Путь из варяг в греки, или кто такие варяги 6

Осипов Виктор
          Свевы — свеи, свевы — швевы - швебы — швабы и т.д. Заселение территории нынешнего Скандинавского полуострова шло с материка, что показано, в частности, в работах   известного историка Л. Гроот.
          Что это так, показывает анализ географических взглядов Европы IX века. Для демонстрации географических взглядов возьмем работы Исидора Севильского, жившего между 570 — 636 г.г. нащей эры. Известный церковный деятель. В 1598 (через тысячу лет) году был канонизирован Римской католической церковью.
          Вселенная Исидора состоит из земли и неба. Небо представляет собой сферу (шар), верхний слой которой - граница мира. Небо, по Исидору, круглое, неподвижное, пылающее, оно не имеет ни начала, ни конца из-за своей шарообразности. Тут Исидор допускает двусмысленность толкования, употребляя термины "principium" и "terminum ", которые могут быть переданы как "ни возникновения, ни гибели". Части небесной сферы имеют одинаковую плотность, одинаково обращены во все стороны и удалены от центра. «Именно эта необычайная равномерность и делает ее такой устойчивой и не позволяет ей наклониться в какую-либо сторону, так что она удерживается на месте без всякой опоры».
         Луна меньше Солнца и расположена ниже. Относительно характера ее света Исидор приводит две точки зрения: Луна получает свой свет от Солнца; Луна имеет две стороны -темную и светлую. Севилец больше склоняется к первой. Луна - шар, вращающийся вокруг своей оси - этим объясняются ее фазы. По своим круговым орбитам движутся звезды.
         В Исидоровой вселенной земля находится в центре (сферы). Она неподвижна. Из трактата трудно понять, считал ли Исидор землю шаром или плоскостью, однако из его "Этимологий" можно сделать вывод, что он склоняется к последнему мнению. По существу, космос Исидора трехчастен: небо, земля, подземный или нижний мир. Трехчастна и земля, состоящая из Азии, Африки в Европы. Земля ограничена Океаном.
Чем концепция Исидора отличается от взглядов Демокрита, современника Геродота, и жившего за тысячу лет до Исидора Севильского? Напомню, мы уже разбирали учение Демокрита, выдающегося ученого своего времени [Ученые записки Ярославского педагогического института им. К.Д. Ушинского ХХХII (XLII) 1959 год («Естествознание»). А.Б. Дитмар. К вопросу о космогонических и географических взглядах Демокрита]:
         «После того, как движимая вихрем шарообразная масса атомов оделась «оболочкой» и начался процесс образования мира, более тяжелые атомы собрались в середине. Сцепившись в одну плотную массу, они образовали Землю — вначале в виде бесформенной грязеобразной массы (Диодор, I—7). Из более легких атомов возник воздух, из самых легких — звезды. Все это находится в круговращении под действием вихря.
         Образовавшись Земля, вначале, будучи очень небольшой, «носилась как былинка в мировом пространстве» (выражение А.О. Маковельского, 1946, стр. 96), но став с течением времени большей по размерам и более тяжелой от притока новых атомов, заняла «середину» мирообразующего вихря, перестала блуждать, сохраняя некоторое вращение вокруг оси, а затем остановилась (Аэций, III—13, 4)».
         У обоих авторов земля остров, окруженный сферической оболочкой (различающиея лишь составом оболочки), внутри сферы -  небо, земля, подземный или нижний мир.  Из этого описания ясно, что оба ученых представляли себе форму земли не как сферу, а как остров цилинлдрической формы, лежащий внутри небесной сферы. Земля делит небесную сферу на две части — верхнюю и нижнюю половины.
Оба автора сходились в том, что земля неподвижна, а небесная сфера (вместе с солнцем и луной) вращалась вокруг земли.
         О подобном писал и другой ученый VI века Козьма Индикоплов, византийский писатель, а позднее монах. Грубо говоря, согласно Индикоплову, небесная сфера вовсе не сфера, а прямоугольный паралеллепипед, но земля так же остров внутри скинии (так он называл паралеллепипед), только прямоугольной формы.
Произведения и того, и другого автор были известны и популярны в Европе еще и в эпоху Возрождения.
         Демокрит  жил около 460—359 гг. до н.э. Исидор жил  570 — 636 г.г. н.э. Разница, как видно, 1000 лет. А космологические взгляды — одного уровня. А нам талдычат, что в античности была наука такая, астрономия. Интересно, Новая хронология и говорит об этой разнице в 1000 лет. Но мы же с Вами ее не читали. А цифры совпадают.
         Итак, согласно Индикоплову,  обитаемая земля представляла из себя прямоугольный остров. Поэтому и летописная Двина у него текла «на полунощье», а не на запад. Куда текли все крупные реки западной Европы, кроме Дуная и Роны?  Почитайте раннесредневековых, средневековых авторов — все эти крупные реки текли на север. Если Одер, Висла, Неман, с запада от Двины, Ловать — с востока от Двины текли на север, то и летописная Двина (а это современная Западная Двина) должна течь на север. То есть в IX веке о S-образности Варяжского (Балтийского) моря нет и речи.
         Именно данный факт говорит о том, что все «полунощное» побережье у летописца и представляет собой почти прямую линию, начинающаяся от основания полуострова Ютландия и продолжающаяся на восток до пролива, соединяющего северные моря — Океан с Каспийским морем,  что и соотвествует Козьме Индикоплову. В качестве иллюстрации взглядов Индикоплова великолепно подходит так называемая «Певтингерова карта», которую официальноисторическая наука относит чуть не ко 2-ому веку нашей эры, к 5-ому веку уж точно, времени появления славян в мировой истории. Взгляните на нее, и убедитесь.
         Прямоугольный остров Индикоплова со всех четырех сторон окружен морями, за которыми, как мы помним по Индикоплову, жизнь невозможна. Там, за морями, небо смыкается с землею. А потому мог летописец, знавший об этом, писать «пошли за море»? Куда за море, где никого нет? Он же прекрасно знал, что нужно плыть вдоль моря! Да и нет никаких сообщений, которые позволили бы сказать о том, что в то время плавали через моря. Опять обмолвился? Как и в случае «по тому же морю»? Не слишком ли странные обмолвки?
         Впервые о Скандинавии не как об острове, а как о части материковой Европы написал в XI в. Адам Бременский в «Деяниях епископов Гамбургской церкви». Среди источников, которыми пользовался автор, сообщая о географии Скандинавии, были отчеты молодого монаха Ансгара (впоследствии причисленного к «лику святых»).
Читаем Магидовичей, «Очерки по истории географических открытий» (Москва, «Просвещение»,  1982).
         В 830 г. Ансгар посетил Ютландский полуостров (современную Данию) и территорию современной Южной Швеции и кратко описал природу этих мест. Подробно о путешествии Ансгара было рассказано его учеником-монахом Римьертом в сочинении «Житие Святого Ансгара». Во время путешествия Ансгар подвергся нападению пиратов, что заставило его вместе со своими спутниками переправиться через озера Веттерен и Венерн и добраться до столицы страны — города Бирки, который находился на острове посреди озера Меларен.
         Во время второго путешествия в Швецию в 849—852 гг. Ансгар способствовал распространению христианства среди населения этой страны, которое до этого относилось к язычникам. Как подчеркивает К. Риттер (1984), только после странствований Ансгара полуостров Ютландия и территория Южной Швеции становятся доступными географии, благодаря чему «выясняется загадка Херсонеса Киммерийского» (как античные ученые именовали Ютландию, смутно представляя себе ее местоположение. И опять странно, ведь, как мы ранее убедились, правильнее называть Истм Киммерийский, ведь через Херсонесс нельзя перетащить корабли волоком для сокращения пути, можно через Истм.).
         Ансгар первым принес сведения о восточном балтийском побережье Ютландии, сильно изрезанном заливами в отличие от мало расчлененного западного берега полуострова. Ряд ученых считают, что благодаря путешествиям Ансгара «наряду с Ютландским полуостровом впервые открылось взору христианских народов и Балтийское море» (Хенниг. С. 173). Правда, Эйнгард (конец IX в.) в сочинении «Жизнь Карла Великого» упоминал о некоем «заливе, который простирается от Западного океана (имеется в виду Атлантический океан. — А. Д.) на неизвестное расстояние к востоку», но, видимо, в данном случае имеются в виду только проливы Скагеррак и Каттегат, а не само Балтийское море.
         Другое плавание связано с именем Вульфстана и относится к 880 г.
Вульфстан отправился из Хетума (датская гавань Хайтобю в устье реки Тлей, впадающей в Кильский залив у 10° в. д. и 54,5° с. ш.) на восток и через семь суток, пройдя на корабле более 250 км вдоль южного берега Балтийского моря, достиг дельты реки Вислы, где находился древний торговый центр Трусо (у озера Друзно). Не касаясь описания самого плавания, заметим, что сообщение короля Альфреда о нем было первым литературным известием о путешествии в центральной части Балтики — от Датского архипелага до Висленского залива.
         В 80 -ые года прошлого столетия, когда печатались книга Магидовичей, вряд ли появились новые источники по географии Варяжского моря, можно изменить лишь их интерпретацию. Констатируем: первые письменные известия о рассматриваемыми нами современном Балтийском море  относятся как раз к IX веку. 
Рюрик прибыл из того же района современной Германии в Ладогу в 862 году. Почему же Магидовичи пишут, как о первом, о плавании Вульфстана, который побывал всего лишь в устье Вислы в 880 году? Потому что в  «Повести» не указано, каким путем — морским или сушей — добирались варяги — русичи Рурика до Ладоги. Полная свобода — пиши что хочешь. Морским, получается, невозможно, ибо никто еще не плавал по Балтийскому морю восточнее Дании (по западноцивилизаторским источникам).  Сушей — далековато, да и путь по неизвестным землям ничего хорошего не сулит.
Вот такой неопределенностью и полны и западноцивилизаторские источники, и русские источники. Все отдано на откуп интерпретаторам.
        Западноцивилизаторские источники утверждают, что в современной Германии,  на побережье Балтийского моря вплоть до Одера жили одни германцы. Русские источники сообщают что на побережье современной Германии жили поморяне (легко переделывается в померанцев). Правда, наши источники не сообщают, кто жил до славян.
        Неохотно, скрипя зубами, западноцивилизаторские источники после 5-ого века все же иногда сообщают о славянах  на западном берегу Эльбы. 
Читаем статью современного историка Андрея Пауля, вышедшую в 2014 году, под названием «Славяне у берегов Северного моря»:
        «Одной из таких незаслуженно забытых страниц балтийских славян можно назвать историю Нордальбингии — исторической области, граничащей с Северным морем германдской части южной Ютландии».
        Подтверждается интерпретация Варяжского моря как совокупности морей вокруг всей Европы в части Северного моря. То есть уже можно говорить о Варяжском море как совокупности акваторий современных Балтийского и Северного морей. 
У того же А. Пауля в статье «Славяне в центральной Германии» сообщается о славянских следах в исторических районах Тюрингия и горах Гарц.
        Так что есть сообщения иного рода, чем славяне до реки Одера (современная польско-германская граница), к которому нас старательно приучает официальноисторическая наука.
        Поэтому безоглядно переносить данные античных и средневековых авторов на контурную современного мира нельзя. Современная географическая карта не соответствует географическим воззрениям IX века, которые изложены в «Повести».

                Продолжение следует.