Выход белой орхидеи

Юрий Панов 2
   Вы помните, как впервые встретились Луиза Лавальер и будущий король Людовик X1V?  Все провинциальные придворные  дамы герцога были разодеты в пестрые  платья, и только Луиза, так, по крайней мере, утверждал Дюма в своем романе, пришла на бал в белом платье. Людовик ее заметил, а позднее стала Луиза  знаменитой фавориткой.  А вот я не заметил свою Луизу среди пышного цветения венериных башмачков в нашем школьном заповеднике. В калейдоскопе ярких орхидей на солнечной поляне, розовых, пурпурных и желтых, хотелось увидеть  еще нечто более яркое. И вдруг  скромная девочка, старательно  фотографировавшая башмачки для нашего проекта, удивленно произнесла, почти прошептала
- Что за странный цветок!
 Так явилась  мне белая орхидея. И была она не одна, рядом   были ее подружки, некоторые очень странные, но тоже белые. Почему именно  белые платья невест, белые цветы, белые звери  нас так привлекают? В Дарвинском музее в Москве хранится как драгоценность множество чучел белых животных: белых белок, ворон, пантер и обезьян. В зоопарках нам с гордостью показывают белых тигров с голубыми глазами.  Не редкость и чисто белые орхидеи. В любом цветочном магазине  вы найдете белые тропические фаленопсисы, а в Германии цветоводы научились  получать почти любые разновидности северных наземных башмачков, в том числе белых, размножать их и отправлять в посылках любителям во всех концах света.
Белые орхидеи в природе – не такие. Белые орхидеи в природе окружены тайнами. Это чудо.  Всегда трудно точно выяснить их родословную, то, что в после дарвинские времена обозначается словом «происхождение». Известный певец и исследователь природы Якутии Прокопий Ноговицын недавно обнаружил целые заросли пятнистого башмачка … без пятен, чисто белых. Это чудо.
 
   Чудо и наша орхидея из школьного заповедника.  Она, конечно, не альбинос, листья ее зеленые, и не чисто белая. Цветок этой орхидеи действительно напоминает туфельку с изящными завязками. Один листочек околоцветника, самый главный,  ботаники почему-то называют губой. У нашей орхидеи губа белая, но другие листочки околоцветника благородного пурпурового цвета. Известный исследователей орхидей Аверьянов считает такую окраску самой редкой в природе, двухцветной (bicolor). Но как появилась на свет эта орхидея? Кто были ее родители? Может быть,  это просто форма башмачка настоящего?    У настоящих башмачков губа золотая, а листочки пурпуровые. А может это гибрид с  розовым крупноцветным башмачком? А может это возвратный гибрид? Белая орхидея кружит в хороводе  обоих видов, они рядом, на расстоянии вытянутой руки! И есть у белого башмачка в строении губы, характера ее отверстия, ловушки для несчастных мелких ос,   окраски бесплодной тычинки стаминодия, закрывающей особый орган орхидей стаминодий, много признаков родительских видов. Ботаники готовы часами всматриваться в  детали цветка,  рассматривать и анализировать их,  как генетики исследуют передачу по наследству выпяченной нижней губы у династии Габсбургов. Но нам, читателям, удивительное  разнообразие окраски губы башмачков скорее интересно, как и описание губ Анны Австрийской в «Трех мушкетерах».

 Орхидеи эротичны, не случайно их дарят любимым! И, наверное, нам важна судьба белой орхидеи, как интересна судьба Луизы Лавальер. Есть ли у венериных башмачков будущее в окружении дорог, поселков и распаханных полей?  Останется ли она королевой цветов или падет под лопатой предприимчивого дачника, а может ее сорвет случайный прохожий, как  лилию, героиню печального стихотворения Уильяма Блейка? Все ученые бьют тревогу - орхидеи исчезают из природы. Но стоит ли открывать белую орхидею всему миру, тысячам туристов на любование? Может скрыть ее от взоров людей навсегда и сохранить? Но вот что удивительно. Уже упомянутый нами исследователь Аверьянов  считает, что порой в нарушенных человеком местах орхидеям лучше, чем в специально организованных заповедниках. В нашем школьном заповеднике каждый год полыхают весенние палы, Пламя поднимется на пятиметровую высоту. Когда-то белые березы стоят обугленные, черные. Но огонь уничтожает густые заросли кустарников. Лес становится прозрачным, ускоряется круговорот веществ на пепелищах и орхидеи блаженствуют на солнышке в окружении сотен подруг, а в темных лесах, даже заповедных, влачат жалкое существование в одиночестве.Орхидеи купаются в пламени, как саламандры!  Так что же жечь леса? Вопросов больше, чем ответов и это хорошо. Отправляйтесь читатель в чертоги орхидей, на комариные болота, на поляны, где хохочут кукушки или на страницы книг об орхидеях. Башмачки выходят на подмостки, на бал, на страницы.
- Ваш выход, белая орхидея!