Дружба богов

Алёна Цами
(приметы нового времени)

       Всё больше людей в наше время устремляется к духовным ценностям.
       Кто-то из этих людей вовсе не связывает своё стремление с официальными религиями, кто-то стоит перед выбором – какую религию принять?
       Если человек родился и вырос в среде с устоявшимися духовными традициями, тогда вопрос упрощается. Человек зачастую автоматически попадает под влияние господствующей религии.
       Однако бывают интересные случаи, о которых хочу здесь рассказать.


       *
       Женщина-алтайка, живущая неподалёку от Горно-Алтайска – столицы Республики Алтай, была верующей христианкой. С детства она посещала храм и молилась Богу. Жизнь этой женщины текла размеренно, в русле национальных традиций. Но однажды, будучи уже взрослой, она увидела сон, коренным образом изменивший всю её жизнь.
       Женщине приснилось, будто пришла она в храм и стала молиться перед иконой Святой Троицы. Лики на иконе приветливо заулыбались. Женщина вдохновенно молилась и кланялась. И вдруг, в какой-то момент, Святые приподнялись со своих мест и покинули пространство иконы. Женщина замерла в изумлении, глядя, как все три фигуры плавно потянулись в сторону окна. Постепенно уменьшаясь, они прошли сквозь стекло и исчезли в сияющей точке за окном.
       Точка эта стала расти и превратилась в сферу, внутри которой появился человеческий силуэт. И вскоре женщина ясно увидела перед собой сияющую фигуру Будды Шакьямуни, который ласково смотрел на неё. Будда направился к пустующей иконе и, приняв позу лотоса, занял в ней центральное место, окружив себя яркими буддийскими украшениями. Новая икона-танка засияла радужным светом, заполнив всё пространство вокруг женщины…
       Проснувшись в сильном волнении, женщина отправилась в храм. И рассказав священнику свой сон, попросила этот сон объяснить.
       Священник помолился и сообщил:
       – Видимо, твоя исконная религия не христианство, а буддизм. Молись Будде – он будет помогать тебе во всех делах!
       Случай может показаться невероятным, но жизнь этой женщины в корне изменилась с тех пор. Вскоре она вышла замуж за буддиста и стала помогать его единомышленникам строить в Горно-Алтайске буддийский храм. А сын этой женщины, закончив Буддийский институт в Бурятии, принял монашеский сан.


       *
       Известный российский философ и религиозный мыслитель Григорий Померанц прошёл, выражаясь образным языком, библию Великой Отечественной войны и причастие сталинскими лагерями. Так и не приняв ни одной из существующих религий, как обрядность, он впитал в себя их духовную суть. Православие, дзэн-буддизм, философия и искусство – темы размышлений многочисленных книг Григория Померанца. Живя в России, он говорил обо всех мировых религиях с любовью.
       Кандидатская диссертация «Некоторые течения религиозного нигилизма» была написана Померанцем в 1968 году. На 500 страницах текста рассматривалась по большей части буддийская школа Дзэн. Диссертация стала первым советским научным трудом, описывающим данную школу настолько подробно. Но незадолго до защиты диссертации Померанц поставил свою подпись в защиту участников демонстрации 25 августа 1968 года против введения в Чехословакию войск СССР. После этого защита не состоялась по указу «сверху». Автореферат диссертации однако был уже опубликован, и позднее его активно использовал режиссёр Андрей Тарковский при работе над фильмом «Сталкер».
 

       *
       Молодой христианский священник по имени Серафим, русоволосый славянин, окончил в своё время православную семинарию. Ему дали Приход, и жизнь его пошла по заведённому предками руслу.
       Вера в Бога у Серафима была сильна, но что-то мешало успокоению души на достигнутом. Что именно, он и сам не понимал. В его снах приходили к нему персонажи буддийских легенд и преданий – будды, ботхисаттвы и йоги, совершавшие многолетнюю тантрическую практику в горах, о которых Серафим был наслышан. И однажды, влекомый глубоким внутренним побуждением, священник подошёл к иконе Христа и попросил: «Разреши мне, Всевышний, служить тебе в буддийских одеждах. Ибо догадываюсь я скупым своим умом, что люди поклоняются разным Богам, а Боги – дружат между собою!»
       Серафим уехал в Бурятию – центр российского буддизма, где 12 лет провёл в уединении и очищении своего сознания. После этого он стал лечить людей от самых разных болезней и сочинять духовные книги. Одна из его книг называется «Круг Времени. Калачакра».


       *
       Собиратель волжского фольклора, поэт, прозаик Игорь Муханов в начале XXI века был приглашён бурятскими ламами собрать буддийские предания на территории Республики Бурятия. Писатель согласился, однако во время работы столкнулся с неожиданной проблемой.
       Когда материал для его книги был уже собран и обсуждался вопрос о её издании, бурятские ламы предложили писателю пройти ритуал буддийского крещения.
       – Иначе нельзя, – утверждали ламы. – Автор книги, посвящённой духовным началам буддийского учения, должен быть буддистом!
       Писатель был озадачен. Конечно, собирая материал для книги, общаясь с учёными ламами и простыми людьми из дальних сёл Бурятии, он проникся большим уважением к мудрости буддизма. Да и сам, будучи человеком любознательным, прочёл немало литературы на эту тему. Но в детстве, в трёхлетнем возрасте, он был крещён своей бабушкой в православную веру, и считал себя христианином. Христос для него был столь же велик, как и Будда. 
       Ламы настаивали на своём, утверждая, что только в таком случае благословят его книгу. А благословение чего-либо – важная составляющая буддийского учения.
       Писатель мысленно обратился к Христу и Будде за советом. И объявил ламам такое своё решение:
       – Я готов принять посвящение Прибежища – буддийское крещение, но только без отречения от христианства. При совершении ритуала посвящения я буду мысленно держаться одной рукою за Христа, а другою – за Будду!
       Ламы посовещались между собой и согласились с таким решением.
       В книге писателя Игоря Муханова «Дождь из цветов», отразившей глубокую мудрость бурятского буддийского учения, имеются такие строки:
       «Среди просветлённых существ, которые воплощаются во всех без исключения странах земли, различий не существует. Однако новички от религии всё же усматривают между ними четыре различия:
       1. Время, в которое эти существа родились.
       2. Их характерные черты.
       3. К какой из рас – белой, жёлтой, красной или чёрной – эти просветлённые существа принадлежали.
       4. В какой из религий достигли своего просветления.
       Встречая таких новичков от религии, древние мудрецы спрашивали их: «Не всё ли равно, кто вылечит вас от болезни – русский, китаец или араб? Главное – вы будете здоровы!»


       *
       Прибалтийская художница Илзе Рудзите, выпускница Рижской Академии художеств, дочь известного латышского поэта, философа и общественного деятеля Рихарда Рудзитиса была воспитана родителями в духе свободы выбора вероисповедания и духовного пути.
       В начале 90-х годов XX века Илзе Рудзите училась во Всероссийском реставрационном центре у всемирно известного мастера иконописи академика А.Н. Овчинникова. В это время она много путешествовала по монастырям. Многократно посещала сердце России – Троице-Сергиеву лавру, а также Псковско-Печерскую и Киево-Печерскую лавры, ходила по пещерам, в которых покоятся мощи великих подвижников – монахов, иконописцев, воинов, летописцев, целителей Древней Руси.
       Впечатления от посещения святых мест и общения с православными священниками и верующими людьми оставили глубокий след в душе Илзе и повлияли на её духовный выбор. Выросшая в семье с лютеранскими традициями христианства, в семье, где глубоко изучалась классическая и эзотерическая литература, художница преисполнилась духом православной веры, прошла обряд крещения и впоследствии, уже проживая много лет на Алтае, создала цикл православных икон. На своих выставках Илзе не раз получала отзывы людей о том, что они исцеляются от недугов, глядя на её работы. И одна из икон замироточила.
      

       *
       Русский художник, философ, учёный, путешественник и общественный деятель Николай Рерих и его сподвижница-жена Елена Ивановна выросли в православных христианских семьях, где уважались имена русских святых: Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского и многих других. Свидетельством тому служат полотна художника и его литературное наследие. Православная вера и традиция вошли в сознание Николая Рериха в раннем детстве и преломлялись в его творчестве, начиная с первых шагов в искусстве. «От веры и от отцов моих не отрекусь», – писал он из Индии в Париж в 1932 году.
       Впоследствии, находясь в эмиграции, Рерихи совершили многолетнюю экспедицию по странам Востока и Центральной Азии – Индии, Китаю, Монголии и Тибету, и пришли к выводу, что нравственные основы буддийской и христианской религии тождественны. К такому выводу они пришли, общаясь со многими общественными и религиозными деятелями, изучая философские труды в монастырях, а также сравнивая археологические находки.
       Философское наследие семьи Рерихов, данное в 1920-30-х годах России и всему миру, носит название Агни-Йога или Живая Этика. Это четырнадцатитомное духовно-нравственное учение говорит о единстве основ всех существующих в мире религий. Оно соединяет древнюю мудрость Востока с научными и философскими достижениями Запада и повествует о новой, приходящей в мир эпохе Водолея, в которой единство в многообразии будет положено в основу жизни человечества.
      

       *
       Лауреат Нобелевской премии Мира Далай Лама ХIV объехал в своё время всю планету, повествуя людям о равенстве всех религий.
       Приезжая в христианскую страну, Далай Лама шёл в церковь и молился Иисусу Христу, прося научить его глубже сострадать своему обездоленному народу. Приезжая в Израиль, шёл после посещения святых мест в синагогу и просил Моисея научить его мудро руководить своим народом, находящимся в изгнании. В мусульманской стране Далай Лама ХIV заходил в мечеть и просил Магомета помочь его народу стойко и мужественно переносить лишения.
       Океан Знания*, который олицетворяет собой патриарх буддийский церкви, вбирает в себя большие и малые Реки Учения. Поэтому и Христос, и Моисей, и Магомет любят Далай Ламу ХIV и сострадают его народу.
       Буддийская библиотека д-ра Александра Берзина повествует о том, что на протяжении последних тринадцати с половиной столетий буддисты и мусульмане взаимодействовали друг с другом в культурной, политической, экономической, а иногда и военной областях.
       В Европе Далай Лама ХIV не раз участвовал в совместных буддийско-христианских конференциях, посвящённых вопросам единства основ учений Будды и Христа. А также написал книгу, устремлённую в будущее: «Вне религий. Этика нового тысячелетия».
______________________________________________
       * «Далай Лама» означает «Океан Знания».


       *
       Осенью 2013 года в Англии произошло знаменательное событие.
       Монахи из тибетского монастыря Таши Лунпо построили песочную мандалу Ченрези, посвящённую состраданию и доброте, в Солсберийском соборе Девы Марии. Это культурное мероприятие проводилось в целях укрепления взаимодействия христианства и буддизма. Создание подобной мандалы позволяет представителям разных конфессий наблюдать духовные традиции буддизма.
       Собор Солсбери, в отличие от многих церквей и соборов Англии, никогда не был монастырём, но всегда оставался религиозной общиной, где основой является практика совместной молитвы. Построение мандалы интересно с точки зрения совмещения традиций христианского и буддийского искусства.
       Песочная мандала символизирует собой сферу чистых земель будд, место обитания божеств. Мандала – это геометрический рисунок, который трактуется как модель вселенной, «карта космоса».
       Монахи начали процесс создания мандалы 30 сентября и закончили 5 октября разрушением построенной мандалы. Согласно традиции, монахи в торжественной процессии, в сопровождении цимбал и труб отправляются к реке и подносят песок, из которого строилась мандала, в дар духам воды. Они просят принять благословенный песок и распространить это благословение по всему миру.


       *
       В настоящее время на Западе получило распространение движение «Нью Эйдж» (буквально «новая эра»), объединяющее в своих рядах миллионы людей самых разных национальностей. Основой этого движения также является единство всех существующих религий.
       После первых переводов Упанишад и открытия Западом японской культуры резко повысился интерес к восточному мировоззрению. Важную роль в росте этого интереса сыграло широкое распространение молодёжных субкультур, которые ставили под сомнение западные ценности и считали экзистенциальный и духовный поиск истины одним из важнейших аспектов жизни.
       Всех сторонников этого движения объединяет понятие «великого преобразования», наступления новой эпохи, которая должна прийти на смену традиционной западной культуре. Утверждается, что приходящая культура ознаменуется грандиозным скачком в духовном и ментальном развитии человечества. Группы движения «Нью Эйдж», которые увлекаются астрологией, называют эту культуру «Эрой Водолея», начало которой относят к ближайшему будущему.
       На развитие движения «Нью Эйдж» в России большое влияние оказали труды Елены Петровны Блаватской, а также учение Живой Этики Рерихов. К этому движению в нашей стране можно причислить и немалое количество эзотерических течений, сложившихся под влиянием индийской йоги, дзэн-буддизма, суфизма, даосизма и др. А также – системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, занятия целительством и мистические духовные практики.


       *
       Конечно, можно привести немало случаев, когда люди, увлёкшись новым подходом к духовному поиску, всё же выбирают для себя традиционную религию и находят в ней своё успокоение. Это говорит о том, что после долгих лет атеизма в нашей стране процесс обращения человека к духовному миру находится в активной стадии развития. И каков бы ни был выбор человека, душа его стремится в единое пространство Духа. Человека вдохновляет бескорыстное, искреннее побуждение, а это самое главное.
       Хочу закончить своё размышление словами из Евангелия от Иоанна: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (IV, 23).

       *

       (рис. Веры Карнауховой)