Репортаж с борта теплохода Кронштадт

Матвей Тукалевский
(Впечатления от круиза «С-Петербург – Н.Новгород» - С-Петербург)





                ...К концу подходит наш увлекательнейший круиз по рекам, водохранилищам и озёрам России и передо мной на столе лежит маленький листочек, где меня, пассажира, просят изложить своё мнение, комментарии и предложения по поводу качества организации и проведения круиза.

                …Эта просьба поставила меня в затруднение, так, как изложить на этом маленьком листочке свои мощные впечатления о двухнедельном круизе - просто невозможно.

                Постараюсь в этом дорожном очерке изложить, как учат в школе – «полным ответом», свои впечатления от нашего круиза.

               
РАБОТА РЕСТОРАНА ТЕПЛОХОДА

                Медицинский вердикт гласит: «Мы – то, что мы едим.» Если вдуматься в это, сжатое до сурового афоризма изречение, то тут откроется целое поле для философствований, подтверждающих этот афоризм.

                Мы с женой, многократно избитые нашей горькой действительностью, именуемой «российский капитализм», потеряли давным-давно свою былую, почти детскую доверчивость советских людей, и уже давно на всё, внешне хорошее и привлекательное, смотрим с недоверием, напряженно думая, где же нас ждёт подвох, или, говоря современным языком «в чём тут фишка» ?!
 
                Так при первом посещении нас настораживал и вылизанный до блеска зал ресторана «Ладога», и искренняя внимательность персонала. Ведь мы привыкли либо к откровенному хамству обслуги забегаловок, либо к лакейской услужливости официантов ресторанов, основанной на копеечной меркантильности.

                Когда мы вошли и нас встретила шеренга нарядных приветливых официантов, попеременно желающих нам здравия, мы даже оробели и стали глазами судорожно искать таблички, которые бы нам пояснили, что мы по ошибке попали не в свой класс обслуживания. Что здесь нас принимают за миллионеров. Ну, как минимум, рублёвых.
                Оказалось, что залом мы не ошиблись. И это встречают так искренне доброжелательно и приветливо именно нас, а не толсто кошельковых обладателей мест в бизнес классе, (не к ночи они, черти, будь помянуты).

                Кстати, сразу отмечу, что и этот замечательный
теплоход, не миновали новшества нашего времени; и здесь есть каюты разных классов, упомянутых мной.

                Но, организаторы круиза сумели так поставить вопрос, что «чистые» и «нечистые» здесь существуют в параллельных мирах, не вызывая того ненавистного антагонизма, которым ныне наполнена Россия и который рождает революции. Или, как минимум, погромы.

                Что на этом судне и распорядок дня, да и сама дисциплина для всех социальных групп жестко едины.  Мажоры здесь не гоняют по палубам на диковинных скоростных штучках и не сбивают с ног пешеходов, паче чаяния, не раздражают плебс, которому эти излишества недоступны.

                Все палубы одинаково доступны разным слоям общественности. Солнечная палуба открыта для всех и там кичливым особнячком не стоят лежаки для «богатеньких буратино», покрытые для отличия бронзовой краской «под золото».

                Если отбросить в сторону иронию, продиктованную окружающей нас паршивой действительностью, когда даже в столице нашей Родины весь репрессивный аппарат государства постыдно пасует перед жалкой кучкой ублюдочных детишек «владельцев заводов, газет, пароходов», то стоит просто сказать – капитан нашего судна сумел создать единую для всех крепкую и нерушимую дисциплину.

                Но об этом достойном человеке я скажу особо далее.

                А если продолжить речь о работе ресторана, то можно резюмировать, что нас кормили в полном соответствии с названием известной кулинарной книги - «О вкусной и здоровой пище».

                И здесь я склоняюсь в благодарственном поклоне перед прекрасным дуэтом; директором ресторана Алексеем Юрьевичем Бобковым и шеф-поваром Рузановой Анастасией Сергеевной.

                Во-первых, эти два деятеля общепита даже своим обликом начисто опрокидывают привычный штамп. Они оба молоды и имеют стройные и красивые фигуры, без, так сказать, профессиональных излишеств…

                Во-вторых, в наши дни повального фальсификата, когда перекус в общепите, даже ресторанного уровня грозит, как минимум, аварийным обращением к гастроэнтерологу, а то и вызовом «скорой помощи», я думаю, что уважаемого шеф-повара стоит горячо благодарить уже за то, что все пассажиры ежедневно на экскурсиях спокойно простаивали долгие монологи экскурсоводов, не подпрыгивая от нетерпения, не выискивая глазами и не выспрашивая у прохожих путь к ближайшему туалету.

                Что же касается изысков меню, то я могу утверждать, что я за все свои 75 лет ни разу ни пробовал многие из блюд, которыми нас потчевала эта славная шеф-повар!

                Со мной радостно соглашается мой давний мучитель – мой хронический гастрит. Который за весь рейс ни разу не дал о себе знать!

                Спасибо Вам, Анастасия Сергеевна и Вашим поварам!

                Правда, в точном соответствии с законами диалектики – «нет добра без худа», я, как говорят в народе, «разбил» себе желудок уже за несколько первых дней плавания, и он вместо привычных ему доселе таблеток, алкал теперь только этой самой «вкусной и здоровой пищи». Я заметил, что я с бОльшим нетерпением, чем вначале пути жду теперь приглашения в ресторан, что немедленно сказалось на моей, и без того грузной, фигуре.

                Причём не помогают ни усиленная физзарядка, ни крутые трапы теплохода, ни «нарезания» кругов по блестящим чистотой прекрасным палубам нашего славного судна.


                …В этот круиз мы с женой пошли, так как наши дети одарили нас путёвками на нашу «золотую свадьбу».

                В круизе мне пришлось обратиться к директору ресторана с просьбой помочь мне сделать небольшой праздник моей верной жизненной спутнице; изготовить торт и дать возможность угостить шампанским наших соседей по столику.

                Кроме того, я хотел озвучить к концу нашего ужина пару памятных для нас с женой песен из нашей юности…

                Всё разрешилось прекрасно, и мои опасения - по силам ли моей пенсии такие «роскошества», - отпали. Внимательно выслушав меня, Алексей Юрьевич, поздравил нас с юбилеем и сказал, что оплатить мне придётся только вино, а торт нам испекут «за счёт заведения».

                Мы, привыкшие к ресторанным обычаям, когда оркестр ресторана не сыграет тебе и трёх тактов без денежного поощрения, приятно поразились. И, пожалуй, впервые за свой долгий век, я почувствовал себя в ресторане желанным и уважаемым гостем, а не ходячим кошельком…

                Спасибо Вам, Алексей Юрьевич и Вашим помощникам за это приятное чувство и за те слезинки радости, которые блестели в глазах моей жены, когда мы с ней кружились в танце под музыку нашей юности!..


                …Я свято верую, что человеку возвращается всё им содеянное; и добро, и зло. И я уверен, что и к Вам, уважаемые люди, создавшие нам праздник своим доброжелательством и своей честной работой, тоже придёт ответная радость! ...
               
                …Не могу не отметить коллектив официантов ресторана. Они действуют быстро, профессионально и максимально доброжелательно. Они исполняют свои профессиональные обязанности так, будто всю жизнь мечтали работать официантами! Или будто их в конце рейса за их работу ожидает приз в виде новенькой иномарки!

                Особенно мы поразились этому, когда узнали, что нас обслуживают не студенты «кулюнарного техникума», а будущие судоводители, механики и прочие флотские специалисты, то есть, курсанты!

                Все они работали прекрасно, но особенно мы подружились с нашим гарсоном – курсантом III курса Петрозаводского речного училища, (в будущем, надеюсь, курсантом нашей знаменитой питерской «Макаровки») - Александром Денисовым. И ему я передаю свою благодарность

               
                …Заканчивая эту главу моего дорожного очерка, я исполняю просьбу администрации теплохода, излагая свои следующие пожелания:
Хотелось бы, чтобы славные руководители ресторана, учитывали особенность
питания пассажиров больных сахарным диабетом. Как широко известно, таким больным необходимо питаться ДРОБНО, то есть делать между завтраком и обедом, а также между обедом и ужином, так называемые ПЕРЕКУСЫ - принимать небольшие порции пищи;  либо бутерброд, либо фрукт; яблоко, грушу или банан.

                Так же полагаю, что в этом шикарном меню, должны постоянно присутствовать скромные каши, без которых трудно язвенникам и гастритчикам.

                Их надо бы включать в меню не только на завтрак, но и на обед, и на ужин.




РАБОТА ПЕРСОНАЛА ТЕПЛОХОДА.



                …Поразил нас и средний возраст коллектива теплохода! Это были в основном молодые люди. Но ещё больше радостно поражало НАСТРОЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА.

                Доброжелательно настроен к пассажирам весь экипаж, от командного капитанского мостика, до палубных матросов.

                …Мы швартовались в очередном шлюзе и жена, с интересом наблюдавшая за происходящим, восторженно заметила:

                - Ювелирная работа!

                Я поднял голову и увидел, что из капитанской рубки в окно за происходящим наблюдает молодой судоводитель. Мне показалось, что это был старший помощник нашего капитана Максим Евгеньевич Акишев – я видел стенд с фотографиями экипажа.

                Я ему улыбнулся и крикнул:

                - Вот жена говорит, что ваша швартовка - ювелирная работа! А я ей говорю, что вот и сам «ювелир» выглядывает из рубки.

                Старпом на мой комплимент приветливо махнул нам рукой, улыбнулся и быстро отступил от окна, как мне показалось, засмущавшись похвалы…


                Настроением всеобщего доброжелательства пропитан весь этот славный коллектив.

                Утром, споро убиравшие коридоры и каюты, горничные, если ты попадёшься им на пути, немедленно со своим грузом шарахаются в сторону, пропуская тебя, праздного и идущего налегке. При этом они не бурчат про себя неприветливо, а ещё и ЗДОРОВАЮТСЯ!!!

                Мы, уже привыкшие к отчуждённости, разобщенности и равнодушию горожан, привыкшие к тому печальному факту, что можно прожить десятилетия и не знать соседей по лестничной площадке, были немало удивлены этими приветствиями, в сущности незнакомых нам людей.

                Как-то вспомнилось, что подобное ПОЖЕЛАНИЕ ТЕБЕ ЗДОРОВЬЯ, сохранилось на Руси разве только в сёлах, да в редких небольших городках. А здесь этот прекрасный добрый российский обычай полновластно царит на этом славном корабле среди этого славного экипажа!

                Я терзаемый журналистской любознательностью приставал ко многим членам экипажа с расспросами. Чаще всего к матросам, при причаливании ворочающим на носу корабля огромные канаты. Все они, как правило, отвечали на мои расспросы спокойно и охотно. Ни один не сказал мне: «Греби отсюда!».

                Правда, было и негативное наблюдение, меня неприятно поразило, когда два матроса в кромешной тьме однажды поздним вечером, на абсолютно неосвещенной палубе что-то там скоблили при тусклом свете ручных фонарей.

                Мне эти сцены напомнили «неуставные» издевательства армейских «стариков» над новобранцами, когда последних заставляли чистить «толчки» зубными щётками…

                На мой дилетантский взгляд, это попахивало уже не строгой дисциплиной, а деспотизмом. И, во всяком случае, смотрелось со стороны очень неприглядно, оставив пресловутую «каплю дёгтя» в памяти об этом прекрасном круизе…

                …И ещё удивила какая-то удивительная незаметность членов экипажа, изо дня в день, из часа в час, из минуты в минуту выполнявших свою нелёгкую работу…

                …Ещё только вступив в нашу каюту, мы оценили чистоту и прозрачность окон. Мы это объяснили тем, что, дескать, на водной глади не бывает пыли и окна долго остаются чистыми.

                Когда же на следующее утро я увидел, как тщательно окно нашей каюты протирает милая и улыбчивая женщина, я понял, что в чистоте окна беспыльность нашей водной трассы играет далеко второстепенное значение. А основное значение играют трудовые руки этого члена экипажа.

                Потом уже я наблюдал, как среди гуляющих по палубам частенько проходит ещё один человек, заботящийся о чистоте нашего судна. Почти не отличаясь от нас, бездельников-отдыхающих, эта женщина скользила чистой тряпицей по поручням, стирая с них предполагаемую пыль…


                Невольно пришло сравнение и с железнодорожным, и с авиатранспортом, когда ещё при посадке видишь, что окна твоего купе или салона если и были протёрты, то абы как, и на душе становится тускло уже в первые минуты поездки, из-за презрительного неуважения к тебе, пассажиру. Тускло, как в этом грязном окне…
 

                …Члены экипажа теплохода «Кронштадт» передвигаются споро и малозаметно, круглосуточно выполняя свою нелёгкую работу. Они встают раньше всех пассажиров – «жаворонков» и ложатся позже всех пассажиров - «сов»!

                И при этом, стоит обратиться с вопросом к кому-то из этих занятых людей, будь это дежурный администратор или простой палубный матрос, они неизменно доброжелательно контактируют с тобой, отвечая на твои праздные вопросы.

                Доброжелательно в квадрате!

                Доброжелательно в кубе!

                Милые и красивые девушки – администраторы (я за весь рейс так и не сумел решить, кто из них красивее; яркой красоты Екатерина, или отличающаяся неброской спокойной русской красотой Валерия?!) прекрасны в первую очередь, по моему мнению, ловким умением гасить конфликт в зародыше. Они чувствуют раздраженность пассажира и, как талантливые психотерапевты, и бросаются на его успокоение. С александро-матросовской жертвенностью и энергией.

                Особо добрая дружба у нас с женой завязалась с методистом Шатухиной Елизаветой Андреевной, прекраснодушной повелительницей судового радиоузла. Замечательная дикция этой труженицы, сопровождает жизнь пассажиров от подъёма до отбоя. Твёрдо скажу, что благодаря инициативной и неустанной Елизавете мы получили информации на порядок больше, чем от всех наших гидов, вместе взятых.

                Я как-то спросил её о кладезе, из которого она черпает свои увлекательные рассказы о местах, мимо которых проходит наш теплоход. Оказалось, что она на каждой остановке сходит на берег и в ларьках покупает буклеты и другую литературу местных издательств.

                А потом эта девушка увлечённо рассказывает нам по судовому радио интереснейшие факты о местных достопримечательностях.

                А ведь кроме этих гидовских зарисовок, она ежедневно рассказывает и маленьким участникам нашего похода «Сказочку от Елизаветы».
                Эта милая девушка, каким-то чудом в наши дни, когда неустанно ведёт свою развращающую работу похабный «университет» «Дом-2», сохранившая чисто тургеневскую чистоту и чуткость, по моей просьбе поздравила мою жену с нашим юбилеем. Да так проникновенно, будто моя жена приходилась ей родной бабушкой!

                Прослушав это поздравление, моя супруга так растрогалась, что поцеловала меня так, как уже не целовала добрых лет сорок!
               
                Не знаю какими методами нашему Капитану удалось собрать и воспитать такой прекраснодушный коллектив?!

                Может в Трудовой договор с каждым членом экипажа, работодатель ввёл пункт о немедленном высаживании на необитаемый остров любого нарушителя судовой дисциплины?!

                А если говорить серьёзно, то мне в жизни приходилось бывать во множестве командировок, во множестве гостиниц. И я знаю, что большой минус нашего, так называемого, гостиничного сервиса, состоит как раз в наплевательском, презрительно-высокомерном отношении обслуживающего персонала к своим клиентам.

                Неоднократно бывало, когда в гостинице рано утром я, проработавший всю ночь над рукописью и заснувший под утро, пытался, засунув голову под подушку, не дать себя разбудить горничным, этому крикливому народцу и урвать хоть пол часика нужного сна. Напрасно! Эта орущая, шумящая пылесосами, громыхающая тележками орава видела всегда в постояльце, не освободившем к их приходу для уборки номер, личного врага…


                …Пишу этот очерк, отправив жену в город на очередную экскурсию, чтобы не мешала работать и вдруг стук в дверь. Это пришла горничная убрать номер. Я ей объяснил, что мы с женой не очень-то и сорим – сами привыкли к чистоте и, уважая чужой труд, стараемся убирать за собой сами. Что я сейчас работаю и мне не хотелось бы прерывать работу. Девушка меня выслушала, обвела каюту внимательным взглядом и, очевидно, оставшись удовлетворённой её видом, сказала:

                - Тогда я Вам хоть полотенце поменяю …

                Полотенца здесь меняют каждые три дня, а то и по надобности. Постельное бельё – еженедельно…

                Кстати, о постельном белье. В первые же дни, жена, разглядывая бельё всё что-то бормотала про себя, а потом, уловив момент, спросила у горничной:

                - Каким отбеливателем вы пользуетесь, что бельё ваше выглядит таким белоснежным?!

                Но «секрет фирмы» ей узнать не довелось. Горничная ответила, что они сами не стирают бельё…


                …В прошлом году мы с женой отдыхали в Абхазии. В лучшем отеле Нового Афона. В люксовом номере. Так там висело у администратора объявление:

                «Уборка номеров производится по пожеланию проживающих!»

                Как будто есть желающие проживать в грязном номере?!

                Чуешь разницу дорогой читатель?!...
               
                Честное слово, мы с женой до сих пор не понимаем, какими титаническими усилиями и методами достигается такая чистота на таком большом судне?!

                Есть красивая фраза, что «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».

                Но этот лозунг сродни известному блефу: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Пожелание хорошее, но мало реальное.

                Вот целыми днями пассажиры теплохода шастают по ковровым дорожкам. А дети так прямо устраивают баталии в коридорах. Нигде не висит на стенах табличек, подобных театральным: «Вход в зал с мороженым запрещен!»
                А дорожки эти круглые сутки блестят чистотой!

                А урны пустопорожни!

                А поручни без пылинки.

                Спасибо Вам, незаметные труженики фронта чистоты!

                И простите тех, кто в силу своей вредности, хамства или недостатка воспитания, не очень-то бережет ваш труд.

                И опять спасибо Главе и Верховному главнокомандующему этого судна МИХАИЛУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ САГАЛАЕВУ, главному «дирижёру» этого слаженного коллектива-оркестра.

                Надо сказать, - талантливому дирижеру, ибо его оркестр не фальшивит, и каждый музыкант его исполняет свою партию, прямо-таки, с вдохновением! ...

               

                Уважаемый читатель! Только не подумай, что это - заказная статья! Мне чаще приходится писать подобные статьи с разгонным критическим уклоном. Так что, сие восхваление и мне как-то непривычно.

                Эта статья продиктована чувством глубокой благодарности, к этому славному коллективу и его достойному Капитану.

                Сразу скажу, что с самим Михаилом Александровичем я, как, очевидно и подавляющее число всех пассажиров, не знаком. Мало того, я его даже не видел; в святая святых на любом корабле – капитанскую рубку -  пассажиры не вхожи. И меня приятно поразило, что в конце рейса, состоялась экскурсия даже в это хранилище святости любого корабля. Правда, я туда не ходил – писал этот опус…

                Говорят, что в конце нашего круиза будет «Капитанский ужин».

                Даже сплетничают, что наш славный капитан будет угощать нас шампанским.

                На прощание.(*)

                Вообще-то, справедливость требует, чтобы было всё наоборот!

                И это мы, пассажиры, должны бы угощать экипаж за их самоотверженную работу и особо благодарить капитана за то, что его коллектив работает на совесть и как хорошо слаженный механизм.
               
                Царит Михаил Александрович на своём Парнасе, а мы его не видим и не чувствуем. И это правильно.

                Мы ведь и сердце своё не чувствуем, пока оно работает исправно…

                А назвал я нашего капитана Главнокомандующим не из преувеличения. Тот, кто мало-мальски знаком с нормативными актами судовождения, с морской юриспруденцией, должен знать какие необъятные права даны капитану судна.

                Он на судне, как говорится, «и бог, и царь, и воинский начальник»!

                Он обладает самыми широкими полномочиями; от представительства нашего государства за границей, до силовых функций.

                Наш «бог и царь» применяет их ненавязчиво мудро.

                Недаром у капитана судна не бывает ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ! У него бывают только ПОМОЩНИКИ. Ибо заместить капитана нельзя…

                …Сухопутные представители, разросшейся, как раковая опухоль, мира российских администраторов, обременённые неизмеримо меньшими, по сравнению с капитаном судна, юридическими полномочиями, и то проявляют свою административную прыть в запрещающих табличках и транспарантах – «Низзззя!» - изобретениях чисто российского администрирования:

«По газонам не ходить!», «Двери без стука не открывать», «Входить только по вызову!» и тому подобные перлы чиновничьего крючкотворства, окружают жителя, как красные флажки загнанного волка.

                На нашем корабле я не видел таких похабных надписей. Просто висит скромная цепочка, перекрывающая вход на трап, ведущий к капитанскому мостику. И на ней болтается не пудовый замок, а небольшой эскиз знака «Пешеходное движение запрещено». Или на двери написано «Служебное помещение» И всё! Никаких «Стой! Стреляю!» Или «За нарушение – штраф!»

                И я не видел за всё время круиза, чтобы кто-то посторонний полез подниматься по запретному трапу или ломился в служебное помещение.

                Я не видел, чтобы по кораблю носились матросы со штрафными квитанциями для тех, кто курит в неположенном месте. При этом, не видел и нарушителей этого правила.

                На корабле, где в полной доступности далеко за полночь алкогольные напитки, я не видел и пьяных людей.

                И не видел, чтобы члены экипажа заламывали руки нарушителям и вели их в каталажку. Как это всё чаще мы наблюдаем в теленовостях о дебошах на борту авиалайнеров.

                А меж тем такие права у капитана водного лайнера тоже есть…

                Видимо, порядок, если он наведён повсеместно и не для показухи, имеет свою особенность – ЕГО УВАЖАЮТ И БЕЗ УГРОЗ И ПРИНУЖДЕНИЙ!



РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.


                Что касается развлекательной программы на корабле, то тут очередной мой поклон помощнику капитана, умной, красивой и… правильно догадались – ПРИВЕТЛИВОЙ девушке – ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ОЛЬГЕ МИХАЙЛОВНЕ.

                Когда она проходит по коридорам лайнера, то её ладную фигурку встречают сотни глаз. Женщины, покрепче ухватив своих враз замечтавшихся мужчин за рукав, обжигают эту королеву сердито-ревнивыми глазами, а их мужчины, втянув свои накопления внутрь и старающиеся казаться Гераклами, провожают эту девушку  осоловевшими глазами…


                Прошу не путать специальность массовик-затейник с должностью помощника капитана по работе с пассажирами. Огромная ответственность давит на плечи этой всегда улыбчивой красавицы. Пожалуй, если учесть, что это судно ПАССАЖИРСКОЕ, то Ольга Михайловна, можно сказать, ОСНОВНОЙ помощник капитана.

                В курировании этого помощника капитана вся культурная жизнь пассажиров корабля. А это и хлопотно, и чревато конфликтами.

                Но я не знаю, как можно продолжать конфликтовать, если в ответ на твою потно-воспалённую взрывчатость, тебе обворожительно улыбается эта красавица, а, главное, немедленно принимает меры по твоей просьбе, разъясняет, успокаивает, утешает и, главное! РЕШАЕТ твой вопрос в положительную сторону?!

                Других сторон решения в практике Ольги Михайловны просто не бывает!

                Сразу скажу, что внутри корабельная культурно-развлекательная программа бьёт ключом. Прекрасный профессионал баянист Василий, несмотря на возраст, кажется неутомимым. Он аккомпанирует всем певцам и даже пассажирам, буде те захотели попеть песни. Он приятно поёт сам и излучает завидую энергичность все 24 часа в сутки.

                Займёт много времени и места перечисления всех тех мероприятий; от лечебной физкультуры, до дискотеки, которое ежедневно организуется для пассажиров всех возрастов. Бригада артистов многочисленна и работает в разнообразных жанрах.

                Так что, культурную программу, проводимую коллективом судна, невозможно назвать бедной. И нареканий она не вызывает.

                Другое дело, экскурсионная программа. Я, например, вовсе ею был не удовлетворён. На мой взгляд, вопрос экскурсионного обслуживания имеет много возможностей его улучшения.

                Пройдусь бегло по его недостаткам:

          1. Экскурсий много, так много, что их количество вступает в драку с их качеством! Известен давно закон соотношения качества и количества: «Лучше меньше, да лучше!»
 
           2. Экскурсии составлены так, что на экскурсионном объекте сбиваются «в кучу кони, люди».
              То есть, сбиваются вместе экскурсии многих групп нескольких теплоходов.
              Организаторы экономят на чём-то, а, в результате, это создаёт толкотню в экспозиционных залах объекта, недовольство и экскурсантов, и работников музеев.
              Я так и не понял, чем продиктован этот бедлам. Только уверен, что не интересами пассажиров и не качеством экскурсий.

          3. Хорошо бы спринтерскую скорость наших гидов приравнять к скорости обслуживания гидов групп иностранцев.
             Наши гиды так торопливы, будто за ними гонится стая волков.
             Гиды групп иностранцев всегда неторопливы, внимательны к  вопросам экскурсантов и всем своим видом иллюстрируют тезис, что в России культура обслуживания есть.
             Правда, остроумные мои соотечественники, иронизируют: «Есть-то, есть, да не про нашу честь!»
             Ну, что же, ещё Александр Сергеевич огорчительно язвил по поводу русского пристрастия стелиться перед «заезжим французиком из Бордо» и «бросать в его честь чепчики в воздух». Российская ментальность, что ты с нею сделаешь?!

         4. Претензии к гидам ещё и в том, что они не все правильно и нормативно используют в автобусах громкоговорящую технику. Иногда динамики так орут, что создаётся впечатление, что ни гид, ни даже водитель и понятия не имеют где у усилителя регулятор громкости.

         5. Некоторые гиды явно путают приоритетность интересов. Бывали и
такие, которым не нравилось их НЕЗАМЕТНОЕ спец место рядом с водителем. Такие «примадонны» садились впереди на лучшие пассажирские места, причём оккупируя сразу два этих самых лучших места, не допуская с собой соседства.

         6. Есть претензии и к подвижному составу. Зачастую автобусы, как бы это помягче сказать, НЕ ПЕРВОЙ СВЕЖЕСТИ. Окна в них не простреливаются даже лучшей фото оптикой, что не даёт возможность сделать снимки по пути движения.      
            Лобовые окна автобусов завешиваются водителями в верхней части какими-то таблицами и табличками, вымпелами за что-то кому-то, а также кружевами и всякими ненормативными украшениями по извращенному вкусу водителя. И лобовое стекло в силу сказанного, не даёт возможности съёмки во время движения.

         7. Да и это движения в некоторых местах напоминает скачки. Хотя
существующие нормативы предписывают экскурсионным автобусам НЕВЫСОКУЮ скорость. Как раз для того, чтобы экскурсанты сумели и рассмотреть то, о чём им повествует гид, и, если повезёт, заснять этот объект.

         8. Основная беда экскурсий состоит, на мой взгляд в том, что
некоторые экскурсионные объекты так устроены, что там отдельно много экспонируемых точек, за вход в которые надо платить отдельно, в отдельных кассах.
            Туристов об этом никто не предупреждает, да и скорость забега гида с группой по объекту, не предусматривает ни остановок и более спокойных и подробных осмотров, ни остановок туристов для покупок сувениров, для фотографирования, ни способности к выдерживанию этого дикого аллюра пожилыми экскурсантами, ни даже… посещение туалета. Пока последний найдёшь, пока отстоишь в него очередь, пока… - опоздаешь на автобус, а то и на теплоход.

            Если резюмировать сказанное, то ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ МНОГО ЛУЧШЕГО и является солидной «ложкой дёгтя» в этом отличном круизе. И в отличие от всего остального обслуживания на теплоходе, где рука тянется поставить и высшую оценку, и много восклицательных знаков, чисто экскурсионное обслуживание пока заслуживает «слабый трояк».

                «Пятёрочное» обслуживание оканчивается, как только наши теплоходные организаторы, передают своих экскурсантов в руки местных гидов – спринтеров!
 
                Надо сказать, что есть вопросы и в прозрачности начислений расходов пассажиров на накопительную карточку теплохода.

                И эти вопросы, опять-таки, касаются «слабого звена» круиза - экскурсий. Думается, в первую очередь потому, что первичная экскурсионная программа на весь круиз, выданная пассажирам при посадке на лайнер, имеет одни перечисления и нумерацию экскурсий, а ежедневная программа имеет уже другую нумерацию. Это даёт возможность включения в накопительную карточку «Водоходъ» оплату услуг туристам, которые они, фактически, не получали.


                …Заключая этот маленький абрис круиза на славном теплоходе «Кронштадт» резюмирую две темы:

Первая:

Вопросы экскурсионной работы имеют большое поле деятельности для её упорядочивания, улучшения и выравнивания вровень с высоким уровнем общего обслуживания пассажиров экипажем теплохода «Кронштадт».

Вторая:
На вымпеле теплохода вместо малообъяснимого «Водоходъ» можно смело начертать девиз этого замечательного экипажа:

             «Трудолюбие, добросовестность, доброжелательность»!
 
                Ещё раз сердечно поблагодарив капитана судна и весь его экипаж, скажу: нам с женой не жаль ни копейки из потраченных на круиз.

                И коль уж говорить о цене круиза, смело утверждаю, что она вполне соответствует высокому качеству обслуживания и в этой связи можно утверждать, что она не так уж и высока.

=========================== ПОСЛЕСЛОВИЕ ===============================

А началось всё с компании ООО "Берг Тур", на страничку которой я заглянул в начале 2017 года, мечтая о круизе.
Со мной работала агент Екатерина Михайловна, девушка с мелодичным голоском и ангельским терпением (специально таких подбирают, что ли?!).

В течении нескольких дней она терпеливо развеивала мои недоверия пролетария. Как же - "деньги сейчас, а стуль... то есть поездка потом".

В нашем бушующем мире российского дикого капитализма, "вылетают в трубу" заводы. А уж туристические фирмы лопаются, ако мыльные пузыри. Поневоле гнездится в умах недоверие у тех моих сограждан для которых сто тысяч, пусть и "деревянных", немалая утеря.

Потом я узнал, что молодоженам - скидка. И опять возмутился!

Как же так?! Молодожены, даже ещё не молодожены, а только подавшие в ЗАГС заявление, имеют право на такой подарок, как скидка, а мы с женой, прожившие в браке 50 лет, воспитавшие троих детей и не имеем?! Несправедливо!

Узнав ФИО руководителя ООО я к ней обратился с этим вопросом...

Каково же было моё удивление, когда агент мне сообщила, что директор Алёна Игоревна Сенина предоставила нам с женой скидку!

Вот так, с доброго благословения славных девушек; Екатерины Михайловны и Алёны Игоревны и попали мы с женой на этот замечательный круиз.

Воистину правду люди говорят, что дело начатое с доброго напутствия - всегда получается добрым!

================================
(*) Так и произошло.

                Матвей Тукалевский

Круиз: Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Санки-Петербург.
07 – 20 августа 2017 года


ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА:
Частичные фото и видео кадры круиза здесь -
https://ok.ru/matvey.tukalevsky/photos#    +   https://ok.ru/video/myVideo


Экземпляр очерка передан администрации теплохода «Кронштадт».