Немного о музеях и не только

Раиса Коротких
Недавно в Серебряных Прудах, что на юге Московской области, открылся музей Маршала Советского Союза, дважды героя  Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. Думаю, что писателям и читателям этого сайта не нужно много говорить о том, что В.И.Чуйков – прославленный герой Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., один из ведущих полководцев Сталинградского сражения. Он командовал 62-ой армией при обороне Сталинграда. Впоследствии 62-ая армия была преобразована в 8-ую гвардейскую, которая, пройдя большой боевой путь,  закончила войну в Берлине.

Как уроженка Серебряных Прудов, я с детства хорошо знала и о военных заслугах нашего великого полководца, и о том, что все годы своей жизни после войны он, приезжая домой,к родителям, и позже, уже после их смерти,всегда помогал своей малой Родине. Мы росли и гордились, что Василий Иванович – наш земляк. Помню, что свою первую публикацию в районной газете я написала в 16 лет именно о нем, и  все годы своей жизни интересовалась его судьбой.

Сейчас на моем рабочем столе лежит большая книга, написанная самим Василием Ивановичем о своей жизни,  многие материалы о нем моего школьного учителя Василия Михайловича Никулина, обширные данные, опубликованные в Энциклопедии «Край Серебряно-Прудский в лицах и событиях» (2011 год, редактор – А.И.Волков), воспоминания бывших солдат, воевавших в Сталинграде под руководством В.И.Чуйкова. С ними мне посчастливилось познакомиться при поездке в Сталинград, на Мамаев Курган, где похоронен и наш Маршал.

Казалось бы, как написано у Вечного Огня  могилы Неизвестного Солдата: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Но… эти вечные «но».  Издав свою книгу «Мои Серебряные Пруды» (2002 год), я, естественно, решила отнести ее в дар музею В.И.Чуйкова, который расположен в доме,где он родился. И глаза мои отказывались верить, что это музей нашего прославленного Маршала. Сожалею, что не удалось привести здесь фотографию этого дома, как и других иллюстраций, оставшихся в рукописи.

Не буду утомлять вас подробностями, с каким трудом произошло открытие нового музея,так как долго не могли выделить 2,5 млн. рублей на проведение необходимых работ. Слава Богу, что музей открыт. Спасибо всем, кто помог.

Горько было моему дорогому Учителю, фронтовику Василию Михайловичу Никулину рассказывать в районной газете, что в Подольске уже давно открыт музей Власову – тому самому генералу Власову, который в июле 1942-го сдается в плен немцам,создал так называемую Русскую освободительную армию для вооруженной борьбы против своей Родины. 
 
Можно было бы на этом поставить точку. Но я погрешила бы против своей совести, если бы не рассказала еще об одном доме-музее. Вспомнить о нем меня заставила недавно вышедшая книга Наины Ельциной «Личная жизнь». Все нормально, каждая женщина может написать о своей личной жизни, а жена бывшего Президента страны – не исключение. Я читала только отрывки из книги, и тепло отношения жены к своему мужу только радует.

И почему-то вспомнилось, что в Екатеринбурге в 2015 году был открыт музей Б.Н.Ельцина. Пропустив через себя все перипетии открытия музея В.И.Чуйкова как что-то очень близкое лично мне и, думаю, всем серебрянопрудцам, я стала читать об открытии музея экс-Президента. Само строение возведено из бетонного монолита и имеет стеклянный фасад. Поражает величественный монумент 5-метровой высоты с изваянием из камня первого президента страны.

Строительство такого масштаба обошлось государству в 5 миллиардов руб. К этому были добавлены дополнительные инвестиции в 2 миллиарда от правительства области. Итого: 7 млрд. рублей.

Читая это, я вспоминала «хождение по мукам» за 2-мя млн. рублей моих земляков, чтобы отреставрировать дом-музей В.И.Чуйкова.

Конечно, может кто-то сказать, что фигуры Маршала и Президента не сопоставимы по своему положению. Как не сопоставимы 7 млрд. рублей и 2 млн. рублей по своей значимости для бюджета страны, особенно в период кризиса.

Пребывая мысленно в Екатеринбурге, я, конечно, не могла не задать себе вопрос: а есть ли музей убиенной царской семьи.

Нет, музея царской семье нет. Есть только памятник всей семье, где Николай 11 держит цесаревича Алексея на руках. И надпись: «Ако с нами Бог!»
 
«Ако с нами Бог!»

Этими словами я и хочу закончить это небольшое описание волнующего меня вопроса. Спасибо всем, кто откликнется, кто прочитает.