Как Африка стала чёрной

Ершов Максим Александрович
В представлении многих людей, тех, кто не бывал в Африке, таковая по этническому составу черная, тогда как белые люди - это потомки колонизаторов. Стереотип известный, однако он не совсем правильный. Несколько тысячелетий назад Африку населяли самые разные народы. Считается, что первые люди на планете появились именно здесь. В некоторых случаях приходится читать, что люди жили в Африке ещё 7 млн. лет назад. Задолго до прибытия европейцев Африка была местом жительства: белых, чёрных, пигмеев, койсанов (бушмены и готтентоты) и азиатов.

По видам человеческого разнообразия с "чёрным" континентом не сравнится ни Европа, ни Азия, ни обе Америки, ни Австралия и не Океания. Африка говорит на четверти всех языков мира. Но при этом, если мы можем проследить историю Европы и Азии, прошлое Африки, по причине её бесписьменности, остаётся загадкой.

 Чтобы разгадать её, приходится заручаться помощью лингвистов. Но тут тоже есть свои особенности. Если не знать откуда первые русские переселенцы пришли в Сибирь и на Дальний Восток, с помощью лингвистики мы не сможем установить историческую Родину русского народа.
 С англичанами такая же ситуация. Полмира говорит по-английски, и с помощью одной только лингвистики мы сможем установить очаги английской культуры, но никак не историческую Родину англичан.

 Африканский доисторический период - сплошная головоломка которая разгадана только фрагментами. Коренным населением Канар являлись гуанчи. Таковые относятся к белой расе. По одной из версий в доисторические времена гуанчи населяли территории нынешнего Алжира и Марокко, но были поглощены берберами.
Заметим, ассимиляция произошла в параметрах одной расы, и потому процесс можно назвать вполне естественным. Подобное более заметно, когда одна раса вытесняет другую, либо с ней перемешивается.

 На достоверность не претендую, но последнее расселение Африки различными народами мне видится следующим.
 
 Ещё 1000 лет назад Северная Африка была белой. Египтяне, берберы и туареги относятся к белой расе. Туареги под давлением арабов были вытеснены в Сахару.  Пустыню они прошли, но далее в зону Сахеля уже не продвинулись. Город Агадес в Нигере самая южная точка где живут африканские белые, пришедшие туда сухопутным путём. В настоящем среди туарегов есть чёрные, но это уже процесс естественной "дружбы народов".
 
 Негроидная раса состоит из нескольких типов: суданский, центральноафриканский, южноафриканский и восточноафриканский. Кто бывал в Африке, тот наверняка отметил, что африканцы в различных странах отличаются друг от друга по образу жизни и по внешнему виду.

 Например, жители Сенегала и Западной Сахары длинные и худые, в бассейне реки Конго лица людей "мясистые", а Южной Африке можно видеть темнокожих женщин, что называется, с большим откляченным задом.
 
 Изначально на территории Южной Африки жили койсаны (бушмены и готтентоты). У них желтовато-бурая кожа, волосы вьются сильнее, а у женщин часто встречается жироотложение на ягодицах (стетопигия). В результате этногенеза негроиды перемешались с койсанами.
Тут секрета нет. Вопрос в том, почему койсаны не пришли в Центральную Африку? Почему не навязали свою культуру негроидам? Отметим также, что пигмеев негроиды загнали в лес, в самые-самые джунгли.
 
 Вот и спрашивается, почему одни народы теснят народы другие? Ответ прост, народы, обладающие более высокими технологиями, всегда будут иметь преимущество. Пигмеи и койсаны были охотниками-собирателями. Они перемещались от места к месту, по мере того, как там заканчивалась охота, и как были собраны съедобные коренья и растения.

 Ни пигмеи, ни койсаны не смогли одомашнить скот. При перекочёвках их женщинам приходилось нести на себе не только часть имущества, но и ребёнка. Соответственно, много и часто рожать она не могла. В этом плане у земледельцев было преимущество. Народы осевшие на земле, как и народы кочевники, сумевшие одомашнить лошадей и быков, увеличивали свою численность быстрее. Первым никуда не нужно было кочевать, вторые при перекочёвках могли передвигаться с помощью домашних животных.

 Правильнее говоря, народы, сумевшие наладить производство продовольствия с помощью земледелия, либо с помощью скотоводства, увеличивали численность гораздо быстрее, нежели охотники-собиратели.

 Рожь и пшеница южнее Сахары не растут. Соответственно, египтяне-земледельцы не смогли продвинуться южнее. Негроидные земледельцы сумели окультурить сорго и просо. Засеивая поля, они осваивали всё новые и новые земли, сгоняя оттуда пигмеев и койсанов.
 
 Тут возникает вопрос. Почему пигмеи и койсаны не освоили навыков земледелия? Ответ прост - родиной этих сорго и просо являются зона Сахеля, Эфиопия и Западная Африка. Большинство диких растений Южной Африки были непригодны для доместикации. Соответственно, негроидные земледельцы продвигались вместе со своими окультуренными растениями.

 Крупный рогатый скот, судя по последним данным археологов, скорее всего, был одомашнен независимо в Северной Африке, Юго-Западной Азии и в Индии. Овцы и козы, куры, лошади и верблюды попали в Африку в качестве доместикатов. Зебры, антилопы гну, носороги, бегемоты, жирафы и буйволы - те дикие животные, которыми знаменита Южная Африка, для одомашнивания не подходили.

 Именно поэтому койсаны так и оставались из века в век охотниками-собирателями. Ну а те, кто принимал новый образ жизни, перемешивались с пришельцами, утрачивая свой язык и культуру. Немногочисленные носители койсанских языков выжили благодаря изоляции, в районах непригодных для земледелия и скотоводства.
 
 Основным народом заселившим Африку являются банту. Они входят в Нигеро-конголезскую языковую семью, которая возникла в Западной Африке. Ветвь банту выделилась на восточном краю (в Камеруне и Нигерии), и после они стали расселяться за пределами своего исконного местообитания. Банту живут практически на всей территории Африки южнее Сахары.
Если в настоящее время численность населения Африки составляет 1. 250 миллионов человек, то банту примерно каждый пятый африканец.

Некоторые ветви банту научились обрабатывать металл уже с 800 г. до н. э., однако основная их часть занималась сельским хозяйством и разводила коров. Попав в зону лесов, они лишились своего скота из-за болезней, переносимых мухой цеце. Соответственно, в бассейне реки Конго крупное скотоводство так и не появилось.

 Таким образом, банту оккупировали земли койсанов, но к 1652 году, к моменту высадки голландских колонистов, банту ещё не перешли реку Фиш (в 500 милях к востоку от Кейптауна). Соответственно, европейцы в Южной Африке на первых порах столкнулись не с банту, а с малочисленными койсанами. Последние только-только начали осваивать скотоводство, и потому голландцам не составило большого труда подвинуть их с земли.
 
 А вот когда уже сами буры в 1702 г. перешли реку Фиш, они столкнулись с сопротивлением народа коса. Банту в этот момент переживали очередной всплеск рождаемости. В Южной Африке начался период ожесточённых войн и конфликтов.

 Чтобы расширить территорию, белым понадобилось 175 лет, в которые вместилось 9 войн. Средняя скорость экспансии белых была менее одной мили в год! Если бы голландцы, как только они высадились в Южной Африке, сразу столкнулись бы с коса, с зулусами, или с кем-то из банту, вот так сразу они бы территорию не завоевали.

 Джаред Даймонд в своей книге "Ружья, микробы, сталь: история человеческих сообществ" пишет:

 "Вертикальное разграничение климатических зон в Африке препятствовало распространению сельскохозяйственных культур и животноводства. Коровы из Сахеля не смогли преодолеть зону экваториальных лесов. Лошади попали в Египет примерно в 1800 г. до н.э., изменив порядок ведения войны. Южнее Сахары лошадь пришла только в 1 тыс. н.э. конные армии поспособствовали расцвету западноафриканских королевств. Однако дорогу на юг им преградили опять-таки леса.
 Коровы, овцы и козы достигли северной границы Серенгети уже в 3 тысячелетии до н.э.. но, чтобы преодолеть саванны и достичь Южной Африки, им понадобилось ещё 2 тысячи лет.

 Бананы и другие тропические культуры Азии, для которых климат африканской тропической зоны исключительно благоприятен и которые в наши дни входят в число её главных сельскохозяйственных продуктов, не могли проникнуть в Африку сухопутными маршрутами. Они появились здесь лишь несколько тысячелетий спустя после их культивации в Азии - в 1-ом тысячелетии н.э., вместе с большой лодочной флотилией, сумевшей пересечь Индийский океан."
 
 Увы, родиной банана является Малагайский архипелаг, а вовсе не Африка. Бананы были завезены арабами из Индии на восточное побережье Африки. Причём до принятия ислама, до начала арабской экспансии на Восток, арабы о бананах сами ничего не знали. Зато ко времени активного исследования Западной Африки европейцами (XV век), бананы уже были там хорошо известны.
 
 Ещё одной интересной загадкой Африки является заселение Мадагаскара?

 По археологическим меркам заселение Мадагаскара произошло сравнительно недавно. Мадагаскар был заселён примерно в 200—500 годах нашей эры, колонистами из австронезийских народов, добравшимися туда на каноэ.

 Примерно в то же время или несколько позже через Мозамбикский пролив на остров перебрались поселенцы из племён банту. При этом новоприбывшие заняли в основном прибрежные территории, в то время как потомки австронезийцев жили в середине острова. Генетические исследования показали, что смешение австронезийского и африканского населения началось примерно в X веке, вследствие чего и образовалась народность с самоназванием малагаси.

 Банту по всему побережью Африки с морем были на Вы. Но здесь же они взяли и переплыли через пролив? Согласно выводам учёных, индонезийская иммиграция включала как мужчин и женщин, а африканская иммиграция — преимущественно мужчин. Можно предположить, что азиаты специально сплавали в Африку и привезли на остров банту?....
 Ну ладно банту. А вот как индонезийцы на своих утлых судёнышках сумели переправить на Мадагаскар зебу?  Мадагаскарские зебу с африканскими коровами, конечно, родственники, но не близкие, а дальние.
 
 Вот и получается, что географические особенности влияют на формирование этносов, формируя их быт и культуру. Нет народов изначально тупых и глупых, просто у одних был исторический шанс для развития, тогда как другим подобной возможности природа не предоставляла.