По приключенческой тропе Марио Контарини!

Николай Бичехвост
                Уважаемые друзья!

  Творчество итальянского писателя романов приключений М.Контарини в России малоизвестно. Немного  поведаем о авторе и его  авантюрном романе "Зуб Будды " .   
...........................................................

                ПО ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ ТРОПЕ МАРИО КОНТАРИНИ

         Секрет популярности писателя заключается в том,
         чтобы дать читателю то, что он сам бы хотел пережить.      
                Эмилио Сальгари

                Рассказ о событиях, которые имели место столетие и                более  тому назад, ставит писателя в промежуточное положение между художником и историком. На этой позиции может удержаться только тот, кто свое умение почувствовать прошлое дополняет неустанным трудом исследователя.
                Рафаэль Сабатини
........................
               
        Однажды – это было в 1900 году - молодой Марио Контарини находясь в Венеции, с восторгом дочитывал остросюжетный роман Эмилио Сальгари «Ятаган Будды». Будучи горячим поклонником этого маститого «властителя дум» итальянской молодежи и увлеченный теперь историей реликвий  Буды, Контарини  загорелся желанием продолжить экзотическую тематику и написать свой необычный роман. 

         А условия для этого у него были! Ведь происходил он из старинного  знатного венецианского рода. Его именные предки-дожи, проявили способности на торговом, военном и писательском поприще. К его услугам было не только  материальное благополучие для занятия литературой, но и солидные  книгохранилища, таящие редкие фолианты о малознаемом Востоке и основателе  буддисткой религии Будде.   
 
      К тому же М.Контарини был сыном своего бурного века, когда Италия  проводила активную  колониальную экспансию. Она уже присоединила к себе  Эритрею, юг Сомали и зарилась на другие тропические земли. Ее дерзкую   молодежь влекли заокеанская  Индонезия и Малайзия. Юношество взахлеб читало литературу авантюрных путешествий и приключений «итальянского Жюль Верна»  Э. Сальгари. Было самое благодатное время для такового сочинительства!

      И Марио Контарини с увлечением  приступает к написанию романа  под названием «Зуб Будды» о  задуманном искателями удачи похищении Зуба Будды, как священного символа власти и могущества! Надо сказать, что изрядно оснастив  повествование каскадом схваток, погонь, морских боев, Контарини строит сюжет с учетом канонических сведений и преданий о реликвиях Будды. А они были необычны.

       Согласно древним источникам, когда Будда умер, тело его (около 540 году до н. э.) кремировали на костре.  Из пепла бережно извлекли четыре зуба  и развезли их по всему миру. Уже с III века буддизм стал государственной религией в Индии, распространился на Цейлон, по Китаю, Тибету и далее. Один зуб столетиями сберегался  в Индии, а затем святыня во время смут была отправлена для сохранения на о. Цейлон, ныне Шри-Ланка. Этот остров Контарини и избрал эпицентром отчаянных похождений своих героев - капитана пиратского корабля «Громовержец» Фреда с верными боевыми друзьями.

        Дело в том, что священному  Зубу придавалась огромное значение, ибо   владеющий им обладал полной властью над верующими. Поэтому Зуб Будды стал  достоянием королевской династии. В начале  XVIII века местом его хранения  был определен город Канди. Специально для святыни возвели храм с роскошным убранством.

       Зуб хранился в семи ларцах, вложенных один в другой. Достаточно  реликвии было исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям и  правящей власти. Различные авантюристы и фанатики пытались не  раз похитить и уничтожить сию святыню. В 1998 году при взрыве храм был поврежден, но   реликвия в очередной раз уцелела.

      М.Контарини, раскручивая сюжет о завладении Зубом Будды, удачно соединил достоверность о нем с увлекательным экзотическим вымыслом. Он свел в тугой круговорот  на Цейлоне противоборствующие персонажи: капитана пиратского корабля Фреда, главного героя, с личной местью против губернатора Цейлона В. Рейбрука, бандита Сиди Дармарая, рвавшегося завладеть зубом Будды, чтобы поднять восстание верующих и затмить славу Нана Сахиба.

       Автор искусным литературным языком и непринужденностью изложения   погружает многочисленные  персонажи, среди которых пленница Лейла и англичанка Лидия, тронутый умом добряк Брикамбрак, в загадочную атмосферу,  с терпким ароматом экзотики, любовью и  богатствами, разбойниками и  морскими бродягами.
       Интрига автором свернута в жесткую тугую пружину. Кораблекрушения, сражения, поединки, кровь между силами добра и зла, самопожертвование    воспламеняет любопытство  читателя, и побуждают  с восторгом и переживаниями  следить за деяниями персонажей. 
 
       Развертывая сюжет, Контарини показывает, что жизнь в старину в тех полудиких южных краях носила особенный характер и изобиловала разнообразными  опасностями и злоключениями. Он  обильно водит  их в роман, противопоставляя им мужество и смелость, и завораживает читателей терпким и тревожным воздухом Цейлона! В итоге побеждают герои романа, капитан Фред вновь гроза морей, возмездие настигает злодеев, получает свою пулю бандит Сиди Дармарай – и  «Громовержец» вновь несется в черную ночь, в «трагическое будущее, наполненное ужасом и кровью».

     Нельзя сказать, что персонажи романа были вызваны к жизни только    искрометным вымыслом автора. Во время написания «Буддийской реликвии» в Индии еще не остыло пламя восстания сипаев под руководством Нана Сахиба против английского владычества, и  суровое дыхание его чувствуется в романе.

      М.Контарини творил в начале двадцатого века. Мир при нем начали сотрясать катаклизмы и войны, и люди все сильнее тянулись к исчезающим из жизни высоким оптимистическим чувствам и прекрасному.

     В этих условиях в Италии, очарованные романтикой Э.Сальгари по белу свету и его феноменальной работоспособностью, возникает содружество молодых  писателей, ярких и самобытных его преемников. Среди них выделяются  Антонио Кваттрини, Луиджи Мотта, Г.Стоссо, Марио Контарини, Эмилио Фанчелли и другие.
 
      Издательства и журналы Рима, Флоренции, Турина с желанием публикуют их  увлекательные жизнестойкие сочинения в красочных обложках и с захватывающими иллюстрациями. Печатая их массовыми  тиражами, издатели создавали   известность  им – будущим продолжателям великолепной серии Сальгариана.
   
      Контарини, как и все начинающие романтики, грезил с юных лет о морских походах, заокеанских странствиях, коварных  дебрях тропиков и саваннах Африки. Однако о его жизни мало чего известно. Неоспоримо, что он  упорно стремился  к славе  великих и гениальных писателей приключенческих романов. Он  продолжил новаторство  Э. Сальгари в тематике индийских джунглей и пиратских  историй, придавая им свою оригинальную форму и находя новые, звучные темы. А пьянящий аромат Востока так и струился со страниц его романов.

     По прихоти судьбы Марио Контарини, как и Э. Сальгари, с юности были одарены писательским мастерством. Посудите сами. Сальгари в двадцать лет направил в журнал свою первую  повесть «Папуасы», сообщая редакции, что у него еще «готовы несколько романов в духе Жюля Верна, Эмара и Купера».

    Современник М.Коттарини, итальянец  Луиджи Мотта, видный последователь Э. Сальгари, начал свою карьеру в девятнадцать лет, опубликовав роман приключений с предисловием самого Э.Сальгари.

       И Марио Контарини в девятнадцать лет (он родился в 1887 г), заявил о себе романом «Пираты Тонкина», которые буквально кишели на море и ужасали   торговые суда; а так же авантюрным романом  «Великое Солнце». Это было литературной сенсацией!

     Тем более, в журналах  хорошо были известны его  рассказы приключений и фантастики, как «Индийская месть», «Приключения капитана Вильсона» и многие другие. А под быстрым пером Контарини  теснятся на исписанных листах   другие захватывающие сюжеты, на столе скапливаются пачки рукописей для   типографских станков! 
         Читатели с нетерпением ожидали от  одаренного богатым воображением и изобретательностью молодого писателя новых произведений! И Контарини оправдал их надежды!
       Год 1907-й оказался для него, обретающего известность, чуть ли не пиком славы! Типографии едва успевали выпускать его книги, содержание которых  составляла заманчивая и разнообразная фабула.

          С прилавков магазинов в Риме буквально сметаются остросюжетные        «Сухопутные пираты» («Корсары земли)», во Флоренции издаются его «Таинственная шахта» и еще «Месть заключенного». Здесь же выходит весьма популярный роман приключений «Разрушитель Атлантики». Книги эти  читателям разных возрастов  приходились по душе! В них по тропе приключений шагала отвага и любовь, таились засады и кровавые схватки, на море взвивались абордажные крюки, благородство торжествовало над предательством, сдобренное суровым юмором!

       Что касается романа  «Зуб Будды» или «Буддийская реликвия», то ввиду его огромной популярности, он дважды был издан в Италии, последний раз в   1907 году.

      Неутомимый М.Контарини восклицает среди молодых друзей - экстравагантных поэтов, репортеров и писателей: «Какая впереди интересная и блестящая  жизнь предстоит нам!». Марио не знал, что ему осталось жить совсем немного. Он каждую неделю успешно издает с писателем  Г.Стоссо  (Guglielmo Stocco), написавшем затем много  книг в духе Э.Сальгари, журнал приключений с              авантюрными, детективными и фантастическими  сюжетами.

          Однако успехи и удары судьбы непредсказуемы.  Наверное, не зря  говорится, что
         Счастье, словно маков цвет.
         Сорвешь цветок - его уж нет!

         Мелькнув ярким метеором  в многокрасочном Мире  романтики и приключений, внезапно  погас свет таланта Марио Контарини. Он прожил  всего лишь двадцать лет! Это был траурный день 12 сентября 1907 года. Его кумир  Э. Сальгари пережил своего младшего  собрата по перу  всего лишь на несколько лет.

        Однако, подобно бессмертному Ж.Верну и Э.Сальгари, у которых и  после   кончины продолжали  выходить не опубликованные ранее произведения,  то и     с уходом М.Контарини в мир иной не прекратился выход его  сочинений!

         Книголюбы с восторгом разбирали  пахнущие свежей типографской краской  только отпечатанные остросюжетные романы М. Контарини, как «Авантюристы «Линкольна», «Повелитель тьмы», «Заключенный леса» и другие. Вымысел в них  струился, словно ключ к замысловатой тайне.  Они были так увлекательны, что было «нельзя оторваться от книги, не дочитав ее до конца». Писатель, с огромным потенциалом романиста, продолжал активно жить в сердцах  и поколениях читателей!

        И если в Италии произведения Марио Контарини были широко популярны и выдержали ряд переизданий, то российскому читателю ни имя автора, ни один из  его романов не были известны.  Из манящих сумерек прошлого мы впервые открываем его имя  романом «Буддийская реликвия», сверкающего золотым   пером в сокровищнице великой Сальгарианы.

    Думается, что прекрасным эпилогом к творчеству  Марио Контарини можно считать емкие слова из предисловия  к его роману «Разрушитель Атлантики», изданном в 1931 году в  Италии.
      «Кто прочитал этот роман, тот убедился, что автор, если бы смерть не вырвала его слишком рано, достиг бы репутации самого большого и блестящего писателя романов приключений».

         И книги Марио Контарини с годами не теряют своего обаяния и привлекательности, заставляют мечтать, и с улыбкой и отвагой стремиться вперед по тропе приключений!
  ...................