Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 42. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 42. ГЛАВА 15. СТ. 1-10. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


ГЛАВА 15. ЙОГА ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ.

1.Шри Бхагаван Сказал.
Корнями вверх, ветвями вниз, говорится, растет вечное дерево баньян, листья которого – ведические гимны. Любой, кто знает это дерево, знает Веды.

КОММЕНТАРИЙ:

Понятно, что вечное дерево баньян – это извечный материальный мир. Так будем понимать.

Листья, покрывающие его шапкой, - ведические знания, присутствующие в материальном мире повсеместно.

Корнями - вверх, ветвями- вниз – аллегория, указывающая на непостижимость материального мира, его устройства, его подчинение совсем другим законам, не имеет Земного объяснения, не подвластен уровню мыслительного процесса, которому следуют люди в материальном мире.


Надо понимать, что невозможно, не реально, практически не получится на самом деле через любое дерево, ибо есть и более сложные формы и строения дерев с материальном мире, или что угодно, через любую аллегорию как-то попытаться представить себе, объяснить, увидеть присутствие в материальном мире, постичь всю полноту совершенных духовных знаний, исходя из того, что листья этого дерева баньян – ведические гимны, что аллегорически обозначает присутствие знаний Вед в материальном мире абсолютное. Ибо и безусловно Ведические знания, охватывающие и прописывающие, и поясняющие все материальные и духовные знания и практики, все виды человеческой деятельности и все виды связей и зависимостей - есть знания достаточно сложные, они сокрыты, их невозможно постичь даже через преданное служение в полной мере, ибо они безграничны и неисчерпаемы. Они не обозримы, они не на поверхности, они не витают в человеческом мире. Чтобы ими насладиться, надо входить в Бога и постепенно средствами только преданного служения этот клубок знаний распутывать и удерживать в себе, постоянно заботясь о Милости Бога своей непрерывной духовной практикой и поклонением Всевышнему. Но чтобы войти в Бога, надо быть очень религиозным и непременно занятым аскетизмом, добродетелью, самим преданным служением и Бога в материальном мире видеть на каждом шагу, медитировать на Бога, и так шаг за шагом входить в Бога. И только тогда Бог станет неисчерпаемым источником совершенных духовных знаний, будет напоминать на каждом шагу знания Вед, углублять их, через их призму давая видеть материальный мир, через них отвечать на все вопросы. Но не знающий Бога, не занятый духовной практикой человек на каждом шагу в материальном мире не увидит, не почерпнет знания Вед, даже если они словно листья баньяна все собой заполонят. Не увидит, не применит.

Но о таких, по сути, абсолютных, сложных духовных знаниях, неподвластных любому уму, здесь речь не идет никак, не они сравниваются с многочисленными листьями на дереве баньян. Но речь идет о более упрощенном, Азовом варианте их присутствия в материальном мире; по сути, на каждом шагу, они, стартовые духовные знания, везде провозглашаются, многими устами и возможностями материального мира; их, если точно говорить, и не счесть. Поэтому они сравниваются с листьями на дереве баньян, образно, аллегорически представляющем собой материальный мир, во всей его полноте и все же непостижимости в плане мироустройства, зависимостей, связей, в плане того, что он сбивает человека с толку, если он попытается хоть как-то охватить этот мир визуально, практически, как угодно, понять его направление, его доминирующее развитие, его начало и конец, его причину и следствие, его формы проявления, невозможно этот мир упорядочить, назвать главное и второстепенное, увидеть его стержень, что также этот мир удерживает, что придает ему силы, чем он себя питает, от чего зависит, в чем уязвим, поддается ли описанию визуальному, имеет ли свою философию, в чем его опора и откуда и куда он направляется изначально…


Неприступное  дерево баньян очень хочется назвать простым материальным творением, но не получается; оно никак не вписывается в привычные образы, оно запутывает мысль, рождает недоумение, оно напрочь отвергает все разумные и логические пояснения, оно выбивается за пределы понятного и общепризнанного. Оно само напрашивается на то, это дерево баньян, чтобы в нем, в его образе попытаться понять абсолютно непостижимый по своему устройству и предназначению материальный мир. Аллегория сама напрашивается.

И как дерево баньян увешано бесчисленным количеством листьев, так материальный мир увешан бесчисленными объяснениями, законами существования этого материального мира, самыми простыми, но на каждом шагу провозглашающими законы, по которым этот мир изначально устроен и на чем он держится. Куда ни кинь, в материальном мире везде гимны Вед.

Все, что предписано материальному миру, все содержится в гимнах Вед, все прописано: и материальное, и духовное, как надо жить, как надо мыслить, что избирать, как работать, как относиться к старому и малому, к чему не устремляться и чего бояться. Благодаря этим гимнам по сути Вед, каждый понимает основы бытия, основы сосуществования живых существ и людей, все знают, на каждом шагу повторяют многими формами, многими возможностями материального мира – не убей, не укради, не пожелай чужого, женщине – свое, мужчине – свое, врачу – свое, учителю – свое, судье – свое, другу – свое, президенту – свое… Эти азы витают в воздухе, срываются с языка и старого и малого, повторяются в разных формах, в разных ситуациях… Главное, что есть простейшая и неотъемлемая суть Вед, знает каждый. Нет никого, кто бы с рождения эти истины не получал, кому бы они в той или иной форме не напоминались, кто бы не знал, как и с чем выйти на улицу, что пожелать себе и другому, как встретить и как проводить, как помочь и как отказать, как разделить и как убедить…   Материальный мир создан так Богом, что на каждом шагу присутствуют в том или ином виде знания Вед. Их постигают на каждом шагу, вольно и невольно. Это – азы духовных знаний. Это столпы, на которых материальный мир держится. Только на этой основе Бог даст еще и еще знания. Но сначала – эти. Это - Божественные гимны, что на каждом шагу. Куда больше, чем листьев на дереве баньян.

Этот вопрос такого постижения духовных знаний на самом деле не столь сложный, но это и не все Веды, но малая толика.  Невозможно все знания Вед представить листьями на дереве баньян, гармонично, вписать их в быт материального человека, увязано с жизнью человека, и невозможно эти знания также как-то толковать и следовать им, строить на них свой мыслительный процесс, не имея все же опыта преданного служения.  Поэтому речь о самых доступных знаниях Вед, которые вообще можно трактовать, как устои общества, нравственные устои общества, мораль, законы материального существования, нормы поведения, форма сосуществования, правила поведения, предписания, требования, обычаи, традиции, религиозные нормы в первую очередь…

А между тем, все это есть Законы Бога, имеют религиозное начало, имеют Божественную причину, исходят из анналов существования материального мира. Всегда человек эти азы получает Волею Бога из внешнего окружающего мира, ибо эти знания Бог дает и в виде нравственных устоев, и в виде некоторых поговорок, и в виде сказаний и легенд, и в виде изречений мудрых людей, которые принимаются людьми за основу также и материального мышления. Каждый человек в достаточно простых и понятных формах понимает, что можно, а что нельзя, как можно поступать, а что делать не следует. Непременно каждый напоминает другому некоторые азы этих знаний просто в диалоге, на примере других людей, их поступков, мнений, принятых решений. Каждый в той или иной мере судит через призму именно ведических знаний, не очень осознавая, откуда эти знания, Кто их в человеке напоминает, как получается, что эти знания все же берутся за эталон правильного мышления, дающего разрешение и запрет. Надо также знать, что все виды искусства, творчество, литература, культурное наследие, все истории и войны, все великие люди… - все это есть носители Ведических знаний, доносящих их всем и каждому с материнским молоком в применимом уже виде, все есть доступное, Богом данное Ведическое знание.
Поэтому можно сказать, что знания Вед в материальном мире присутствуют в доступной начальной форме повсюду, подобно многочисленным листьям на дереве баньян.

Но почему речь идет именно о дереве баньян? Потому что структура этого дерева не может быть точно передана обычным человеком, как бы на него ни посмотреть. Трудно сразу определить, где его начало и где его конец, какова его изначальная форма, в чем его причина. И в то жен время поражает великолепием и неподступностью. Также, это дерево мало кому известно, не очень вписывается в сознание человека; и это можно сравнить с тем, что материальный мир, сколько бы над ним ни бились лучшие, прогрессивные умы во все времена, сколько бы не пытались разгадать его мудрецы планеты, непостижим, необъятен для человеческого ума, его невозможно исследовать, увидеть его закономерность, здесь знания и на поверхности, как листья дерева баньян, так и сокрыты, и к ним не подступиться, не овладеть, не присвоить, даже самые простые, даже если бросаются в глаза на каждом шагу.

Также, аллегорически, человек, знающий дерево баньян (а значит и листья на этом дереве) сравнивается с человеком, который постиг устройство материального мира, а значит и Веды, и Слово Бога (где аллегорически листья дерева баньян соответствуют гимнам Вед). Но как невозможно на самом деле постичь дерево баньян при визуальном его осмотре, так и невозможно и еще более невозможно постичь и то, что оно олицетворяет - мироустройство материального творения. Точно также невозможно постичь полностью, во всей глубине суть Вед, даже через преданное служение. Ибо они неисчерпаемы. В эти знания можно входить и входить, и входить… Без границы, с какой бы стороны к ним ни подступил…


Постичь знания Вед - это очень условно, очень приблизительно можно сказать, ибо глубина их неизмерима.  Это - Сам Бог. Но все же таких людей в материальном мире нет, но есть те, кто заняты преданным служением и постигают совершенные знания только вследствие преданного служения. Поэтому сравнение несколько все же утрированное, но, тем не менее, суть должна быть более-менее понятна. Невозможно постичь устройство материального мира, невозможно постичь Святые Писания, объясняющие предназначение этого мира, как не просто постичь устройство дерева баньян. Нет таких людей, и одного не найдется, кто бы постиг, как устроен материальный мир. Нет ни одного человека, который бы постиг устройство материального мира и вследствие этого постиг, считался знающим Веды, хотя в стихе такие люди допускаются. А Арджуне все сказано с точностью до наоборот. Однако, следует повторить: Нет  такого «любого», кто знает это дерево баньян, а в его лице постиг материальный мир, а значит нет такого «любого», кто знает Веды во всей их полноте, ибо внешние листья баньяна – не в счет, ибо глубже и сложнее. Но для Арджуны и его современников, чтобы постичь Веды, всего-навсего надо понять устройство материального мира. И кто же сюда, ослепленный надеждой и с великим усердием, не рванет. Но и не получится. Бог двери перекроет. Без преданного служения посторонним вход запрещен. Но пусть хотя бы на уровне ума витает легкость такого предприятия, его доступность. Пусть хоть так человек проявит интерес к устройству Божественного творения. А там Бог поведет… и к Ведам. Но в свое время и своим путем.


Но все же, и это уже в дополнение к сказанному, как проходит первый шок от обозрения дерева баньян и со временем мысль успокаивается и начинает постепенно привыкать к такому устройству и отыскивая и небезуспешно здесь начало и конец. Так и совершенные духовные знания постепенно начинает человек постигать, но не без духовной практики, не без милости и Воли Бога, не без постоянного и всеохватывающего преданного служения.

И снова. Дабы лучше было усвоено. Если человек знает, как Бог создал материальный мир (в переносном смысле если знает дерево баньян), по каким законам, то, согласно стиху 1 гл. 15, он знает Веды, ибо Веды через Законы Бога вмещают в себя весь материальный мир, его устройство и развитие и эти законы провозглашают.

Но если дерево баньян и возможно исследовать, понять его структуру и причины этой структуры, то устройство материального мира – непостижимо. Это - вотчина Бога. Поэтому, и нет знатоков Вед в истинном смысле.  Но такие Веды касательно мироустройства Бог в материальный мир и не спускает во всей полноте, они, Веды, устроены иначе. Глубина знаний не на поверхности, но извлекается Милостью Бога и только через преданное служение. Но Бог дает те Совершенные духовные знания, которые не исследуют устройство материального мира преимущественно, но дают человеку инструменты для освобождения из этого материального мира через путь преданного служения. Но эти совершенные духовные знания берут начало именно с азов Вед, что ни есть суть самих Вед, их предтеча, которых в материальном мире как листьев на дереве баньян… В понятном смысле. Т.е. поболее.


2.Вверх и вниз простираются его ветви, развитые гуннами материальной природы, прутья – объекты чувств, также корни, простертые вниз, привязывают к кармической деятельности в человеческом обществе.

КОММЕНТАРИЙ:

Очень не просто по такому аллегорическому описанию дерева баньян понять суть работы Бога в материальном мире, как и устройство материального мира, как и какими инструментами Бог Управляет материальным миром. Одно сразу можно увидеть: этот труд Бога не на виду, сложен, не просто увидеть в материальном мире присутствие гун материальной природы, наводнение материальными чувствами, привязанность материального мира к колесу сансары, к кармической деятельности. Не просто уяснить себе что означают корни, ветви, листья, как все это связать с развитием творения, как увидеть привязанность творения к материальному миру и направление его движения. На самом деле этот пример не столько может разъяснить, сколько запутать неискушенного человека; и из этого дерева баньян можно извлечь только сложность устройства материального мира и непостижимость работы Бога.

Но все же, что можно из этого стиха извлечь.

Гуны материальной природы или иллюзорные энергии Бога развивают материальный мир, ибо само дерево символизирует совокупный материальный мир, а разнонаправленные ветви – его многообразие, уровни развития, разных живых существ, участвующих в развитии. Распростертые в разные стороны ветви дерева баньян, по сути, дают как бы картину всему дереву, характеризуют его строение и форму, его сложность, его неожиданность, его уникальность, все через ветви разной длины, формы, толщины, количества прутьев, собственной ориентации, как угодно простирающиеся, не имеющие очевидного одного закона своего направления и развития. То же происходит и с творением, которое Бог развивает многоступенчато, индивидуально, скрупулезно, как ветви баньяна гунами природы в разных направлениях, без очевидных для человека законов развития, с большими ветвями соседствуют помельче, все как бы имея один источник, питающий их, идет только своим путем, каждая ветвь наполнена своим направлением. Вот так можно было бы примерно себе представить творение, в совокупности управляемое Богом, но каждый устремлен в своем направлении и в свою меру.

Ветвей  на дереве баньян – видимо невидимо, великое премножество, хоть и ограниченное, но создает при обозрении дерева иллюзию несметного числа ветвей. Но каждая ветвь имеет множество прутьев, за счет чего дерево выглядит объемистым, непонятно устроенным. Божественная Личность сравнивает эти прутья с объектами чувств в материальном мире. Их не счесть. Чем их больше, тем более материальный мир оживлен и тем больше приходит в движение под влиянием иллюзорных энергий Бога. Т.е. Этим примером Бог показывает взаимообусловленность объектов материального мира, наслаждающих чувства и таким образом вовлекающих в развивающие материальные игры и роли, и живых существ, которые в эти развивающие игры вовлекаются. Это достаточно жесткая и непреодолимая согласно устройству материального мира связь, связь живого существа и объектов наслаждения. А в примере связь ветвей и их составной и неотъемлемой части – прутьев. А все вместе есть работа гун природы в материальной мире или работа Бога через иллюзорные энергии Бога. Т.е. через пример человек может уяснить для себя, что, как едино дерево баньян, где неотделимы ветви и прутья, так едино творение с развивающими его объектами, и эту работу и эту связь осуществляют гуны природы.

Но что еще на этом примере можно употребить для духовных знаний, как некоторую основу восприятия азов устройства и развития материального мира?

Корни, простертые вниз… Вообще, корни всегда подразумевают прочную и как бы незыблемую основу. Если корни устремлены вниз, то основа преимущественно материальная. Если рассматривать дерево баньян, символизирующего материальный мир, то в таком случае  корни могут символизировать основу, держащую и удерживающую материальный мир преимущественно. Но такой основой является изначально все же труд, именно кармический труд, труд, привязывающий к материальному миру, ибо есть запрещенный преимущественно, ибо материальные люди не посвящают свой труд Богу и потому привязаны к вращению в колесе сансары. Это устройство материального мира изначальное. В целом иначе развиваться материальное мышление, материальные качества не могут, как только в колесе сансары. Лишь некоторые в свое время Волею Бога через практику преданного служения вылетают из тисков материи; и при этом сама материя и ее законы остаются незыблемы, ибо имеет своей целью развитие живых существ именно материальное с материальными качествами, где также человек автоматически подготавливается к преданному служению. Но те, кто уже качествами преодолевает гуны природы, те люди уже не могут развиваться материально, путы обрываются, человеку здесь более делать нечего, и он выходит Волею Бога на духовный план. А материя, как работала, так и работает, привязывая к работе, к объектам материальных наслаждений, Волею Бога работая с каждым индивидуально; все здесь  идут туда, куда ведет Бог, все на разных ступенях развития и все в целом материальное творение не имеет одного русла, одного для всех направления, одного закона на каждый данный момент, ибо один еще должен грешить, другой уже начинает осмысливать свой путь, третий уже идет к Богу, и таких всех разновидностей не счесть и их не упорядочить, ибо все и обо всех и о каждом знает Бог; а в  человеке, как бы он ни пытался осмыслить материальный мир, в голове будет только хаос, подобно тому, как непонятно или непостижимо устроено дерево баньян, представляющее собой слабое подобие сложности и непостижимости устройства материального мира. Но с этим хаосом в каждом материя и справляется, все упорядочивая и подготавливая к преданному служению автоматически, вращая каждого Волею Бога в колесе сансары

3-4.Также, в этом мире невозможно постичь ни форму этого дерева, ни конец, ни начало, ни также основу. Это дерево баньян, сильно пустившее корни, необходимо решительно срубить оружием отречения. После этого необходимо прийти к тому высшему положению, начиная идти с которого никогда не возвращаются снова, и начиная с этого места непременно предаться Верховной Божественной Личности, от Которого все исходит и простирается с незапамятных времен.

КОММЕНТАРИЙ:

Дерево баньян рубить не надо, ибо это форма незыблемая материального мира и крепится оно прочно и неизменно, ибо есть материальный мир, инкубатор для духовного плана, и без этого инкубатора – никуда. Но речь идет о каждом преданном и его положении в материальном мире, о том, что наступает момент и его путь к Богу в материальном мире становится необратимым. Но путы и связи человека с этим материальным миром в свое время рубит только Бог.

Постичь устройство материального мира категорически невозможно и не получится. Это невероятное вложение в материю Божественного труда, это великое многообразие творения, это великое множество ступеней развития живых существ и материальной природы, это связи и отношения, это все проявления материального мира, все качества, это великий круговорот сансары, это все чувства, желания, устремления, это великое разнообразие и ступени материальной деятельности, это неустанная работа кармы, это все охватывающие пути страданий и преодолений, это все материальные объекты наслаждений, это уроки и наставления, это рождения, болезни, смерти, это культуры, войны, процветания, виды, нации, государства, все пути преодолений на всех уровнях развития, все цели и смыслы жизни, это все религии, все законы, это все виды энергий, это космос, это все светила, все планеты, все спутники, все эмоции, все состояния живых существ… И также, есть то подспудное в устройстве материального мира, что никогда не лежит на поверхности, есть величайшее и сокрытое творение Всевышнего. Сколько бы человек ни вращался бы в колесе сансары, какой бы опыт материальной жизни ни проходил, какие бы науки ни постигал, как бы материальный мир лично ни исходил ногами, как бы ни призывал в помощь и опыт и знания других, - все есть крупица знаний о материи, о том, как она развивается и Управляется, как она вообще сотворена, по какому закону…ничего  из этих знаний человек не сможет употребить, чтобы постичь хоть едва материальный мир, принцип его устройства и все его проявления, все его характеристики и свойства, все его предназначения…

И не ставит Бог перед человеком цель материю постичь, но использовать ее для развития человека до определенной ступени материального и духовного развития. Также непременно человек должен осознать, что она используется, как средство развития мыслительной деятельности, как то, что помогает человеку входить в контакт с окружающим миром, проявлять или поднимать нагара те или иные качества, и человек должен знать, что через последствия материальной и греховной деятельности каждый, Управляемый Богом, идет по пути собственного развития, поднимаясь вверх. Именно это самое главное употребление материи и материального существования. Для этого Бог дает душе тело, чувства, дает интерес и привлекает материальными объектами наслаждения, работая с каждым непрерывно, индивидуально, имея своей Божественной целью выводить живые существа на более высокую ступень развития, к преданному служению, начиная с некоторого этапа которого путь к Богу становится необратим.

Поэтому, имея на человека вполне определенную цель, Бог и ведет его по материальному миру выборочно, давая каждому свой путь, свои страдания и преодоления, свое понимание, свой опыт и убеждения, свои последствия материальной и духовной деятельности. И все это процессы развивающего порядка, а не умозрительного, констатирующего собственно материальный мир или сам станок развития живых существ. Потому в сравнении с деревом баньян и сказано, что не постичь это древо, ибо и Бог не дает и действительно это ничего не даст и не по человеческому уму и возможностям. Ибо в каком направлении не иди, не будешь иметь понимание, какое направление более подходит или более результативное, где здесь можно начать, откуда такому постижению материального мира надо брать старт. Ибо Бог, имея на творение иную цель, тотчас даст человеку сомнение и отберет полностью и малые возможности, ибо такие поползновения бесполезны и ничего не дадут. Ибо все идут только к преданному служению, и все другое не иначе, как удовлетворение материальных чувств.

До поры до времени вращение в колесе сансары необходимо, но постепенно человек развивает качества, мыслительный процесс, набирается опыта, материя ему указывает на то, что здесь все временно, все приходит и уходит, что счастье иллюзорное и качества достигли того уровня, когда наслаждения уже набили оскомину и человек автоматически становится перед пониманием, что не знает, куда идти, что предпочесть и каков смысл его жизни. Так Бог постепенно разворачивает того, чьи качества подходят, к преданному служению. Вот о таких людях можно говорит, что они дошли до середины дерева баньян, или дошли до той точки материального развития, где есть только один выход.

Решительно следует в себе осознать, что материя уже не может привнести в человека ни интерес, ни знания, что она отягощает своей греховностью, что нет другого пути, кроме выхода за пределы материального существования и именно через те средства, на которые такому человеку указывает Бог, что есть преданное служение. Такая точка в пути человека имеется, точка невозврата к материи и осознание ее, этой точки, для себя; решительный путь преданного служения и означает для данной конкретной личности, что она и срубила в себе дерево баньян или готова к этому, и теперь путь душе обозначен реальный, достижимый, естественный  логически, приемлемый для души, ибо она уже достигла в себе необходимые качества, что есть в ней основа ее устремления к Богу за пределы материального мира.

Просто дерево баньян как бы символически показывает путь человека в материальном мире, что этот путь не бесконечен, что имеется и окончание материального существования, переход на тот уровень развития, который делает направление к Богу необратим, и человек в свое время дает себе в этом отчет, обрываются Милостью Бога связи с материей, и идет таким образом окончательный процесс выхода на духовный план. 



5.Тот, кто избавился от гордыни и иллюзии, кто победил греховные связи, кто всегда пребывает в духовном знании, кто не стремится к удовлетворению чувств, кто свободен от двойственности, называемой счастьем и страданием, достигает, будучи неподверженным заблуждениям, вечную обитель.

КОММЕНТАРИЙ:

Ну и теперь Бог конкретизирует, какие преимущественно качества человек должен в себе Милостью Бога развить, чтобы порвать с материальным миром, сделать путь к Богу необратимым и, по сути, выйти за пределы материи на духовный план. Эти качества ориентировочные, все собой не могут исчерпать, не достигаются абсолютно, но за их уровнем развития следит Личность Бога, помогает их приобретать и Знает, в какой степени они должны быть развиты, чтобы говорить о переходе на духовный план.

1.Избавление от гордыни.
Это качество человек должен потерять еще на дальних подступах к преданному служению, и Бог дает освободиться от гордыни непременно через неслабый путь страданий, преодолений, потерь, аскетизма, унижений… Это ступень, где такие качества преимущественно проявляются, в основном относятся не к гуне благости, а к развитой гуне страсти. Здесь достаточно времени, чтобы это качество убрать, ибо не может преданный хоть самую малость высоко думать о себе, пренебрегать другими, кичиться своим умом, знаниями, положением, властью, успехами… Ибо Бог ведет и развивает человека адресно и у Бога очень много средств, которые такое проявление человека изничтожают, оставляя чувство достоинства и уважения к другим, но и тут в свою и Управляемую и контролируемую Богом меру.

2.Что касается иллюзии или подвластности иллюзорным энергиям Бога, то на самом деле зависимость от них не уничтожается, но в некоторых направлениях ослабляется в соответствии с степенью преданного служения человека. Полное уничтожение невозможно, ибо в таком случае человек не сможет себя правильно воспринимать, входить в той или иной мере в контакт с материальным миром, действительно не отличит зиму от лета и ему это будет не на пользу, как и преданному служению. Но Бог таким образом ослабляет влияние гун природы, что преданный уже не вовлекается в материальные игры и роли, или это происходит только по крайней необходимости для того чтобы поддержать свое тело и не рвать связи со своими близкими, не проявлять полную отрешенность, что затруднит общение и связи с материальным миром и поставит человека в условия собственно опасные для жизни, ибо человек перестанет реагировать на проявления материального мира и в малой степени, что повлечет за собой непривлекательные последствия.

3.Победа греховных связей.
На самом деле все связи контролирует только Бог, как и их дает, как и их убирает. Поэтому, это качество касательно связей не зависит от воли или стараний человека, это дается постепенно, через развивающиеся качества человека, через его понимание, дается почти не заметно. Человек просто время от времени констатирует в себе, что не поддерживает те или иные связи, не проявляет к ним интерес, что материально не обеспечен так, чтобы эти связи могли иметь место. Также, греховные проявления других в человеке отзываются некоторой стеной запрета к таким связям и отношениям, но при этом человек уже не может их осуждать, не имеет к ним отношения ни на каком уровне, ибо знает, что каждый управляется Богом, проходит свои игры и роли, каждому Бог помогает подниматься по своей ступени развития, где не возможен положительный результат, если человек не поднимет или проявит Милостью Бога свою суть и не получит последствия своей греховной деятельности, что и воспитывает человека, развивает в нем новые качества, понимания и переориентирует его на более точное исполнение Воли Бога.

4.Постоянное пребывание в духовном знании.
И этот уровень есть дань преданному служению и ни есть заслуга человека, но есть работа Бога над человеком, которая имеет такое проявление только вследствие продолжительного преданного служения, где человек  занят добродетелью, аскетизмом, изучением Святых Писаний, контролирует свои желания, ум, чувства… Все это дает и Милость Бога, т.е. человек Милостью Бога постепенно входит в совершенные знания, утверждается в них и переплавляет их Волею Бога в свои качества.

5.Кто не стремится к удовлетворению чувств.
И это также работа Бога. И это также вследствие пути преданного служения, и это также дается не сразу, но постепенно, Волею и Планом Бога на человека.

6.Кто свободен от двойственности, называемой счастьем и страданием.

Вообще от двойственности не может по большому счету освободиться никто, ибо двойственность материального мира обеспечивает Сам Бог через иллюзорные энергии Бога. Именно иллюзорные энергии непременно создают для человека среду его обитания, в плане восприятия и реакции. Цены иллюзорным энергиям нет, но до определенного времени. Далее, они должны поубавить свою активность в воздействии на того, кому пора не привлекаться материей, но постепенно от нее отходить.

Иллюзорные энергии все приукрашивают, дают желания, дают ощущение реальности и преодолений, и цели, и счастья, и чувство печали и страданий, дают весь возможный комплект ощущения мира и своей в нем жизни, с какой стороны ни посмотри. А двойственность, это проявление иллюзорных энергий, помогает человек видеть в этом мире противоположности, начиная с добра и зла, благоприятного и не благоприятного,  с победы и поражения, с зимы и лета, с приобретения и потери… Благодаря двойственности в человеке констатируется ситуация, дается ей точное определение, дается ей осмысление и даются пути через мыслительный процесс достижения противоположного или утверждения в том, что есть. Так человек получает понимание, что есть зло и дает себе четкую цель достижения того, что приемлет из двух; исходя из двойственности, душа дает себе понимание, кто и в какой ситуации, кому и какая помощь нужна, исходя из двойственности, человек имеет отношение к богатству и бедности, к славе и бесславию, к благоприятному и неблагоприятному… Это называется видеть двойственность материального мира. Но помимо этого, чтобы развивался человек, он на эту двойственность должен реагировать или деянием, или определенным мыслительным процессом, или помогать, или устраняться, или защитить, или пройти мимо… Двойственность до конца помогает преданному идти по пути материального и духовного развития, вовлекаться в те или иные материальные игры и роли и таким образом получать свои плоды материальной деятельности обоих знаков, имеющие все же воспитательное и развивающее значение всегда. Ибо индивидуально каждому подаются Богом. Поэтому, отречься от двойственности полностью и не в силах человека. Но и реакция может быть на проявление двойственности несколько ослаблена, когда человек не бросается в рукопашную, но говорит себе: Богат – Воля Бога, беден – воля Бога, эгоистичен – Воля Бога, нетерпелив – Воля Бога, мир – Воля Бога, война – Воля Бога. Такая реакция может быть названа ослаблением влияния на человека двойственности материального мира. Но и этим состоянием также Управляет Бог; и только Бог Знает, что лучше: или констатировать, что на все есть Воля Бога или все же дать человеку проявить себя при наличии той или иной двойственности и извлечь тот или иной урок.

Поэтому надо понимать все приведенные качества в стихе, как то, что сам себе человек не дает и не развивает, но достигает только преданным служением, причем постепенно, продолжительный период; и также надо знать, что ни одно из указанных качеств человек не достигает абсолютно и также не по своему личному старанию или почину, но есть результат сотрудничества с Богом в пути преданного служения; и это тоже дает только Бог.




6.Моя Высшая Обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни электричеством и, достигнув ее, не возвращаются.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле духовный план не освещается никакими материальными объектами, ибо освещена Телом Бога. Но и там присутствует условные день и ночь, отдых, сон, распорядок дня, отведено время для преданного служения, для быта, для наслаждений, для устройства общего быта и многое другое присутствует, но нет ничего сколько-нибудь напоминающего материальный быт, материальные условия и материальное поддержание тела. Но есть там и еда, и своего рода напитки, есть у каждого супруг, есть у каждого свое жилье, свое духовное тело и свое привлекательное обличье. Также на духовном плане есть образование, поклонение Богу, искусство, свои науки, свои старшие или иерархия, есть подчинение и воспитание тех, кто недавно пришел из материального мира, нет и не может быть маленьких детей, нет болезней, но есть состояния, которые дает человеку Бог, что есть и радость, и утомление, и устремление к работе, и к тем или иным мероприятиям… На духовном плане великолепная духовная природа, есть свой животный мир, есть площадки для представлений и танцев, для музыкантов, для проявления тех или иных талантов. Есть уважение, есть приветствие, есть доброжелательность, есть умиротворенность, есть радостность при разговоре с Богом, есть смирение перед Богом, есть авторитеты, есть свои Святые Писания. Многие заняты изучением Бога, управлением Божественными энергиями, многие заняты изучением и материального мира и помощи ему, будучи в условиях духовного существования. Люди здесь непременно также участвуют с Богом в составлении судьбы материальных людей, пишут свои научные труды, непременно защищают эти труды и используют в разных направлениях духовной жизни…



7.Мои частицы, вечные живые существа, обусловленные в материальном мире, с шестью чувствами, включая ум, будучи расположенными в материальном мире, тяжело борются за свое существование (обретая качества).

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле существование в материальном мире не столь тяжелое; и преимущественно здесь присутствуют и наслаждения, и отдых, и интерес, и труд в той или иной форме. Невозможно сказать, что все непрерывно здесь страдают или находятся в состоянии борьбы. Но, тем не менее, материальный мир не создан для постоянного удовлетворения чувств, ибо это есть то место, проходя через которое живые существо должны подниматься по ступеням собственного материального и духовного развития; ибо изначально все живые существа есть продолжение энергии Бога; и цель Бога на Свое Собственное развитие всегда осуществляется через Божественные энергии, живые существа, где инструментами являются также Божественные энергии, работающие в материальном мире.

Облачая Свои энергии в тела живых существ, Бог направляет эти живые существа в материальный мир, дав им мыслительный процесс, чувства, дав им Высшего Управляющего, Самого Бога, дав им, понимание, дав возможность в условиях материального мира развиваться и подниматься по ступеням собственного сначала материального и потом в теле человека и духовного развития. Но для этого необходимо, чтобы живые существа непременно проявляли присутствующие в них качества, что возможно через материальные игры и роли. Далее через последствия греховной деятельности, что есть наказание, живые существа переосмысливают свой выбор, свои убеждения, переходя таким образом на более высокую ступень материального и в некотором роде духовного развития. Вот этот процесс развития, которое часто сопровождается наказаниями и считается путем преодолений, и порою выглядит для человека, как очень долгий или тяжелый путь в материальном мире.

И, тем не менее, человеку Бог непременно дает не только страдания, но и в немалой степени наслаждения и пути удовлетворения чувств через материальные достижения, т.е.  через технологический прогресс общества, через внедрение результатов научных достижений в материальный быт человека, облегчающих существование, через очень многие другие возможности, культуру, искусство, творчество… позволяющие людям не только поддерживать свои тела, но и наслаждаться путешествиями, транспортом, телекоммуникациями, прогрессом в экономических, медицинских, изобретательских, научных, культурных и прочих направлениях, дающих человеку наслаждения, удовлетворение материальных чувств, значительное облегчение материального существования.

Поэтому говорить о великих страданиях, о тяжести существования в материальном мире невозможно. Но, тем не менее, все же человек обязан развиваться, и поэтому Бог работает с каждым индивидуально, через последствия греховной деятельности, которая бывает достаточно сильно наказуема, ибо человек материальный склонен устремляться к благам материального существования достаточно греховными или запрещенными путями, желая власти, славы, денег, известности, могущества, преклонения себе за счет жизни, здоровья, благополучия других людей. В таком случае, вращая человека в колесе сансары, Бог воздает греховному человеку через материальные игры и роли, через людей такого же направления греховной мысли и помогает осознать низшие качества на своей судьбе, или даже на своем теле или имуществе, или на судьбах родственников.

Иногда долг перед Богом столь велик, что страдания кажутся неиссякаемыми. Но при этом Бог дает человеку хлеб насущный и крышу над головой, дает где укрыться, шлет помощь и понимание и поддержку других. Также, надо понимать, что страдания есть не только путь исправления, но и то, что помогает человеку все же идти по пути и очищения и развития качеств, более угодных Богу. Также никогда Бог не поможет человеку осуществить ту или иную свою цель, если он в долгах перед Богом. Сначала необходимо долги отдать, и только потом Бог даст возможность человеку достичь то, что он ставит своей целью и может быть ни одну жизнь.

Также надо понимать, что без страданий и преодолений материальный мир существовать не может, ибо это то место, где Бог учит и развивает души в такой степени, чтобы можно было их в итоге направить на путь преданного служения, что есть непременное условие достижения того уровня качеств и заслуг перед Богом, которые и могут Милостью Бога вывести живое существо за пределы материального мира, ибо материальный план ни есть конечное место назначения, а есть временный и обучающий всем дом, и приходит время, когда этот дом надо оставить одним, чтобы пополнять другими живыми существами.



8.Все те качества, с которыми человек получает тело, также все те качества, с которыми он оставляет тело – все эти качества (в совокупности) владелец тела берет с собой подобно тому, как воздух уносит запахи от их источника.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле само живое существо своими усилиями не обеспечивает себе сохранность качеств при переходе из одного тела в другое. Всем полностью Управляет Бог. Только Бог хранитель всех качеств каждого живого существа, только Бог эти качества в новом рождении постепенно каждому возвращает, только Бог также напоминает желания, устремления, навыки, некоторые убеждения и даже память из прошлого рождения человеку. Ибо это есть основной принцип развития человека. Всегда в рюкзаке у каждого есть набор качеств обоих знаков, которые в новой жизни есть стартовая площадка и для самовыражения, и для мнения, и для устремления, как и то, что будет развиваться, дополняться, куда будет и привноситься в тех или иных условиях. Только Бог этим багажом заведует, только Бог Знает, какому качеству при каких условиях или через что проявиться, только Бог Знает какими методами на человека повлиять и в какой период и через кого это будет наиболее благоприятно или результативно, чтобы проявить в нем то или иное качество. Бог Сам подбирает человеку родителей, других родственников, окружая его качествами, которые он должен принять или от которых он должен отказаться, или будет свои понимания и качества корректировать. Этот процесс развития, восстановления или напоминания качеств и работы над ними есть непрерывный и скрупулезный труд Бога, можно сказать достаточно строгий, имеющий цель на человека в плане его развития; и конечно этот процесс более сложен и уникален , нежели перенос запахов воздухом от их источника.



9.Уши, глаза, также осязание, язык, обоняние, расположенные на теле, также ум человек использует при контакте с объектами чувств.

КОММЕНТАРИЙ:

Вовлекаясь в материальные развивающие игры и роли, человек должен быть обеспечен возможностью входить в контакт с материальным миром. Сама душа есть энергия Бога полностью Богом управляемая. Но, тем не менее, Бог обеспечивает живые существа, энергии Бога, возможностью прочувствовать на себе воздействие материального мира, реагировать на его проявления, входить в связи и отношения, без чего развивающие игры и роли невозможны. Для этого Бог дает душе через тело органы чувств, воспринимающих внешний материальный мир и дает ум, который работает над полученной человеком той или иной осведомляющей его информацией и, собственно, учится через те же чувства и мыслительный процесс, когда они имеют и воспитывающее направление.




10.Введенные в заблуждение не могут видеть, как в конце душа оставляет тело, или как она пребывает в теле, или как она наслаждается под воздействием гунн материальной природы, но видят те, кто обладает глазами знания.

КОММЕНТАРИЙ:

И те, кто обладают глазами знания, увидеть, как душа покидает тело, или, как она пребывает в теле, или, как наслаждается под воздействием гун материальной природы, не смогут без Воли на то Бога. И не так просто это увидеть, но только если человек занят преданным служением, если он старателен в преданном служении, если он сотрудничает с Богом, если он занят благотворительной деятельностью, аскетичен, идет по пути отрешения от плодов любой своей деятельности, посвящает любой свой труд Богу, контролирует свои желания, чувства и мыслительный процесс и если он идет также непременно по пути очищения…

И всего этого будет недостаточно, если так старающийся человек не занят преданным служением продолжительное время. Он должен быть в преданном служении десятилетия, и все это время он постоянно должен изучать Святые Писания, медитировать на Бога и знать Мнение Бога в себе. Только тому, кто уже удовлетворяет чувства Бога в той мере, которую Знает Бог, только тогда Всевышний  будет давать человеку тот мыслительный процесс, то видение и понимание, которые будут направлять его внимание на то, как происходит оставление тела душой, как душа, именно душа,  а не человек в теле, наслаждается гунами материальной природы, как душа также просто пребывает в теле… Но чтобы так видеть, человек прежде всего должен начинать видеть себя, как душу, уметь отстраняться от иллюзорных энергий Бога, работающих с душой через чувства, должен постоянно видеть, как ему Бог подает понимание, мыслительный процесс, улавливать свои реакции на все проявления материального мира, должен уметь видеть, чувствовать в себе Бога и понимать в себе Мнение Бога. Это очень длительный процесс, это особая духовная практика, это требует и особые качества человека, такие, как смирение перед Богом, постоянное поклонение Богу, постоянное вхождение в Бога в себе, это поглощение Богом. И даже если человек достиг той ступени материального и духовного развития, где он видит присутствие в каждом души и в любом другом человеке, даже в этом случае невозможно говорить о его реальной ступени развития или оценить, в какой мере он понимает присутствие души в теле и ее проявление Волею и Милостью Бога.