Ленин и деньги. Заключение

Аркадий Куратёв
 «История – самый опасный продукт, созданный в лаборатории разума». Поль Валерии. 1927г. Как же он был прав!
*  *  *
Нет, о партийных членских взносах, как источнике пополнения партийной кассы, я не забыл. По данным полиции  ежемесячные членские взносы составляли в среднем 1 р. 50 коп., а сама партия насчитывала 24-25 тысяч человек. Только-то и всего.
*  *  *
Без ярких примеров любой текст суховат. Мне в этом плане весьма удобно обратить внимание на проф-революционерку Розалию Самойловну Землячку, чьим именем до сих пор названы улицы некоторых городов. Родилась эта дама в 1876 году в состоятельной киевской семье. Вплоть до 1917 года нигде не работала, только занималась активной революционной деятельностью, существуя за счет партийной кассы. Иногда и сама вносила туда деньги своих родных. Развернулась она уже после прихода к власти большевиков. будучи на ответственной партийной работе в Крыму и проводя в жизнь практику «красного террора». Всего за три месяца сумела полностью оправдать свою партийную кличку «Демон», организовав совместно с Б. Куном и Г.Пятаковым физическое уничтожение белых офицеров, оставшихся в Крыму в ноябре 1920 года. Дело в том, что  12 сентября 1920 года газета «Правда» опубликовала «Воззвание к офицерам армии барона Врангеля» за подписями председателя ВЦИК М. Калинина, председателя Совнаркома В. Ленина, наркома по военным и морским делам Л. Троцкого, главкома С. Каменева и председателя Особого совещания при главкоме А. Брусилова: «…Честно и добровольно перешедшие на сторону Советской власти не понесут кары. Полную амнистию мы гарантируем всем переходящим на сторону Советской власти.»  Историки называют разное число поверивших в гарантию  – от 56 до 120 тыс. человек. Их не только расстреливали – часть людей  погрузили на судна и вывели  в море. Там арестованных топили, привязав к ногам груз. Это происходило на глазах их родных. Позже местные рыбаки рассказывали, что в спокойную погоду видны были  в воде мертвецы, застывшие по стойке «смирно». Заслуги Землячки были высоко оценены советским правительством – она первой из женщин была удостоена ордена Красного знамени в 1921 году.  Вот вам и еще одна орденоноска.
*  *  *
Экспроприации. Надо заметить, что этот вид пополнения партийной кассы поощрялся исключительно большевиками. Одной из первых крупных экспроприаций, проведенных ими совместно с латышскими социал-демократами, было ограбление филиала Государственного банка в Гельсингфорсе в феврале 1906 года. Руководил операцией Янис Лютер, один из основателей Латышской социал-демократической рабочей партии и руководитель всех ее военизированных формирований, большевик с 1903 года; всего же в ней участвовало 15 человек. Похитив 170 тысяч рублей, налетчики скрылись. Правда, часть из них позже задержала полиция, была возвращена государству и часть денег. Однако около 110 тысяч были переданы Красину и попали в распоряжение Большевистского центра.
Другой шумный «экс» – ограбление конвоя на Эриванской площади 13 июня 1907г.  в  11 часов по утру в Тифлисе. Всего, по полицейским рапортам, было похищено 250 тыс. рублей. Организовали акцию Сталин и Камо, но в партийную кассу от этого дела пошло на лишь 150 тыс. рублей в мелких купюрах; информацию о 500 – рублевых  купюрах быстро сообщили в европейские банки и полицейские ведомства. С ними на руках арестовали несколько агентов – большевиков, в том числе и будущего наркома иностранных дел М.М.Литвинова.
Были и другие, менее громкие дела.   
*  *  *
Средства общественных организаций – здесь имеются ввиду денежные поступления от разных революционных организаций – украинских эсеров, грузинских меньшевиков, эстонских социал – демократов. Представитель последних Александр Кескюля сработал в качестве посредника немецкими деньгами в сумме 300 тыс марок. Любопытно, что в 1923 году Кескюля, живя в Швейцарии,  вернул эту сумму в германскую казну по существовавшему курсу. Обошлось это ему совсем недорого. Все организации преследовали собственные политические интересы – иначе зачем было им помогать большевикам?
* * *
С подготовкой к печатанью фальшивых денег в Германии, на предприятии фирмы «Сименс», у Красина вроде выходило всё гладко,   но в дело вмешалась тамошняя полиция. Проект рухнул. По своей наивности будущий нарком Г.Чичерин взялся расследовать это дело. Был скандал. Вопрос замяли, Чичерину указали на его место . 
*  *  *
О  финансировании Троцкого – в качестве главного спонсора называют его дядю Абрама Львовичу Животовского, мультимиллионера. Активно сотрудничал с советским правительством и после революции, живя в Стокгольме. Тут я умолкаю – если есть желающие продолжить – милости прошу!
*  *  *
Государственные вливания. Речь идет об участии Германии в финансировании большевистского движения. Написано об этом много – не смысла повторяться. Выделю то, что считаю главным. Почему,  реализации серьезнейшего проекта, изменившего контуры Европы и похоронившего, по сути, четыре империи, можно с полным основанием считать провалившейся, а Парвуса – пострадавшей стороной? Всё просто – изначально, при достижении договоренностей, предполагался  мир без аннексий и контрибуций. Здесь подвели немцы – военные, осуществлявшие переговоры в Бресте, плевать хотели на интересы партнеров Парвуса по МИД и отхватили жирные куски бывшей Российской империи. Ленин воспринял это пержил, а  позже отыгрался сполна. Ну, дальновидный был человек! А вот сам Ильич на тезис «Меморандума Парвуса» о том, что решение о выступлении против царизма должен принять  съезд лидеров русских социал-демократов, показал ему смачную фигу. Обойдутся – управимся и без них. Огорченный Парвус отошел от дел и умер в Германии в один год с Лениным. Вроде бы…
*  *  *   
Представляется мне  такая  картинка: во второй половине тридцатых годов где-то в скромном уютном уголке южной Европы, за столиком кафе сидят два пожилых полных еврея – оба уроженцы белорусской провинции -  и читают свежие газеты. Таиться друг от друга им нет необходимости.  Они завсегдатаи заведения и никто не обращает внимания на их русский язык:
- Евно Фишелевич, а большевички-то ваших эсеров к ногтю, к ногтю!
- А-то не вам Ленин по лбу мешалкой угодил в семнадцатом... Молчали бы уже в тряпочку, Израиль Лазаревич. Да и пошло оно всё на хрен, надоело! Всё надоело, особенно пиво здешнее. Водки простой нет – а ещё европейцы! Глухомань. Давайте-ка по коньяшке что ли?
- Давайте, а что остается?