О Сумарокове

Сергей Дарков 2
Эссе написаны на конкурс журнала "Новый мир" к 300-летию А.П.Сумарокова.
12.10.2017

КТО ЕСТЬ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СУМАРОКОВ?

Современный россиянин с трудом вспомнит, кто такой Александр Петрович Сумароков. Специалисты-словесники  знают о нём по советской критике. Но мало кто читал его произведения или оценки современников. Так случилось, что судьбу его решал не читатель или зритель, а лихая наша императрица Екатерина II.
Сумароков в детстве стал кадетом в только что открывшемся кадетском корпусе, обучение в котором было весьма суровым. Провел в нем 8 лет под командованием Миниха, фельдмаршала. Немало будущих полководцев были однокашниками Сумарокова. Были среди кадет и будущие «властители умов».
Еще будучи кадетом увлекся Сумароков поэзией, сам стал сочинять, участвовал в театральных действах, любимых императрицей Елизаветой Петровной. По окончании служил офицером в корпусе, уже учителем. Там же прошли первые постановки его пьес. В Обществе любителей русской словесности правил стихи А. Суворова, посещавшего в свобод-ном режиме занятия в корпусе. Началом русского профессионального театра считалось первое представление в январе 1750 года в царском дворце его пьесы «Хорев». Многие фразы из его пьес стали крылатыми.
В своем «Похвальном слове Сумарокову», читанном в академии в 1807г., И. Дмитревский писал: «Кадет-юноша, образовавший вкус свой красотами знаменитых тогда французских трагиков в подражание им, решился писать русские трагедии пра-вильными шестистопными александрийскими стихами – и восхитил своих слушателей нежными стихами своими, исполненными страсти, Сумароков далеко превосходил вирше-писателей до него бывших».
Где-то много позже Сумарокова прозвучало что-то очень по-хожее на то, с чем обратился он к М.Хераскову, сопитомцу по корпусу:
«…Среди игры, среди забавы,
Среди благополучных дней,
Среди богатства, чести, славы
И в полной радости своей –
Что всё, как дым, всегда проходит,
Природа к смерти нас приводит:
Воспоминай, о человек!...»

Так случилось, что А.Сумароков оказался одним из близких друзей будущей императрицы Екатерины II. Неизвестно, как развивалась бы принцесса без его интеллектуального на неё влияния. И он искренне верил в её разговоры о культуре, о праве, о человечности. Верил и оды свои ей посвящал. Он беседовал с ней о всем том, что подкрепляет общество и относится к нераздельной его пользе, чтобы потом написать:
…Петр дал нам бытие,
Екатерина - душу…

Если вчитаться в «Наказ» Екатерины 1770 года составителям Уложения, то увидим, что это отчасти - изложение идей Сумарокова.

К Петру I  у него особое отношение.
«…Петр природу применяет,
Новы души в нас влагает,
Строит войско, входит в Понт.
И во дни такой премены
Мечет пламень, рушит стены,
Рвет и движит горизонт…»

 С. Глинка утверждал, что надпись на «Медном всаднике»  ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ ПЕТРУ ПЕРВОМУ предложена была Сумароковым. И «Слово на восшествие на престол» Екатерины II сочинил. Он же писал о том, что «страстно любя Отечество, Сумароков во всех случаях был исполнителем славы и торжеств его».
После занятия престола Екатерина резко изменилась и оказалась вовсе не такой уж «просветительницей», что весьма огорчило её друзей. Просвещение – это здесь, а правление – там. В своих новых изданиях Сумароков стал исключать дифирамбы в адрес Екатерины, что и повлекло обиду императрицы. Дальше – больше.  Но  взгляды свои он не изменял. Пожалуй, первым в русском просветительстве заговорил он о главенстве права над волей чиновников, о равенстве граждан перед законом, опубликовал в своем журнале «Трудолюбивая пчела» свои рассуждения о правах человека. Кстати, задолго до А. Радищева. Некоторые его мысли позднее считались крамольными. «Что пользы народу в расширении границ, когда он изнуряется нуждой, страждет в древних своих обиталищах? Оружие нужно к обороне, победа к устрашению врагов, а к истинному и существенному блаженству потребно спокойствие…»
Ломоносов был на 5 лет старше Сумарокова, и к русскому языку оба они относились с большой любовью и уважением, защищали от искажений, что сохраняется актуальным до сей поры. Где-то они даже конкурировали в области российской словесности.  Иногда историки пытались даже «поссорить» двух великих поэтов. Они спорили, Сумароков ерничал над простотой ученого мужа, но не было антагонизма между ними. Да и сферы их интересов не всегда совпадали. Ломоносов создал научный русский язык, чем перестала заниматься современная русская словесность, а Сумароков облагородил русскую речь.  Н.  Карамзин приписывал Ломоносову парения, а Сумарокову – нежность выражения.
Благодаря театральной деятельности Сумарокова впервые в театре зрители перестали бродить по сцене, разглядывая акте-ров, на что Вольтер откликнулся: «…из глубины Севера блеснул к нам луч просвещения…». Так что русский театр дал пример европейскому. Сохранилось кое-что из переписки этих двух просветителей.
А о том, что Сумароков был и остается в истории великим просветителем, вряд ли знает студент даже Московского университета.
Иначе как можно оценить следующий пассаж, принадлежащий его перу. «Многие думают, будто просвещение только од-ним начальникам нужно, но блаженство состоит не в одних начальниках и не в одних вельможах. Некоторые говорят, что когда все люди будут просвещены, тогда исчезнет неповиновение, следовательно, не будет и порядка. Это мнение принадлежит мелким душам и мелким умам». Как это современно!
Благодаря Сумарокову приняли в кадетский корпус ярославских артистов: братьев Волковых, Дмитревского, Шумского и регистратора Попова для обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике. Позднее, обидевшись на Сумарокова, Екатерина определила Волкова на место «главного театрала» и даже титул графа ему пожаловала за режиссуру коронации. Но сделать своим приближенным не успела. И  на памятнике 1000-летия России не Сумароков, а Волков. Советская же наука во-обще исходила из того, что главным поэтом и  лингвистом дол-жен быть «крестьянин» (статский советник) Ломоносов, а основателем театра - «крестьянин» (граф) Волков.
Вряд ли найдётся в 18 веке ещё писатель или поэт, кроме Сумарокова, которого произведения в 9 томах дважды издавались.
Совершенно забыты заслуги Сумарокова в развитии русской национальной басни. Ведь именно он первым перевел Лафонтена на свой язык, перенёс действие на русскую почву. Задолго до «дедушки Крылова» издал он свои басни и притчи. Сравнивая тексты Лафонтена и Сумарокова, А.С. Шишков отметил более высокий уровень поэзии у русского поэта. О Крылове даже и не вспоминает. Последнему оказалось достаточным перевести с русского на русский с опрощением образности, чтобы войти в историю русской литературы. Поблагодарим его благодетеля А. Оленина, под началом которого Крылов служил библиографом в Публичной библиотеке.
Как же чтим мы память человека, создавшего целую эпоху в русской культуре?
Уничтожено надгробие его могилы в Донском монастыре, вместо него поставлен камень у края некрополя.
Памятник?
Нет его. А на его законном месте на Театральной площади в Москве стоит памятник немцу К. Марксу.


2-й вариант

НЕУЖЕЛИ МЫ НЕДОСТОЙНЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ?

Когда  мы обращаемся к историческому наследию 18 века, то начинаем по пальцам перечислять известных широкому кругу образованной  в пределах средней школы публики лиц. Скорее всего этот список выглядит примерно так: Петр I, М.Ломоносов (1711-65), П.Румянцев (1725-96), Екатерина II, Г.Потемкин (1739-91), А.Суворов (1730-1800), Ф.Ушаков (1745-1817), М.Кутузов (1745-1813), Ф.Волков (1729-63). При этом никто не вспоминает А.П. Сумарокова (1717-1777). И уж тем более не прозвучит имя И.Бецкого (1704-95).
А между тем, для представления 18 века нельзя забывать о том, как было устроено образование того времени. В 1732 г. в дополнение к Морскому открыт был Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. И, как показало время, именно здесь и соз-давался фундамент последующего развития всей российской цивилизации. А И.И. Бецкой был идеологом  системы образо-вания и воспитания молодого поколения, имея при этом боль-шое влияние при дворе. Советская историография упорно  не  принимала во внимание эти обстоятельства. Тезис о том, что историю творит народ, определял все.
Среди первых по времени кадет в корпусе был А.Сумароков. Некоторое время там проучился П.Румянцев, Ф.Ушаков учился в Морском корпусе, М.Кутузов учился во втором корпусе, А.Суворов посещал занятия в Сухопутном корпусе.
Ошибочно считают, что кадеты учились только военным наукам. Отнюдь. Для этого достаточно посмотреть в каталог корпусной типографии (!). В Сухопутном же корпусе было соз-дано Общество любителей российской словесности. Таким образом, кадетский корпус стал колыбелью русской литературной школы. Кадет Сумароков писал не только  стихи, оды, но и пьесы, которые ставили кадеты с участием императрицы Елизаветы Петровны. В это время Ломоносов ещё искал свои пути в науке и стихосложении.
Известна песенка Сумарокова о кадетском бытии:
Благополучны дни
Нашими временами,
Веселы мы одни,
Хоть нет женщин с нами.
Честности здесь уставы,
Злобе, вражде конец,
Ищем единой славы
От чистоты сердец.
Гордость — источник бед,
Распрей к нам не приводит,
Споров меж нами нет,
Брань нам и в ум не входит.
Дружба, твои успехи
Увеселяют нас:
Вот наши утехи,
Благословен сей час.
Сумароков продолжал устраивать театральные спектакли  в корпусе. Его имя как поэта стало известно не только в при-дворных кругах.
По мере удаления от  нас во времени событий, связанных с этим корпусом пришло понимание того, что он явился первым российским высшим учебным заведением. Можно с полным основанием считать его предшественником  Московского уни-верситета.
Век 18-й по праву считается веком «золотым» для развития литературы, искусств и наук в России, благодаря во многом заботам Государей. Но славу Отечества создавали не цари, а поэты, художники, ученые, полководцы.  Особенно не повезло с посмертной славой  А.П.Сумарокову. Отчасти не повезло  и потому, что он своими сочинениями намного опередил своё время. Как минимум, лет на 50. Зависть современников, а позднее – политические метаморфозы и искажение общест-венного сознания. Называть Сумарокова «вождём и учителем литературной фронды» могла только советская критика.
Вот один из примеров советской критики:
«…Журнал («Трудолюбивая пчела» – С.Д.), изобиловавший нападками на вельмож и подьячих, по истечении года был за-крыт»…. На самом деле закрыт он был не из-за нападок, а из-за отсутствия средств на издание.
Русский язык в строках Сумарокова плавно преобразуется из «словенского» в современный наш язык, за исключением свойственных любому языку искажений. Дорогое любому рос-сиянину имя А.Пушкина не потускнеет от того, что на самом деле он произрос на наследии, оставленном Сумароковым и его современниками.
Вспомним Отечественнную войну 1812г. На патриотических произведениях Сумарокова воспитаны питомцы кадетских корпусов, составившие ядро офицерского корпуса русской ар-мии. Г.Гераков, М.Херасков, Ф. Глинка, С.Глинка, А.Фигнер и многие другие легендарные личности – тоже кадеты. Суворовские афоризмы -  это от Сумарокова. 
Но как это  ни странно, Ломоносов препятствовал назначе-нию последнего в члены Академии, ссылаясь на «невежество» Сумарокова, окончившего лишь общеобразовательный Шляхетный корпус».
Вполне может случиться так, что благодаря 300-летнему юбилею поэта и мыслителя современное российское общество без разделения на «либералов» и «патриотов» повернется лицом к истории нашей культуры. До точки невозврата ещё достаточно далеко.
Когда-нибудь в школе будут учить наизусть его произведе-ния, а на уроках истории 18 век действительно предстанет «золотым» не только благодаря победам русского оружия,  при этом юношество оценит красоту родной речи в попытках перевести «компьютерный новояз» на язык Сумарокова.
Существует ли «Словарь языка произведений Сумароко-ва»? Нет.  Кто виноват? Вопрос излишен. Что делать? Состав-лять.
Так уж случилось, что история хорошо сохранила имена ли-тераторов-скандалистов. Так повелось на Руси. А Сумароков – деятель, причем не слишком близкий Государыне-императрице. Да и великий Ломоносов всячески препятство-вал изданию его сочинений: «…Сочинений мне никаких боль-ше в народ пускать невозможно, ибо Ломоносов останавливает у меня их и принуждает имети непрестанные хлопоты... Сих ради причин нельзя мне ничего сочинять; ибо ничего безо множества хлопот напечатать неудобно. Избраны ценсоры, не знаю для чего, чему и президент (академии – С.Д.) дивится, а что они подпишут, то еще Ломоносов (директор типографии – С.Д.) просматривает, приказывая корректору всякий лист моих изданий к себе взносить, и что ему не покажется, то именем Канцелярии останавливает. А я печатаю не по указу и плачу деньги...» (из письма И.И.Шувалову).
Большее количество басен, эпиграмм и сатир Су-марокова посвящено борьбе с отрицательными явлениями то-гдашней действительности, в основном — дворянской. Главными предметами сатирического осмеяния Сумарокова были невежество, неуважение к родному языку и предпочтение ему языка французского, мотовство дворянских молодых людей, разорительное модничанье, взяточничество чиновников, проделки откупщиков, жадность к деньгам, несоблюдение общепринятых моральных принципов, се-мейные отношения и т. д.
Иногда, читая Сумарокова, вдруг оказываешься вне време-ни.
…Тают СНЕГИ на горах,
Реки во своих брегах,
Веселясь, струями плещут...
(Идут белые снеги…)

…..Не сделай трудности и местом мне своим,
Чтоб мне, театр твой, зря, имеючи за Рим,
Не полететь в Москву, а из Москвы к Пекину:
Всмотряся в Рим, я Рим так скоро не покину.

«…Была ли сия заразительная болезнь, о которой я писать хочу, известна во времена Иппократовы, о том я не могу сказать, а по многому видно, что она в его время не весьма сильна была, ибо ей и греческого  названия нет. У дедов наших было имя сей болезни Взятки, а мы, просветившиеся учением, даем ей имя латинское Акциденция…»

Прошло почти 250 лет после его смерти, а чиновники от культуры все еще робеют поставить его на вершине нашей «табели о рангах» великих русских интеллектуалов. А означает это одно – начатая большевиками люмпенизация успешно продолжается.



Объем эссе ограничен 7000 знаков с пробелами.
По существу это эссе может войти в раздел "Мы - не люмпены?", поскольку отношение к культуре проиллюстрировано достаточно убедительно.