экономическом, но и экологическом смысле. Более того, это создание гармоничного информационного пространства – такого мировоззрения, такого состояния сознания, когда ничто не препятствует объективному пониманию и восприятию реальности.

Какой же должна быть экономика в обществе с подобными ценностями и целями? В каких единицах мы можем измерить вклад человека в гармонизацию мира? И чем можно вознаградить человека, который уже достиг внутренней гармонии? Пожалуй, только признанием…