Дух нищеты и девять злобных старух

Пюрвя Мендяев
Как рассказывают разные, приобщенные к неким тайным мистическим знаниям люди существует в этом мире некий мощный и таинственный дух, величие которого многими людьми не понимается и не оценивается в должной степени. Зовут этого мощного источника мистической власти Духом нищеты. Считается, что этот дух - одна из самых сильных основ власти темных сил, не дающих человеку реализовать свои заложенные от природы таланты. Мало того. Ка считают люди, хорошо чувствующие тонкий мир, многие территории находятся под сильным влиянием этого мощного духа. Села, города, провинции и целые страны иногда оказываются под пятой Духа нищеты, по мнению духовных учителей. Каждая церковь по-своему определяет эту силу и эту энергию, дает свое название данному явлению, призывая верующих сражаться и преодолевать духовного врага. Враг сей должен быть побежден, и тогда ,по мнению ряда мудрецов, человек полностью освободится от власти сил тьмы и достигнет реализации всех своих планов и заложенные от бога дарования раскроются в нем в полную силу.

Но в тоже время духовные учителя поучают нас, что мы чаще всего думаем о нищете, как только лишь об отсутствии средств необходимых для существования, но дух нищеты имеет много  большую власть над жизнью человека. Дух нищеты - это внутреннее и внешнее ограждение для нас, препятствующее нашему росту и развитию. Эти ограничения могут затрагивать практически все аспекты нашей жизни. И деньги и собственность вовсе не защита против духа нищеты. Ибо дух нищеты может управлять и даже очень внешне богатыми людьми, обладающими огромными деньгами, которым в жизни не суждено, стать владельцами реального богатства и создать себе и своим близким долговременное благополучие. Обычно жизнь таких «богачей» не менее тяжела, чем у нищих.  Они так же лишены счастья и покоя и возможности наслаждаться жизненными благами, как и последние бедняки. Люди получили сокровища, огромные деньги, но не достигли финансовой независимости, они не обрели богатство, и поэтому так и живут в ужасе постоянного страха неминуемого разорения, и поэтому часто они не могут делать в жизни то, что им действительно хотелось бы. И вынуждены обслуживать свой капитал, как рабы без отдыха сутки напролет. «Бизнес – это постоянное ощущение, что твоему бизнесу что-то угрожает» сказал один из знаменитых японских предпринимателей. Количество стрессов в развитых капиталистических странах и разных психических болезней огромно. Страх и вечная гонка.  Посмотрите на почти любую звезду шоу-бизнеса. У некоторых из них есть замки, забитые добром, как у арабских шейхов, а они не могут позволить себе элементарный отдых, работают до изнеможения и часто умирают молодыми от запредельного напряжения. И за всеми этими проявлениями жизни опытные мистики видят проявление деятельности могущественного Духа нищеты.

 То есть можно сказать, что когда мы говорим о Духе нищеты - речь идет о очень мощных и сложных энергиях, описать действие которых невероятно сложно. Ведь эти энергии нельзя назвать только негативными. Запреты и блоки в нашем подсознании, где, по мнению мудрецов, упрятано местопребывание Духа нищеты,  были созданы давно и чаще всего они были обусловлены рациональными и полезными для выживания причинами. Дабы не выплеснуть с водой ребенка, при осознании причин собственных проблем, необходимо постараться глубоко разобраться в своих собственных внутренних установках. Нужно знать то, что подсознательные установки чаще всего передаются нам генетически, они являются частью нашего архетипа.

Архетип — универсальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг, он рассматривал их как образные схемы, образцы модели инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, более или менее подобны образам, обуславливают реакции множества людей. Архетипичны все сказки. Также архетипичны многие образы и сюжеты сновидения. Именно наличие общечеловеческих архетипических моделей поведения объясняет сходство мифологий разных культур. И поэтому понимание архетипичности психологических структур, которые описаны в мифологических произведениях, очень важны для людей. Особенно,  когда речь идёт о проблемах психологического свойства. Проблему нужно осознать. И первый шаг на данном пути - попытаться её каким-то образом выделить из монолита подсознания, попытаться вынести этот скрытый объект на свет, попытаться  влияние данного объекта каким-то образом идентифицировать с чем-то имеющим материальный вид. Дух должен быть выявлен, определен и материально привязан к некому внешнему образу. И тогда с ним можно будет работать. А вместе с ним можно будет работать с проблемой, связанной с его деятельностью. То есть мы должны научиться определять для себя, что такое есть этот самый Дух нищеты и ощущать его влияние на нас. А для этого мы должны дать этому духу имя и определить характеристики его воздействия на нас и на территории, на которых мы проживаем. Что это и как оно проявляется? 

И здесь я предлагаю в поисках понимания направиться к источникам тибетской мифологии. Почему именно тибетской мифологии?

Во-первых, наверное, потому, что пришло время поговорить о мистических сторонах данного процесса предметно, опираясь на некое древнее знание, и, во-вторых, потому что Тибетская мифология, наверное, самая проработанная из всех мифологий, рассказывающая о мире духов. Мир духов – это для тибетцев, и вообще для всех людей, которые завязаны на тибетскую духовную традицию, играет огромную роль в их повседневной жизни. И Дух нищеты в этой мифологи так же присутствует, он является одним из тибетских демонов, который оказывает влияние на жизнь человека. Но нам мало, понятное дело, просто понять, что имеет место воздействие могущественных потусторонних сил на наше благополучие и счастье. Сама по себе констатация факта потустороннего вмешательства в наши дела нам  ничего не даст. Если мы предполагаем, что такое воздействие присутствует, то мы должны, просто обязаны подумать в таком случае  еще и о том, что нам следует сделать для того, что бы исправить сложившееся положение вещей. Но для этого мы должны понять суть проблемы. И для того, чтобы  разобраться в ситуации необходимо для себя сначала уяснить саму природу тибетского демона.

 Демон тибетский это не просто чудовище. Ибо местом обиталища такого порождения тьмы становится наш ум, который начинает получать совершенно новое знание о мире, благодаря внедрению демона в наше сознание. Поскольку демон это по тибетским канонам в первую очередь логическая конструкция. Можно назвать его еще и системной ошибкой, нераспознаваемой умом. Выявив демона, выявив, что он оказывает определенное воздействие на человека, нужно обязательно его материализовать, в некоем внешнем объекте. Мало того. Нужна еще и методика проработки данной программы на ментальном и духовном уровне. Выявить деятельность демона не та просто. Есть такая фраза - самая главная уловка дьявола в том, что он убедил мир, в том, что его не существует. С точки зрения эзотериков тибетского толка, существуют самые различные виды и классы духов и демонов. Выявив деятельность определенного демона, можно с ним бороться. Не выявив демона бороться с его влиянием невозможно. Но если с некоторые виды тибетских демонов сложно выявить, то Дух нищеты весьма явственно являет нам результаты своей деятельности. Нищета, задавленность жизнью и прочие  проявления его мощи нам всем прекрасно известны. Как известны и ненасытная жажда стяжательства, которая та же ведет к нищете, как лень и праздность. И постоянные страхи, когда мы ни в чем не уверены, ни в себе, ни в друзьях, ни в мире, ни в боге, и даже в черте. То есть эта та проблематика, которая требует обязательной проработки.   

И как рассказал мне один знакомый лама, в тибетской мифологии есть разработанные практики работы с духом нищеты. Существует обрядовая практика, связанная с этим мощным Духом. Дух нищеты по тому рассказу, что мне довелось услышать, в представлениях ламы это седой высокий, худой старец и его везде сопровождают девять злобных старух. Каждая старуха, не просто женский образ, все они являются богинями, и каждая олицетворяет собой какой-то отдельный страх, отсутствие веры и уверенности в себе, сопутствующий жизни человека. Но отличие данной  тибетской практики  от других тибетских традиций, где подносят подношения божествам богатства, в данной практике подношения делаются  даров духу Нищеты и всем его спутницам, девяти злобным богиням страха и неверия в себя и в свои силы. Сама по себе данная практика интересна непосредственно поклонникам данного течения в тибетском буддизме, нам же остальным людям важен сам данный подход, интересна попытка решения сложнейших жизненных проблем с помощью магических практик. Опираясь на сам метод, мы с помощью анализа и размышления могли бы извлечь из данной тибетской практики информацию, которая была зашифрована в этом обряде, как в некоем послании нам от древних мудрецов, живших много веков назад, имена которых до нас не дошли.

Есть, безусловно, и ныне люди, что пытаются нечто похожее изложить для своих читателей.  Вероятней всего они тоже слышали какие-то рассказы от своих учителей. К примеру, христианский  проповедник   Дмитрий Макаренко пишет о 8 лучших друзьях нищеты.  Первый помощник духа нищеты, по его мнению – это чувство самосожаления.  И далее по списку.  Второй помощник нищеты – когда человек занимается не своим делом или делом, которое он ненавидит. Третий помощник нищеты – это измерение успеха деньгами. Четвертый помощник нищеты – это привычка тратить больше, чем можно себе позволить. Пятый друг нищеты – выбор мгновенной выгоды. Шестой помощник духа нищеты – это недовольство и ропот. Седьмой друг нищеты – это зависть и сравнение себя с другими. Восьмой помощник нищеты – это жадность. Хочу отметить, что тут, на мой взгляд, интересен не столько сам по себе материал, на самом деле весьма спорный, сколько форма его подачи. Спорным я называю материал, к примеру, потому, что  проповедник почему-то забыл упомянуть лень, а она, как известно, приходится матерью всех пороков в христианской традиции. То есть идеи проповедника любопытны, но намного интересней сама форма подачи материала. Она весьма напоминает подход тибетской эзотерической практики. Некий высший дух или бог, а рядом с ним некий пантеон божеств и с этими божествами нужно взаимодействовать. Им нужно либо поклониться, задобрить и принять, как в упомянутой мною тибетской обрядной практике, либо от них следует избавиться, как в остальных тибетских и иных религиозных практиках. Но в любом случае это нечто похожее есть. То есть данный подход позволяет создать некую систему, в которой легче будет оперировать, поскольку в ней появляется определенная системная логика. Создается некий системный аппарат, который можно использовать в психологической работе.