14. Крещение Иисуса

Юрий Козиоров
     В Евангелии от Луки рассказ об Иоанне Крестителе начинается следующим образом:
     «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод (подразумевается Ирод Антипа* – Ю.К.) был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее ..., был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (3:1,2).
     Такая точность, вообще-то «Луке» несвойственная, устанавливает, что Иоанн начал свою общественную деятельность в 29 г., поскольку Тиберий** стал императором в 14 г., а  14+15=29.
     Однако тот же «Лука» указывает, что Иисус начал свою проповедническую деятельность в 30 лет (3:23), а поскольку Иоанн начал годом раньше, то получаем, что Иоанн начал крестить иудеев, когда Иисусу было 29 лет. Но в 29-м году Иисусу было уже 33 года и именно в этом году он был казнен (см. 2-й очерк). Это противоречие, однако, разъясняется, если мы вспомним, что современное летоисчисление начинается с того момента, когда в соответствии с ошибочными расчетами Дионисия родился Иисус, значит, в 29 г. Иисусу должно было быть по Дионисию как раз 29 лет. Таким образом, данные, которые приводит «Лука», вычислены исходя из ошибочных данных Дионисия. Поскольку «Лука» писал свое евангелие в I-м веке, а Дионисий вычислял в VI-м веке, получаем, что приведенная цитата является вставкой, сделанной, очевидно, в том же VI-м веке.
     В этой же вставке указывается, что Иоанн был сыном Захарии, иерусалимского священника, а следовательно, является родственником Иисуса (см. 5-й очерк), но о таком отце Иоанна не знает ни один из остальных евангелистов, так что, скорее всего, это есть изобретение того же переписчика, который сделал вставку. (По Евангелию от Иоанна Иоанн Креститель заявляет, что до крещения не знал Иисуса (1:31,33), но евреям полагалось знать родственников.)
     «Марк» довольно коротко, но выразительно дает понятие об образе жизни, внешнем виде и деяниях Иоанна:
     «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды*** и дикий мёд. И проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (1:3–8).
     Таким образом, Иоанн вел аскетический образ жизни и сообщал в своих проповедях о скором приходе Мессии и о необходимости подготовки к этому явлению для чего нужно покаяться в грехах и очиститься от них путем омовения в реке Иордане. Это подтверждает и историк Иосиф Флавий, который, выделяя Иоанна из множества проповедников и бродячих учителей Палестины, говорит о нем в 18-й книге «Иудейских древностей» как о человеке праведной жизни, призывавшего иудеев быть добродетельными и совершать омовения, чтобы избавиться от грехов.
     Здесь необходимо отметить следующий факт. Иоанн Креститель в греческих текстах значится как «Иоаннес Баптистес», где второе слово образовано от "баптизо", которое обычно переводится как «крестить», но не имеет ничего общего со словом «крест» и буквально означает  "окунать" (отсюда "баптистерий" – помещение в церкви, где находится купель). Крест стал символом христианства лишь после распятия Иисуса. Изображение креста в руках Иоанна, которое мы видим в картине А. А. Иванова «Явление Христа народу» и некоторых других, не отвечает действительности.
     Воздействие проповедей Иоанна на людей было сильным, слушать его и креститься собирались огромные толпы людей****. Многие думали, что это воскресший пророк Илия, т. к. именно Илия «по слову пророка» (Малахия, 4:5) должен был «приготовить путь» Мессии.
     Ни в омовениях, ни в покаяниях ничего противного иудейской вере не содержится, однако обеспокоенные популярностью Иоанна Крестителя иерусалимские священники прислали целую делегацию, чтобы выяснить, кто он (а точнее, кем он себя считает). Иоанн ответил, что он не Христос, не Илия и даже не пророк, а на резонный вопрос, почему же тогда он крестит, ответил, что крестит водою, потому что готовит путь тому, которому он недостоин развязать ремень обуви (Иоанн, 1:19–27). Делегаты отбыли, вполне удовлетворенные этим ответом, возможно решив, что Иоанн – просто слегка тронутый на религиозной почве человек. (Настоящие неприятности у Иоанна начнутся позже с тетрархом Иродом Антипой.)
     Иисус, возвратившись из Египта и желая иметь единомышленников, должен был обратить внимание на ставшего известным повсюду в Иудее Иоанна Крестителя, особенно если он, как утверждал «Лука», являлся его родственником. Поэтому он в числе других пришел к Иоанну и принял от него крещение, что означало очищение от грехов водою Иордана. Об этом пишут все евангелисты, и это лишний раз подтверждает, что ни один из них не считал Иисуса Богом, ибо какие же грехи могут быть у Бога. Заметим, что в своей картине Иванов, желая идеализировать Иисуса, изображает вокруг него свободное от людей пространство, хотя тот шел к Иоанну, скорее всего, в толпе других людей.
     Евангелисты утверждают, что как только Иоанн увидел Иисуса, то сразу же признал его тем самым Мессией, о котором проповедовал, и что при крещении Иисуса произошли разные чудеса. Так, евангелист «Иоанн» сообщает: «На другой день видит Иоанн (Креститель – Ю.К.) идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира» (Иоанн, 1:29). У «Матфея» же Иоанн Креститель заявляет, что это ему надо бы креститься у Иисуса, а когда Иисус крестился, то «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него, и был, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (3:12–17).
     Здесь явно имеем благочестивые измышления, цель которых подчеркнуть, что Иисус намного выше Иоанна. Сам же «Матфей» и опровергает их, когда сообщает позже, что Иоанн, «услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (11:2,3). Но какие же могли быть вопросы, если бы Иоанн видел голубя и слышал «глас с небес».
     Сам Иисус впоследствии говорит об Иоанне: «...Из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его (Лука, 7:28). Первая часть этого утверждения передает подлинные слова Иисуса, переписанные, скорее всего, из так называемого «источника Q», содержащего записи высказываний Иисуса*****, но переписав эти слова, «Лука» спохватился: получается, что Иисус признает Иоанна бо'льшим и его, Иисуса, – ведь Иисус также рожден женщиной. Поэтому Лука добавляет вторую фразу «но меньший в Царствии Божием больше его».
     Слова же Иисуса об Иоанне, содержащие намеренно образное преувеличение, есть на самом деле не что иное, как слова об уважаемом учителе бывшего его ученика, и несомненно, что Иисус какое-то время  был учеником Иоанна, возможно, все время до ареста последнего. Это следует даже из самого факта крещения Иисуса Иоанном.
     Самостоятельно проповедовать и крестить Иисус стал только после ареста Иоанна, который произошел вскоре после крещения самого Иисуса: «После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Марк, 1:14).
     Тогда-то к нему перешли двое учеников Иоанна, а никак не раньше, как это утверждает евангелист «Иоанн», у которого к тому же написано (вопреки «Марку»): «когда Иоанн ещё не был заключён в темницу», его ученики «сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (3:24,26). Здесь мы опять имеем благочестивую вставку переписчика, потому что евангелист «Иоанн» никогда не исправлял «Марка», а только дополнял его, да и трудно поверить, что Иисус, еще мало кому известный, вдруг затмил Иоанна как проповедник. Иисус стал крестить лишь после ареста Иоанна и к нему сначала шли именно по той причине, что он был учеником Иоанна.
     Другим подробностям жизни и деятельности Иоанна Крестителя, в частности, его конфликту с тетрархом (четверовластником) Иродом Антипой будет посвящен следующий очерк.

__________________
*Ирод Антипа – (20 до н. э.– после 39) – правитель Галилеи и Переи с 4 г. до н. э. по 39 г. н. э., сын Ирода Великого и одной из его жен, самаритянки Малтаки.
**Тиберий (в переводах Евангелия Тиверий, 42 до н.э.–37) – второй римский император из династии Юлиев-Клавдиев.
***Акриды – вид саранчи. Сваренная в кипятке и просушенная употреблялась в пищу самыми низшими классами, допускается в пищу специальным моисеевым законом (Левит, 11:22).
****Есть одно любопытное противоречие между евангелистами. «Матфей» утверждает (3:7), что к Иоанну приходили креститься даже многие фарисеи и саддукеи, т. е. представители иудейской элиты, «Лука» же пишет: «И весь народ, слушавший, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (7:29,30). Кому же верить?
*****Наличие такого источника утверждают исследователи Евангелий. «Матфей» и «Лука» при написании своих Евангелий пользовались Евангелием от Марка и источником Q (от нем. quelle – источник).

============================
Иллюстрация: А. А. Иванов. Явление Христа народу
     На картине изображен момент, описываемый в Евангелии от Иоанна (1:29): «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира».
     Картина огромных размеров (540 см х 750 см.) создавалась в Италии в течение 20 лет (1837–1857). Моделью для фигуры раскаявшегося грешника (в красной накидке) послужил друг художника писатель Н. В. Гоголь.