Конгениатор Охота на слова

Александр Ерошкин
Слово конгениатор только латинскими  буквами  CONGENIATOR я случайно встретил в сети, я бы прошёл мимо, посчитав, что это сайт очередного юмориста, поскольку в башке сразу всплывает Остап Бендер и его похвала в адрес Ипполита Матвеевича Воробьянинова: «Конгениально, Киса!»

Конгениатор. Ясно, что существительное образовано от прилагательного конгениальный или наречия  конгениально. Тут есть о чём задуматься. Слово конгениально употреблялось и до Ильфа и Петрова и имело совершенно другое значение, оно выражало близость по духу, согласие по убеждениям, совпадение по взглядам,, по образу мыслей, по дарованиям.

Гениально и конгениально звучат похоже, но имеют разные понятия. В их основе латинское слово genius – «дух». Считали, что особо одарённому человеку покровительствуют духи, а всё созданное таким человеком несёт следы их влияния, потому «вдохновить» и «вдохновение» - свойство гениев, то есть гениальных.  А конгениальный – общий с гением, близкий по духу, по образу мыслей, талантливости, соответствующий чему-то по замыслу. В словаре Ушакова есть примеры: конгениальный – сродный, соответствующий по духу, уму, таланту. Перевод конгениальный оригиналу. Эта музыка  конгениальна тексту, к которому она написана.

Похвала в слове конгениально стала звучать после реплики Остапа Бендера. Перед нами яркий пример того, как литературный герой и его кинообраз меняют значение слова

Вообще, совместному творчеству Ильфа и Петрова свойственно придавать известным словам другое значение. Вспомним несколько не самых популярных эпизодов из «Двенадцати стульев».

Магнетизировать.  Бендер продаёт астролябию.   «Мимо продавца астролябии уже два раза прошел агент Старгуброзыска. Но так как астролябия ни в какой мере не походила на украденную вчера из канцелярии Маслоцентра пишущую машинку, агент перестал магнетизировать молодого человека глазами и ушел.

До исторического материализма.
- Наших невест,-- возразил дворник,-- давно на том свете с фонарями ищут. У нас тут государственная богадельня: старухи живут на полном пенсионе.
-- Понимаю. Это которые еще до исторического материализма родились?


Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу, постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег.

В теплой до вонючести. Отшлифовывал.
 Лежа в теплой до вонючести дворницкой, Остап Бендер отшлифовывал в мыслях два возможных варианта своей карьеры. 

Слово КОНЦЕССИОНЕРЫ употреблено писателями десятки раз, но в обиход оно не вошло, а ведь так у Ильфа и Петрова  назывался союз Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова по поиску бриллиантов, спрятанных в мебельном гарнитуре.

Ильф и Петров мастерски меняли значения привычных слов. Получалось смешно и интересно.  Вот образец, когда под влиянием клада драгоценностей, поиском которого заняты герои,  Бендер видит такие вещи на каждом шагу.

«По мостовой бежала светлая весенняя вода. Стоял непрерывный треск и цокот от падающих с крыш брильянтовых капель. Воробьи охотились за навозом. Солнце сидело на всех крышах. Золотые битюги нарочито громко гремели копытами по обнаженной мостовой и, склонив уши долу, с удовольствием прислушивались к собственному стуку. На сырых телеграфных столбах ежились мокрые объявления с расплывшимися буквами: «Обучаю игре на гитаре по цифровой системе» и «Даю уроки обществоведения для готовящихся в народную консерваторию».

Взвод красноармейцев в зимних шлемах пересекал лужу, начинавшуюся у магазина Старгико и тянувшуюся вплоть до здания губплана, фронтон которого был увенчан гипсовыми тиграми, победами и кобрами».

Матрац ненасытен. Он требует жертвоприношений. По ночам он издает звон падающего мяча. Ему нужна этажерка. Ему нужен стол на глупых тумбах. Лязгая пружинами, он требует занавесей, портьер и кухонной посуды. Он толкает человека и говорит ему:
 -- Пойди! Купи рубель и скалку!
 -- Мне стыдно за тебя, человек, у тебя до сих пор нет ковра!

Конгениально.
Вот эпизод, где это слово прозвучало.   
Великий комбинатор отдыхал, подложив под голову голубой жилет.
Ипполит Матвеевич смотрел в окно. Там, по кривым переулкам, мимо крошечных московских садов, проносилась гербовая карета. В черном ее лаке попеременно отражались кланяющиеся прохожие: кавалергард с медной головой, городские дамы и пухлые белые облачка. Громя мостовую подковами, лошади понесли карету мимо Ипполита Матвеевича. Он отвернулся с разочарованием.
Карета несла на себе герб МКХ, предназначалась для перевозки мусора, и ее дощатые стенки ничего не отражали.
На козлах сидел бравый старик с пушистой седой бородой. Если бы Ипполит Матвеевич знал, что кучер не кто иной, как граф Алексей Буланов, знаменитый гусар-схимник, он, вероятно, окликнул бы старика, чтобы поговорить с ним о прелестных прошедших временах.
 Граф Алексей Буланов был сильно озабочен. Нахлестывая лошадей, он грустно размышлял о бюрократизме, разъедающем ассенизационный подотдел, из-за которого графу вот уже полгода как не выдавали положенного по гендоговору спецфартука.
-- Послушайте, - сказал вдруг великий комбинатор, - как вас звали в детстве?
 -- А зачем вам?
  -- Да так! Не знаю, как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело, а Ипполитом Матвеевичем -- слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?
 -- Киса, -- ответил Ипполит Матвеевич, усмехаясь.
 -- Конгениально. Так, вот что, Киса, -- посмотрите, пожалуйста, что у меня на спине. Болит между лопатками.
Остап стянул через голову рубашку "ковбой". Перед Кисой Воробьяниновым открылась обширная спина захолустного Антиноя, спина очаровательной формы, но несколько грязноватая.
 -- Ого, -- сказал Ипполит Матвеевич, -- краснота какая-то.
 Между лопатками великого комбинатора лиловели и переливались нефтяной радугой синяки странных очертаний.
 -- Честное слово, цифра восемь! -- воскликнул Воробьянииов.-- Первый раз вижу такой синяк.
 -- А другой цифры нет? -- спокойно спросил Остап.
 -- Как будто бы буква Р.

От себя добавлю, что цифра 8, стоящая горизонтально, обозначает знак бесконечности не только в математике, а буква Р в нумерологии  равна 16 = 7. Она образована вертикальной прямой и правым полукругом, в прошлом знак солнца РА, свидетельство силы творческого анализа.

А теперь  обратимся к сайту, который меня так удивил названием.
Congeniator.com. Автор объясняет, что сфера его интересов -
физика и энергетические технологии, финансы и комплементарные валюты, медицина и экзополитика, социальная философия и психология масс, искусство и сексуальная жизнь современников.
Философия сайта - поделиться с людьми знаниями.

Я порылся на сайте и пришёл к убеждению, что здесь мне интересно, хотя не со всеми взглядами автора могу согласиться, но тем, кто ищет новые знания о прошлом, настоящем и об устройстве Вселенной, здесь скучно не будет.

Лично меня привлёк его вывод: «Печально, но мы не знаем мира, в котором живем. Мы живем на дне океана лжи - и не знаем об этом». Под этими словами я готов подписаться.

«Поэтическое» представление автором сайта Congeniator хочу дать дословно:
«Амиго, если ты зашел сюда в поисках соленого или сладкого, то ты ошибся адресом. Нет тут ни коровоглазых синьорит, раскинувших ноги, ни жвачки новостей, ни хихонек-хаханек. Ты не увидишь здесь соплей на тарелке и слабоумной пропаганды – этого гадостного зелья, к которому мы так привыкли.
На себя надо смотреть с расстояния, из будущего. Из того будущего, в котором тебя уже нет. Портрет человека, и мой в том числе, это пыль. Живородящая тьма, отраженная в глазах портретируемого, оскопленный рассудок и их причудливые отношения - вот что влечет. Соитие Ничто и смеющихся демонов. И если ты юродивый или червивый, или из тех, чьи яйца подбиты туманом плесени, здесь для тебя будет пустыня. Дно усопшего моря. Ниргал.
Тысячи лет люди жили с ощущением того, что время идет по кругу. Многие пытаются и сейчас. Но за кулисами уже что-то щелкнуло, и перед нами распахнулась бездна – и мост, шириной с волос. Уходя, запомни, амиго: «Человек есть нечто, что должно преодолеть».