Супербухло

Алексей Балаев
- Андрей! Мне срочно нужна твоя помощь! - почти кричал в трубку профессор Коротковский.
- Иван Сергеевич, да объясните вы толком: что произошло? - Андрей безмерно уважал своего бывшего преподавателя химии в институте, ещё с тех времен, когда учился. Они с профессором даже вместе посещали клуб моржей. Общаться с таким интеллигентным, начитанным и эрудированным человеком, как Иван Сергеевич Коротковский, молодому человеку доставляло неподдельное удовольствие. На выпускном, получив диплом, они с профессором обменялись телефонами. И вот теперь, спустя почти два года, взволнованный голос профессора обеспокоил давнишнего студента. - Вы в опасности?
- Нет-нет, да что ты, Господь с тобой, но приезжай быстрее, пожалуйста!
- Живёте там же?
- Да.
- Скоро буду.
Андрей быстро собрался и поехал к профессору. Он не мог отказать такому человеку.
Прибывши по адресу, поднялся на лифте и позвонил в квартиру. Дверь открылась почти тут же.
- Здравствуйте, Андрей, проходите.
- Добрый день. - Поздоровался молодой человек в ответ, вспомнив, что действительно не обменялись с Иваном Сергеевичем приветствиями по телефону. - Что у вас случилось? - спросил Андрей проходя в обыкновенную трёхкомнатную улучшенку в панельном доме, одна из комнат который была переоборудована под домашнюю лабораторию.
- Случилось невероятное! Это прорыв, Андрей! Это... Это.... Это - Нобелевская премия! - подобрал подходящие слова Иван Сергеевич. - Но позволь я немного введу тебя в курс дела? - тараторил профессор, под локоток провожая своего бывшего студента в домашнюю лабораторию.
Зайдя в комнату, Андрей вспомнил лабораторные на уроках химии: разные непонятные запахи химических веществ витают в воздухе, на нескольких столах, вдоль стен, множество склянок и банок с непонятным содержимым. На одним из столов Андрей заметил клетку с белой мышью. На стене справа, традиционно для таких мест, висела таблица Менделеева, на противоположной - портрет самого великого учёного.
- Да, конечно, объясните в чём дело, - разрешил Андрей.
- Андрей, уверен, ты слышал про суперпроводимость - это свойство некоторых материалов обладать нулевым электрическим сопротивлением при достижении ими температуры ниже определённого значения. - Профессор не стал дожидаться подтверждения от бывшего студента, а Андрей действительно слышал про такое. - И видишь какое дело: пока этот предел - критическая температура - не достигнут, эффекта суперпроводимости не наблюдается, - профессор замолчал.
- Ну а я здесь при чём? - действительно не понимая, к чему клонит профессор, спросил Андрей.
- Это я к тому, чтобы ты понял следующее. Скажи, какой крепости спирт используют и производят люди? - профессор хитро взглянул на молодого человека.
- Ну, самый чистый - девяносто шести процентный обычно используют.
- Правильно, - как на экзамене кивнул профессор с удовлетворением на лице, - потому что более чистый при нормальных условиях сделать нельзя. А вот при определённых условиях в вакууме, можно сделать абсолютно чистый, то есть - стопроцентный спирт, без всяких примесей.
- Хм, то есть вы придумали способ изготовления абсолютно чистого спирта? - предположил Андрей.
- А-ха-ха, конечно же - нет, - рассмеялся профессор. - Такой спирт давно производят. Это дорого, но он необходим для некоторых технологических нужд отдельных производств.
- Тогда я вообще ничего не понимаю, - недоумённо сказал гость.
- Конечно не понимаешь! Потому что я тебе ещё не всё рассказал! - снисходительно приободрил профессор и упёрся взглядом в младшего друга, - Андрей, а что ты скажешь про возможность существования сто десяти процентного спирта?
Андрей не являлся гениальным химиком, но с логикой у него всё было в порядке:
- Бред полный! - отрезал он.
- Почему? - хитро прищурившись спросил профессор?
Андрей, даже не сомневаясь в своей правоте, твёрдо заявил:
- Да потому что в спирте не может находиться больше спирта, чем есть в нём спирта! Сто процентов - это означает, что из ста процентов вещества сто процентов из него спирт и ничего более!
- Браво! Молодец! - широко улыбнулся профессор. - Но что, если я тебе скажу, что есть одна хитрость? Объём раствора не обязательно равен объёму смешиваемых жидкостей. Он может быть меньше, что, кстати, наблюдается в водно-спиртовых смесях. - Начал крайне странную лекцию профессор: - При смешивании с водой крепость больше ста градусов, те же сто процентов чистоты, получить нельзя - так как степень сжатия недостаточна. Но ведь можно нафантазировать какой-нибудь другой растворитель, который при смешивании со спиртом даёт большую степень сжатия, и вот тогда технически возможна крепость спирта выше ста градусов, за счёт того, что раствор объёма сильно уменьшился при смешении. Фактически это означает, что дефект объёмов должен быть больше добавляемого объёма второго компонента.
Андрей задумался. Профессор не мешал тому осмыслить услышанное.
- Маловероятно, - вынес приговор приглашенный посетитель.
- Согласен. Но вероятно же? - заговорщеским тоном продолжил Иван Сергеевич.
- Профессор, неужели вы нашли способ, как получить спирт крепостью свыше ста процентов?! - Андрей начал осознавать масштаб открытия.
- Нет. - Как всегда отринул неверный вариант профессор. - Я уже изготовил спирт с градусом выше ста, а именно сто десять.
- Не может быть!
- Может, ещё как может. А вот теперь вспомни о свойствах некоторых материалов становиться суперпроводниками, то есть критично изменять свои свойства при определённой температуре. Спирт, крепче ста градусов, суперпроводником не стал, но особенное свойство приобрёл...
- Какое? - завороженно спросил Андрей.
- Смотри.
Профессор подошел к одному из столов со склянками. Взял одну из них. Пипеткой набрал каплю прозрачной жидкости. Затем открыл клетку с белой мышью. Свободной рукою поймал мышь. Умелым движением пальцев зафиксировал испытуемую в ладони и капнул в рот каплю из пипетки, затем посадил мышь обратно в клетку..
Мышь, оказавшись на дне клетки, замерла, затем пару раз дёрнулась, снова замерла и исчезла.
- Итить колотить! - воскликнул Андрей.
- Ага, - подтвердил профессор.
- Она стала невидимой?
- Нет.
- А что же тогда?
- А вот для этого я вас, Андрей и позвал, чтобы попытаться выяснить.
- В смысле! - возмутился гость. - Я это пить не стану! Да и вообще, почему в институте об этом не расскажете?
- Андрей, ну что вы, даже и не думал предлагать на вас ставить опыты. А институту предлагал, но они только посмеялись. А, во-вторых, я кое-где нарушил закон, проводя эксперимент, и потому огласка не выгодна в первую очередь мне самому.
- Вы нарушили закон?! - новая информация сумела перебить эмоцию от вида исчезающей мыши.
- Да, я использовал запатентованный недавно метод разделения на фракции веществ при сверх низких температурах. Также использовал оборудование института без разрешения и не заплатил в трамвае, проехав две остановки бесплатно, потому что так был рад успеху эксперимента, что ненадолго потерял связь с реальностью.
Андрей переварил услышанное, но по-прежнему не мог сообразить что же профессору надо от него, от Андрея?
- Иван Сергеевич, я больше не могу так, ну скажите уже: что вам от меня-то надо? - взмолился посетитель.
Профессор уронил голову на грудь и начал говорить тихим голосом:
- Андрей, поймите меня правильно: я уже далеко не молод. Каждый следующий день рождения - лотерея - увижу, не увижу. Семьи у меня нет, но есть огромное научное любопытство, - Иван Сергеевич поднял глаза на собеседника и продолжил более решительным тоном: - я не могу себе позволить терять драгоценное время на долгие годы исследований. Я просто не доживу до экспериментов над людьми. И потому, как вы правильно предположили ранее, я намерен провести опыт на человеке. Но, как уже и сказал: не на вас.
Бывшего студента насторожили такие слова:
- На себе что ли?
- Могу и на себе, конечно, но этот вариант я приберёг на крайний случай.
- Так на ком же тогда?!.
- У нас во дворе живёт абсолютно опустившаяся личность. Без меры пьёт всякую гадость. По утверждениям очевидцев, он употреблял  стеклоочистительную, тормозную жидкости и даже! - Профессор поднял перед лицом руку с вытянутым вверх указательным пальцем, - Дихлофос, разведённый водой!
Андрей напряг мозги, пытаясь понять о чём говорит профессор:
- Иван Сергеевич, вы говорите про какого-то бомжа что ли?
- Именно! - редко кому доводилось слышать такое от профессора.
Андрей искренне боялся услышать снова что-то вроде:: "Конечно же - нет!"
- И в чём проблема? - спросил Андрей. - Вы пробовали: просто подойти к нему и предложить выпить?
- То есть, в принципе, вы не против такого эксперимента? - радостным голосом спросил учёный.
- Иван Сергеевич! Я вас умоляю! Да плевать мне на какого-то бомжа ради такого опыта. - Заверил бывшего преподавателя молодой человек. - Так вы ходили уже к нему?
- Да.
- И?
- Вы мне нужны, если можно так выразиться, в роли переводчика. Ибо, как выяснилось, меня не совсем понимают, точнее фонетику разбирают, но сути не улавливают, некоторые индивидуумы, с более, так сказать, или менее меньшими познаниями. Простите за тавтологию.
Мозг бывшего студента, давно привыкший к такой манере речи профессора, перевёл на русский язык:
- Вы хотите, чтобы я уговорил бомжа выпить это... - Андрей замялся, название продукта Иван Сергеевич не озвучивал, - это супербухло?
- Если вкратце, то: да, - подтвердил учёный, - и, кстати, неплохое название для проекта, очень точно отражающее не только суть, но и смысл, - профессор задумался на мгновение, видимо смакуя находку. Затем встрепенулся и спросил: - Так вы мне поможете?
- Конечно! - подтвердил Андрей: - Собирайтесь и пойдёмте напоим бомжа супербухлом.

За помойкой, среди пустых коробок и мусора, вывалившегося из баков, лежало, укутанное в грязную старую фуфайку, с дырявыми валенками на ногах и в чёрной шапке-горшке, нечто напоминающее человека.
- Он? - кивнул в сторону бомжа Андрей.
- Именно, - подтвердил профессор, - я готов взять всю ответственность на себя в случае возникновения трудностей с законом гражданским или морально-этическим, - заверял учёный помощника.
- Да нормально всё будет, не переживайте, - успокоил профессора Андрей, - вы лучше скажите: как его зовут?
- Я не знаю. Видел, как другие, так к нему и обращались: бомжара.
- Ясно, - ответил молодоц человек.
Андрей огляделся по сторонам и, убелившись, что никого вблизи мусорки нет, обратился к человеку без определённого места жительства:
- Э! Бомжара... - тело никак не отреагировало на зов, тогда "переводчик" учёного обратился ещё раз и громче: - слышь, бомжара, бухнуть хочешь?!
На этот раз слова явно попали в цель. Тело зашевелилось и промычало:
- А? Чо?..
- Бухнуть, говорю, хочешь - вот чо, - начал отрабатывать своё право увидеть результат опыта молодой человек.
Классического вида бомж: грязный бородатый мужичонка лет сорока пяти; кое-как поднявшись на ноги, повернулся в сторону профессора и его помошника:
- А чо бухнуть исть?
- А тебе не всё ли равно? - обрубил Андрей: - Не хочешь если, так мы другого найдём.
- Ни-ни-ни, давай, хочу, - подтвердил бомж согласие на участие в эксперименте.
- Иван Сергеевич, давайте стакан.
- Вот так, оказывается, просто? - изумился учёный.
- А вы ему про сверхпроводимость что ли объснять хотели? - пошутил "переводчик".
- Вообще-то так и делал, - серьёзно ответил профессор, - но он меня совершенно не воспринимал. В один момент я решил, что имею дело с инвалидом, лишенным слуха и зрения, но, после того, как он сцепиося с собакой за кусок недоеденной колбасы, я понял, что проблема во мне; точнее в моей манере разговора. Ну, а дальше вы всё знаете, - закончил объяснение профессор.
- Ясно. Давайте стакан.
- Андрей, попросите его, пожалуйста, обязательно сообщить нам о результатах эксперимента, что бы с ним не случилось,
- Ладно,.
Учёный протянул помошнику гранёный стакан с пятьюдесятью миллилитрами прозрачной жидкости.
Андрей взял стакан, сделал пару шагов в сторону испытуемого и сказал:
- Бомжара, слушай внимательно: это не просто бухло, а супербухло, и вштырит тебя не по-детски. Понимаешь?
Бомж утвердительно кивнул.
- Ты по-любому должен рассказать как тебя накрыло, понял? - строго спросил молодой человек.
- Ага, - снова кивнул бомж и громко выпустил газы, видимо таким образом скрепляя сделку.
"Бомжара" взял стакан и, понюхав, недовольно сообщил:
- А чо так мало?
- Не ссы: выпьешь - ещё дадим, - успокоил его Андрей.
- А-а...
Бомж залпом опустошил стакан. Через секунду он замер, вытаращив глаза. Зрачки расширились. Веко правого глаза задёргалось.
Андрей и Иван Сергеевич, затаив дыхание, смотрели на объект.
Пальцы бомжа, держащие стакан, расслабились и тара упала на землю. Бомж неестественно быстро задёргал головой из стороны всторону и через пару секунд беззвучно исчез.
- Блин, - через какое-то время произнёс Андрей, - надо было какой-нибудь жучок на него повешать или хоть верёвкой привязать.
- Я всё пробовал на мышах. Результат один - бесследное исчезновение. Мой расчёт был на то, что мозг человека сложнее мышиного и стало необходимо проверить, как отреагирует именно человеческое тело на супербухло.
- И что же тогда делать дальше?
- Значит дальше, - профессор замолчал на пару секунд, - значит дальше придётся пробовать на себе.
Андрей открыл рот от изумления:
- Иван Сергеевич! Это крайне опасно, не делайте этого! - начал отговаривать бывшего преподавателя молодой человек.
- Андрей, вы можете идти, если хотите, - сказал профессор и двинулся в сторону своего подъезда.
Андрей решил не сдавться и всю дорогу до квартиры учёного пытался отговорить того от столь безрассудного поступка. Уговоры не действовали.
Профессор открыл дверь в квартиру и шагнул внутрь, молодой человек зашел следом и оба замерли, заметив ровное голубое сияние, льющееся из комнаты, переоборудованной под домашнюю лабораторию.
- Что это, Иван Сергеевич? - спросил Андрей в надежде, что это обычный очередной фокус учёного.
- Никак не могу знать, - также тихо ответил профессор, - пошли посмотрим.
Оба двинулись ко входу в комнату. Подойдя, заглянули внутрь и, увидев странное зрелище, оторопели: фигура лысого мужчины с закрытыми глазами, облачённого в белоснежные одежды, в позе лотоса парила в метре от пола, сияя ровным голубым светом.
Почувствовав присутствие посторонних, незваный гость резко открыл глаза и посмотрел на парочку насквозь пронизывающим взглядом:
- Не бойтесь, я не причиню вам вреда.
- Кто вы? - спросил профессор.
- При последней встрече, вы называли меня - бомжара...
"Что?!" - пронеслась мысль в головах учёного и бывшего студента.
- Я обещал поделиться результатами опыта, который вы провели надо мной.
Иван Сергеевич и Андрей переглянулись:
- Мы ни в коем случае не желали вам зла, - начал оправдываться за обоих профессор.
- Нет-нет, всё хорошо, не переживайте, - сказал "бомжара" примирительным тоном, подняв правую руку ладонью к людям, делая знак - "спокойно": - Я объясню вам, что вы открыли, Иван Сергеевич.
- Да-да, - покивал профессор и подался немного вперёд.
- Супербухло, как вы его назвали, не просто мобилизует все возможности мозга, но и выводит его на более высокий уровень работы.
- Не понимаю, о каких уровнях вы говорите, - задал уточняющий вопрос профессор.
- Иван Сергеевич, это очень сложно объяснить. Я долго думал и размышлял, и приведу понятный вам пример: свет - это частица или волна?
- Намекаете на корпускулярно-волновой дуализм? - вопросом на вопрос ответил учёный.
- Да, - подтвердил бывший "бомжара".
- Подождите, - не выдержал бывший "переводчик", - объясните мне: о чём вы?
- Штука в том, Андрей, - взялся за объяснение Иван Сергеевич, - что природа устроена несколько сложнее, чем это мог вообразить себе человек в то время, когда создавался язык. Поэтому и в языке, и в человеческом мышлении (а они тесно друг с другом связаны) понятия, описывающие внешний наблюдаемый мир, сформировались давно и утвердились прочно. Человек с давних времен привык, что волна - это волна. А частица - это частица. Камень никак не может быть волной. Он может вызывать волну, это да, но чтоб сам камень и был волной?!
- Да, - подтвердил летающий гость, - но это только пример, который должен помочь вам понять, что произошло со мной. После приёма супербухла, мой мозг заработал не на сто процентов своих возможностей, а на другом уровне - именно в этом и заключается особенное свойство спирта, крепостью свыше ста градусов. Я прожил сотни жизней с разными судьбами и исходами. Я видел прошлое и будущее. Я знаю как умирают вселенные.
- Спасибо, что пришли и рассказали, - поблагодарил профессор.
- Но это ещё не всё. Иван Сергеевич, я прошу вас уничтожить все записи о производстве супербухла и забыть о нём.
- Но почему? Вы не желаете, чтобы и другие достигли вашего уровня развитя?! - возмутился учёный.
- Нет, дело не в этом. На пути становления, личность проходит множество стадий. И одна из первых, когда приходит сила, - это обладать властью над другими. Захватить, поработить и царствовать вечно, если можешь.
Сияющий голубым гость замолчал.
- Но вы же так не сделали, - подметил Андрей в помощь профессору.
- Нет, не сделал. Амбиции и желания того существа, которым я был, оказались настолько ничтожны и малы, что они не сумели разрастись до размеров, с которыми бы не сумел совладать в тот период.
- Не сочтите за наглость, но как вы можете доказать, что видели, например, прошлое? - спросил профессор.
- Два слова: пожарный лом... Вам достаточно?
- Да, - кивнул Иван Сергеевич.
- Я вижу, что вы всё поняли, - сказал гость, - теперь мне пора.
Он стал светиться ярче и ярче, пока учёный с помощником не зажмурились. Свет пропал внезапно.
Иван Сергеевич и Андрей открыли глаза. Комната была пуста.
- Почему вас убедили его слова: "пожарный лом"?
- Для получения супербухла метод дистиляции не годится. Как я вам уже и говорил раньше, мне пришлось использовать недавно запатентованный японцем метод разделения вещества на фракции при  сверхнизких температурах. Суть заключается в том, что металлический предмет охлаждается до температуры близкой к абсолютному минимуму...
- Зачем? - перебил Андрей, - Спирт же замержает при -114 с копейками?
- Спирт - да, а супербухло - при абсолютном нуле. Так вот, - продолжил профессор, - подходящего металлического предмета под рукой не нашлось и я взял с пожарного щита железный лом. Охладил в установке и стал тоненькой струйкой лить заранее подготовленный раствор на почти вертикально стоящий лом. Жидкость стекала вниз, все вещества, кроме супербухла замёрзли и превратились в лед, а с кончика лома капал готовый продукт.
- Ясно. И что же тогда дальше будем делать?
- А дальше, Андрей, мы спасём мир от кошмара, как нам и посоветовал уважаемый посетитель - "бомжара", уничтожив все данные об эксперименте.
- И вам не жалко? - поинтересовался Андрей.
- Нет. Я удовлетворил своё любопытство и абсолютно доволен.
Четыре белых мыши, оставаясь невидимыми, наблюдали из подпространства за тем, чтобы вся информация о супербухле оказалась уничтоженной.