На Южный Приют. ч. 1

Адольф Зиганиди 2
 Свои пути я выбирал по карте,
 не глядя на Полярную звезду,
 когда в дорожно-будничном азарте
 в часы дневные был я на ходу.
 А вот ночами...Тихая поляна.
 ручей журчащий, скальный гор навес,
 и запах разнотравия медвяный,
 и к звёздной карте праздный интерес...

 Седой Кавказ...Амткел - к нему тропою
 туристов череда, костёр горит,
 негромкий смех, гитарною струною
 душа поэта с небом говорит.
 Она поёт любимой о высотах,
 о трудностях похода, красоте...
 А я гляжу на звёздные щедроты,
 как метеор растаял, пролетев.

 Затух костёр, затих аккорд гитары,
 накрыл поляну спящую туман...
 С рассветом солнца звонкая фанфара
 и вновь краса Кавказа в закромах.
 Взревел мотор... Колёсами разбросан,
 блестя, ручей вновь к морю побежал...
 Хочу на серпантине под утёсом
 я своего достигнуть рубежа.

 А он уже вот-вот, за дальним склоном,
 и путь к нему, хоть труден, но открыт...
 Легко одолевал тогда препоны,
 и тот азарт доныне не избыт.
    

В мае 1977-го  года я окончил  курсы по вождению автомобиля при автошколе ДОСААФ и получил заветные корочки с категорией «В» и теперь я мог уже водить не  только мотоцикл, но и авто любой модели вплоть до грузовика грузоподъёмностью до 3,5 тонн.  Это обстоятельство решало многие вопросы, ибо выросла семья -  у нас с супругой уже двое детей (девочки 62-го и 68-годов рождения) и на мотоцикле всех не разместить, а пристрастить к путешествиям., пусть и  недальним, я их всё-таки успел, так что вопрос машины встал с неодолимой ясностью. В декабре того же года я приобретаю почти новый (10 000 км пробега) ЗАЗ-965 ( в народе прозванный «горбатый» и начинается новая эпопея в моей моторизованной жизни. 
И естественным порядком возникает желание , а теперь и возможность, показать детям прелести Кавказа, да и не только детям – маме и отцу. Благополучие езды  на мотоцикле сильно зависит от погоды. Авто в этом смысле гораздо комфортней и безопасней. Забегая вперёд, скажу, что за десять лет (1977 – 1987г.г.) я свозил на Кавказ, в Кишинёв, Киев, Москву, Днепропетровск обеих  дочерей, жену, маму и отца.  В 1987 году я продал «Запорожца» и купил «Жигули» второй модели, с которой тоже много приятного связано за двадцать лет, но это уже другая тема.
В этом повествовании я хочу рассказать о своей поездке на  Кавказ с супругой и со старым приятелем, у которого тоже, но чуть ранее, появился ЗАЗ-965 и мы совершили  наш очередной пробег по Кавказу уже на машинах.
Напомню читателю, что опубликовав «Вторую кавказскую одиссею», где   упомянул о том, что ровно через десять лет мы посетили «Южный приют», я и привожу этот рассказ в качестве продолжения темы Клухорского перевала. Только теперь мы едем не из Теберды к «Северному Приюту», а из Сухуми к «Южному Приюту». Но надо ещё доехать до Сухуми. Маршрут старый и заезженный  (на мотоциклах), но условия быта уже другие – над головою крыша, а не палатка.
В те годы проблем с парковкой не было, можно было ставить машину в любом месте, где не было запрещающих знаков, и на любое время. Теперь мы не торопились покинуть пределы города, который встречался  на  пути. ибо палатку натягивать не надо было. И «Запорожец», и особенно  вторая модель «Жигулей», обеспечивали  условия ночлега в салоне  на двоих.
В этот раз отпуск мне дали в начале октября. Надо сказать. Что октябрь на побережье Кавказа схож погодными условиями Южного берега Крыма в сентябре. В октябре в Ялте я уже не хожу на пляж – вода падает до 17 – 19 гр.С., а в это время в Сочи – 22 – 24 гр.С
Первая ночёвка наша пришлась на Геленджик, где мы остановились  за воротами почти пустой автостоянки.  Всю ночь дул прохладный ветер и наш сон нарушался грохотом сорванного железного листа  с навеса над каморкой  приемщика.
Но к утру ветер стих, вышло солнце и мы быстро добежали до Сочи, где и позавтракали.
Целью нового дня стала Красная Поляна, где мы ещё не бывали и куда вела крутая  горная дорога. Сейчас это известное во всём мире место, а тогда это была заштатная достопримечательность для  немногих любителей кавказской экзотики.
Заночевали мы на поляне, где под откосом пролегало русло сброса воды из небольшого водохранилища с гидростанцией местного значения. Поужинали  при свете  костра и долго сидели, глядя на завораживающее пламя. Стояла тишина и только слышно было журчание воды и ещё впечатляло высокогорное небо, густо насыщенное звёздным светом.
Среди ночи послышался  нарастающий гул сброшенной в русло воды, но скоро и он утих.
После полуночи вдруг поляну осветили фары фургона, но, увидев два стоящих «Запорожца», владелец фургона  быстро ретировался, а утром мы увидели сброшенные на землю останки мотоцикла «Ковровец» - раму с передней вилкой.
Позавтракав разогретой тушонкой с гречкой и чаем, выбрались на шоссе и поехали вверх, к «Красной Поляне» В то время там был небольшой музей природы в деревянном (из брёвен) одноэтажном строении и мне хорошо запомнился прекрасно изготовленный муляж оленя в естественной среде Кавказа. Со смотровой площадки хорошо была видна вдали белая маковка одной из вершин Эльбруса. Вернувшись на шоссе в районе Адлера, мы помчались на Сухуми. Проскочили Гагру,Пицунду, Гудауту и вот Сухуми. Ночь застала нас на на восточной окраине  Сухуми и мы заночевали у поста ДПС в самом начале дороги на «Южный Приют».
Возвращаясь в повествовании назад, следует  указать причину задержки в дороге –
проезжая Новый Афон, мы уже по традиции остановились для осмотра новоафонской пещеры, ибо рекламный плакат предлагал осмотр вновь открытой экспозиции, чего ранее не было. Мы не торопились и потому клюнули на эту приманку и не пожалели.
Было открыто много новых «залов» с геологическими шедеврами и два часа задержки
забот  нам не прибавили, наоборот – обогатились  впечатлениями, но это отдельная тема.
                продолжение следует.