В момент представления романа

Валериан Чобану
На фото: авторы Валериан Чобану и Дан Брудариу.
Каждый интересен своими произведениями, а Дан Брудариу еще интересен и своим житейским опытом, ибо рожден  в 1928 году. Много увидел, много слышал... А далее отрывок из моего романа: изданного в (2018), Бухарест, издательство CORESI

 
В тот момент, или в то мгновенье у меня создалось впечатление, что я точно знаю, через сколько Долин проходит человек. Красивому и здоровому человеку удается пройти через семь долин. Некоторые долгожители достигают даже свою десятую долину. Но, большинство довольствуются пятью или семью долинами. Дафин, (мой литературный герой) находится только в третьей своей долине. Или, если я хорошо подумаю, возможно  он был в четвертой или в пятой. Во всяком случае, ему все равно придется пройти ещё через хотя бы две. Поэтому я приглашаю вас вообразить себя гостем в его сад, и пройти через все долины, чтобы путешествовать от первого  до седьмого или, где и куда вам захочется.  Так говорил автор. А  далее вот такой разговор был:
-  Ей, фраер,  тебе действительно нравятся приключения на свою задницу?
«Конечно, - сказал Дафин, расслабившись. Мне всегда нравились приключения. Но, только те, что были очень интересные и приятные.
-   Не говори мне об этом больше.
«А я напоминаю вам, что мне нравилось быть похожим на маленького разбойника, такого как: Робин Гуд или Тома Сойера, или своего рода сказочным Андриешом с необычными способностями, сражающимися с мельницами, да еще со всякими сказочными драконами».
- Вот почему тебя ударила молния, когда тебе было всего тринадцать?
- Наверное. Но, до тех пор я летал однажды один на самолете, и у меня также было много других приключений и волнений. Но, я не хочу говорить вам о всём этом,  потому что, если я всё скажу, вы не прочтете мою книгу до конца.

Дафин вымолвил одно слово и подумал. «Откуда узнала эта "Недорита" или всем чтобы было понятно "Нежеланная" все эти подробности из моей жизни? Звучит странно. Но, невероятно. Может быть, я где-то  случайно пропустил слово. Потому что, иногда...
 Я был человеком, который раскрывает себя, несмотря на то, что я много раз убеждал себя, что лучше держать язык за зубами. «Я не отказался бы  ради ребенка от обучения в Центре подготовки космонавтов, как отец Эмильевна. Вместе с тем, я пропустил много других уникальных случаев. Теперь, что она хочет узнать? Конечно, у нее есть некоторые вопросы. Я предположил, что, наверно чем-то я сделал себя уязвимым, и  проснулся от какого-то беспокойства. Бедный художник. Весь театр жизни - это грустная вещь!
- И где вы говорите, что мифический Орфей встретил свою смерть?
«Если мы должны верить легендам - в Циклете, - ответил Дафин, не колеблясь. Он говорил это госпоже Смерти, учитывая что у него  не была такая же судьба как у Орфея.  Говорил именно Дафин, а не Дафния или еще кто-нибудь.
- В окрестностях монастыря, между оврагом Блэнэрица и Долиной Смерти, над каскадами, сформированными на пути холодной реки, добавила Безумие Нежелательное Людьми, или просто: Нежеланная.

Там где-то, также  найдены остатки поселения Гето-Даков, сказал он.
«Ах,  Дафин, дорогой мой золотой, но почему ты этого не записал?» Смерть немного его отчитывала, напоминая ему, что она самый старый и опытный гид в области туризма, и поэтому она знает больше, чем другие. Даже больше, чем академик-поэт Николай Дабия, который упал с наклонного камня в пещерный монастырь, а затем написал роман под названием «Тема для домашней работы».
Если он слишком хорошо знал, то, что, собираюсь узнать и описать,  зачем мне идти по бессарабским дорогам, однажды уже избитым писателем Михаилом Садовяну? Что я ищу в этих пещерных монастырях, в других местах и местностях, описанными Евгением Бызгу или Виссарионом Пую, заканчивая Петром Бубурузом? Я спрашивал себя и глотал горькие пилюли. Нужно ли было мне войти в хоровод с «Недоритой» или иными словами как переводится ее имя - "Нежелательная людьми"? Теперь выполняй всё что она скажет и играй так, как она просит. В противном случае  не увижу  своих «девять точек опоры» или девять опубликованных историй, а  тем более, всех девятнадцать рассказов. Теперь меня  она попросит лишь подобрать истинную информацию для девятнадцати туристических маршрутов.  И это, легче чем издать своих девятнадцать рассказов. Тем более, таким образом, как того желает господин Платон. А она в данной ситуации является лишь координатором всего этого. Я бы послал её ко всем чертям, но в данной ситуации лучше помолчать и не подать ей никакого повода для подозрения. Так будет лучше!
*
В 1812 году всё естественное расселение вещей было внезапно перевернуто верх ногами. Или это было круто оборванно? Как будет правильно? Все произошло до 16 мая в хорошо охраняемых домах Манука. После или даже до подписания мира в Бухаресте Россия становится абсолютным владельцем Бессарабии. Разве я не слишком сильно проскальзываю в истории, когда румыны, проживающие между Прутом и Днестром, оказываются в подданство у русского Царя? Меня подталкивает желание сказать правду, потому что я не могу лгать, как и другие, и не хочу неверно истолковать какой-либо исторический факт.

Приключение - это приключение, и факт, множество фактов, совсем другое дело. Это требование, и она не последняя или единственная. Итак, выпей Дафин святую воду и иди дальше. Пойдите в Тирасполь. С  «Нежеланной» или без нее? Нет, брат. Ты лучше будь с ней. С ней вы не будете путать Огонь Ада с истинным светом. Как в Спеице, Тейце, и Сержиень, где она действительно помогала тебе.
Однако, прежде чем пересечь Железный мост через реку Днестр, Дафин рассмотрел с ней несколько пещерных церквей и не только. У всех есть темное прошлое.

- А является ли настоящее более светлом? Она сказала, что надо оставить эти вопросы философам, а мне необходимо заниматься тем, что надо.
В Бутучень добывали  камень для строительства из  местах предназначенных для монастырей или рядом с ними. В пятидесятые годы прежние пещерные церкви стали каменоломнями. Отшельник, Босия, который уже опустел, остается приютом для коз и приют для пастухов во время летних дождей. Ячейки монастыря Цыпова используются в качестве хранилищ. Все ценности монастыря были украдены или уничтожены. Случилось так, что часть колоколов оказались в Приднестровье в деревне Попенки. Отец-аббат Стефанеску безжалостно был депортирован Советами вместе с сотнями и тысячами невинных жертв сталинских репрессий. Теофил Ионицэ, после освобождения Бессарабии в 1941 году, выполняет функцию настоятеля монастыря, ликвидируемого палачами из госбезопасности. В советский период, из которого вы  тоже пришли, монахи из Сакары были изгнаны, а в монастыре была устроена больница. Церковь используется как склад, а зимняя часовня становится клубом. Из всех пещерных церквей только монастырь с храмом Святого креста из села Жапка продолжала свою деятельность. Но и этот монастырь был опустошен несколько раз, иконы были украдены, пол в огне, а  престол и иконостас были сломаны.
Похоже, об этом написал один автор в одной  его книге с 2005 года. Первая долина ... Об этой также писали другие.
- Ты хотел увидеть скит Босия?
- Я видел его  пару раз. Я заметил, что надпись вырезана из камня.
- А что упоминается в той надписи?
- Я не помню этого слова, но знаю это кажется Босие был пыркэлаб, это титул начальника округа или крепости в  1602, 1603, 1612 годы...
- Скит существовал до 1816 года. Потом якобы  был закрыт.
- И пещерный монастырь Бутучень?
- О, у него намного богаче история. Он расположен на скалистом мысе  высоко над рекой Рэут, рядом с селом Бутучень, создавая прекрасный пейзаж. Посетители посещают его и всегда там множество экскурсантов. И я был в нем даже с современными писателями из Бухареста, Клуж, Яссы. Один из них был из Македонии, другой из одной европейской страны на Балканах название, которое не помню.
- Знаете ли вы, что в 1816 году обитель была упразднена?
- Да, я тоже читал об этом. Кажется, потому что, настоятель болел страстью выпивать. Любил пить сладкое вино и не только...
... Гид свалил на мою голову  всякую информациею. Его фамилия - Перожок. У него было лицо как у пирожка или булочки. Однако не будем говорить о недостатках: их у нас много и он этого не заслуживает. А Митрополит Гавриил Банулеску Бодони потребовал чтобы «с марта месяца, 1816 года монахи: пять мужчин и три брата, должны  быть перемещены в отдаленный скит.  А чтобы не разрушить  церковное здание, закрыть её на некоторое время, закрыть вход и в пещерный монастырь для того,  чтобы  никто и ничто не смог войти  внутрь».
Однако церковь продолжала функционировать, жители деревни выкапывали в известняковый камень галерею на лестнице, позволяя получить доступ прямо из деревни. В 1890 году они, сельчане, то есть и прихожане  установили колокольню. Но, извините. Если некоторые истории могут быть написаны, но не истории ...
-  Вы, как специалист в туризме, должны это знать. По крайней мере, так как я это знаю, отрезала мою речь Нежеланная. Мутное дело, как  бы выразился Оноре де Бальзак, только действие происходит на реке Днестр. Этого я хотел сказать, в ироническом тоне, но земля под её ногами было  тверже камня, и я предпочитал молчать.
Конечно, это было не 14 февраля, а в совсем другой день, в другом месяце и времени года. Я увидел зеленые глаза и маленький рот. И  вспомнил деревню с церковью на холме, окруженном с трех сторон речкой Рэут, которая не так велика, как Днестр, или как Дунай и другие реки. Я также вспомнил пансионат Анатолия Ботнару. От  села Бутучень до  следующего пещерного монастыря около полтора часа. Монастырь вырыли в скале в 100 метров над руслом реки на правом берегу. «Когда и кем, неизвестно, - писал архиепископ Виссарион Пуйу в 1919 году. А давно забытая история напоминает, что и в девятнадцатом веке жили заботливые братья,  у которых были несколько огнестрельных  пушек, оружие со времен Штефана чел Маре,  в то время наружные стены, дубовые балки, сохраняли еще давние отверстия для стрельбы.
- А сегодня ничего из этого нет?
- Правильно, всё это было очень давно. А рукописи и напечатанные книги, что из города Яссы Гавриила, времён Григора  Иоана Воевода, все на румынском языке, не дошли до наших дней. Советская оккупация 1940 года означала закрытие святого места и уничтожение древних рукописей и не только.
       Если в 1940 году начался так называемый конец, то согласно лакунарной документации, как полагают, древние рукописи монастырь был создан в XI-XII веках. Второй  её комплекс, церковь «Святой Николай» предполагается, был вырыт на скале в XIV-XV вв. Третий комплекс, в период XVII-XVIII веков, включили 18 комнат, соединенных через коридоры, вырытые в скале. Монастырь был вновь открыт в 1994 году, хотя  больше не используется его каменная церковь.
Здесь детали и дополнения к монастырям пещеры подошли к концу. Но приключение, которое ожидал Дафнис, не закончилось. Ибо, когда диалог затих, он увидел хорошо сделанную женщину с несовместимой красотой. Неожиданная встреча происходит именно тогда, когда вы этого не ожидаете. «Она напомнила мне Жасмин, но она была не той, которую я предполагал. Она не спросила меня, знаю ли я её,  или хотя бы догадываюсь, с кем мне придётся иметь дело. В то же время она не взорвала с себя платье и не показала, что ее бедра так хороши».

Здесь я встретился с Надей Визитиу уже во второй раз. Моё давнее сокровища из подростковых лет! Она уже была молодой женщиной, а я был студентом университета. Но это было давно... Теперь мое сокровище будет дворец «Мими», с винным заводом основанным в 1901 году, а сам дворец в 1893 году,однако  мы не рискнули искать приключения в дворец «Мими». «Если у вас имеется желание выпить вина Каберне или, я могу дать вам возможность наслаждаться им», - сказала она.
«Только если у тебя будет желание иметь такое же удовольствие, - ответил Дафин.
«А я ещё хочу знать, знаете ли вы её историю более ста лет?.
Вообще говоря, я знаю, что винная фабрика «Bulboaca» (Mimi) была основана около 120 лет назад. Ее основателем был - Константин Мими. В 1901 году он основал её, а потом  этот  Константин Мими, позже стал последним губернатором Бессарабии. Но факт остается фактом, он основал фабрику в своем имении  Бульбоака.
- Вы знаете, почему это селение называется так?
- Знаю что, согласно легенде, на речке что рядом в те времена была богатой водой, образовались очень глубокие вихри, откуда  и было взято название деревни. Другая легенда говорит, что здесь утонула девушка, которой родители не позволили  выйти замуж за парня, которого она любила. В том месте,  где она утонула по их словам, долгое время после этого выходили большие капли воздуха, представляющие душу девушки, или свидетельство о том, что ее любовь была большой, но она нашла свою смерть под водой, а не наслаждалась жизнью как другие люди.
Ты что-то знаешь, но это слишком мало. Опишите завод как можно лучше.  Хорошо уважаемая я это понял, - А теперь куда?
«Думаю, мы должны отправиться в Тигину, - сказала госпожа «Нежеланная» Или другими словами Смерть нежеланная людьми.
- Должен ли я ехать в Тигину и Тирасполь с госпожой Смерть или нет? Если я  уезжаю один, это будет опасно, поэтому я пойду с ней. Конечно, я не буду повторять инцидент который произошел десять лет назад с Марией, Люсей и ее младшей дочерью Родикой и водителем BMV. Если вы отправляетесь в одиночку в данной области, вы рискуете оказаться там, как кролик среди волков. Если у вас есть коллеги или хорошие друзья,  можете  надеяться, что они помогут вам и вместе вы добьетесь успеха. Десять лет назад я познакомился с интересным местным евреем, с Григорием Корзуном. Затем  я был в средней школе  вернее Лицее им. «Лучиана Блага» в Тирасполе, когда я встретил Жасмину и Джордже ту и всё вроде бы  обошлось, без особых приключений. Некоторые фантазии после тех встреч, описаны в книге «Молнии в туннеле». Другие можете узнать из тех страниц, что следуют.
*
С местном правительством у меня никогда не было ничего с клинча или рукава. Я не был человеком, которого можно было назвать нежеланным. На оборот - я даже был ожидаемым,  некоторыми людями. Я думал, что я могу быть воспринят сейчас, вот так, как несколько лет назад. Я могу быть хорошо принят сейчас, если я приведу Григорию Корзуну несколько богатых туристов.
- У вас есть сотня лей? услышал я вопрос.
- Ты меня спрашиваешь?
- Да, а что мне спросить ту, которую называют Смерть?
- Я не понял. Вы ошибаетесь и принимаете меня за Смерть, или я ... Как вы думаете?
- Зависит от обстоятельств.
- Куда ты хочешь пойти?
- Конечно, в Тирасполе. Вернее, хотел. Но я больше этого не хочу.
- Почему?
Потому что я не могу пойти туда с тобой. Признаюсь, я вас за кого-то принял. Не расстраивайтесь и не обижайтесь! Я могу попросить прощения, если я причинил тебе боль мои обидел.
Глаза Дудуи были большими, она скрестив руки, глядела на Дафина. Казалось, он хотел повторить слово, известное только кому-то. Затем придет поезд смерти. Но поезд не шел. И пока город Тигина, еще называвшаяся Бендером, Дафин отправился на макси-такси.
На вокзале один парень спал с рюкзаком вместо подушки, так как Иван Турбинка, который служил генералу Крянгэ. Смерть подобно кошка, которая как тихо мурлычущий кот в ушах, рассказала ему девять рассказов  из «Одна тысяча и одна ночь», отправила ему пророческие сны. Я прошел мимо него, делая вид, что не заметил его, не меняя слова с тем, кто сопровождал меня. Потому что именно миссис Смерть сопровождала меня, и Смерть прошептала на ухо. Персонажи, похоже, не были покорены, но вы все еще знаете ... Пути непредсказуемы. Особенно в аду.
Мы пересекли другую сторону железнодорожного вокзала и направились к рынку. Вот церковь со специальной архитектурой! По тому, что отличается от остальных зданий, я не представлял и не имел никакой информации. Но, как я узнал позже, она была Собором Преображения, символом освобождения города от османского ига. В 1934 году интерьерные настенные росписи были сделаны известным молдавским художником времени между двумя мировыми войнами Александру Плэмэдялэ. Здесь я позвоню Григорию Воловому. Я подбираю номер и переношу трубку телефона к уху. После небольшого вздоха я слышу женский голос. Голос рекомендовался  как его женой. «Но Гришки нет дома. Он уехал в течение двух часов из города и вернулся только к вечеру. И если мы хотим подождать ... "
Я сказал, что мы ничего и никого не будем ждать. Мы действуем, когда мы проходим через наши головы, мы не в чужие места, и у нас много опыта. На ваше усмотрение, а может вы еще чего-то хотели, сказала она.
- Нет мы больше ничего не хотим, но как говориться:
- Приезжайте в Приднестровье!
- Не расстраивайтесь. Теперь мы можем справиться сами, потому что мы уже здесь, для того чтобы отправиться в Тигину.
- А я не хочу. Лучше пойти к Григорию Корзуну, через Днестр, рядом с новым футбольным стадионом что в Паркань, в его музей в виде большой бутылки из стекла для алкогольных напитков.
Леди, которая является опытным путеводителем, принимала без лишних слов. Если так, то, как я уже сказал. На меня легко повлияли, и мне понравилось. На короткой дороге к Григорию Корзуну я начал высказывать свое мнение о местах, которые я знал еще с тех пор, как учился, а затем работал журналистом. «В 70-х - 80-х годах прошлого века походы на Днестре были естественными и красивыми. Люди двигались с одного места на другое на голубой артерии, потому что это было дешевле. В речном отрезке, с одной стороны, а с другой, на местах: Каменка, Подойма и Подоймита, Бурсук, Рашков и Вадул Рашков с Соколой имеют беспрецедентные ландшафты на расстоянии 13-17 километров. В те годы определенное оживление было обнаружено во всех областях человеческой деятельности: были построены школы, более просторные дома. Казалось, наконец, в этих местах с синим автобусом, от Климауць-де-Жос до Сокола, затем от Сахарны до Циповы, вечность входит в  естественное измерение. Но кажущаяся тишина продолжалась всего двадцать лет. Потому что, когда в Кишиневе коренное население начало требовать свои естественные права на свободу, язык с естественным алфавитом на румынском языке, в деревнях на другом берегу Днестра, от Слободки Рашкова до Спеи, Чобручиу и других долинах Тирасполя и после нее стали выходить группы  людей, бежавших из тюрем, через огромный российский лес России без границ и даже из соседней Украины. В деревнях и городах появились элементы враждебные к румынскому населению, которые наводили страх и напряжение в патриархальном мирном населении.  Фактически, они были агентами и посланниками Москвы, чтобы спровоцировать вооруженный конфликт на Днестре и, вероятно, во всей Республике Молдова до реки Прут.

После провозглашения независимости Республики Молдова от СССР (1991 год.) террористический и сепаратистский режим из Тирасполя, во главе с лидером Игорем... "пусть ударит его христианский крест", окреп и вырос как многовековой дуб.
Сегодня ещё остались некоторые пожилые люди, пережившие все режимы: сталинский и советский, начиная с Никиты Хрущева и заканчивая Леонидом Брежневым, Черненко, Андроповым, времени певицы Аллы Пугачевой. Но, они большая редкость...

А вот когда наступит время заповедников, наподобие не облагаемых налогами зоны свободного предпринимательства, зоны для творческих людей поэтов и писателей, пользующихся иными версиями энциклопедий, например "Википедий" или других версий, то тогда...
А что тогда, узнаете завтра или никогда!