Гипноз. Часть 1

Игорь Пономарев
                Начало 

  Гипнозом я начал интересоваться, учась в педагогическом институте. Для старшекурсников проводились показательные лекции по гипнозу. Проводились они в актовом зале института, вход был свободным для всех желающих. Мы первокурсники, наслышанные о таких лекциях, от старшекурсников, старались попасть на них. Читал и проводил психологические опыты Хабаровский гипнотизер, учитель биологии  Эдуард Дмитриевич Бауман. Позже я попал в его группу избранных, с кем он занимался отдельно аутотренингом. Внешний вид преподавателя был весьма необычен: овальное лицо с черными, глубоко посаженными глазами, абсолютно голый череп с какими-то наростами – шишками. Рост был чуть больше среднего, преподаватель обладал голосом с  нотками глухого баса. Один его вид наводил какой-то ступор. Его лекции произвели на меня сильное впечатление, ничего подобного я не видел, и передо мной открывалось таинство повиновения людьми с помощью голоса. Психологию у нас читали только на третьем курсе, но переговорив с преподавателем, я попал в его группу на занятия аутотренингом. В то время мало кто знал, что это такое. Занятия были весьма интересные. Слова, оброненные преподавателем, что аутотренинг тот же гипноз только над собой, породили у меня мысль, а что если эту технику использовать на других, играя роль гипнотизера. Жил я в студенческом общежитии и практиковаться было на ком. Плохо было одно, вся литература по этому вопросу была запрещена  для широкого пользования. Но что-то можно было почерпнуть из популярной  научной публицистики, немного можно было взять из работ Павлова. Так нарабатывалось представление о гипнозе, нужно было понять, что это за явление. Мной овладело сильное желание, научится  гипнозу.
     Живя в общежитии №5 института, я начал потихоньку, сначала в шутку  гипнотизировать  близкое окружение – ребят живущих со мной в комнате. При этом с удовольствием наблюдал, что все получается и довольно не плохо. Из литературы я знал, что гипноз можно использовать в учебных целях. Сначала это сводилось к тому, что под гипнозом давал заучивать стихи, страницы текста, потом испытуемый  воспроизводил их почти точно по тексту. Помог случай. Шла  зимняя сессия, студентам  учиться было лень, и они искали любые пути проскочить на халяву. Один студент старшего курса собирался идти сдавать электротехнику, при этом, как говорят, был не в зуб ногой, по предмету. Что он удумал: пришел ко мне и уговорил, что бы я ввел его в гипноз и дал задание, прочитать и запомнить электротехнику. Книга была страниц в 300, и я сомневался, что он осилит ее за ночь, но попробовать было можно. Так и сделали, всю ночь студент учил книгу и в первых рядах, по моему совету, ринулся сдавать экзамен – «Пропадать так с музыкой!» - были его слова. Часа через полтора, этот тип появился у нас в комнате с сияющим лицом. «Представляете! Я получил четыре!» - орал он и лез целоваться. Вечером он пришел с бутылкой коньяка, но у нас тоже была сессия и пить мы не стали, но это был первый мой гонорар, заработанный необычным методом. Потом подобных случаев было много и приходилось многим отказывать, убеждая, что учиться надо честно.    Не редко в общежитии, в нашей комнате, где я  был еще и старостой, по вечерам собирались посиделки. Публика была разношерстной с разных курсов и факультетов, присутствовали иногда и девушки. Начиналось, с того, что кто-нибудь утверждал и доказывал, что он не поддается гипнозу. Всем было интересно, что произойдет в действительности, и уговаривали меня загипнотизировать сомневающегося субъекта. Уговоры помогали, и я брался за дело. Вводил упрямца в состояние гипнотического сна, после чего перевоплощал его в пятилетнего мальчугана и он детским голосом читал стишки про «Мишку» с оторванной лапой, «В лесу срубили елочку»  и прочие детские стихи. Публика каталась со смеху, чтец был верзила под два метра. Затем давали ему покатать игрушечную машинку, только роль машинки исполнял  уличный полуботинок, услужливо снятый кем-то с ноги. Вид был потрясающий, здоровый парень, везет башмак, при этом отчаянно тарахтит, бибикает и пускает пузыри носом. После возвращения его в нормальное состояние, все бросились рассказывать ему, что он вытворял. Но он только отмахивался, говоря, что это вы все заранее сговорились, чтобы посмеяться над ним. Спорить было бесполезно. Чтобы доказать, что парень был в гипнозе, приходилось возвращать его опять в состояние гипноза. Причем это делалось за три минуты, так как связь гипнотизер – испытуемый была уже установлена. Затем в состоянии гипноза ему предлагалось снять пиджак, вывернуть его на изнанку и опять надеть, после чего я возвращал его в реальность в прекрасном настроении и установкой не обижаться на окружающих. Когда испытуемый приходил в себя, он снова утверждал, что ничего не было, что вызывало вспышку истерического хохота окружающих и все просили рассказать, почему его одежда одета вывернутой на изнанку, или он так ходит с утра? На что студент сам не мог объяснить как же это так. И тогда все наперебой рассказывали ему про его чудачества. Причем никто никогда не обижался за содеянное, потому что вызывались на «опыты» добровольно. Про такие «вечера» знали многие, но попасть на них было сложно, так как собирались они спонтанно, да и проводились по моему настроению.     Был один коронный номер: напоить человека водой внушив ему, что это водка. Жил в общежитии один студент, звали его «Ромашка», за цвет  волос и форму прически – сильно напоминающую ромашку, ему нравилось быть испытуемым. Один раз собрался народ, пришел и Ромашка, вызвался быть подопытным, народ настаивал что-нибудь показать, а дело было позднее. Без долгих уговоров я ввел его в гипноз, причем он очень легко входил в транс. Для начала перевоплотил его в гонщика на трех колесном велосипеде, и дал старт заезду. Ромашка, сидя на табуретке, лихо крутил педали и костерил какого-то Колю, который не уступает ему дорогу. Затем ловил бабочек невидимым сачком, отмахивался от комаров, все это выглядело комично, если учесть, что на улице была зима. Затем вернув Ромашку в естественный возраст студента, предложил ему выпить вина, на что, он к удовольствию публики, сказал, что пьет только водку. Ему тут же поднесли стакан воды и дали занюхать каким-то сухарем, после чего я его разбудил, не меняя состояния. Первые слова забалдевшего Ромашки были: «Ну что братва по рублю?» Что вызвало гомерический смех, время было около 22 часов. Водка в те времена стоила 3 рубля 62 копейки, и в это время ее можно было достать только у таксистов за 10 рублей, причем общага закрывалась в 23 часа, но ради такого случая скинулись. Встал вопрос, кто погонит? На что Ромашка с готовностью вызвался сбегать. Дали ему денег и отправили в расчете, что из общаги его не выпустят. Веселье продолжалось. Спустя некоторое время к нам постучал вахтер с целью утихомирить, мол, все спят, а вы шумите. И поведал за одно, что наш Ромашка отправился на вокзал, встречать мать, которая приезжает ночным поездом. Что нас сильно удивило, особенно сообразительности Ромашки. Но каково было наше состояние, когда минут через сорок, нарисовался Ромашка с бутылкой водки. Водку, конечно, сразу оприходовали, получилось чисто символически, а Ромашке дали опять воды, от которой он окончательно захмелел и повел себя, к восторгу публики, как в хлам пьяный человек. Пришлось его погружать в сон и приводить в нормальное состояние. Придя в себя, он не мог понять, что такого натворил, чем привлек к себе такое внимание. Впрочем, через несколько дней он стал местной знаменитостью среди студентов, слухи распространялись мгновенно, иногда обрастая неимоверными подробностями, что не обходило и меня.
     Общежитие института, в котором я жил, было, самым крупным, именовалось пятым и вмещало около 450 человек. Парнем я был общительным и замечал, что мне легко удавалось сплачивать ребят и организовывать разные - дела, особенно удавались проказы и розыгрыши, при этом я оставался как бы в стороне. Наверное, поэтому я был выдвинут в члены студсовета общежития, что давало некоторые привилегии по быту. Например: наша комната имела белые покрывала, что было не положено ребятам, по два одеяла, телевизор в комнате. Причем я курировал вечера отдыха, отвечая за музыку, а именно танцы, что было очень популярно в те времена. У меня было оборудование: микрофоны, магнитофоны, проигрыватель и самодельный усилитель ватт на 70 с самодельными колонками. Вся музыка подбиралась мной, сортировалась по стилю и записывалась таким образом, чтобы быстрые ритмы чередовались с медленными танцами. Причем часто приходилось объявлять «Белый танец», так как девушек в общежитии было намного больше чем ребят. На таких танцах было не продохнуть, отгороженное фойе, где проводились танцы, вмещало не больше 70 человек. Ребята пользовались спросом и «одиноких» практически не было. Такие вчера организовывались по субботам, но перед танцами, нужно было проводить какое-нибудь мероприятие: лекцию, диспут, встречу с интересным человеком, по другому идеология в те времена не позволяла. Это и натолкнуло  меня на мысль, учась уже на 3 курсе, провести лекцию – «Тайны психологии с психологическими опытами». Обо мне уже ходило много слухов, поэтому вывешенное объявление о «лекции» многих заинтересовало, причем общежитские ребята были осведомлены полностью, что будет показан сеанс гипноза. В назначенный вечер народу собралось больше расчетного, сидячих мест не хватало, поэтому многие стояли. На сцене заранее было поставлено 10 стульев, на которые постоянно покушались, только благодаря посвященным помощникам их удалось отстоять. Пришло время начинать. Мероприятие было разделено на две части, первая часть теоретическая, так сказать «разогрев» публики, вторая - чистый сеанс гипноза с демонстрацией возможностей гипноза. Первая часть проходила спокойно, я рассказывал немного истории гипноза, давал понятия, которыми придется манипулировать дальше на сеансе. Язык у меня был, как говорят «подвешен» и в карман за шутками и прибаутками не лез, разогрев проходил легко, весело, чем располагал публику к себе. Затем переходил к основному. Для начала, мне из зала нужно было выбрать людей, впадающих быстро в состояние гипноза. Для этого принимался простой прием, я говорил, что сейчас предоставлю возможность всем испытать воздействие гипноза на себе. Далее предлагал всему залу взять руки в замок за голову и внимательно меня слушать. Затем начинал вещать, что вы ощущаете свои руки за головой, при этом постарайтесь сильнее их сжать в замок, и начинаете испытывать, как пальцы рук немеют и так далее по схеме. В итоге говорилось, что вы перестали ощущать свои руки и не можете их разомкнуть. У кого не получается разомкнуть просьба выйти на сцену, чтобы я вам помог. Как правило - выходило намного больше, чем нужно, я отбирал подходящих кандидатов на сеанс, рассаживал на стулья, остальных разблокировав, отпускал на место.  Те, кто оставался, были уже под моим воздействием, поэтому при команде: «Спать», они моментально погружались в гипнотический сон до моей следующей  команды. Дальше начиналось представление. Начинал с малого, перевоплощал кого-нибудь одного в маленького ребенка, он читал стихи, канючил - прося конфетку или игрушку. Затем брал девушку и угощал ее очищенной луковицей, говоря, что это яблоко. К восторгу публики, луковицу она съедала с большим удовольствием. Потом кто-то отмахивался от пчел, бил надоедливых мух, становилось очень весело. После этого устраивались массовые гонки на трех колесных велосипедах. Выглядело это экзотически: десять взрослых человек, сидят в ряд и неистово крутят воображаемые педали, при этом дудят, бибикают и вопят. Затем устраивался всемирный «потоп». Испытуемым внушалось, что на них надвигается вода, при этом они поджимали ноги, залезали на стулья и пытались лезть выше, если их не остановить, но все заканчивалось благополучно. Показывалось еще несколько опытов, особенно опыты с пародированием, когда студент начинал говорить голосом всем известного преподавателя, вести от его имени лекцию – зал катался от смеха. В завершение мероприятия я показывал коронный номер – каталептический мост. Брался юноша, крепкого телосложения, укладывали его в состоянии гипноза, на три стула на спину. Затем ему внушалось, что тело его становиться железобетонным и очень прочным, при этом  тело изгибалось в дугу,  получалось,  что он висит на двух стульях. На один опирается головой, на другой пятками, средний стул в это время выдергивался из под него. Далее предлагалась сесть на него кому-нибудь из зала, желающие находились всегда. Усаживались человека два, при этом болтали ногами в воздухе, после чего подставлялся средний стул и юношу я приводил в нормальное состояние. После всего в последнем слове я хвалил советскую науку и правительство ее направляющее. Это делалось на случай если кто-то «донесет», что бы все представлялось идеологически выдержанное мероприятие в правильном направлении. После представления были танцы, на которых ко мне подошли две миловидные девушки, и сильно смущаясь, рассказали мне, что девушку, которая ела лук вместо яблока, никто не приглашает  на танец, так как от нее несет луком, а они ее подружки, помогите. Пришлось мне ее пригласить на танец, а затем, по очереди и ее подружек. По-моему, все трое были очень довольны и не прочь продолжить знакомство. Девушки были действительно хороши и фигурами, и общением. Все было, как говорят на месте, только я не располагал достаточным временем и не относился к таким знакомствам серьезно, я полностью соответствовал социалистическому типу - «облико – морали» студента педвуза. Наше общежитие было в основном женским, ребята жили на первом этаже и в цоколе, где была и моя комната. Многие девушки пытались со мной знакомиться,  используя любой случай, было очень много курьезов. Я становился «публичным» человеком, о котором говорили во  всем институте. Но выступления не прошли бесследно.  Выступлений такого плана было несколько, поэтому до ректората сведения дошли, но вызвали меня, почему-то в партком и имела со мной беседу парторг института Думчева. Беседа кончилась быстро, и свелась к тому, что меня знают как хорошего студента с большим будущим, но все мои опыты надо прекратить, хотя бы на территории института, если я хочу закончить его благополучно. Намек был понят, и нужно было его исполнять. Пришлось уйти в «подполье».               
  На третьем  курсе у нас читалась общая психология. Занятия вела, заведующая кафедрой психологии, Рима Николаевна Цветкова, у которой я быстро попал в разряд  избранных.  Она передала нам в общагу большую, мощную радиолу, для общего пользования,  и она   стояла  у нас  в комнате до окончания института.
          Все   развивалось последовательно, но с приключениями. Однажды волею случая я оказался в одну из суббот,  гостем женской комнаты студенток 5 курса иняза.  Факультет иностранных языков слыл не хорошей славой, почему-то студенток этого факультета считали развратными, хотя я не разделял такого мнения. В комнату, куда я попал, находились три миловидных девушки – старшекурсницы. Стол ломился от закусок, на столе стояла красивая литровая бутылка импортного вермута Мартини. Предвидя обстоятельства, я прихватил с собой бутылку  белого виноградного вина «Рислинг» и бутылку водки, имея некоторый опыт общения с девушками. Они - то меня знали и знали, как звать, а мне пришлось с ними знакомиться. Причем, я предложил выпивать по рюмке за каждое знакомство, начали с Мартини. Потом они упросили меня показать что-нибудь. Все сводилось к тому, чтобы я узнал, кто из девушек симпатизирует парням их факультета и именно кому. Как я понял, ими руководил дух соперничества. В транс, в этом случаи, приходилось погружать по очереди. После каждого погружения подкреплялись вином. Мартини кончилось, я предложил водку, но девушки пояснили, что они ее не пьют. Тогда я предложил им попробовать «коктейль» - немного Рислинга и немного водки. Этому напитку меня научили старшекурсники – благодарные мне. Надо отметить, такой напиток пьется очень легко, ну а «торкает» сказочно. В итоге, когда распробовали, девушки уже забыли цель моего основного прихода. Считавшим себя опытным, в деле питья, я наливал себе намного меньше, чем остальным, что сыграло определенную роль. Девушки сначала порывались петь песни, и несмотря что учились на инязе, пели русские народные. Мне с трудом удалось их остановить, так как в общежитии шуметь нельзя, особенно вечером. Затем они решили целоваться со мной по настоящему, что мне жутко не нравилось по причине моего неумения. С большим усилием удалось отговорить их от этой затеи. Они пошли в другое наступление, так как у них был магнитофон, девушки предложили танцы, причем я должен танцевать сними по очереди. Из этой затеи тоже ничего хорошего для меня не получилось. Девушки, разогретые алкоголем, страстно прижимались ко мне, при этом не стеснялись хватать меня, как – бы невзначай, за недозволенные интимные места. Что конечно возбуждало меня, но многолюдность гасила природные инстинкты. Количество участниц уменьшалось, одна из девах прилегла, сказалась «усталость», переходящая в сон, другой стало плохо, и она тоже намеривалась отключиться. Третья не придумала ничего лучше, как попросить меня проводить ее в туалет, по причине не твердой походки. Хорошо туалет был недалеко от их комнаты. Мне пришлось ее проводить и подождать когда она появится в коридоре. Вернувшись и растолкав всех остальных, пробовали продолжить застолье, но девушки не собирались очухиваться, да и третья деваха была на «взводе». В этот момент начали сильно стучать в дверь. «Ну, все» - подумал я проверка или рейд. Не открывать было бы еще хуже, хотя меня молили не открывать. Когда я открыл дверь, на меня напало еще одно пьяное женское тело – подруга из соседней комнаты. Она не говоря ни слова, обхватила меня за шею и повалилась, увлекая меня, на крайнюю кровать от двери. Мне с трудом удалось освободиться от нее. На что одна из пятекурсниц, едва державшаяся на ногах, веско заметила: «Что нас на второкурсниц  променял»? Пришедшая была второкурсницей того же факультета. Я ничего понять не мог, понял одно – пора сматываться, начинается дележ, а шум и скандал мне не к чему. Поэтому, будучи еще в здравом уме поспешил ретироваться. Через несколько минут я был у себя в комнате, но там тоже шло веселье и не хватало только меня.  Собравшиеся однокурсники,  обрадовались моему появлению, и сразу предложили штрафную. Последствия той субботы помнятся плохо. Вспоминается, что докончили мою заначку – коньяк «Плиска», но больше в такую переделку с тремя девицами я не попадал.
     Запомнилась мне еще одна история, связанная с моим гипнозом. Пригласили меня как то в кооперативный техникум, прочитать лекцию о гипнозе, ну и конечно показать гипноз. Все проходило как всегда довольно гладко, большинство учащихся этого заведения были девушки. И вот одна из девушек, в состоянии гипнотического сна, была перемещена по времени в будущее лет на 10. Она рассказала, что техникум закончила успешно, уехала на работу по распределению в город Вяземский, Хабаровского края, там вышла замуж. Мужа зовут Юра,  у нее сейчас двое детей. Я спросил: «Как детей зовут»? Она пояснила: «Коля и Катя, Коле – 6 лет, Кати – 3 года». Я бы забыл об этом сеансе гипноза, если бы опять не случай. Встретил лет через 10 -12 своего однокурсника, который и организовывал этот сеанс в техникуме, там у него училась будущая жена – подруга этой девушки. И он рассказал мне, что эта девушка действительно, окончила техникум и по распределению уехала в город Вяземский. Там вышла замуж, мужа зовут Юра, родила ему двоих детей, мальчика – Колю и девочку Катю с разницей в 3 года. Получалось все, что она рассказывала под гипнозом о своем будущем, полностью сбылось. Это побудило меня заняться регрессивным гипнозом – переносом личности, в состоянии гипноза, в прошлое или в будущее.
          Практическую пользу от владения гипноза, я начал получать на первой педагогической практике, работая пионервожатым в показательном пионерском лагере «Искорка». Нам, вожатым, еще не обладающими педагогическими навыками, сильно доставалось от детей. Страдала дисциплина. Существовал так называемый «Тихий час» с 14 до 16 часов. Согласно внутреннему распорядку, дети должны были в это время спать.  Но заставить спать, их было практически невозможно. Пионеры занимались в это время всем только не сном. Кто читал, кто рассказывал байки или страшные истории, кто лупил соседей подушкой, или поливал окружающих запасенной водой. При этом стоял гомон, визг и шум, невольно было не до сна. Мне в голову пришла интересная идея, зная как усыпить с помощью метронома, я попробовал перевести это на пионеров. Отрядные корпуса состояли из двух половин. Одна половина для мальчиков, другая для девочек, в каждой половине стояло не менее 20 коек. В отрядах всегда было около 42 пионеров на двух вожатых. Придя в свою половину мальчиков, я объявил, что сегодня во время «Тихого часа» проводим психологический эксперимент. А именно, выясняем у кого отклонения в психике. Далее я
подробно рассказывал: «Я, буду ходить, равномерным шагом по проходу, а все должны считать «про себя» мои шаги, при этом все кто не уснет, досчитав до 101, должны тихо поднять руку, чтобы обозначить себя. Это и будут ребята с не совсем нормальной психикой». Я, надевал туфли с твердыми каблуками, чтобы они цокали, и начинал эксперимент. Ходил между рядами коек так, чтобы цоканье раздавалось примерно через 0,75 секунды – это наилучший ритм для погружения в сон. Через определенное время, я останавливался и не видел ни одной поднятой руки. Тут была еще одна хитрость, если даже кто-то и не уснул, руку поднимать было стремно, ведь его могли признать с нарушенной психикой, а слыть дураком никому не хотелось. Поэтому отряд после 5-6  минут моего дефиле мирно спал до подъема. Через некоторое время вырабатывался у ребят стереотип, достаточно мне было походить по рядам, как все спали. Другие вожатые заметили, что у меня как-то быстро дети засыпают без особой возни и ругани. Пришлось делиться своим опытом. Впоследствии многие переняли мой опыт. Это было первое практическое применение гипнотического метода для засыпания.
       После института, работая в школе, мне довелось подрабатывать еще в вечерней школе. Только это школа была не простая для рабочей молодежи, а находилась в колонии для заключенных или как их там называли  - осужденных. Колония или по-другому – зона, была большой - полторы тысячи человек, а может и больше. В ней также было профессиональное техническое училище, в котором учили строительным профессиям. Я преподавал в этой школе физику. Каждого преподавателя зоны обязывали проводить мероприятие во время отдыха осужденных. Формы могли быть разные: лекции, викторины, диспуты и т.д. Я предложил прочитать лекцию о гипнозе с психологическими опытами. Руководство колонии, обговорив со мной план проведения лекции и видя нейтральную почву по отношению к строю и правительству дало разрешение на проведение. День проведения выбрали в воскресенье, так как для осужденных это был единственный выходной день, свободный от работы. В назначенное время все собрались в клубе зоны. Там в праздники и выходные крутили кино. Зал вмещал человек 200, но людей набилось больше, сидячих мест не хватало, пристраивались, кто, где может.
    Итак, представление началось. Первая часть была чисто познавательная, я рассказывал о истории гипноза его возможности и прочее что относилось к гипнозу. В зале кроме осужденных были начальники отрядов, политрук и другие оперативные работники. Плавно перешел ко второй части. Что бы дать понять состояние гипноза, я продемонстрировал массовое введение в состояние гипнотического сна. Это дало мне возможность выбрать людей подходящих для следующих экспериментов, и я пригласил их на сцену. Вышло человек двенадцать. Далее все разыгрывалось по обкатанному сценарию. Я предлагал текс для запоминания, читал его вслух, а потом, осужденный, находящийся в гипнозе и слушавший текс, воспроизводил его. Кто-нибудь из заключенных сравнивал отклонения от текста, их практически не бывало. Но осужденные люди не такие простые, они заявили, что я договорился. Предложили свой текст и условия, что читать будет кто-нибудь из них. Повторили опыт, результат превосходный. Затем показал шутки типа гонок на велосипедах, перевоплощение в детский возраст и прочие атрибуты шоу. В заключение решил показать каталептический мост. Здорового верзилу, в состоянии гипнотического сна, положил на четыре стула. После того как ему было сделано внушение, что тело его монолит из стали не прогибается и выдерживает нагрузки как мост, из под него выдернули два стула. Он остался висеть, опираясь на один стул головой на другой пятками ног. Я предложил сесть на него двум человекам. Те с опаской сели и поджали ноги. Тело испытуемого даже не прогнулось, лишь слегка пружинило. Помощники слезли, после чего я задвинул нехватающих два стула на место и привел верзилу в нормальное состояние. Мне тут же было заявлено, что это сговор. Я предложил кому-нибудь это продемонстрировать из зала. На сцену поднялся «шкаф», еще больше испытуемого. Я предложил лечь ему на стулья. После того как он напрягся и выгнул тело, я выдернул два средних стула и предложил тем же помощникам сесть на него. Как только сел первый «шкаф» провалился до пола, публика неиствовала от смеха. Успех был полный. На этом мое выступление закончилось. Но потом, позднее  меня попросили оказать одну услугу, связанную с гипнозом.
   Дело было так. Операм стало известно, что в зоне готовится убийство одного заключенного. Но ничего предпринять они не смогли. Осужденного успешно закололи «заточкой» во время сна и происшедшее вскрылось только после побудки. Кто заколол, знали предположительно, требовалось найти орудие убийства.  «Стукачи»,  довели до сведения, что «заточка» может быть спрятана в вечерней школе. В школе все вспомогательные работы вплоть до мытья полов исполняли осужденные. Что бы попасть на такое теплое место как школа, нужно было осужденному обладать особым доверием у начальства и иметь непререкаемую репутацию с рекомендациями. Таких осужденных было не много. Внимание привлек школьный плотник. У него было подсобное помещение с заготовками досок, инструментами и тому подобное. Спрятать можно было все что угодно. Искать в этом помещении иголку было бессмысленно, а сам плотник в сознанку не шел. Привели его ко мне. Объяснили суть дела. Минут через пятнадцать, я ввел его в состояние гипнотического транса. Даже под гипнозом он отказался говорить про заточку, хотя проговорился что она  у него. Тогда я попробовал по-другому. Я внушил ему, что ожидается шмон и заточку необходимо срочно перепрятать. Не выводя из состояния гипноза, я дал ему команду действовать. Осужденный, не видя окружающих, повел в свою подсобку, там перевернул стул, на который садилось приходящее начальство, оторвал подкладку на обратной стороне стула и вытащил оттуда заточку – представлявшую из себя кусок проволоки диаметром миллиметра три, длиной сантиметров семнадцать,  раскованную с одной стороны в тонкое заточенное лезвие, заостренное с конца как шило. «Инструмент» немедленно убрали. Осужденного я вывел из состояния гипноза со стертой памятью о происшедшем. Потом опера подвели дело так, что как бы сами нашли орудие убийства, правда плотник из школы исчез. Как раз закончилось первое полугодие, появился физик – мужчина, который согласился работать в зоне, а меня загрузили полностью работой в дневной школе. Но это уже совсем другое повествование.