Если нет ума

Людмила Возняк
«УМ - БОГ КАЖДОГО» Гераклит



Кому не знакома такая ситуация: живешь себе спокойно, размеренно, добросовестно, а потом как вляпаешься в какую-нибудь передрягу, и нагрешишь почти на ровном месте? И… охватывает отчаяние...как такое могло со мной произойти? И винишь себя еще больше от этого, и ещё больше отчаиваешься, но ничего уже не вернешь.

Однажды мы заговорили с подругой об отчаянии, и подруга мне сказала: «А что же ты хотела, если нет ума». Я упала на кровать, дело было у меня дома, и смеялась так, как не от всякой кинокомедии можно рассмеяться.

Когда говорят про человека, что он умён, это хорошо? Кажется, хорошо, все хотят быть умными. Никто не хочет быть глупым. Ведь ум, как большая гора, с которой многое видно. И тогда можно заметить причины и следствия, раскрыть связи, сделать выводы. Стоп… вот здесь и начинается смешное и трагичное: некоторые выводы поражают…

Ведь «Ум - бог каждого».

Когда он стал богом?

Ещё в Эдеме. Помните притчу: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»(Быт.3:5).

Вкусил? Вкусил… и стал богом. Внешнее умствование жены стало внутренним умствованием Адама. Начался внутренний диалог мужа и жены, добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного, выгодного и невыгодного, божьего и небожьего… Всё надо познавать, доказывать, опровергать, логически обосновывать и то, и другое. Очень много дел у ума, а счастья мало. Таковы последствия вкушения плодов с дерева познания добра и зла. Ум потерял целостность, единство, разделившись в себе.

А жизнь… живут, а не умствуют.

«Господь знает умствования мудрецов, что они суетны»(1Кор.3:20).

Умствовать - размышлять, мыслить, мудрить, рассуждать с умом.


А жизнь… живут, а не умствуют, потому что естественное не бывает безобразным, и живое разумно.

Ум это глаза души. Между объектом и его отображением не должно быть никаких мысленных построений:очки, пелена и т.п. Думку бесы думают.

И тогда, «говори как на духу»!

Это как?

«Напрямки, без околичностей, не обинуясь, по душам, без обиняков, прямо, напрямик, в лоб, как перед богом, положа руку на сердце, по душе, не таясь, со всей откровенностью, без утайки, правдиво, честно, впрямую, начистоту, начистую, прямиком, чистосердечно, без всяких околичностей, без всяких обиняков, искренно, искренне, откровенно» Словарь русских синонимов.

Если коротко, но просто: говори как есть, не ври, не выкручивайся!

Показательны в этом отношении требования царя Навуходоносора:

«Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него.
И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.
И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.
И сказали Халдеи царю по-арамейски: царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.
Отвечал царь и сказал Халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины.
Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его.
Они вторично отвечали и сказали: да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение.
Отвечал царь и сказал: верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня.
Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его»(Дан.2:1-9).

Кажется, что требование царя невыполнимо, но

«Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея.
Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью».

А царь хотел правды, т.е. как на духу. Чтобы его тайноведцы сказали всё как есть, без фантазий и выкручивания. Разве это невозможно? Возможно, иначе, почему от царя отступило слово? Надо было, чтобы тайноведцы не толковали сами, не мудрствовали, не врали, а обратились к источнику, откуда и пришёл сон, к Солнцу Правды, Сознанию. Оно освещает своими лучами всё тайное, и делает его явным.

Ну, так давайте смотреть, и не будет тайн! Не получится. Потому что ум реализует программу познания добра и зла, мышление. И видит не Солнце Праведности, а себя сидящим на горе Божьей, на краю севера(Ис.14:13), на месте того Солнца. И шаг за шагом реализуя эту программу возносится. Когда мы следуем этой программе ума, то, естественно, при любой ошибке, осечке, накапливается недовольство собой, до отчаяния:«как это могло случиться, ведь я всё продумала, всё под контролем… ума».


Чем плохо мышление, ведь мы им живём? На безрыбье и рак рыба, если связи с Сознанием нет, либо она эпизодическая. Но наше мышление это варианты вранья, басен, сплетен, и потому нечисто.

«Негодных же и бабьих басен отвращайся»(1Тим.4:7),

«Жены ваши в церквах да молчат»(1Кор.14:34).

Данная заповедь призвана не ущемлять права жен, а напоминает Адаму,( т.е. человеку) на необходимость сдерживать внутренний диалог, чтобы использовать ум по прямому назначению.

А если не сдерживать, то финал как в Эдеме(Быт.3), или:

«Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией»(Иез.28:16).

Ну так это же про диавола...

Ум и есть диавол, а не козел с рогами и копытами. Ну, конечно, ум может его так представить, чтобы перевести стрелки.

Для диавола приготовлен ад:

«а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков»(Отк.20:10),

«И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»(Отк.20:15),

«Не войдет туда(в новый Иерусалим) ничто нечистое…»(Отк.21:27).

Но время иллюзорно. Если ад приготовлен для ума-диавола, то зачем ждать, когда его туда отправят принудительно? Надо сегодня принять свою реальность добровольно.

Один монах совершал аскезы, постился, молился без сна. И вот через несколько лет тяжелых трудов, как-то, захотел он поклониться иконе, смотрит, а перед ним бес стоит, и нельзя поклониться иконе, чтобы не поклониться бесу. Монах в отчаянии взмолился к Иисусу: «Господи, помилуй! Господи, Ты видишь, что я хочу молиться с чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа».

Иисус Христос ему сказал:«Бесы по гордости приходят к человеку. Кто слишком горд, к тому и соответствующий бес приходит. Но милость Моя велика. Поэтому держи твой ум во аде, и не отчаивайся».

Что значит держать свой ум в аде?

Скрежетать зубами…? Это отчаяние, а Иисус учит не отчаиваться.

А разве можно в аду не отчаиваться?


Отчаяние - это продолжение гордости. Оно говорит о несогласии человека со своим положением: «Как же так? Этого не может быть! Ну, хотя бы не так… Подумаешь, ошибка, меня спровоцировали; Вообще, это не я; Я хороший(ая)».Осознание того, что мы не всемогущие, не идеальные, и что-то не поддаётся нашему влиянию очень портит нам настроение.

«Горе гордым и высокоумным, потому что для них готовится печь огненная»
прп. Ефрем Сирин.

А что делать-то с нами?

Гордый ум стремится на «Олимп»:

«Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»(Лук.14:7-11).


Причем, чем выше забирается, тем ниже приходится падать, и тем больше страдать. А падать обязательно приходится, иначе как понять, что в нас нет ничего хорошего, чтобы надеяться, а только большее или меньшее зло.

« Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы»(Ис.14:12),

«…нечестивый падет от нечестия своего» «Пр.11:5),

«… повергаются нечестивые в несчастие»(Пр.21:12).


Но есть другой вариант:

«Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» Старец Силуан Афонский

Или «Отправь душу в ад и будешь богат» пословица

Авраам отправил свою жену-душу в ад, т.е. в Египет:

« И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов»(Быт.12:14,15)

Польза от этого была очевидна:

«И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды»(Быт.12:16).

И кроме этого, Господь не оставил Сарру там:

«И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было»(Быт.26:20).

И нам польза может быть… Не будешь надеяться на себя - «ну, нету у меня ума», не будешь страдать от ошибок. Потому что ошибки это естественное состояние грешника, а ад самое подходящее место для таковых.

Иисус Христос сказал монаху примерно следующее: «Посмотри реально на вещи! Чего ты хочешь достигнуть? Чистоты мыслей и безупречного поведения? Пятнадцати лет тебе не хватило? А сколько ещё нужно? Ты видишь, что не можешь! Прими ад как свой, знай, что это твое вечное наследие по причине греха, который постоянно воспроизводит твой ум. Но не отчаивайся, милость Моя велика».

Что значит «держи свой ум твой во аде» ? На что это похоже?

Картинки котлов с кипящим маслом, резвящихся и веселящихся чертей? Нет. Сознание своей греховности, своего зла, которому нет конца, от которого только Господь может спасти, а если нет, то ад:

«… так кто же может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно»(Мат.19:25,26).


Разбойник, висевший на кресте, по одну сторону от Христа говорил:

« мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лук.23:41)

Иисус на крест, взмолился:

« Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»(Мат.27:46).

То была реальность разбойника, и реальность Иисуса - ад.

Преподобный Антоний величайший подвижник был послан Господом в Александрию, к сапожнику учиться. Придя к сапожнику, Преподобный начал расспрашивать, как тот живёт. Сапожник отвечал, что треть заработка отдает на храм, треть - нищим, остальное удерживает на свои нужды. Антония, который бросил все свое имение и жил в пустыне в большей, чем сапожник, нищете, это не удивило. Значит, не за этим отправил его Господь. Тогда он говорит сапожнику: «Господь послал меня к тебе узнать, как ты живешь?» Смиренный сапожник испугавшись такого слова, говорит: «Ничего особенного, я лишь работая, смотрю на проходящих мимо людей и помышляю: все спасутся, один я погибну». Возвратившись в пустыню, Антоний стал учиться, что значит – «все спасутся, один я погибну».

«Где будет диавол, туда будет брошен и Пимен» - так рассуждал о себе другой монах.

Ад – самый низ, необходимый низ, чтобы помнить свои грехи, свою испорченность, свою без_помощность.

«Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою»(Сир.1:30),

Ад существует как ответ на нераскаяние, и несмирение, для лечения синдрома «будете как боги»:

«Господь… нечестивых унижает до земли»(Пс.146:6).

Чем меньше человек склонен к покаянию, тем жарче он растапливает себе ад, всё прямо пропорционально. Можно вспомнить, сколько казней понадобилось фараону, прежде чем он отпустил израильтян. А без возможности раскаяния, муки не имеют смысла. Но если человек раскаивается, то его ад уже не имеет смысла.

Иисус предложил Силуану Афонскому лечение от гордости ума: «Держи свой ум во аде».

Старец говорил: «Господь Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу».

Пока ум не в аде, он загадит всё, что можно своими помыслами: дружбу, любовь, отношения, закон Божий. И особенно закон Божий, потому что исполнение его приводит к ещё большей гордости ума, и это замкнутый круг.

«Но не отчаивайся...»

И… откуда что берется?!

«ибо Ты не оставишь души моей в аде»(Пс.15:10),

« И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! » (Лук.23:43),

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой»(Лук.23:46),

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! »(Лук.18:13).

Почему это возможно?

«И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»(Лук.23:43),


«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится!»(Лук.18:14).

« Иисус, возгласив громким голосом, сказал:
« Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною»(Иоан.17:24),

«Смиренных возвышает Господь»(Пс.146:6),

«велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего»(Пс.85:13).

«Ум - бог каждого»… Да, ещё говорят, что «дуракам» везёт… У «дураков» нет ума, значит, и того «бога» нет?



Фото из интернета.