Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 39. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 39. ГЛАВА 13. СТ. 25-35. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


25.Некоторые медитацией в себе видят умом Высшую Душу (Парам-Атму), другие – занимаясь санкхйа-йогой, также другие – занимаясь карма-йогой.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что Бог присутствует в теле живых существ ни как Высшая Душа. Это была сказано для Арджуны, для его понимания и ступени материального и духовного развития это было приемлемо, как и для его современников. Но душа есть то изначально, что ограничено, имеет материальные в себе энергии на любой ступени материального и духовного развития. Бог – Чистейший Дух, Высочайший Дух, Который невозможно никак по Божественному определению назвать душой ни в каком смысле. По сути, так говорить и понимать может только глубоко невежественный человек, кому Бог позволяет, ибо он не обладает в такой степени совершенными духовными знаниями, чтобы ими строго оперировать.

Высший Дух пронизывает материальную вселенную или вселенные и остается в ней, в каждой планете, в каждом живом существе, во всем, что присутствует на этой планете или планетах Своим полным целым, в то же время отсутствуя, будучи в отрешении от Своего творения. Также, на самом деле Личность Бога никто в себе, как Она есть, не видит. Но Бог может показывать ту или иную форму Бога на уровне мыслительного образа. Но лучше всего не тяготеть к такому обозрению, так Бог тоже дает направлять на Себя мысль, не привязывая ее к образу, названному Божественным. Это можно. Нельзя в таких не существующих образах искать отождествление с Богом или пытаться рассмотреть… Внутри человека должно работать не зрение, а мыслительный процесс, проговаривающий Величие Бога, Божественные качества, Непостижимость Бога.

Также, менее всего следует практиковать произношение слога ОМ. Просто произношение с надеждой на авось это во что-то выльется – не есть истинная или правильная медитация на Божественную Личность. Не следует в медитации идти через путь ошибок. Медитировать на Бога лучше всего в плане своего очищения, мыслью постоянно просить у Бога прощение, восхвалять мыслью Бога, возносить Богу Богом данные Молитвы, думать о своих возможных прегрешениях и просить Бога помочь, непременно надо всегда стараться видеть во всем именно помощь Бога, не других людей, но Бога, благодарить Бога за все, за еду, за любой результат, за других людей. По сути, в материальном мире столько есть направлений для человека на каждом шагу, что при желании человек будет видеть Бога и в своей жизни, и в жизни других людей непрерывно. И не надо искать место для медитации, если мир материальный полностью наполнен Богом, и везде есть только, по сути, проявление Бога. В самом человеке каждое мгновение Бог подает мысль, речь, память, понимание, решение вопросов… Просто старайся, и твоя медитация будет наполненной Богом до краев и не надо призывать те энергии, в которых ты ничего не понимаешь, имеется ввиду вибрация ОМ, не надо обозревать в себе пытаться Тело Бога, но просто всегда понимай, что ты уже в Божественном Теле, куда ни бросишь взгляд – Там присутствует Бог, везде труд Бога нескончаемый. Просто трудись в себе, просто понимай, что это в твоих руках, прямо в твоих руках великое богатство, не имеющее границ, не знающее цены…

Не думай никогда, что это тебе даст, ибо этот выход на Бога, когда человек не может иначе жить и мыслить, и понимать, есть великое счастье. Бог даст тебе такие переживания, такой духовный труд, такое преданное служение, такие знания, что никогда и ничего ты более не пожелаешь, не говоря о том, что и сам будешь храним и дети твои, и понятие не будешь иметь, откуда и что берется, ибо все Бог будет давать путями чудесными, неземными, даже если тебе придется и потрясаться, ибо учеба никогда не заканчивается и ни для кого и нигде. Путь также к Богу через материальный опыт и знания тоже дает немалые возможности в вопросе медитации на Бога, но этот путь в современном мире не рекомендуется, но путь через изучение Святых Писаний, данных Богом в материальный мир. Но без практики преданного служения этот путь может принести очень большие печали и разочарование, ибо Бог не будет работать с тем, кто не практикует преданное служение, кто не применяет совершенные духовные знания постоянно, кто не мыслит через призму совершенных знаний. Что касается карма-йоги, то это самый привлекательный и успешный в материальном мире путь, дающий и медитацию, и отрешенность от плодов любой своей деятельности, и помогает вручить себя Богу, и поддерживать свое тело, и проходить путь аскетизма и благотворительности, как и помогает помнить Личность Бога постоянно в процессе любой деятельности; и потому человек находится на связи с Богом можно сказать непрерывно, ибо всегда чем-то занят и любое дело тотчас посвящает Богу, как и плоды.

26.Но другие, не имеющие духовного знания, просто слушая других, начинают поклоняться. И они также непременно выходят за пределы смерти, склонные к процессу слушания.

КОММЕНТАРИЙ:

Можно начинать свой путь к Богу Кришне через слушание Святых Писаний. Но не останавливаться на этом. И этим не завершать. Только одно слушание никогда не принесет человеку плоды преданного служения, ибо является частью преданного служения. А преданное служение Богу Кришне должно быть полноценным и все охватывающим. Можно только так сказать. Если человек привлекся совершенными духовными знаниями через процесс слушание, если это его наслаждает, если он буквально рвется услышать о Боге еще и еще, если он испытывает духовную радость, то в таком случае он уже избран Богом для преданного служения; нет, не может быть пути назад.

Но неправ будет тот, кто, заметив в себе столь большое желание или рвение слушать о Боге, будет поторапливать события и стремиться как-то форсировать материальные проблемы самостоятельно, чтобы влиться в преданное служение, ибо Бог может вести через процесс слушание человека достаточно долго и только в следующей жизни или через рождения может дать полное преданное служение, где все окружение и обстоятельства будут этому способствовать. А до этого времени Бог может дать человеку возможность достигать необходимые для этого качества, отдавать долги, проходить небольшие аскезы, проходить путь добродетели и немного в своей мере даст поклоняться Богу Кришне хотя бы в домашних условиях… Надо понимать, что тот, кому также пора преданно служить, для него Волею Бога все обстоятельства складываются более-менее благоприятно. Нельзя человеку, заметившему в себе склонность слушать Святые Писания тотчас рвать с близкими и родными или тотчас заниматься карма-йогой. Когда наступит время, Бог это даст легко, через желание человека, через других преданных, он будет поддержан Богом с многих сторон и поймет для себя необратимость этого пути почти сразу.


27.Что бы и каким бы образом не происходило в творении, движущемся и неподвижном, о, Бхаратаршабха, это, знай, происходит в результате соединения поля и Знающего поле – Бога.

КОММЕНТАРИЙ:

Но нужна точность. Все происходит только и единственно по Воле Бога. Если речь идет о человеке, о человеческом обществе, то все события, которые имеют место в жизни отдельного человека или людей, общества, государств ( также, в животной среде, во всех формах жизни и во всех телах или полях), все, что человек создает, как считается, своим трудом, все, что происходит в обществе, все непременно происходит только по Воле Бога. Хотя можно конкретизировать, как именно.

Бог присутствует в теле человека, как Тот, Кто абсолютно знает тело человека и его возможности, Управляет телом человека, дает ему все внутренние энергии, желания, чувства, реакции, жизненные силы, ум и разум... Само тело человека есть поле, то, что создано Творцом, что живое существо использует для контакта и взаимодействия с материальным миром. Управление Бога человеком через его поле, через также мыслительный процесс не только развивает саму душу, расположенную в теле или в этом поле, но и такое соединение души и тела дает непременно многие свои плоды, которые человек материальный считает продуктом именно своего труда и своей жизнедеятельности, считая себя причиной всех событий в материальном мире. Но на самом деле, все происходящее на всех уровнях, во всех формах существования, на любом этапе развития творения, все, что имеет место в творении движущимся и неподвижном, видимом и невидимом, все это происходит только и однозначно по Воле Бога, присутствующего в телах или полях живых существ и Управляющего живыми существами и через чувства тела и через память, интуицию, мыслительный процесс, ум и разум… Нет и не может быть другой причины. Душа же на самом деле просто полностью управляется Богом, ведома Творцом,  развивается в этом процессе и пользуется плодами Труда только Бога, в невежестве, однако, считая себя производящей, распоряжающейся, причиной и потому считает себя вправе пользоваться плодами или результатами по сути труда Бога в ней. Но со временем через путь преданного служения Бог открывает каждому, Кто именно за всем стоит и какова на самом деле роль души и ее изначальное положение перед Богом.


28.Тот, кто во всех живых существах равно видит расположенного Высшего Управляющего, внутри разрушимого Неразрушимое, он действительно видит.

КОММЕНТАРИЙ:

Присутствие Бога во всех живых существах охраняется и сокрыто от живых существ иллюзорными энергиями Бога. Это знание тайное, сокровенное, далеко не на всех ступенях материального развития дается человеку, ибо до времени это знание и не постичь умом и не благоприятно для живого существа в процессе его сугубо материального развития, где человек непременно должен до некоторого этапа своего материального пути видеть причиной себя, вовлекаться в материальные игры, поднимать нагара свои качества, зарабатывать последствия греховной деятельности через игры и роли в материальной мире и через страдания от этих качеств греховного порядка отказываться, тем постепенно поднимаясь вверх по ступеням собственного развития.

Но и миновать совершенных духовных знаний невозможно. Ведомый Богом человек, непременно, вращаясь в колесе сансары, достигает те качества, тот уровень материального опыта и проявления, когда можно начинать вести человека по пути преданного служения. И только в процессе полноценного и всеобъемлющего преданного служения человек начинает смотреть на вещи через призму совершенных духовных знаний, вовлекается в постоянную духовную практику, что и приводит его к утверждению в Святых Писаниях до уровня полного соответствия качеств тем качествам, которые требуется развить, дабы в свое время достичь духовный план. Именно в преданном служении, причем не в начале, человек начинает видеть за всем Волю Бога, присутствие Бога в материальном мире, понимает, что Бог пронизывает Собой весь материальный мир и остается в нем Своими качествами, направленными на развитие творения. Человек также постигает, что Бог не только пронизывает материальный мир, но и присутствует равно во всех живых существах Своим полным целым, Управляя каждым в соответствии с кармой каждого, в соответствии с Волей и Планом Бога на человека и непременно в соответствии со ступенью материального и духовного развития человека или любого другого живого существа.

Такое знание преданный не получает в одночасье, но только вследствие достаточно длительного пути преданного служения, также вследствие постоянного изучения Святых Писаний, вследствие аскетического образа жизни, вследствие контроля ума, желаний и чувств, вследствие добродетели. Видеть Бога равно во всех живых существах помогает преданному Сам Бог, постоянно направляя ум человека на другие живые существа, давая человеку постоянно мысль, что все находятся под Управлением Бога, все изнутри подчиняются Богу, что Бог дает живому существу понимание, желание, отказ, интерес, любопытство, все привычки, свойственные этому виду, дает и агрессию и миролюбие…

Человек постоянно открывает для себя эти знания и всегда потрясен пониманием и духовным наслаждением, что в каждом Бог. Это делает его несколько иначе воспринимающим живые существа в материальном мире. Он уже не может осуждать, не может мыслить о человеке с позиции превосходства, ибо не понимает, как это возможно, если живое существо ведомо Богом, если оно Управляемо Богом, если оно развивается Богом, если оно не само вовлекается в те или иные проявления, если оно всегда находится на стадии обучения, если Бог строг к любому неадекватному отношению к другим живым существам. Человек глубоко понимает, что Бог работает с каждым абсолютно, используя все необходимые Божественные инструменты, Бог никому не дает поблажки, нет у Бога лучших или худших, нет избранных, нет тех, с кем Бог работает больше или в большую меру, Бог никого не отличает, в каждом Божий труд и труд непрерывный, никто перед Богом не заслуженный и не самый старательный. Таким образом, ни за один присест человек осознает, что Бог равно расположен во всех. Но это осознание дорого стоит. Это понимание добывается ни одну жизнь в преданном служении, это знание дает ответы и на многие другие вопросы, делает человека беспристрастным, не отличающим друга от врага, победу от поражения, ибо все это есть труд Бога, все это в любом виде есть подъем по ступеням материального и духовного развития, все это есть то, что в свое время и поможет выйти за пределы материального мира на духовный план.


29.Непременно, равно видя везде равно расположенного Высшего Управляющего, душа не деградирует умом и достигает своего высшего назначения.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле душа никогда не деградирует умом. Все, что достигнуто в духовном плане, как и материальные качества и в течение жизни, и после оставления тела Бог сохраняет. И все направляется на дальнейшее развитие и через материальные игры и роли, и через путь преданного служения.

Везде равно видеть расположенного Высшего Управляющего отнюдь не просто, и такое видение надо в себе развить Милостью и Волей Бога и только через долгий путь преданного служения. Бог равно расположен в своем творении, Бог с каждым работает в полную меру, но в строгом соответствии со ступенью материального и духовного развития живых существ. Бог равно расположен и во всем неподвижном. И с этим Бог работает в полную меру, будь то скала, металл, дерево, пылинка, и далее по возрастающей, начиная с микроскопических или атомов и молекул… Все, что можно только себе представить, все на что можно бросить взгляд, все находится под Управлением Бога, все развивается, все поднимается по своей лестнице материального развития и духовного развития, когда энергия достигнет уровень человека.

Не может быть так, чтобы преданный это не усвоил, нет ни одного, кто бы такое знание не принял и не стал мыслить и употреблять его во благо собственного духовного развития и преданного служения. Нет большей или меньшей меры постижения этого знания, есть время его постижения. Чем дольше человек занят преданным служением, тем основательней и неотвратимей он входит в это знание и остается, и утверждается в нем и в материальном мире и за его пределами. Но при этом не следует считать, что существует Высшее назначение такого человека. Духовный план – это еще не высшее назначение; и здесь необъятны просторы и для преданного служения и для духовных знаний.  Но, тем не менее, это знание в немалой степени способствует преданному развить те качества, то вхождение в Бога, которые достаточны, чтобы оставить материальный мир и достичь духовный план.



30.Также тот, кто видит, что все виды деятельности непременно выполняются материальной природой, а себя также видит бездействующим, он также видит.

КОММЕНТАРИЙ:

Можно было так сказать Арджуне, чтобы на этом фоне показать, что, по сути, человек бездействует. Но это все же не точно. Ничего-то материальная природа, как таковая, не делает по своему собственному почину, как и не делают гуны природы. И тем не менее, человек, фактически, не сам выполняет работу, что можно в некотором смысле назвать бездействием человека, хотя внешне с него может градом течь пот… Кажется непонятным. Все делает в человеке Личность Бога через Божественное Управление, через Божественные энергии, они же гуны природы. Но чтобы это увидеть, непременно надо начинать видеть с себя. Но в таком случае надо выходить на Бога, а это уже возможно только через необратимый и непрерывный путь преданного служения. Преданное служение должно быть всеохватным с постоянной медитацией на Личность Бога, непременно должен присутствовать в жизни человека аскетизм, сам простой образ жизни, устремление к добродетели, не привязанность к плодам любой своей деятельности, непрерывный и не прекращаемый контроль ума, желаний и чувств, человек должен непременно постоянно изучать Святые Писания и входить в них своими качествами и так в них и оставаться, постоянно совершенствуясь, не считая себя особенным, избранным, удачливым, но будучи бесстрашным, терпеливым, не осуждающим, не приносящим страдания другим живым существам. Только в таком случае Бог будет давать человеку при таких стараниях понимание о Своем в нем присутствии, о Божественном Управлении в нем всегда и во время работы; только тогда человек осознает полностью, что, выполняя любую работу, делает ее не своей волей, не своими усилиями, и входит и выходит из работы автоматически и более того. В любом своем проявлении в материальном мире увидит, что зависим от Бога буквально, во всех смыслах. И речь не его, и мысль не его, и память не его, и встречи и расставания, и предприятия любого порядка – все дает и всем Управляет, и все направляет только Бог. В именно таком смысле человек не работает, но бездействует и на работе и повсеместно. И это непременно приносит мир в сердце.

Материалисту или начинающему только преданному это не очень понятно, но развитый преданный понимает, что, фактически, так исполняя любое дело, не зависит от материального мира, не имеет, по сути, долгов, не теряет в себе мир, идет по пути наименьшего греха, освобождает мыслительный процесс от лишних тревог и переживаний, ибо полностью человек вручает себя Богу и уже в Земных условиях познает счастье неземного порядка, родственное блаженству.
Но и никто не сможет этот путь миновать. Нет таких, кто бы даже на материальном уровне хоть отчасти не замечали то в одном, то в другом, что что-то здесь не так, что как-то не очень тело или мысль, или память, или руки послушны, а иногда просто откровенно непонятно… Бог показывает, что тело не подчиняется человеку, как и органы чувств, но делает это осторожно, ибо человек склонен начинать мыслить о подселении в него неких демонических живых существ или о своей психической неполноценности. Но, тем не менее, Бог лишнее убирает в понимании, но тот опыт, который пригодится в преданном служении Бог напоминает и неоднократно, как факт, как подтверждение, что в человеке всем Управляет Бог. Поэтому по большому счету человек и бездействует. Ну, а материальная природа здесь вспомогательное средство, инструмент Бога, энергия Бога… И сама без Бога – никуда.


31.Когда человек хорошо видит одну природу всех живых существ, находящихся в различных состояниях существования, тогда непременно он и развивается, тогда он достигает Верховного Брахмана.

КОММЕНТАРИЙ:

Невозможно увидеть одну природу всех живых существ глазами невежества. Но до поры это делать Бог и не позволит, ибо не только нет основы для такого видения, но и в некоторой степени неблагоприятно. Ибо данный стих не только уравнивает всех людей, но и все виды живых существ, начиная от низших уровней развития, между собой. Животному миру это все-равно. А вот человеку пойдет не на пользу такое знание, если он находится в пути материального и в некоторой степени духовного развития. Невозможно строить в человеке необходимый мыслительный процесс, направлять на определенные преодоления и проявления, если он не будет мыслить о себе эгоистично, как об уникальном живом существе, не отождествляя себя ни по каким другим параметрам с другими людьми, но видя и желая видеть свою особенность или даже непонятость, свою нераскрытость, свой особый потенциал. Нельзя загонять существо в угол уравнивания и отбирать у невежественного стимул к самопроявлению, к самоутверждению, к самореализации, где человек заранее должен быть уверен в убедительности, в некотором доминировании качеств, в надежде, что его качества превышают качества других. Поэтому эти знания касательно единой природы всех живых существ могут быть полезны только тогда, когда человек уже понабивает себе шишки, преодолевая материальное сопротивления и пожав плоды всех материальных благ, как они есть, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Когда человек подустанет бороться и увидит, что и счастье и страдание почти уравнены в материальном мире друг другу, как и слава и бесславие, удача и неудача, и порою успехи имеют более отвратительные последствия, нежели неуспехи, то человек начинает мыслью искать причины временности счастья, причины страданий, и ему впору уже осознать, что действительно такая причина есть и начинается она именно с природы живых существ. А природа эта, не смотря на великое их разнообразие, в том, что все есть души, все есть частицы Бога, все есть без исключения Божественные энергии, все абсолютно одинаково чувствуют себя в теле, все идут по пути материального и духовного развития, и все идут так, что нет ничего, что испытал бы или преодолел один и не испытал бы и не преодолел другой, только все сдвинуты в своем движении, по свой фазе, но все идут в одном направлении, и все просто Управляемы Богом, никто не старательней, никто не заслуженней, никто, по сути, не выше и не ниже, каждый получает свой опыт через свое материальное существование, вращаясь в колесе сансары. Но о том, что все имеют единую духовную природу, это человек может узнать тогда, когда приступает Милостью Бога и в свое время к преданному служению. И именно это знание помогает приобрести такие качества, как отрешенность, независимость от материального мира, отход от материальных игр и ролей, человеку уже нет необходимости доказывать себе и другим о своем особом положении, о своей уникальности, ибо это и грех, и низшая форма проявления, и отпадает, ибо человек прекрасно знает, что такой образ мышления есть источник великого беспокойства, подчинение иллюзорным энергиям Бога, привносит страдания и уносит мир в душе.

Именно это знание и рождает в человеке равное отношение к другу и врагу, к победе и поражению, ко всем живым существам, ибо в каждом Бог, каждого ведет Бог, все поднимаются по ступеням материального и духовного развития к Богу. Так понимая, человек иначе воспринимает и окружающий его мир во всех проявлениях, ибо знает, что каждый выражает и ни свое мнение и ни свое желание и ни свое решение, а то, что должно быть свойственно его ступени материального и духовного развития, все в рамках Божественного Управления. И не проявив одно, не исчерпав последствия, не вынеся из этого уроки, человек на следующую ступень не поднимется. Никто перед Богом, по сути, не может проявить себя лично, ибо то, как он себя проявляет на своей ступени, и есть оптимально или лично и другое человеку и не свойственно. Бог скрупулезно Знает Свое творение и не в общем, а каждого и в высочайшей мере, работая над каждым непрерывно. Только в преданном служении это знание может быть употреблено, касательно того, что природа всех живых существ едина. Доносить это знание невежественному не следует, ибо и не примет, ибо и Бог не разъяснит человеку его умом. Но без этого знания преданное служение ущербно, и очень во многом человек не сможет связать концы с концами, пытаясь ответить на те или иные вопросы, которые будут ставить черед ним и практика преданного служения, и материальный мир, и сам мыслительный процесс и свой и других людей. Также без этого знания не откроется суть Святых Писаний, и непонимание будет ввергать в немалые печали и неуспехи.


32.Благодаря тому, что Высшая Душа также расположена в теле, вечна и независима от гунн материальной природы, живое существо не исполняет работу и не связано ею, о, сын Кунти.

КОММЕНТАРИЙ:

Несколько неточно звучит стих. Как будто допускает возможность другого варианта. Другого не дано. Но так надо было сказать Арджуне, учитывая его ступень материального и духовного развития, как и его современников. На самом деле Бог всегда Своим полным целым присутствует в телах живых существ и полностью Управляет этими существами через Божественные регуляторы, что есть и чувства тела, и мыслительный процесс, и понимание, и память, и жизненные силы, и состояния живого существа.

Нет ничего, где бы не было Божественного Волеизъявления, как и касательно любого действа или работы, если речь идет о человеке. В этой связи можно понимать, что человек сам лично своими усилиями, желаниями, чувствами, опытом и знаниями, своими планами, намерениями, целью никак не исполняет работу, но все абсолютно получает от Бога, где Бог Сам направляет человека, дает ему основание, подключает и Управляет его навыками и знаниями, заостряет внимание, делает акценты, дает человеку возможность и ошибаться и через преодоления помогает подниматься на более высокую ступень материального и духовного развития.

Именно Бог дает человеку строго направленные специальные или профессиональные знания, имея изначальной целью именно через применение этих знаний в определенном направлении деятельности развить те качества, через долгий или продолжительный труд, которые и наметил Бог преимущественно в данной жизни и данным путем. Далее эти качества будут корректироваться через другое направление деятельности или параллельное, и таким образом человек постепенно, Управляемый Богом через труд или любую деятельность, поднимается вверх по ступеням собственного развития, преследуя цель поддержания тела или других интересов, а достигая то, что наметил на человека Бог в связи с развитием его качеств, ибо обычно именно качества становятся камнем преткновения для того, чтобы человек достиг ту или иную даже и материальную цель. Понятно, что сам человек не может знать свои будущие и существующие камни преткновения. Именно Бог для преодолений дает именно те виды деятельности надолго или краткосрочно, которые могут помочь в развитии человека.

Но и саму работу сам человек не сможет выполнять именно должным образом, и его постоянно направляет только Бог, через тело понуждая душу определенным образом приучаться мыслить, извлекать, ценить, терпеть, выбирать, оценивать. Т.е. работа есть тренажер, через который человек достигает преимущественно не то, что планирует, а то, что наметил Бог. Все другое – побочные плоды, но и они также для человека существенны, ибо помогают поддерживать тело и решать те или иные материальные вопросы; но, а главная цель любой работы была и есть только развитие качеств, на данный период угодных Богу, и которые будут фундаментом для того, чтобы на этих качествах или через этот опыт развивать качества еще более высокого порядка. И так все вращаются в колесе сансары, развиваясь, ведомые Богом через труд преимущественно до тех качеств, которые и выведут в свое время на путь преданного служения.


33. Как всепроникающее благодаря своей тонкой природе небо ни с чем не смешивается, так душа, везде расположенная в теле, никогда не смешивается с ним.

КОММЕНТАРИЙ:

Душа действительно удивительным образом присутствует в теле. С одной стороны может показаться, что она скованна, ограничена телом, влита в него, абсолютно ему соответствует, чуть ли ни сама является этим телом, прекрасно его чувствует, от него зависит и в нем нуждается… Но на самом деле душа легко в тело входит и не менее легко или незаметно для себя выходит, порой и не осознавая, что тело оставила или не сразу это понимая. Но так работает Бог, непостижимо и уникально, давая человеку некоторый период (в течение жизни) ощущение единства и неотделимости души и тела.

И все же душа есть более высокоразвитая тонкая энергия в то время, как тело состоит из элементов очень низкой природы,  что есть тоже энергия Бога и которой еще предстоит развиваться и развиваться. Тело еще есть та форма энергии, которая может называться тленом или распадаться на другие энергетические элементы, но душа уже есть высшая энергия Бога, неразрушимая, неразделимая, неподверженная никаким воздействиям, но может и обязана идти постоянно по пути своего духовного преимущественно развития. Душа никак уже на своей ступени не может именно смешиваться с более низкой энергией, но ею может пользоваться и как телом и как средством для поддержания тела. Это вещи надо принимать, как есть. Более точно знать в материальном мире невозможно, но просто давать себе отчет, кто ты, душа или тело, что есть для тебя тело и можешь ли ты в нем что называется и остаться. Нет  и нет. Ни остаться, ни смешаться, ни зависеть от него всегда невозможно. Все на время, и все с Божественной целью.


34.Как это солнце одно освещает всю эту вселенную, так душа освещает все это тело, о, Бхарата.

КОММЕНТАРИЙ:

Ничего душа не освещает, ничего не приводит в движение. Все Бог. Но для Арджуны так, на таком уровне следовало давать Совершенные знания, на этом уровне они могли правильно восприниматься и считались Святыми и незыблемыми, ибо они давали ту ступень понимания, так проникали, что пребывание именно в таком знании строило в человеке основу для более точного восприятия более точных знаний, которые Бог дает людям теперь.

Никогда не бывает так, чтобы Бог дал невежественному совершенные знания недосягаемого уровня, не по интеллекту, не по пониманию, не по уму. Но и пребывать в невежестве без совершенных духовных знаний в религии невозможно. Поэтому Бог всегда и во все времена дает духовные знания, несколько соответствующие и развитию всего общества и дает тем, кто стоит на более высокой ступени в свой период в своем обществе, ибо такие тоже имеются; и знания высокого духовного порядка, преломляясь через их прогрессивный ум и понимание, далее доносятся и проповедуются и более низкому уровню интеллекта.
Но так, чтобы человек не был подготовлен к приему от Бога совершенных знаний ни на каком уровне развития людей в данную эпоху, такое быть не может, все должно быть правильным зерном, падающим именно в плодородную почву и заранее планируемыми Богом ростками.

Поэтому надо знать, люди могут принять, что тело непременно Управляется Богом, функционирует Волею Бога, имеет вид именно живого существа только при условии, если в нем помещена душа. Но, а душа живого существа неотъемлема от Бога. Т.е. в живом теле Бог и душа. Если души нет, если она с Богом вышла, то и в таком случае в нем, в теле, присутствует Бог, но уже деятельность Бога здесь направлена на другую работу с телом, что есть перевод тела из одного энергетического состояние в другое через опять же Божественные инструменты, что есть другие энергии Бога, использующие это тело, которое становится подвластным распаду или тлену и переходу в другие тела других живых существ…

Все, что происходит в телах, удерживается в них, все, что проявляется в теле, как жизнедеятельность, все это только и однозначно есть работа Бога, но при условии, что в теле также присутствует и душа, пусть это душа человека, или животного, или растения, или камня, или песчинки, или атома, или молекулы, или микроскопического или невидимого живого существа… души в свое время уходят Волею Бога, уходят с Богом, ибо нигде не могут существовать сами, и Бог остается в теле, продолжая его развивать, ибо распад тела есть его развитие, развитие его составляющих, до мельчайших частиц, ибо без развития материя немыслима или не существует ни в каком виде. Все это незримый или сокрытый от понимания человека процесс, ведущий к развитию высоких энергий Бога и далее к одухотворению душ через путь животный и далее человека, которые становятся неотделимыми от Бога, служат Бога и принимают Волю Бога за свою.


35.Таким образом, те, кто глазами знания видит воплощенного в теле и Знающего это тело, а также знает путь освобождения живого существа из материальной природы, они идут к своему высшему назначению.

КОММЕНТАРИЙ:

Это можно увидеть именно глазами Святых Писаний или глазами знания при условии достаточно долгого процесса преданного служения. На поверхности эти знания не лежат и в один присест не усваиваются, но требуют от человека непременно сотрудничества с Богом, всеобъемлющее преданное служение, не только пребывание в совершенных знаниях, но и утверждения в них, развития качеств, угодных Богу, аскетизм и добродетель и все другое, что развивает и требует преданное служение и что неоднократно Бог Кришна Арджуне уже провозгласил. Таким образом, человек должен всегда знать, что в теле присутствует Бог Кришна, Управляющий телом, ведущий человека, любое живое существо по ступеням собственного материального и духовного развития. В теле также присутствует душа, полностью Управляемая Богом. И также человек должен знать, что есть преданное служение, какова его цель, что Бог от человека требует в преданном служении. Только тот, кто хорошо это понимает, кто также занят в беспредельном преданном служении Богу Кришне, только такой человек достигает тех качеств, которые Милостью Бога и выводят человека на духовный план. Но и это еще не достижение своего высшего назначения. Это назначение по сути в материальном мире Бог человеку не озвучивает, но  этот путь никогда не может быть без преданного служения ни в условиях материального мира, ни на духовном плане.