Гордыня и... понос!

Гунки Хукиев
                Почто ж кичится человек?
                За то ль, что наг на свет явился,
                Что дышит он недолгий век,
                Что слаб умрет, как слаб родился?
                А. Пушкин. Подражания Корану.

  В Чечне, обычно перед официальным публичным примирением кровников идёт сложный процесс переговоров между враждующими сторонами.
В советское время этим Богоугодным делом занимался известный, уважаемый Богослов Тимирсултан из Центороя. В одном из подобных миротворческих дел ему никак не поддавался усмирению один субъект из враждующих сторон. Ну не желал он даже слушать его речь о примирении.

В чеченском языке кровная месть зовётся "ч1ир". Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписанных законов, по которым жили ещё до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев.
Для начала дадим определение: в чем же смысл кровной мести? А в том, чтобы люди поняли: убийство – страшный грех, и если ты убил, то грех этот падет не только на тебя, но и на головы твоих близких. То есть ужасный на первый взгляд обычай по сути удерживает от совершения преступлений.

На первом этапе процесса, главная задача нашего Тимирсултана, эта освободит всех родных, близких душегуба от угрозы кровной мести, кроме самого убийцы.
По законам шариата, в ажиотаже начала ссоры, кровная месть может осуществится над человеком из ближнего круга убийцы, кто попадает "под раздачу": родные, двоюродные, троюродные братья и т. д. Кстати,женщин, стариков, мальчиков до 15 лет или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают. А если убили женщину, то за неё убивают двоих мужчин из семьи убийцы. Таких людей называют "лурвелла", что означает "скрывающиеся от кровной мести".

Кто из них раньше достигнет карающая рука, тот и падёт под кинжалом мстителя, а они, порою, абсолютно непричастны к такому развитию событию, но они одной крови с убийцей. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи. (См. поэму "Тазит" А. Пушкина).
    В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления. Существует такое понятие, как "куйг бехке" (виновная рука), он и являлся объектом преследования. Не могу утверждать, но думаю травля всех родных до завершения кровной мести, началась с окончания Кавказской войны, то есть со времён пленения имама Шамиля 1859 года.

После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отказывалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть.

Тейп убийцы не могут жить и работать свободно, не ночуют дома, скрываются у посторонних людей. Во первых -это личная безопасность, а потом и проявление уважения к своим кровникам.
Хозяева усадьбы, у кого они под защитой, оберегают их круглосуточно. Кроме того, они на полном его довольствии. Иначе, хозяин накличет на себя, на род, всеобщий позор.
Историк У. Лаудаев 19 века писал: "В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь (ци) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением фамильных членов кровь переходила на "гар", а в позднейшее время – на одно семейство".
Такое подвешенное состояние может продолжаться годами, если попадется на пути примирения такая чванливая личность, как на сей раз столкнулся Тимирсултан, в ходе своей миротворческой деятельности.

Так случилось однажды Тимирсултан не мог заключить согласия между сторонами, пострадавшая сторона отказывалась от перемирия. Миротворец группой поддержки возвращался безрезультатно. Но не таков был Тимирсултан. В середине пути, он велел шофёру развернуться и ехать обратно. Благо, публика собранная для перемирия не успела ещё разойтись.

И тут Тимирсултан выложил в полном объёме своё ораторское искусство. Рассказывал о достоинствах отцов и дедов потерпевшей стороны, какими они были мужественными, благородными мужчинами, и перед памятью подобных добродетелей он, мол, не может вернуться без положительного результата. 
Так продолжалось целый час, а благодарное потомство слушало опустив головы.
В итоге Тимирсултан достиг того чего добивался.

 На обратной пути один из молодых сопровождающих миротворца спросил:
"– Тимирсултан, действительно предки этих людей были такими какими ты их представил?"
"– Нет, конечно,- ответил он, - ты видел затылки этих бездельников, когда они опустив головы передо мной до колен слушали затаив дыхание. Предки их были такими же охламонами как и эти, просто слух ласкал самолюбие, а я, как понимаете, вынужден был так говорит ".      

На сей раз Тимирсултан не мог переломить упрямство человека. На него не действовали никакие сказки о его предках.
Человек с такой спесью, как правило, ничтожество. Но приятно щекочет его амбиции! Ведь сам уважаемый Тимирсултан обивает его порог, просит, умоляет, цитирует аяты из Корана, хадисы Пророка (с. а. в). Рассказывает, как Аллах прощает человеку грехи за милосердие, когда он возвышается над личными амбициями! Причём кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком. Но если выясняется, что в момент "случайного выстрела" убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.

Не думаю, что Тимирсултан будет пытаться сохранить жизнь такой виновной руке, но обязательно будет стараться освобождать от угрозы совершения кровной мести над ни в чём не повинными родными убийцы. Здесь у Тимирсултана нет никакой корысти, всё делается во имя Аллаха!

А этот стоит на своём, мол, - нет, никакой пощады никому! И всё. Самолюбие,  самоутверждение. Не ищет своего кровного врага и не даёт свободу движения его родным, которые ютятся у чужих людей, в чужих сёлах. 

И вот, неутомимый миротворец Тимирсултан, в очередной раз посещает его дом, но снова встречает тоже самое бездушное высокомерие, как всегда хозяин ведёт себя будто к нему пришли занимать деньги. Человек, по хамски, не прощаясь с гостем уходит из комнаты хлопнув дверью. Выказывая своей выходкой, что разговор окончен. Только Тимирсултан успел послать ему вслед сакраментальную фразу:   

--Эх, гордыня! Куда же ты деваешься, когда приспичить понос?

У нормальных людей, гордость - это ощущение собственного достоинства, умение уважать и ценить себя и других.
А гордыня – это болезненное чувство собственного достоинства.

Человек в горячке не успел среагировать во время, но истина познаётся в  сравнении и оно молниеносно вернуло его в реальное состояние, когда говорят: пусть лопнет совесть, чем мочевой пузырь, и поневоле приходиться спустить штаны, как это делает последний раб.   
Как известно Ислам – ПОКОРНОСТЬ.
А своего больного гордыней Тимирсултан вылечил хорошим Библейским словом – СМИРЕНИЕМ.

Тот догнал его у своих ворот и дал добро на примирение.
 
Р. S. Зять Пророка (а. с. в) Халиф Али говорил:
                "Отчего гордится сын Адама?
                Начало его от самой отвратительной жидкости,
                всю жизнь он носит в животе уборную,
                конец его подобен падали, которую во избежание
                протухания нужно прятать в землю."
               
                Из откидного исламского календаря за 2011 год.