По родным местам

Виктор Некрасов
 Фото А.В.Шкрабкина из Интернета. Другие фото-автора.            

            

               В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который Православная Церковь отмечает 27 сентября, наш постоянный квартет двух семей, Некрасовых и Солоповых, совершил поездку не по святым местам за пределами Липецкой области, а в Задонский район, на мою малую родину. Погода в этот осенний день побаловала нас: на небе ни облачка, только небольшие белые перья по голубому фону и солнце. Слабый ветерок колыхал уже желтеющие листья. Решили мы в который уже раз поклониться мощам Святителя Тихона, Чудотворца Задонского. Но это была не единственная цель нашей поездки. В селе Скорняково, что в 35 километрах от Задонска, восстанавливается дворянская усадьба, принадлежавшая в 19 веке полководцу Николаю Николаевичу Муравьёву-Карскому. У меня же была задумка написать о поездке, сделать своего рода путевые заметки.

 От Липецка до Задонска можно ехать по Елецкой трассе, а можно и несколько короче, через сёла Камышевку и Репец. Как более короткий маршрут, мы выбрали второй вариант. А ещё на этом пути есть место, связанное с семьёй знаменитого генерала. Дорога до Задонска, справедливости ради, имеет отличное асфальтовое покрытие, ехать по ней одно удовольствие. Водителем в этой поездке был Виктор Семёнович, а я на правах штурмана и отдыхающего пассажира сидел рядом на переднем сиденье. Жёны уютно расположились на заднем сиденье и всю дорогу, не смолкая, обсуждали «важные» проблемы кулинарии, огородничества, а может, и ещё какие-то, но непременно важные. «Лада Гранта» резво шла по маршруту, и через какие-то 30-40 минут мы доехали до села Репец. Здесь остановились на несколько минут. Наше внимание, как и многих проезжающих по этой дороге в Задонск, привлекли окружённая строительными лесами церковь и барский дом. В своё время эта усадьба была жемчужиной Воронежской губернии, но сейчас она находится в плачевном состоянии. Барский дом ещё сохранился. Последние десятилетия в нём располагалась средняя школа, но в 2013 году её закрыли, и перспективы этого оригинального здания неясны, как и церкви, стоящей без купола и, видимо, доживающей свои последние годы. А судя по сохранившимся фотографиям 30-40х годов прошлого столетия, церковь была редкостной красоты и архитектурного замысла.
 Кстати, в период освобождения крестьян усадьба принадлежала графине Наталье Григорьевне Муравьевой, супруге генерала Николая Николаевича Муравьева-Карского.
«Полюбовавшись» на умирающую красоту с чувством горечи и досады, мы отправились дальше. А между прочим, репецкий Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на охране государства как памятник архитектуры федерального значения. Только верится в это с трудом!

                А вот и Задонск! Как же он похорошел за последние годы! В городе, пожалуй, нет ни одной улицы, где бы не было изобилия цветов, ухоженных кустарников, появились и районы- новостройки на въезде перед городским рынком. А культурно-развлекательный центр, новые гостиницы, рестораны и кафе, плавательный бассейн и единственный на всю Россию музей прессы говорят о том, что город живёт в ногу со временем и с каждым годом становится краше и уютней. Кстати, музеев в таком маленьком городке пять! Музей прессы "Антресоль" был открыт недавно корреспондентом Липецкой газеты Александром Косякиным. Глядя на современный вид города, невольно вспоминаешь его заштатный, серенький и неопрятный вид полувекового прошлого, когда я и мой друг Солопов Виктор окончили местный сельскохозяйственный техникум и отправились на работу согласно полученному направлению.

                В город мы въехали около одиннадцати часов. Ярко светило солнце, и купола, кресты на церквях блестели золотом на фоне голубого неба. Сам по себе городок небольшой, его население всего десять тысяч. Говорят, что паломников в праздничные дни бывает больше, чем всё городское население. Буквально за несколько минут мы добрались до центрального входа в мужской Рождество-Богородицкий монастырь. Во Владимирском соборе стояла благоговейная тишина, утренняя служба уже закончилась, и очередь к мощам была небольшая. В этой умиротворённой обстановке мы приложились к мощам Святителя Тихона, каждый попросил у него покровительства и помощи в решении жизненных проблем. Затем обошли территорию монастыря, полюбовались роскошными цветниками и клумбами, аккуратно подстриженными кустарниками. Подивились разнообразию церковных товаров в киосках. Поклонились Святителю Тихону Задонскому, постояв у величественного памятника. Помолились у могилы Н.Н Муравьёва-Карского. Гранитное надгробие с эпитафией находится за алтарём Владимирского собора. Сфотографировавшись у памятника Тихону Задонскому, мы покинули территорию монастыря и отправились в сторону села Скорняково, конечному пункту нашего маршрута.


                Сразу за городским кладбищем, на въезде в село Тюнино, располагается возрождающийся Богородице-Тихоновский женский монастырь. Святитель Тихон больше любил и почитал именно Тюнино, а не сам Задонск.
«...Здесь место святое и весьма приятное. Оно утешает дух мой радостью, точно рай земной», - так говаривал он некогда об этом селе.
Лучше и не скажешь, остаётся только согласиться с автором этих слов. Сразу за монастырём начинается смешанный лес, и красота его удивляет путников во все времена года. Быть в этих краях и не набрать целебной воды в источнике Тихона я считаю не только ошибкой, а просто грехом. Слава о целебных свойствах источника, открытого самим Тихоном, обошла всю Россию, и здесь ежедневно берут воду туристы, паломники и просто ценители её качеств из многих регионов страны. Вот и в этот раз, несмотря на день будничный, на стоянке было не меньше двух десятков машин. Отстояв минут двадцать в очереди, набрали по несколько пятилитровых бачков целебной воды. Время было обеденное, и мы с удовольствием съели по монастырскому пирожку, выпили по чашечке ароматного чая из трав в уютном уличном  кафе, расположенном недалеко от источника. Не могу не сказать о красоте этого места, о чистоте воздуха и необычного по вкусу запаха леса. Сам источник находится как бы в котловине, а её склоны покрыты густым лесом. На верху правого склона, среди леса, раскинулся Свято-Тихоновский женский монастырь. Мы не стали заезжать в эту красивейшую обитель, экономя время, а раньше не раз бывали там и всегда восторгались этим чудным творением Создателя и рук человеческих. Я имею в виду красоту природы и архитектуру монастыря. Читатель, конечно, уже обратил внимание, что все задонские монастыри связаны с именем Святителя Тихона Задонского. За довольно короткий срок трудами монахов, монашек и волонтеров они обрели вторую жизнь. Как говорят в народе, всем миром возрождали и создавали эти святые места.
Однако нам пора. Невозможно оторвать глаз от чарующей красоты осеннего леса, кое-где уже нарядившегося в «багрец и золото», от полей, покрытых яркой зеленью озимых.
                Извилистая, с отличным покрытием дорога (край всё-таки туристический) привела нас в село Кашары. Не очень большое, ухоженное, с множеством новых, современных домов, оно как бы заявляет, что люди здесь живут трудолюбивые, деловые и предприимчивые. Последнее подтверждает большое количество торговых точек с огородной продукцией, мёдом, изделиями местных умельцев. А какой красоты в нём храм! Он состоит из двух отдельно стоящих Летнего храма (ротонды) и Зимнего храма-колокольни. Аналогов я не встречал нигде.
 
                Следующим на нашем пути было село Бутырки. В отличие от Кашар это довольно бедное, разбросанное и неухоженное поселение. Церковь же здесь в отличном состоянии. Приход небольшой, и налоговая база невелика, а вот смог каким-то образом местный священник организовать восстановление храма. Честь ему и хвала! Вокруг этой небольшой, сияющей белизной обители разбиты цветники, посажены кустарники, и именно храм привлекает внимание всех проезжающих через это сельцо.

                Преодолев ещё восемь километров, мы прибыли в моё родное село Донское. Здесь прошли моё детство и юность, отсюда я ушёл на службу в армию. Здесь… Впрочем, к чему слова, малая родина на всю жизнь остаётся любимым сердцу уголком. Когда-то Донское было районным центром, а сейчас это самое крупное село Задонского района. За последние годы в нём, как грибы в дождливую погоду, появилось несколько супермаркетов, десятки более мелких магазинов и киосков, небольшие частные предприятия. На окраинах села функционируют две птицефабрики, в прошлом году построен крупнейший инкубаторий «Птица  России». Не один десяток лет работают самое крупное предприятие - каменный карьер, или завод «Сахкамень», а также Донской лесхоз. Надо полагать, что и налоговая база здесь солидная, и народ не бедствует. Только в отличие от тех же Бутырок или Кашар, некогда самая красивая во всей округе церковь восстанавливается черепашьими шажками. В лихие девяностые полностью разворована чугунная изгородь вокруг парка, сам он со временем вырублен, а на его месте около церкви и памятника погибшим воинам много лет «красуется» пустырь. Местная администрация и священник церкви как-то мирятся с таким положением вещей, а мне вот стыдно и больно до глубины души за такую нерадостную картину. Но оставим это на их совести и продолжим путь.


                Проехав ещё семь километров, мы в Скорняково. По указателю направляемся к усадьбе генерала Муравьёва-Карского. Само село мы не смогли рассмотреть, но улица на въезде нам понравилась. И дома добротные, и сады, и цветники – всё указывает на трудолюбие и хороший вкус жителей.
 Село Скорняково вошло в туристко-рекреационный кластер «Задонщина», так как здесь располагалась дворянская усадьба.

                А сейчас немного из её истории. У неё было несколько хозяев, но самым знаменитым был генерал Николай Николаевич Муравьев-Карский (1794–1866). За взятие неприступной турецкой крепости Карса во время Крымской войны он получил почетное прозвище «Карский».
На протяжении столетий усадьба «Скорняково-Архангельское» дружелюбно принимала у себя самых разных гостей: видных дворян и уездных помещиков, губернаторов и купцов, лекарей и гувернанток. В своём имении прославленный генерал в общей сложности провёл более 20 лет. Умер он 23 октября 1866 года. В Архангельском храме села Скорняково был совершен чин отпевания. В завещании генерала содержалась просьба к родственникам похоронить его на территории Задонского Богородицкого монастыря. Последнюю волю генерала исполнили, его захоронение сейчас находится под охраной монастыря.
 В 1918 году «Скорняково-Архангельское» было национализировано. С 1922 г. всю территорию и постройки усадьбы передали совхозу "Тихий Дон". С середины 1980-х совхоз прекратил своё существование, а усадьба постепенно стала приходить в запустение.

                В 2006 году началось восстановление храма. Его освящение произвёл митрополит Липецкий и Задонский Никон в день празднования Собора Архистратига Михаила 21 ноября 2013 года.
  Возрождение Скорняковской усадьбы – результат любви к малой родине топ-менеджера московского банка, мецената Алексея Шкрапкина.
На реставрацию комплекса финансист Алексей Шкрапкин уже пожертвовал многомиллионные суммы. 10 лет он постоянно занимается этим поистине благородным и нужным делом. Восстановлена пока лишь часть комплекса, но планы громадные. Все началось с детства. Лето он проводил у своей бабушки и часто приходил играть в эти развалины. Побывав через несколько лет в дорогих его сердцу местах, решил: усадьба должна возродиться. Реставрация Скорняково стала его мечтой. Интересный факт: новый владелец усадьбы, как и русские дворяне, свободно владеет французским языком (у него есть поместье и два виноградника во Франции). Казалось бы, вкладывай деньги, как и все наши богатеи в зарубежную недвижимость и бизнес, но! Пример Алексея и его семьи поражает и дает надежду на будущее нашей страны.
Около часа мы осматривали усадьбу и восхищались её рукотворной красотой. Ведь всего несколько лет назад здесь были одни руины, а появилось нечто необычное и в то же время бывшее реальным в дореволюционный период.

                Про усадьбу можно писать много. Она уникальна сама по себе, потому что её из разрухи восстанавливает частное лицо, бизнесмен, который поставил себе целью показать, что российское историческое наследие можно возродить на благо общества. Здесь на небольшом расстоянии друг от друга расставлены таблички из серии «было-стало». Территория впечатляет своими размерами, но она уже огорожена добротной изгородью.
Место живописное, красивое и ухоженное. Видно, что владельцы усадьбы не просто зарабатывают деньги, но и вкладывают в эту красоту свою душу. Здесь все сделано на совесть: каждое здание, пруды, детская площадка и мини-зоопарк.
Однако пришла пора подумать и о хлебе насущном. В бывшем здании ткацкой и ковёрной фабрики открыт ресторан (на вывеске «Ресторация «Бальмонт»). В нём мы и решили отобедать. Собственно, больше покушать здесь негде. Заходим. Поразили нас не только оригинальная планировка ресторана, само убранство, одежда и манера обслуживания официантки, но и заоблачные цены. Самый скромный обед из трёх блюд обходится в полторы-две тысячи рублей на человека. Для нас, простых пенсионеров, такой обед показался уж очень барским. Пришлось ограничиться винегретом и чаем без сахара за 700 рублей.

                Из ресторана мы вышли, естественно, голодными, и взятые в дорогу домашние котлеты и кофе пришлись очень кстати. Отъехав от Скорняково, остановились в лесу и на свежем воздухе с большим удовольствием отобедали своими домашними запасами.
 А хозяину усадьбы и его команде всё же неплохо было бы подумать и о людях с небольшим достатком, которым ресторанные цены «дворянского уровня» не по карману. Недорогая столовая, просто закусочная здесь весьма кстати, ведь люди едут издалека, не всегда богатые, и недорогой обед лишь добавил бы приятные впечатления о посещении этого прекрасного места. Думаю, что и туристов было бы в разы больше, да и убытков хозяева избежали бы. Считать здесь хорошо могут! А в заключение хотел бы поблагодарить Алексея Вадимовича Шкрапкина за его подлинный патриотизм, за возрождение истории родного края.

                Пусть его добрый пример будет образцом для подражания: если бы каждый преуспевший в земной жизни человек сделал что-нибудь полезное для своей малой родины и ближайшего окружения, то, считаю, Россия была бы совершенно другой!
Вот на этой оптимистической ноте я и заканчиваю своё описание этого насыщенного различными впечатлениями дня.

 Домой мы возвратились уже затемно, но воспоминания о поездке остались самые хорошие, а в планах на будущее - дальнейшее изучение родного края.