В стихосложении есть свои законы. С этим не поспоришь. У каждого дела есть общепринятый алгоритм.
Но я - не о законах. Я - об отступлении от них.
Как-то услышала: "Когда начинаешь спорить, подумай: ты хочешь быть прАвым - или счастливым?" Это значит, что если возникает в отношениях нечто спорное, требующее доказательств, то следует крепко подумать: а надо ли добиваться своей правоты? И чего ты добьёшься, когда докажешь?
Однако теперь вопрос коснулся не моих личных амбиций, не моих интересов. Он касается сути и прав ПОЭЗИИ. И тут я не могу смолчать ни в коем случае, ради мира отношений отказываясь защищать ту, что составляет огромную часть моей жизни.
...Я вЫну клинок!..
Жизнь тысячекратно доказала, что любая вещь требует не чугунного исполнения законов, а защиты её СУТИ!
Сути всё равно, каким оружием её будут защищать, - ей важно остаться живой, а не выхолощенной и мёртвой.
И желание Сути Поэзии - таково же!
В японской поэзии первым, кто дерзнул дать бОльшую свободу стихам, был Мацуо Басё. Он провозгласил её - и благодарная Поэзия задышала свободней и легче. Она осталась жить с Поэтами, которые обращались вольно с рифмами и размерами, блаженствовала вместе с ними в стихии свободы, - как живут непосредственные дети, не имеющие представления о жёстких законах и рамках, - просто живут.
...Плачевна же судьба стихоплётов, не поцелованных Поэзией. Они, даже тогда, когда с великой натугой стараются соблюдать все законы стихосложения, остаются Непоэтами. Они удручающе жалки в своём непонимании, что их унылое блуждание по чужим путям не может принести им ни тепла, ни счастья, ни славы. И упорство их прискорбно.
- Пахать надо, мать! Работать над стихами! - снисходительно стал наставлять меня недавно один критик, вроде бы благожелательно относящийся ко мне. - Что это за рифмы, - стыдил он меня, - "гОда - природа", "отаве - травах", "признаний - наказанье", "угрозой - слёзы"? -
Он считал, что идеально подходящая стиху рифма непременно должна иметь вид "любовь - морковь - кровь", "удаётся - предаётся", "лицА - концА", "стране - струне", и т.д.
- Пахать?! - взвилась я, - да я пашу так, как редко кто пашет! -
Но быстро осеклась, и подумала, что таким манером реакции я навряд ли добьюсь взаимопонимания, и решила подойти к решению задачи с другой стороны. Достала книги классиков современности, а также современных неклассиков, - и стала въедливо вчитываться в рифмы и размер всех их произведений. Нарыла серьёзную кучку примеров, рассортировала, и с большим удовлетворением приведу сейчас результаты этой работы.
...И вот я открываю наших любимых знаменитых поэтов, особое внимание обращая на те их вещи, которые известны всем и несомненно являются образцами настоящей, высокой поэзии.
Выбор авторов был произвольным, случайным, - что под руку попалось.
Итак.
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ: АЛЕКСАНДР БЛОК: НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ:
"стеблях - руках", "гордыне - синий", "враче - плюще",
"столОм - трудом", "деревни - древней", "друзья - был я",
"станков - умов", "глухие - России", "открытый - мытарь",
"прорастёт - народ". "любви - аи". "хвощах - плечах".
АННА АХМАТОВА: ПАВЕЛ АНТОКОЛЬСКИЙ: НИКОЛАЙ АСЕЕВ:
"не нам - отдана", "эскадры - задран", "игра - край",
"сильней - гостей", "границам - гранитом", "виадуке - дуги",
"скворешники - вешний", (стихотворение "Иероним "балкАми - не умолкая
"вороны - зелёный". Босх" - вообще без рифм). "жар - ножа".
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ: ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ: БОРИС ПАСТЕРНАК:
"ночных - городских", "опоздал - звезда", "полночь - на помощь"
"жизни - жизни", "плоше - лошади", "бок о бок - в оба",
"жужжит - летит", "развяжись - жизнь", "схоластик - страсти"
"скворцом - пирогом", "химик - имя", "зенита - планиде",
"дорогих - дверных", "чушь - хочу", "охватив - духоты",
"посидим - керосин", "бис - самоубийств", "схоластик - страсти"
"веков - отцов", "дохлой - ни вздоха", "инстинкт - тростник"
"вхруст - наизусть". "свёл - всего". "бег - ходьбе".
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: ЭДУАРД БАГРИЦКИЙ:
"пламенем - деревянные", "рынок - путина",
"свеча - час", "глазах - ушах",
"сад - плясать", "моя - стукотня",
"зари - спирт", "ныряет - трамваи",
"свете - ветви". "греться - сердцем".
Список неидеальных рифм можно продолжать ещё и ещё, но всё ясно и без этого. Настоящий поэт позволяет себе быть неидеальным - не из лени, а не желая нарушать трудноуловимый дух поэзии в стихе.
ПОЭТУ ВОЛЬНОСТЬ ПОЗВОЛИТЕЛЬНА!
Вместе с тем, было бы несправедливым не отметить, что среди больших поэтов есть особо взыскательные к стихосложению. Среди их стихов бывает очень трудно найти даже допустимые неточности, - такой чеканный, безукоризненный у них строй стихов! В. Брюсов, А. Блок, А.Ахматова, П. Антокольский, - из них.
А теперь - о теме менее приятной. Об идеальных рифмах - в плохих стихах.
Бесконечно потрясает меня способность очень многих стихотворцев жить в добровольном заблуждении! Чем ещё, если не заблуждением, можно назвать убеждение человека, полагающего, что словА с рифмами, выстроенные столбиками, - и есть Поэзия?.. Над "поэтами", безнадёжно запутавшимися в километрах своих рифмованных строк как котёнок в серпантине, Поэзия откровенно хохочет, - не рыдать же ей над ними! Ведь графоманство не трагично, а смешно!
Что мешает бедолагам освободиться от своих заблуждений? Ведь Поэзия - вот она - только руку протяни?
Это просто, - проще не бывает:
ЧИТАЙТЕ ВЕЛИКИХ!