Зигзаг судьбы. ч. 2. Перестройка

Ольга Черникина
Не так уж все грустно! Наконец то во власть пришел еще довольно молодой человек. Вот теперь точно сбудется мечта народа – построить коммунизм. Тем более он приемник Андропова Ю.В.  Горбачев С.М. предстал перед населением совместно с супругой. Хорошая пара, имеющая двоих дочерей – пример для советской семьи. Их приход в руководство страной – это свежее дуновение воздуха в застоявшееся общество. Среди населения распространился слух о том, что, какая-то ясновидящая сказала: «Придет меченый – будет счастье». А у него действительно родимое пятно на лбу.  В семье просто все замечательно: растет сынишка, муж занимает достойный пост. Дом полная чаша, вот едим на отдых в Батуми. Красивый, просто сказочный город встретил нас зноем. Побережье закрывают горы, только они в дымке от жары. Пляжную зону разделяет полоса из цветущих деревьев, переходящая в городской парк. Красотища! С отдыхом помог профсоюз: я от работы взяла путевку «матери и ребенка», а муж от своей работы путевку в тот же курорт. Тропические деревья, море, солнце делают отдых незабываемым. На заходе солнца морской пейзаж просто потрясающий, а затем в парке включают «поющий» фонтан. Что еще нужно для счастливой жизни? Наши отношения с мужем заиграли новыми красками. Домой мы приехали счастливые, одухотворенные. Аркадия вызвали в областной комитет партии. Он вернулся уставший и расстроенный. Только через несколько дней рассказал, как поставили вопрос о его соответствии, упрекнули о недостаточном проведении в массы идеологии гласности. Я возмутилась:
- Кто решил, что у нас гласности нет? По-моему, гласности и свободы слова у нас хоть отбавляй.
- Ты телевизор посмотри. Наш молодой реформатор вместе с женой говорит, что мы жили вовремя застоя. Теперь, как он сказал нужно «вскрыть нарыв». Нужно бороться с плохой экономикой, с пьянством, вскрыть просчеты Брежнева и Хрущева. Теперь разоблачаем Сталина.
- Какая борьба с пьянством? Я понимаю Андропов боролся, а тут очереди стоят в магазин за спиртным. Когда такое было? У нас, что экономика плохая? Заводы работают, рабочих не хватает. Я думаю это просто заблуждение, оно скоро пройдет.
- Я так не думаю. Время покажет.
 Вопрос гласности звучит с каналов телевидения. Открыто заговорили о ГУЛАГе, Солженицыне и   перестройки. Почему не могу поверить, что Сталин способен на уничтожение собственного народа? Думаю, что в то время было не так просто распознать и отличить буржуазные элементы от истинно преданных коммунистов. Кто знает?  Сейчас для Аркадия важно остаться на рабочем месте, а самое главное сохранить честь. Постепенно все улеглось. Я даже, как-то подумала: «Может Аркадий расслабился и что ни будь упустил?».  Сама отгоняю эту мысль, потому что знаю какой он ответственный и честный коммунист. На центральном телевидение мелькает Горбачев с супругой, их поездки по стране и за рубеж. Там их любят, встречают, как дорогих людей. Ослабилось напряжение между СССР и США.  Прошло полтора года. Под эгидой экономической эффективности и перестройки предприятий, сократились эти самые предприятия. Муж совсем осунулся. Я боюсь спросить о его делах. Однажды он сам начал этот разговор:
- Сейчас другое время. Я думаю морально нужно готовиться к чему угодно.
Я окаменела. Не стала перебивать. Он продолжал:
- Я тебе не могу сказать пока всего, но идет чистка партии. Убрали всех соратников Брежнева. Под борьбой с бюрократией убирают старейших честных коммунистов. Мало того есть те, которых осудили и есть те, которых приговорили к расстрелу. Непонятно, что творится. Вернее, понятно – идет борьба за власть. Забудем этот разговор.
- Я выйду на работу? Александр уже подрос. Отдадим в садик.
- Куда ты пойдешь? Места твоего нет. Освобожденных секретарей всех уровней убрали с предприятий.
- Пойду на завод, как раньше.
- Не выдумывай. Я найду тебе работу.
Аркадий устроил меня начальником отдела по развитию, контролю кооперативного движения. Вышедший указ о развитии кооперации не регламентировал принципы и методику. Поэтому работы предстояло много, но она меня не пугала. Я с рвением взялась за работу. Ко мне приходят люди, которые жаждут открыть кооператив. Для меня окрылись люди по-новому, оказывается сколько у нас предприимчивых людей.  В этом же году в Конституцию были внесены изменения о альтернативных выборах. Из Афганистана вывели все наши войска. Перестройка явно не удалась, потому что населению ввели талоны на продукты. Однажды столкнулась с токарем со своего бывшего завода. Я ее сначала не узнала. Она так постарела. Она стояла у подъезда с тремя детьми. Я подошла к ней:
- Здравствуй, Марина! У тебя, все хорошо? 
Она посмотрела на меня испытывающим с призрением взглядом. Промолчав несколько секунд, сказала:
- Нина, ты так изменилась. Недавно была своей, а сейчас чужая.
- Марин, ты что? Я была своей, своей и осталась.
- Что вы сделали с страной? Посмотри на моих троих детей. Ты поди не на талоны семью кормишь? Раньше я приходила в магазин отоваривалась бесплатно, как многодетная мать. Мне одежду на них давали и продукты бесплатно раз в месяц. А теперь талоны. Позор! 
- Марина, да успокойся. Все так живут. Потерпеть немного нужно.
Марина медленными шагами пошла на меня. Я испугалась.
- Марина, ты чего?
- Это я чего? Буржуи недобитые. Сталин бил-бил не добил. Повылазили. Из нас рабов решили сделать? «Ножками Буша» кормите. Своих курей мало? Ты нюхала их, чем они пахнут?
Я повернулась, быстрым шагом пошла прочь. Что стало с людьми? Вечером поделилась с мужем о встречи с Мариной. Он посмотрел, улыбнулся. Улыбки не получилось, лицо стало похожим на гримасу клоуна. Я засмеялась.  Он потянул меня за руку, усадил на колени. Тихо сказал:
- Еще будет хуже. Забудь, что было. Это было в другой жизни. Все меняется, не понятно куда нас забросит судьба. Берлинская стена пала. Социалистические страны затрещали по швам. Да и у нас в стране республики поговаривают о самоопределении. Слышала дело Гдляна по «узбекскому делу»?  Скоро уедим в Москву. У меня своя партия. У нас сын, нужно думать о его будущим. Теперь не до чести. Пока не кому не говори, подождать нужно.
Весной прошел референдум о сохранении Советского Союза. Народ проголосовал за сохранение. Я тоже проголосовала за сохранение. Я так и не решила за что голосовать, но не могла поставить галочку против сохранения того, во что верили целые поколения и ради чего победили в войне. Политические события завертелись так быстро, что я не успела опомниться, как прошел переворот в стране. Развалилась страна и ушел с политической арены деятель, который спилил сук не только под собой, но и под всеми народами могучей страны.  Муж уехал в Москву, оставив меня на время в нашем родном городе. Что с нами будет дальше? Ответа пока нет.