Кому выгодно?

Андрей Горбач
Нобелевскую премию по экономике 2017 года получил Ричард Тайлер с формулировкой «за вклад в исследование поведенческой экономики».
Это очень показательно, так как Нобелевская премия является индикатором интересов высокопоставленных членов европейского общества. По ней всегда легко оценивать, какой политической, экономической, культурной и научной парадигмы придерживается европейская цивилизация. Поведенческая экономика стала логичным дополнением к теории игр. (Кстати, в 1994 Джон Нэш стал нобелевским лауреатом «За анализ равновесия в теории некооперативных игр»). И если Джон рассматривал принятие решений исключительно в рациональном, логическом ключе, то теория Тайлера больше базируется на психологии. Он исследует, как на наш выбор влияют эмоции, воспитание и нормы морали. Таким образом, экономика как сфера жизни человека все больше и больше проникает в ту среду, которую мы долгое время считали нашим личным пространством. В наш внутренний мир.
Давайте попробуем разобраться, отчего же вдруг экономике понадобилось лезть так глубоко.
Cui prodest (Ищи кому выгодно). Такой принцип есть в Римском праве. Им мы воспользуемся в нашем расследовании.
«Система». Довольно часто в рассуждениях о глобальных вещах применяется это понятие. Жизнь системы описывает теория развития систем, это довольно непростая сфера науки. Однако в ней можно выделить один общий принцип - изоморфность законов внутри системы. Есть некие постулаты, которые внутри системы остаются неизменны. Это те самые столпы, на которых зиждется любая система. Самым простым примером системы является природная система или биоценоз. Биоценоз подчинен ряду законов (закон распределения энергии, закон взаимосвязи и так далее.). Система имеет две самые важные характеристики - самоорганизация и устойчивость. Принципы и процессы самоорганизации базируются на законах системы, они носят естественный характер и происходят из законов природы. Тут следует пояснить.
Например, в природе для поддержания жизни все должны питаться (одни живой материей, другие не живой). Это абсолютно универсальный закон. Нет энергии - нет жизни. Все питаются разным, но за счет информационного взаимодействия система приходит к динамическому балансу. Их общая совокупность, в конечном итоге, определяет, кто какую нишу занимает в системе, тем самым создаются принципы системы.
Противоположностью системы является конструкция или концепция. Концепция - это искусственный свод принципов, описывающий систему и ее работу. Коммунизм, христианство и другие идеологические системы, хоть и называются системами, однако это конструкции. Если бы принципы христианства или коммунизма базировались на некоем природном законе, то рано или поздно на земле наступил бы рай, мир и всеобщее равенство. Но этого не происходит. Все от того, что конструкция, в отличии от системы, не способна к самобалансу. Она требует постоянной внешней корректировки, которую, как правило, осуществляют патриархи этой концепции. Нет патриархов - нет концепции. Люди постоянно генерируют конструкции - всевозможные проекты, законы, поправки и идеологии. В силу своей искусственности, они лишь вносят корректировки в общую систему мира. Христианство и другие гуманистические веры (включающие в себя постулатом сохранение жизни человека), хоть и не охватили всю систему Человечества, однако смогли распространится по всему миру. Рая на земле, конечно, не получилось, но убивать друг друга люди стали меньше. Это способствовало развитию вида.
Так вот, если теперь рассматривать человечество как систему, то в этой системе можно выделить ряд принципов, базирующихся на основном законе живой материи - сохранении себя во времени. Однако из-за того, что человек обладает разумом, наши инстинкты получили выражение в различных мотивациях, которые нами движут. Эти мотивации и стали принципами распределения людей в системе.
Первый принцип обозначил Карл Маркс. Это закон накопления или закон капитала. Если позволить себе вольную формулировку, то он звучит так: чтобы человеку сохранить свой род, ему необходимо накапливать ресурсы. Чем больше накоплено ресурсов, тем выше вероятность сохранения рода. Этот закон определяет развитие нашего общества с момента появления средств накопления.
Второй принцип, это принцип социального признания. Его можно сформулировать так: чем больше людей знают о человеке, тем больше вероятность сохранения его рода. Этот закон берет истоки в социологии и психологии и связан с социальностью нашего вида, берущей истоки в нашем происхождении.
Третий - это принцип власти. Чем на большее количество людей человек способен влиять, тем выше вероятность сохранения его рода.
Четвертый - это принцип альтруизма. Если человек безвозмездно помогает другому, он может надеяться на такую же помощь взамен для сохранения своего рода.
Свод моральных принципов - это объединение общепринятых понятий, которое способствует сохранению вида человека. Безусловно, это не все принципы, но основные. Благодаря им система имеет тот вид, который она имеет.
Каждый человек занимает место в системе согласно тому принципу, к которому он предрасположен в зависимости от воспитания и генетики. Не следует считать, что люди действительно так формулируют свою мотивацию к накоплению или завоеванию власти. Это все включено в наше подсознание и инстинкты, доставшиеся еще с древних времен.
Но все же вернемся теперь к вопросу, зачем сейчас европейский мир рассматривает поведенческую экономику как одно из достижений.
Дело в том, что одним из основных принципов системы является устойчивость. На любые внешние и внутренние изменения система отвечает реакцией, стремящейся привести систему в равновесие. Экономика является наилучшим отражением развития системы Человечество. А каждый экономический кризис, это как раз показатель того, что система качнулась. И после каждого кризиса все опять возвращается на круги своя.
Так вот, конец двадцатого начало двадцать первого века отметились тем, что рынок оказался пересыщен. Системы логического распределения средств с целью накопления просто перестали работать. После того, как у человека появлялось все необходимое, у него пропадало желание еще что-то производить и накапливать. Все фишки в логической игре - "выживи" в европейском мире закончились. Но принцип накопления никто не отменял и отменить его невозможно, так как он является стержнем системы. Следовательно, в системе появляется запрос на решение задачи поддержания системы. И, безусловно, решение находится. Нужно продавать то, что человеку не нужно с точки зрения логики, но необходимо в эмоциональном плане. Таким образом, поведенческая экономика позволила залезть в сферу иллюзий безопасности. Чем больше предметов меня окружает, тем в большей безопасности мой род. Накопление просто поменяло форму. Раньше человек копил необходимое, а теперь он копит все, что предложит ем рынок.
Таким образом, поведенческая экономика была рождена самой системой капитализма и именно ей она обязана тем, что существует последние 50 лет.
Возможны ли в системе Человечество какие-либо коренные подвижки? Этот вопрос до сих пор висит в воздухе. Ведь социализм, базирующийся на принципе альтруизма, потерпел крах в конкурентной борьбе. Его конструкция оказалась более искусственной, чем конструкция капитализма.
Однако, человечество, как система давно не испытывала внешних воздействий в виде изменения среды обитания. Вполне вероятно, что принцип накопления окажется абсолютно не эффективным в новых природных условиях. Но об этом пока рано судить. Система на то и система, что сама определяет курс своего развития.