Про арбузы

Виолетта Сергеева
В детстве байки, подвыпивших стариков во время семейных застолий, были лишь фоном. Скучная обязанность делать вид, что слушаешь. Рассказчиков и нет давно. А память выдаёт истории военного и послевоенного поколения, в котором каждая судьба - отдельная повесть.

История вторая. Про арбузы.

Баба Лиза сладкие ягоды не жаловала. Частенько упоминала, как впервые арбуз попробовала.

Елизавета Константиновна родом с далёкой Камчатки, село было у подножия Ключевой сопки, на берегу океана. Девчушкой чудом выжила после расстрела семьи в конце двадцатых, толи кулаками, толи большевиками, толи бандитами. Скиталась по семьям из милости, батрачила, пока не увёз её на Урал красавец моряк - мой дедушка.
По словам бабушки после шторма чего только на побережье не найдёшь - море всё возвращает. Когда с моим дедом дружили, любили они взбираться на высокий утёс пострелять по пустым, выброшенным на пляж бочкам. Однажды Лизавета выстрелила, а из бочки дымок странный, оказалось спирт. Селяне хорошо тогда попировали.

Войну дед Лукич прослужил в секретных войсках на границе с Японией. Ждало советское руководство нападения недружественного соседа. Задача была гасить всевозможные провокации, разбираться по-тихому, не обострять и без того опасную ситуацию. Японец границу часто нарушал, испытывал нашу оборону. Были и локальные бои. В последствие, из-за штыковых ранений и нездорового дальневосточного климата, что не давал ранам заживать, Лукич потерял ноги. Но, всегда отмечал, что ему повезло, отвоевал легко.

Пропустит дедуля рюмку, другую и польются жуткие события простым языком без пафоса и героизма. На вопросы: - как самураи, встречал ли якудза? Не знаю, отвечал, кто такие якудза, не видел их. В бою японца штыком подцепишь и через плечо. Они маленькие, лёгкие.
А как харакири делают, видал. Правильно суппоку называется. Поднимешься на палубу зашедшего в наши воды судна, а там метров двадцать кровавые дорожки из кишок. Они намеренно отползают и кишки разматывают, чтоб не спасли. Весь офицерский состав. А рядовые матросы сдавались. Только их в плен не брали - провокация. Оставляли умирать в нейтральных водах, свои подберут.
Как-то проворонили высадку вражеского десанта. Высадились ночью несколько десятков японских парашютистов. Да в густом тумане на наше счастье ошиблись. Обнаружили разведчиков в сотне метров от берега. Пограничники их отогнали подальше в океан. Двое суток раздавались вопли тонущих. Затем рыболовными сетями трупы собрали и закопали в братской могиле. На месте захоронения роту два раз прогнали, с землёй сравняв.

Да, об арбузах же речь шла.
Как-то в бабушкином детстве выкинула морская стихия несчётное количество арбузов. Откуда это чудо, из каких далей неизвестно. Но вкус тех ягод баба Лиза всю жизнь помнила. Солёные были те фрукты морские. Знала она, конечно, что на самом деле они сладкие, а представить себе диковинку не могла. И появилась у неё мечта - попробовать их настоящий вкус, побывать в арбузных краях. Желание сбылось. И разочаровалась Лизавета, отведав заветный плод. Сладковатая водица и только.