Бродяги дхармы 13. Эмейшань и Гигантский Будда

Венцеслав Кудряшов
День 20/3/18.09.06.

Пока, благодаря ментам, у нас организовалось свободное время, решили осмотреть окрестности Чэньду и направились в Лешань. Не помню на чем ехали, помню только бесконечные кукурузные поля и дорогу вдоль реки. Туман, из которого появляется чудо!

Огромный Будда Майтрея вытесан в скале, обращенной к слиянию трех рек: Миньцзян, Цинъицзян и Дадухэ, поэтому для осмотра можно брести через горы по тропинке, но лучше – выйти на катере к середине реки, откуда и открывается замечательный вид. Скала находится на западном склоне горы Линъюньшань. По легенде, знаменитый монах Хайтун династии Тан (618-907) часто видел, как в водовороте рек переворачиваются лодки. Кораблекрушения в этом месте были привычным явлением. Желая защитить лодки и смягчить непокорные потоки, монах дал обет возвести в скале Будду Майтрея. Он приложил много усилий, чтобы собрать средства на строительство. Так самый большой Будда в мире строился 90 лет с 713 по 803 годы в эпоху Тан. Местная пословица гласит: «Гора – это Будда, Будда – это гора». Его высота 71 м. Для удобства паломников была построена дорожка Девяти Поворотов, состоящая из 250 каменных ступенек. В 1996 году ЮНЕСКО внесло Будду в список мирового наследия. Некогда, с момента постройки и в течение 500 лет огромная деревянная конструкция защищала Будду от непогоды. Но в конце династии Юань она была разрушена. Так с 15-го века Будда остался открытым для дождей и ветров, поражая своим величественным видом воображение паломников, подчеркивая тем самым каменную незыблемость веры.

Оставив безуспешные попытки сделать приличные фото и видео в сгущающемся тумане, мы двинулись в направлении Эмейшань.

Горы Эмейшань расположены в 165 км от Ченьду. Самая высокая вершина – пик Ваньфо, начинается с 500 м и доходит до 3 099м. над уровнем моря. И не смотря на то, что внизу, у подножия гор было душно, когда мы поднялись к вершинам – нас встретила влажная прохлада. Правда, красоту пейзажа несколько сковывал туман. Говорят, весной горы утопают в огненных азалиях. А летом склоны покрыты зеленой травой и деревьями. Зимой все засыпано белым снегом, что лежит и на крышах древних храмов, на ветвях деревьев, на склонах гор. Можно ослепнуть от этого снежного великолепия. Но была осень. Деревья только начали сбрасывать листву, и невозможно чистое небо просматривалось сквозь густую крону.

Поднявшись на фуникулере на некоторую высоту, мы побрели по тропинкам от храма к храму. Какими мелочными и незначительными нам казались все вчерашние проблемы! Как магически действовала красота и величие этой местности! Неслучайно испокон веков китайцы верят, что природа таинственно влияет на характер человека, а бессмертные находят свое пристанище в горах.

На склонах Эмейшань, как и других священных горах, расположено огромное количество храмов: с тех времен, когда более 2000 лет назад буддизм попал в эти места, здесь было построено более 30 храмов, и многие из них обладают особенностями, присущими только этим местам.
 
Местные легенды (китайцы мастера на подобные баяны) говорят, что свое настоящее название Эмейшань получили за свою красоту, ибо само слово «эмэй» - это поэтическое сравнение для красивой женщины. По легенде, в одном из храмов города остановился художник. И в благодарность подарил монаху, который его приютил, четыре картины: на каждой из них была изображена прекрасная девушка. Художник сказал монаху, что после его отъезда картину необходимо спрятать в стволе дерева на 49 дней. Но монах был слишком поражен красотой, чтобы прислушаться к предупреждениям. И немедля развесил их на стене. Когда он вечером вернулся в храм, девушки громко смеялись в зале, а изображения с картин исчезли. Как только монах понял, что это и есть девушки с портретов, они выбежали из комнаты. Погнавшись вслед, он только и успел схватить за юбку одну из красавиц. А она неожиданно превратилась в гору. Другие девушки тоже последовали ее примеру. Так объясняется, почему три вершины гор Эмейшань находятся так близко друг к другу, а одна – чуть в стороне.

Храм Баого стоит на высоте 550 м. и строился с 1573 по 1620 г.г. во время династии Мин. Он является ярким примером храмов Эмейшань. Здесь же находится Ассоциация Буддизма Эмейшаня. Внутри храма – семиметровая бронзовая башня. В ней выгравировано 4700 изображений Будды и сутры хуаянь, огромная фарфоровая статуя Будды, изготовленная в 1415 году в городе Цзиндэчжэнь, столице производства фарфора в Китае.

В 15 км от храма Баого, утопая в зелени, расположился павильон Чистого Звука, построенный в IV веке. Через две реки - Черного и Белого Драконов, - параллельно друг другу расположены два моста. Потоки двух «драконов» сливаются в один, ниже павильона, и с грохотом ударяются о камень в форме бычьего сердца. Между двумя отвесными скалами перекинута узкая доска, а внизу клокочет поток Черного Дракона. Далее – мы добрались до Храма Божественного пика, еще несколько километров – и мы у Пруда Купания Слона.

По легенде, когда Пусянь взбирался на Золотую вершину на слоне, он останавливался здесь, чтобы искупать своего любимца. Пусянь был правой рукой Сакьямуни, основателя буддизма. В китайском буддизме принято считать, что именно в горах Эмейшань он достиг просвещения. Обычно его изображают верхом на слоне.

На склонах гор вокруг пруда обитают обезьяны, они, естественно, рассевшись вдоль лестницы, выклянчили у нас все бананы и яблоки, припасенные в дорогу. Как маленькие попрошайки, протягивая ладони в ожидании подношений. За нами плелась плотная группа немецких туристов. Вожак, в окружении своего гарема, важно двинулся в их сторону. Лишь одна самочка, продолжала выклянчивать у нас еду. Из кустов появился бета-самец (которому гарем не положен по иерархии в стае). Нисколько нас не стесняясь, самец стал рекламировать свое хозяйство. Самочка, оторвавшись от банана, внимательно осмотрела пенис, пощупала каждое яичко и впечатлилась увиденным. Самец исчез в кустах, а самочка привстала, высматривая грозного альфа-самца. Он и его банда, успешно разгружали немцев. Самочка развеселила нас движением, похожим на то, каким второпях крестятся бабки в автобусе при виде нроводельного храма. "Перекрестившись", она исчезла в кустах. Сразу несколько толстых немок завопили дурными голосами: неблагодарные приматы повырывали у них из рук пакеты с едой, с кого-то сорвали очки, с кого-то панаму. Вожак пронесся мимо нас с фотоаппаратом в зубах. Вся шайка мгновенно растворилась в зарослях. Оставив немцев причитать, мы двинулись дальше. Придерживая фотики, на всякий случай)

А золотая Вершина была окутана столь плотным туманом, что насладиться удивительным видом, открывающимся здесь, нам не удалось. Говорят, что с этого места на рассвете, когда облака собираются на востоке и окрашиваются в пурпур, яркий луч свет пробивается сквозь пелену – и так начинается новый день... К полудню лучи, проходя сквозь облака, образуют круг из различных цветов: фиолетового, голубого, зеленого, желтого, оранжевого, индиго. Это - знаменитый «ореол Будды» Эмейшаня, который создается преломлением солнечного света в тумане. Во времена династии Цин и Мин преданные буддисты, веря, что ореол – это приглашение в иной мир, сбрасывались с отвесных скал. Три чуда гор Эмейшань – рассвет, венец Будды и море облаков.

В горах Эмейшань мы посетили также Храм Фуху (крупнейший женский монастырь), и Храм Ваньнянь (Храм Десяти Тысяч Лет), построенный еще при династии Цзинь (265-420). Его считают старейшим в Эмейшань. Священный покровитель этих гор – Пусянь. В честь него и был возведен этот храм. Над квадратным залом расположен огромный купол, внутри находится бронзовая статуя Пусяня верхом на слоне с шестью бивнями, а под его ногами растут лотосы. Как минимум три пожара случились в храме с тех пор, как установили статую в 10 веке. Но каждый раз 62-тонная статуя избегала разрушения.

Склоны гор покрыты высокими елями, соснами и кедрами, у дорог и тропинок, ведущих от храма к храму, порхают великолепные бабочки от цветка к цветку, придавая путешествию особое очарование. Здесь обитает большое количество животных, можно даже встретить панду а уж обезьяны – просто на каждом шагу. Здесь также обитают редкие виды лягушек, которые могут издавать звуки, похожие на цитры. Согласно легенде, лягушки когда-то были прекрасными богинями, которых завлекли в храм проповеди монаха. У одного небольшого пруда неподалеку от храма Ваньнянь мы остановились ненадолго, заслушавшись их пением. Только разглядеть лягушек было практически невозможно, кроме одной, самой большой, каменной на каменном листе в окружении цветущих лотосов. Спускались сумерки. Мы двинулись в обратный путь.
У подножия Эмейшань – большое количество отелей, в которых можно остановиться на ночлег и снова на следующее утро бродить и бродить среди деревьев, храмов, обезьян и наслаждаться этим чудом бесконечно.