В. Шукшин и окрестности

Людмила Корина
Людмила Корина
Мой портрет кисти П.Ф.Глобы 1978

"Думу свою донести людям"- Литературный сценарий документального фильма  Швырёва о Шукшине был опубликован  в альманахе "Киносценарии" №3 за 1989й год. и напечатан отдельной книжкой в наследии автора в издательстве Иншакова.

Василий Макарович Шукшин(1929-74) и Юрий Афанасьевич Швырёв(1932-2013) в одно время учились на режиссёрских факультетах ВГИКа- Василий у Ромма, Юрий у Герасимова.

Летом 68го я отметилась на летней экспедиции 3го фильма Шукшина "Странные люди".Работала ассистенткой, скрываясь от КГБ, предлагавших посольство Великобритании.Нашу влюблённость с В.М. оборвала его пожилая помощница,выкрав у него мой дневник в больнице,запугав шантажём, сама его болезненно любившая. И так и эдак  КГБ Интуриста  хотели меня со студии уволить, заманивая в свои сети.  Не удалось.1.7.69го я перешла на Мосфильм. Получив по почте от меня в подарок к дню сороколетия 25.7.69го  Библию,народный защитник больше в моей жизни не возникал, лишь мельком.Но общие друзья у нас с ним были. Он на виду, да и я не пропала.

Меня он творчески продолжал интересовать.Как памятная встреча, через много лет став адресатом стихов и прозы. Тогда после полугодового простоя меня вызвали на картину, с которой запускался Юрий Швырёв "Баллада о Беринге и его друзьях".Я работала на картине до экспедиции и очередных гонений, предпочтя совместную с Мосфильмом  картину "Подсолнухи" с всемирно известным итальянским режиссёром Витторио Де Сика, с Софией Лорен и Марчелло Мастроянни.

С Юрой Швырёвым и его женой Юлей Заорской, режиссёром тв, мы дружили всю жизнь, до его кончины.Юре тоже довелось натерпеться от злопыхателей  на студии Горького, которые вымучивали его простоями по пять лет. Он стал выдающимся энциклопедистом, астрологом, китаистом, поэтом.Написал три сценария -этот о Шукшине(без соавтора Марка Волоцкого,эту ошибку он выправил в издании Иншакова), о Лермонтове,о декабристах.
В  написании сценария о Степане Разине "Я пришёл дать вам волю" Шукшин использовал редкие книги из библиотеки Швырёва.

Швырёв высоко ценил Шукшина, на обсуждениях его картин выступал в защиту. В нашей четвёрке -Швырёв и примкнуший к нему"альтруист-киновед, хитрец-душевец"Марк Волоцкий, которому удавалось иногда публиковать работы Швырёва. В связке Вячеслав Ребров -режиссёр-документалист. Я - их добрая подруга. Меня разглядела в 88м Юлия Солнцева.
К удивлению  друзей.  А то бы так и талдычили  только о своём. Слава был внимателен и добр ко мне и я его никогда не давала в обиду в пересудах.

Талантливо, с любовью подводит текст и изображение к титрам автор сценария Юрий Швырёв -
"С тех пор, как написан был для журнала "Октябрь" рассказ "Степан Разин" прошло 10 лет борьбы Шукшина за Разина. Написано аккуратным почерком Шукшина -"Палач третий раз махнул топором. Гулко ахнул колокол. Народ московский вздрогнул. Степан, смертно сцепив зубы, глядел в небо".Стук топора превратился в стук сердца. Название фильма:"Думу свою донести людям".

"Звёздное небо со знаком Льва  в вершине зодиакальной дуги- рождённым под знаком Льва следует опасаться отказа сердца.
Звёзды отражались в волжской воде: волны плескались о борт последнего ковчега Шукшина. На столике у ложа вечного покоя лежала книга о Разине. Умолкший стук сердца превратился в импульсы планеты Шукшина 2777. Из соседней пульсирующей точки донёсся обрывок хриплой фразы о калине с аккордным гитарным надрывом:"А в землю лёг ещё один на Новодевичьем мужчина" - это голос с планеты "Высоцкий".

Цветы зла в деревенской природе

У меня на сайте  написаны послесловия- рассказы о прошедших 4х десятках лет  после встречи с героями. Только  сейчас эти рассказы-исповеди созрели и обрели окончательную форму.

С конца февраля 2012, когда по тв один день был полностью посвящён Шукшину, работала над этой тематикой, сведя из разных своих рубрик выписанное и  мною написанное о нём,сокращая повторы, выправляя стилистику. Сначала написала прозой “Бой бабочек”, вписав в него стих 10го года.
Затем “ Прикосновение к мифу и человеку”, заключительной частью которого стал “Бой бабочек. Фотоувеличение”.

В день порой делала до 20 правок разного рода. Два первых варианта “Боя” послала Славе,  отсылаемые письма и новую прозу.
…Писала и анализировала. Написанные мной с симпатией портреты спутниц В.М, доброе и глубокое отношение к его судьбе, более жёсткие и почти разоблачительные суждения критиков и друзей по прошествии 4х десятков лет, серьёзное положительное иссследование Евгения Вертлиба(США) времён, когда миф был на пике, новое светлое прочтение чудиков в современном Театре  Наций и одновременно суждение критика Бориса Минаева(“Октябрь”), что писалась эта проза человеком психически нездоровым, ущербным алкоголиком, фанатиком одной идеи.

Мои выводы – что умер смертью праведника, потому что был страстотерпцем поневоле(настрадался), хотя грешил страшно. От реализации фильма про расхристанного убивца, незнамо чего хотевшего и  непонятно куда звавшего голытьбу,“сарынь на кичку”кричавших и грабивших купцов, его короткий век спас.

В народе говорят – о такой смерти(во сне) можно только мечтать.
Что в финальном взрыде Егора(крайний, недопустимый для нормального мужика приём) последнего фильма вырвались наружу такие осознанные им грехи, что взвоешь. Что замолчанная история у "Странных людей", обыгранная в фильме “У озера” в романтическом свете- безнравственный поступок народного любимца.

Что женская рать “любящих Шукшина” попалась в осознанной охоте барса за добычей(Т.Пономарёва) и упивалась помоями,а помнит всю жизнь,потому что заноза осталась от глубокой раны.

Клыков был в плену не мифа даже, а идола. Сам – великолепный образец полноценного мужика, умница, сознательно  сделавший карьеру, талантище и победитель – разделял народную страсть сочинять мифы из последних пьяниц, психопатов, хилых и больных, рано состарившихся, но тщеславных, небесталанных, -  задевших струны той части населения, откуда сами вышли.

Психопатия поиска героя охватила и других.Поверив таланту и избранности своего Васи, о работе с ним мечтало его окружение.Последняя статья Клыкова о Шукшине перед своим уходом называлась “Такой человек рождается раз в сто лет”.
Красавцем-интеллигентом выглядит на памятнике Рубцов- ущербный гнилой алкаш.

Последовательность написания "Боя бабочек" в моём рассказе о встрече с Шукшиным. Отправное слово -Богарт.
Рената Литвинова : "Оператор Георгий Рерберг – красавец, ярко выраженный мужчина. Он мог составить конкуренцию Богарту(обоим,)в молодости был похож на Питера О, Тула".Смысловой конспект :       

Он бабочек  любил, но Богартом он не был..
В её злоключения вписалось его отречение,
«Сдача» девочки и фильма мнилась удачей-
Судьбой проплачена. Ведомый бой-бабой,
Готовой лопатой дерьма удобрять кинокадр,
Рвать глотку от ревности и  злобы,пить водку.
Собачье рвение,но всё познаётся в сравнении.
Узнав порядки,  чем поливаются грядки будущих
Смертей и мифов.Из ссор каких рождаются стихи,
Укрыться от злобной стихии-киноиндустрии.
Это тебе не Вась-Вась, спаслась.Не уморили.
На долгую память зарубка,виза, чек -
То были цветы зла, и всего лишь бой бабочек…
4.2.10 Генуя

Цветы зла, упоминание имени Богарта - по этому смысловому конспекту
рождались варианты "Боя бабочек" - встреча с Шукшиным летом 68го
на съёмках "Странных людей". Два варианта  смысловой сути.
 
 Бой бабочек
 
Он бабочек любил и был любим,
Хоть Богартом он  не был,
Но славой вознесён до неба.
Той  девочки и фильма «сдача»
Зависли поначалу, но затем удачно
Были  судьбой ему проплачены.
 
Теперь попробуй - ка спастись
От верности собачьей бой-бабы
Молью траченой, готовой в кадр
И жизнь дерьмо метать лопатой,
Выть, глотку рвать от ревности
И злобы.Ещё бы -
 
Приближена, доверием награждена,
Отсюда   вольность, раж и рвение.
Затоптан ею след  утрат.За то-
Его расплата.  И ясно всё, как есть.
Всё понял он без искажения,
И видится в кошмаре пробуждения.
 
Познала  девочка  подлянку жизнь,
Порядки дивные.Чем поливают грядки
Ранних смертей - елейным вздором,
Гимнами. Мрут от вина творцы.
В расход Идут невинные.
Под козни звёзд  идёт игра всерьёз,
А далее пропишутся былинами.
 
Из ссор каких рождаются стихи?
От  неувязок, смуты чувств,  стихий…
Спаслась,но ранена голубка.Своя стезя,
Найти её, а это не Вась-Вась.
Укрылась,но  выстояла, не сдалась,
На памяти  глубокая зарубка.
 
Но жизни  сбывшейся не перекроишь…
Задумано так свыше.Он был тщеславен
И гоним.От века человек судьбою
Не всегда храним, изменчивой и строгой.
Не всё от Бога.Была беда, но ведь
И любовь была -как ангел у порога.

Оставлен след – на будущее без бед.
То был всего лишь бой бабочек?
Без слёз  мы встанем в полный рост.
Опять Любовь  идёт снопами света!
Пусть отзвук гроз, шипов и роз
Поможет снова выбрать лето!
6.2.10
               
Бой бабочек
 
Он бабочек любил и был любим,
Хоть Богартом он не был,
Но славой вознесён до неба.
Той девочки и фильма «сдача»
Зависли поначалу,но затем удачно
Были судьбой ему проплачены.
 
Теперь попробуй-ка спастись
От верности собачьей бой-бабы
Молью траченой, готовой в кадр
И жизнь дерьмо метать лопатой,
И глотку рвать от ревности и злобы.
Ещё бы –
 
Приближена, доверием награждена.
Отсюда  раж, кураж и рвение.
А следом ад  его  утрат.Расплата.
Всё понято  без искажения.
И ясность есть и дум не счесть
В  кошмаре пробуждения.
 
Узнала девочка  иную жизнь,
Порядки дивные. Чем поливают грядки
Ранних смертей - елейным вздором,
Гимнами. Мрут  от вина  творцы,
В расход идут невинные.Под козни звёзд
Идёт игра всерьёз, а далее пропишутся
Былинами.
 
Из ссор каких рождаются стихи?
От неувязок, смуты чувств – стихий
Спаслась, но ранена голубка. Своя стезя,
Найти её, а это не Вась-Вась.
Укрылась, но выстояла, не сдалась.
На памяти глубокая зарубка.
 
Но жизни сбывшейся не перекроишь…
Задумано так свыше. Он был тщеславен
И гоним. От века человек судьбою
Не всегда храним, изменчивой и строгой.
Был выбор и беда была. Но ведь и любовь
Была - как ангел у порога.
 
Жизнь огрызается, бабачит.То был
Всего лишь бой бабочек ? Пустое.
В простое и воздух мыслями настоен.
Любовь придёт снопами света.
Пусть отзвук гроз, шипов и роз
Поможет ей забыть то лето.
8.2.10

Людмила Корина 25.5.17 Генуя